Всё о тренинге. Традиционна схема (структура) тернингового занятия

Всё о тренинге. Традиционна схема (структура) тернингового занятия

В тренинговой практике сложилась своеобразная структура как отдельного тренингового занятия, так и тренинга в целом.

На фоне устойчивой структуры тренингового занятия каждый ведущий имеет свои наработки, которые делают тренинг более совершенным, насыщенным, привлекательным и тому подобное.

Поскольку считаем, что ведущий-новичок должен иметь четкое представление о структуре тренингового занятия (тренинга в целом), которое у него должно сформироваться на основе разных подходов, то полезным будет подать различные подходы (схемы) построения тренингового занятия (тренинга).

В начале занятий ведущий формулирует цель, задачи тренинга и помогает участникам определить собственные цели. Они могут быть:

— осознанными и вербализованными (т. е. выраженными в словах — в устной или письменной форме);

— осознанными, но невербализованными (не высказанными ни в письменной, ни в устной);

— неосознанными и невербализованными (на этом фоне, как правило, рождается сопротивление);

— неосознанными, но вербализованными (оговорки).

Цели бывают долгосрочными или стратегическими, среднесрочными или тактическими и краткосрочными — в процессе тренинга.

Проведение тренинга происходит по четко определенной структурой. Типовая структура, цель и задачи тренинга вместе служат основой для составления плана его проведения. Такой план может иметь различные формы (таблица, перечень последовательных действий, схема и др.), но принципиальным является то, и это хорошо стоит усвоить будущему ведущему, что план тренинга нужно составить обязательно. Естественно, это не означает, что тренинг пройдет полностью так, как было запланировано, однако план поможет тренеру придерживаться основных вопросов, которые должны быть проработаны в ходе работы группы, иначе невозможно достичь поставленной цели тренинга. Во время тренинга непременно возникает много второстепенных тем для обсуждения, и каждая из них оказывается более или менее привлекательной для участников. Однако их обработка будет служить другим целям. Тем временем срок занятия будет всплывать, и обязательные вопросы могут остаться не рассмотренными. Поэтому именно заранее составленный план поможет придерживаться выбранной темы и достичь желаемой цели.

В тренинговой практике сложилась структура занятия, которая у разных авторов имеет свои незначительные отличия. Представим различные трактовки структуры (схемы, этапов, частей, фаз) тренингового занятия, которое состоит из следующих частей:

— ритуал приветствия позволяет сплачивать участников группы, создавать атмосферу группового доверия и принятия;

— разминка настраивает участников на продуктивную групповую деятельность, позволяет установить контакт, активизировать членов группы, поднять настроение, снять эмоциональное напряжение. Разминка проводится не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями в случае, когда возникает необходимость как-то изменить эмоциональное состояние участников. Упражнения разминок выбираются с учетом актуального состояния группы и задач предстоящей деятельности;

— основным содержанием занятия есть совокупность упражнений и приемов, направленных на развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков, установление взаимоотношений между участниками группы;

— рефлексия предполагает обмен мнениями и чувствами о проведенном занятия;

— ритуал прощания способствует завершению занятия и укреплению чувства единства в группе.

Для углубления представления о структуре тренингового занятия полезным будет ознакомление с такой схемой.

Вводная часть тренинга предусматривает решение таких задач:

— оценка уровня усвоения материала предыдущего тренинга (получение обратной связи). Обычно это происходит в форме опроса (что больше всего запомнилось или понравилось на прошлом тренинге) или проверки домашнего задания;

— актуализация темы текущего тренинга и выявления ожиданий;

— создание доброжелательной и продуктивной атмосферы (этот этап называют общим термином «знакомство»). Он проходит в форме самопрезентации или взаємопрезентації участников тренинга;

— поддержание демократической дисциплины в форме принятия, уточнения или повторения правил группы.

Основная часть тренинга — несколько тематических заданий в сочетании с упражнениями на снятие мышечного и психологического напряжения.

В основной части тренинга иногда выделяют теоретический и практический блоки. Однако это разделение является весьма условным. Ведь знания (как умения и навыки) на тренинге пополняются в процессе выполнения практических заданий (мини-лекции в форме беседы, презентации, взаимообучение, работа в группах).

Заключительная часть тренинга включает:

• подведение итогов;

• получение обратной связи по тематике текущего тренинга;

• релаксацию и процедуры завершения тренинга.

Организация групповой работы осуществляется поэтапно, этапы между собой взаимосвязаны. Г. Смид групповую работу разделил на три этапа:

i этап. Предварительная подготовка, которая включает:

— оценку потребностей, возможностей клиента;

— подготовку проекта групповой работы;

— рекламу группы;

— выбор методов оценки работы группы;

— процедура отбора участников группы;

— подготовку материалов.

2 этап. Проведение групповых занятий:

— проведения занятий;

3 этап. Завершение работы:

— проведение итогового анкетирования;

— итоговая оценка результатов;

— подведение итогов встречи группы.

Тренинга присущи определенные атрибуты.

К ним относятся:

— тренинговая группа;

— тренинговое круг;

— специально оборудованное помещение и коммунальные услуги для тренинга (флипчарт, маркеры и тому подобное);

— ведущий;

— правила группы;

— атмосфера взаимодействия и общения;

— интерактивные методы обучения;

— структура тренингового занятия;

— оценка эффективности тренинга.

Структура тренингового занятия наиболее информативно раскрыта в следующих фазах, которых придерживаемся в работе.

Фаза знакомства

Цель фазы: знакомство участников друг с другом, с ведущими, а также с целью тренинга, правилами работы группы.

В первой фазе проведения тренинга целью тренера является привлечение к работе всех участников группы, а также наблюдение за ними, поскольку уже на этом этапе члены группы могут проявить те свойства, с которыми нужно будет работать в дальнейшем.

Основными элементами первой фазы являются:

1. Ритуал начала. Упражнение, которое группа предлагает и после одобрения, использует на всех занятиях.

2. Знакомство. Обычно тренинг начинается со знакомства. Ведущий строит работу так, чтобы группа сама (с минимальным участием тренера) приходила к тому или иному решению. Знакомство не является исключением. К осознанию необходимости познакомиться группа обычно приходит сама. Тренер задает лишь некоторые правила.

3. Введение групповых норм. Нормы поведения вводить необязательно. Однако в поведенческом тренинге они вводятся почти всегда. Некоторые из них анонсируются, другие являются результатом поведения ведущего или естественно выделяются из поведения группы.

4. Уведомления о самочувствие является атрибутом каждого занятия. Очень часто возникают ситуации, в которых полезно, чтобы человек вербализовала свое самочувствие. Стоит рассказать о своем самочувствии, если тренер чувствует, что большинство участников группы напряженная. Есть смысл начинать с самой искренней человека в группе: она задает норму искренности, в русле которой и протекают дальнейшие сообщения. Вероятно, что члены группы, говоря о самочувствии, выразят и некоторые свои страхи, опасения, недоверие к тому, что происходит.

5. Уведомления о ожиданиях. Это не обязательная процедура. Можно не говорить об ожиданиях, если все идет по плану или группа очень большая. В некоторых ситуациях можно попросить, чтобы все встали, закрыли глаза и каждый представил себе, что он хочет достичь этого дня.

6. Сбор проблем. Достаточно важной процедурой является сбор проблем каждого из участников группы. В зависимости от состава группы и выбора момента, когда было предложено подумать над своими проблемами, а также формы этого предложения, проблемы могут существенно различаться по видам: производственные, личные и тому подобное.

Что касается самой процедуры сбора проблем, то она может быть использована по такой схеме: каждый пишет на карточке одну-две наиболее существенные для него проблемы, затем передает карточку соседу. Тот знакомится с проблемой и ставит » + » в случае, если она его заинтересовала, или существенное, иначе не ставит ничего. По знаку тренера карточки передаются следующему человеку. Действия повторяются до тех пор, пока к каждому не вернется его карточка. Подсчитывается количество плюсов, сумма записывается на карточке. Все подписывают свои карточки и сдают ведущему.

Фаза разогрева

Цель фазы: установление благоприятного психологического климата в группе, разогрева.

Эта фаза по времени короткая, не очень насыщена упражнениями и техникой. Обычно рекомендуется использовать двигательные упражнения, телесные контакты, упражнения на использование дистанции и непосредственное взаимодействие — динамические упражнения, в ходе которых ведущий следит за выполнением групповых норм, а участники группы учатся языку тренинга.

Фаза лабилизации
Цель фазы: формирование активного рабочего настроя, диагностика психологической атмосферы в группе.

Лабилизация — это переживание личностью неэффективности привычных форм поведения. Традиционно считается, что без лабилизации нельзя осознать источники трудностей, которые кроются в особенностях характера и поведения. В тренинге лабилизация обычно создается тренером намеренно, для повышения мотивации участников тренинга на работу и преодоление сопротивления изменениям. Лабилизация бывает различной интенсивности: от легкой тревоги до панического страха и желания прекратить тренинг. Лабилизация, кроме тревоги, порождает чувство стыда, вины, разочарования, раздражения, агрессии, неуверенности, беспомощности.

Л.Ф. Анн обращает внимание на то, что «без лабилизации психолог не поможет детям осознать источники их трудностей, которые кроются в особенностях их характера и поведении. Для участника тренинга лабилизация — это средство познания собственного несовершенства. Это зеркало, в котором человек видит свое неокрашенное отражение, свои слабые стороны и недостатки. Однако, детям с трудностями в общении такое зеркало не только не принесет пользы, но может способствовать приумножению их трудностей, снижению самооценки, повышению тревожности, укреплению внутренних барьеров. Поэтому тренинг строится так, чтобы дети получали лабилизацию в минимальных дозах и не прямую, а косвенную:

• через осознание существования других, отличных от собственных, способов поведения;

• через наблюдение успешности этих способов;

• через идентификацию с психологом и успешными членами группы. Чтобы не допустить срыва у ребенка в трудной ситуации, необходимо различными способами смягчать лабиализацию»

Обычно человек не хочет лабилизации и защищается от нее. ее первые действия будут импульсивными (часто аффективно-агрессивными), за ними стоит неуверенность в себе. Поводом для лабилизации чаще всего является страх за свою репутацию в глазах других участников тренинга. Эффект лабилизации тем сильнее, чем он неожиданнее, чем острее личность сталкивается со своими стереотипами в каждой конкретной ситуации.

Лабиализация зависит от ряда составляющих, причем основными являются: неадекватно высокий уровень мотивации на участие и задачи, которые ставятся и решаются в ходе тренинга; переживание личностной и профессиональной значимости того, что происходит; уровень активности группы в целом и каждого отдельного участника. Справиться, пережить и перерасти лабилизацию помогает атмосфера доброжелательности, доверия и безопасности, что специально создается и поддерживается во время всей работы группы.

Традиционно блоки, в которых есть высокая вероятность лабилизации участников, ставят на начало тренинга. Лабилизация в конце тренинга снижает чувство успешности у участников и может привести к отказу участников использовать приобретенные на тренинге навыки и приемы. При этом тренеру важно понимать, что в любой момент тренинга, иногда даже во время простой разминки, у одного или нескольких участников тренинга может произойти «внеплановое» лабилизация. Важно уделить внимание такому участнику и снизить его эмоциональное напряжение, иначе эффективность его работы на тренинге резко уменьшится.

На начальном этапе (формирование эмоционально-оценочной шкалы) отношения регулируются сугубо эмоциональными и субъективными впечатлениями друг о друге. Группа поляризуется на тех, кому отдают предпочтение, и тех, кому не отдают предпочтение. Здесь работают все механизмы формирования первого впечатления о человеке (значение имеют внешний вид, степень привлекательности и тому подобное).

На втором этапе тренер, создавая ситуацию общения, вносит элемент регуляции в группу. Это позволяет участникам группы осознать свое положение в ней. Эмоциональная поляризация остается в силе, но намечается дивергенция (слияния) позиций под влиянием групповых норм. Тренерские оценки достаточно значимы, поэтому их использование возможно в крайнем случае: например, можно похвалить, чтобы повысить статус совершенно изолированного участника.

На третьем этапе формируется новая групповая поляризация и создается определенная иерархия, которую возглавляют наиболее успешные участники. Идет перераспределение статусов в группе. Такое смещение иерархии является хорошим диагностическим моментом. На этом этапе также происходит взрыв критичности: участники наблюдают за собой, ищут ошибки друг у друга, то есть группа пытается найти источник раздражения, иногда им оказывается тренер. Необходимо, чтобы этот процесс перерос в групповой катарсис и групповую самокритику. Именно раздражение и агрессия становятся объединяющим и сдерживающим механизмом.

На четвертом этапе у членов группы появляется способность спокойно выслушивать критические замечания в свой адрес, основательно уточнять критику. Возрастает понимание себя и других людей, происходит коррекция самооценки. Этот признак является показателем успешности фазы и тренинга в целом.

Фаза лабилизации является самой сложной в ходе тренинга, поскольку требует отслеживания ситуации и состояний членов группы, выявление неконгруентных форм поведения, четкости в действиях, сдержанности оценок и адекватного эмоционального реагирования.

Фаза обучения
Цель фазы: отработка и овладение навыками, которые помогут объединить группу, развить умение взаимодействовать в команде, находить общее между участниками.

Завершающая фаза
Цель фазы: Подведение итогов, снятие напряжения. Здесь каждый имеет возможность говорить о том, как он оценивает себя и других в процессе работы группы. Тренер проводит анализ общих позитивных достижений группы и просит сделать то же самое каждого члена группы.

Большое значение имеют процессы рефлексии. Особое внимание уделяется индивидуальным особенностям поведения и реакциям каждого участника группы.

Эффективность тренинга для каждого члена группы состоит в его готовности принимать как позитивную, так и негативную информацию о себе.

Фаза характеризуется высоким объединением группы, выявлением желание интеграции с каждым участником группы.

Кроме того, обязательным атрибутом завершения тренингового занятия является ритуал его завершения. Ритуал группа предлагает, коллективно обсуждает и затем принимает решение им завершать каждое тренинговое занятие.

Ритуал — своеобразная точка в длительном групповом процессе.


Создания тренинговых техник

Разрабатывая программу нового тренинга, психолог практически оказывается перед очевидной альтернативой: либо найти готовый сценарий необходимого тренинга (в литературе, Интернете, у коллег или где-нибудь еще), либо придумать свой. С одной стороны, готовый сценарий имеет такие преимущества: во-первых, не надо самому напрягаться; во-вторых, есть основания считать его таким, что «работает» — поскольку автор его апробировал, а значит, есть гарантии его эффективности; в-третьих, зачем вообще изобретать велосипед, если люди давно выдумали не только велосипед, но и различные его модификации? Думается, тренеру-новичку эти аргументы кажутся вполне достаточными для осуществления выбора в пользу готового сценария.

Однако, с другой стороны, совсем не факт, что нужный психологу тренинговый сценарий найдется или вообще существует в природе. В таком случае ведущему придется разрабатывать программу тренинга самому. Разумеется, программа может быть авторской, но составлена из давно известных упражнений. В то же время часто случается так, что и упражнений для достижения избранных вами целей нет или их не удается обнаружить.

Что же делать в таком случае? Создавать собственные тренинговые технологии и упражнения. Это вполне под силу любому заинтересованному психологу-тренеру, если знать некоторые простые приемы. Список приемов, что описываются ниже, конечно же, нельзя считать исчерпывающим. Но их использование позволит вам стать создателем оригинальной тренинговой техники.

Важнейший принцип, который лежит в основе почти всех этих приемов, — принцип метафоризации. Она означает перенос свойств одних предметов или явлений на другие. Трансформируя старое и известное в новое и пока никому неизвестно, мы с помощью метафоры, как волшебники, превращаем одно в другое. Можно предположить, что метафоризация является одним из важнейших механизмов творчества. Представим в сокращенном виде этапы работы по созданию тренинговых техник. Они могут быть такими:

1. Выделение проблемы, которую необходимо решить на тренинге.

Например: как уменьшить конфликты среди молодежи?; как помочь быстрее адаптироваться детям мигрантов в чужой культурной и языковой среде?

2. Формулировка цели будущей психотехники, которая обусловливается осознанной проблемой.

3. Выбор тренингового метода, в рамках которого целесообразно разрабатывать психотехнику.

4. Создание необходимой тренинговые техники в рамках выбранного метода. На этом этапе возможна реализация двух стратегий: во-первых, создание собственной, ни на что не похожей техники; во-вторых, модификация имеющейся техники (или психотехнической модели), что приводит к рождению новой. Первый вариант не рассматривается, поскольку четкого алгоритма творчества не существует, во всяком случае, мы не рискнем предлагать такой алгоритм.

А вот в случае второго варианта происходит использование приемов разработки тренинговой техники. Заметим, речь идет именно о модификации известной техники. В списке литературы, который прилагается к программе, и в примечании к каждому упражнению необходимо указать, что данное упражнение является модификацией известной игры. Впрочем, модификация может быть настолько творческой и так трансформироваться, что созданная вами психотехника окажется авторской. Чтобы добиться этого, нужно выполнить ряд действий:

1. Подбор психотехники, направленной на достижение тех же целей. Придется обратиться к литературе или собственного опыта и подобрать технику, которая ее разработчиками предназначалась для того же, чего хотите и вы. Можно, конечно, не мудрствуя, просто их и применять в том же самом варианте. Но — творить, так творить! Подумайте, можно ли использовать эту психотехнику для тех людей, с которыми вы будет работать в тренинге. Проанализируйте, что можно изменить в ней для большего соответствия вашим конкретным задачам без потери ее целевой направленности.

2. Разложение известной техники по функциям (компонентам, составными частями) — создание «психотехнического конструктора».

3. Анализ сходства и различия в способах реализации компонентов игр.

4. Изменение одной функции и анализ изменений, произошедших в психотехнике.

5. Перестановка составных частей в структуре психотехники.

6. Создание психотехники на основе случайных выбранных компонентов по аналогии с известными играми и упражнениями.

7. Последовательная смена всех элементов психотехники.

8. Психотехника-калька (создание упражнения по имеющейся моделью).

9. Перевод проблемы, что выделена, языком метафоры.


Секреты успешного тренера

Каждый, кто начинает карьеру ведущего тренингов, будь то психологических тренингов, корпоративных или бизнес-тренингов, непременно задает вопрос: «Как стать хорошим тренером? Как достичь успеха в этой сложной профессии?». В этом разделе предлагаем вам ознакомиться с некоторыми секретами и опытом успешного проведения тренинга. При этом помните, что эффективность тренинга — ваша главная цель!

Секрет № 1. Создайте в группе атмосферу доверия — друг к другу и к вам лично. Как это сделать? Введите в начале тренинга правило конфиденциальности, обеспечив так безопасность участникам. Не забывайте делиться с группой сами, демонстрируя включенность в группу, свое доверие группе, напоминая, что Вы тоже живой человек, а не просто тренер. Используйте в процессе подачи материала примеры из своей практики — только практикующий специалист вызывает к себе доверие учеников. Если в процессе тренинга предусмотрена оценка группой работы отдельного ее члена, введите такое правило: критику необходимо выдавать по схеме «положительное-отрицательное-положительное». Это нехитрое правило позволяет участникам быть более довольным критикой, что поступает, а Вам — влиять на общий настрой группы.

Секрет № 2. Обеспечьте формирование единства, объединения. Это можно сделать, например, вводя в структуру тренинга упражнения на сплочение. Одна такая правильно подобранная упражнение длительностью всего 5-10 минут может существенно сплотить вашу группу, что непременно скажется на успешности проведения тренинга.

Секрет № 3. Отслеживайте настроение каждого члена группы и при необходимости будьте внимательнее к недовольных членов группы. Определите вероятные причины недовольства (не обращая на это внимания группы!), по возможности устраните их.

Секрет №4. В процессе подачи материала используйте юмор, метафоры, примеры из жизни участников. Этим Вы сможете оживить даже самую сухую теорию, добьетесь лучшего понимания и усвоения информации теми, кто учится.

Секрет №5. Отслеживайте потребности членов группы. Если вы планировали перейти к следующей части тренинга, но видите, что в группе сформировались другие потребности (например, разобрать подробнее ситуацию одного из участников или выполнить еще одно упражнение для усвоения пройденного материала), подумайте, что будет важнее и эффективнее сейчас для группы.

Секрет № 6. Обязательно готовьтесь к Вашего психологического или корпоративного тренинга заранее (имеются в виду как содержательные, так и организационные моменты). Успешный тренер хорошо знает свою тему, он не читает тренинг с листа, обеспечивает готовность своего помещения до прихода участников, перерывы на обед и кофе-брейк, наличие всех необходимых материалов и канцелярских принадлежностей, который может понадобиться группе. Если чем-то из этого вы знехтуєте, то участники могут сделать вывод, что вы проводите тренинг впервые. Отношение к тренера-новичка соответствующее.

Секрет № 7. Хороший тренер обеспечивает усвояемость участниками даже очень сложного материала (зачем еще, Вы думаете, им нужен этот тренинг?). Чередуйте в структуре тренинга теорию, примеры и практику. Этим Вы сможете повысить уровень усвоения предлагаемого материала.

Секрет № 8. Запоминайте имена членов группы, если бейджиков нет или их уже сняли. Чаще называйте участников по именам, обращаясь лично к каждому из них, а не только к группе в целом. Ни для кого не секрет, что любой из нас любит, когда его называют по имени. Это нехитрое правило способно помочь Вам наладить и укрепить контакт с каждым членом группы.

Секрет № 9. Обязательно запоминайте, кто из участников уже высказался, а кто нет! Никому не понравится быть забытым, пропущенным.

Секрет № 10. Обеспечьте работу всех членов группы. Недопустимой является участие одних и тех же и бездействие других. С другой стороны, извлекать участника насильно тоже не нужно, если он четко дает вам понять свое нежелание выполнять упражнение. Такие пассивные участники должны выражаться хотя бы в обязательных для всех кругах и упражнениях (первый круг, завершающий круг, супервізійне круг и т. п), чтобы обеспечить целостность группы.

Секрет № 10,5 (бонусный). Не участвуйте сами в упражнениях, предусмотренных для членов группы, даже если Вас попросят. Необходимо строго сохранять позицию тренера на протяжении мероприятия, иначе вы рискуете потерять управление ходом тренинга и изменить отношение участников к вам, что обязательно скажется не в лучшую сторону на эффективности тренинга для всех членов группы [153].

В тренинге желательно не использовать жесткие сценарии. Эффективнее не думать, когда и какие ситуации организовывать, лучше это делать спонтанно. Необходимо видеть (или чувствовать) атмосферу в группе и действовать согласно с ней. Конечно, степень неопределенности можно варьировать в зависимости от задач вашего тренинга. Если вы хотите научить людей простым, стандартным навыкам общения, то вам такая неопределенность ни к чему. Но, чем более глубокие уровни общения вы затрагиваете, тем больше поможет вам эта неопределенность.

В тренинговой практике может случиться, что участники будут требовать от вас большей активности и поддержки, то имейте в виду, что поддержка психолога необходима, но должна быть наймінімальнішою. В данном случае участники проецируют на вас свои сильные качества. Помогая им больше, чем это необходимо, вы как бы забираете их силу.

Вы потеряли ориентацию и не знаете, что делать дальше? Не суетитесь и не нервничайте. Если вы не знаете, что делать, то и не нужно ничего делать. Посидите, помолчите вместе с участниками. Расскажите, как вы любите тишину в группе, какие важные процессы в это время происходят. Возможно на вашем тренинге действительно наступит время тишины и покоя.

Задуманный вами сценарий тренинга не получается? Испортить тренинг может заранее определенный план. В этом случае вместо организации творческого общения вы «підганятимете» участников под свой сценарий. При этом может произойти смещение акцентов, и наиболее важной окажется соответствие поведения участников вашему проекту. В результате вы начнете их обучать не столько общению, сколько послушания.

Вы почувствовали усталость во время или после тренинга? Усталость свидетельствует о том, что вы делали что-то неправильно, о несоответствии между вашим состоянием и состоянием группы, о трате сил на противостояние этих состояний.

Вы волнуетесь перед группой? Только не расценивайте это как слабость и не скрывайте своего волнения. Если мы пытаемся сдержать эмоции, они только усиливаются, а если не боимся их проявить, это приводит к разрядке и их исчезновение. Скажите о свое волнение вслух. Это придаст вам искренности и убедительности. Так целесообразно делать и с другими чувствами (страх, усталость, злость), которые волнуют вас.

Созданию доверительной и непринужденной обстановки на тренинге способствует помещение, изолированное не только от посторонних звуков и шумов, но и от случайных зрителей. И еще один важный момент. Активность и добровольность участников являются еще одним необходимым условием проведения тренинга.

Кроме этого, можно использовать некоторые развлекательные упражнения, не имеющие серьезной смысловой нагрузки, включая их в различные вечера отдыха для молодежи. Это поднимет интерес к таким вечеров и встреч, поможет подросткам чувствовать себя свободно.

Мы считаем, что тренинг личностного роста — это групповая форма работы, которая базируется на интерактивных методах, которые направлены на специально организованное общение, в ходе которого решаются задачи, направленные на самопознание, саморазвитие, самосовершенствование, преодоление собственных комплексов личности, а также на формирование ее эмоциональной и коммуникативной компетентности.

Весомым фактором личностного роста личности является идентификация, индивидуальная и групповая рефлексия.

Основная гуманистическая идея тренинга заключается в том, чтобы не заставлять, не подавлять, не ломать человека, а помочь ему стать самим собой, приняв и полюбив себя, преодолеть стереотипы, мешающие жить радостно и счастливо, прежде всего, в общении с окружающими. Конечно, от того, что вы пройдете тренинг, обстоятельства в жизни не изменятся и проблемы сами не исчезнут. Однако вы научитесь обращаться с ними так, чтобы их не было больше на пути к вашим мечтам. Некоторые осуществили свои мечты и теперь задают себе вопрос: «Хорошо, что же дальше?».

В тренинге есть возможность найти ответ на этот вопрос, определить новые пути и цели и двигаться дальше.

И.В. Вачков, С.Д. Дерябо отмечают, что иногда у тренеров, особенно начинающих, возникает желание, чтобы все изменения произошли сразу на тренинге, «здесь и теперь» (возможно, для того, чтобы убедиться в своем всемогуществе?). Но для трансформации субъективного отношения необходимо время — это дает клиенту возможность «сохранить личность». Не случайно же существуют так называемые отсроченные эффекты тренинга.

К сожалению, иногда тренеры увлекаются различными упражнениями, играми, дискуссиями и т. п, ценность которых лишь в том, что они проходят в «зажигательной форме», очень нравятся участникам группы, надолго запоминаются, неоднократно перечисляются знакомым, но, по сути, мало что дают клиентам для дальнейшей жизни. Возможно, это сознательный выбор, поскольку такая стратегия проведения тренинга безопасна и перспективна для получения новых заказов (люди любят «шоу»), вероятно, эти тренеры просто забывают об рассмотренный нами выше принцип эквивалентности тренинговой и реальной деятельности своих клиентов. Однако в результате такой тренинг превращается в лекцию, семинар, игру, проповедь, исповедь и т. др., но перестает быть тренингом как специфическим методом работы психолога с клиентом.

В своих рекомендациях ведущему В.С. Прутченков отмечает: «Вашей основной задачей во время тренинга, а особенно на его первых занятиях, является создание благоприятных условий для активной самостоятельной и продуктивной работы каждого участника над собой. Вам надо понять, что во время тренинга вы — не учитель, который должен «учить жить», вы лишь помогаете каждому участнику самому изучать себя и других людей, научиться понимать свои чувства, контролировать свои мысли и поступки. Вы не имеете права обсуждать, «плохой» или «хороший» тот или иной участник группы. Каждый судит себя сам и сам же определяет меру своей ответственности, вы лишь помогаете определить критерии и выбрать систему оценки.

Наиболее оптимальная позиция ведущего — позиция друга, понимающего, доброжелательного, внимательного, требовательного и, главное, способного помочь каждому участнику стать самим собой и измениться. Вы только помогаете, основную работу над собой участник делает сам.

Вам не нужно подчеркивать свое превосходство над другими участниками тренинговой группы, ссылаясь на свой жизненный опыт, наличие специальных знаний и профессиональной подготовки. Это не совсем корректно. Вы должны помогать группе в целом и каждому участнику в работе над собой.

Для этого на первом и последующих занятиях вы:

1) организуете обсуждение и принятие правил работы группы, а затем четко следите за их выполнением, при необходимости каждый раз роз’яснюєте то или иное положение правил;

2) объясняете цель каждого упражнения, подробно излагаете инструкцию к заданию или процедуре, отвечаете на все вопросы участников, а затем контролируете ход и правильность их выполнения;

3) проводите детальный анализ сложившейся ситуации после очередного упражнения или этюда, давая возможность всем, кто желает, высказать свои взгляды, поделиться своими переживаниями и ощущениями, связанными с целью и задачами тренинга и конкретного занятия;

4) контролируете эмоциональное состояние всех участников и группы в целом и, в случае необходимости оказываете психологическую поддержку, меняете последовательность ранее запланированных упражнений, дозировку психологической нагрузки, вплоть до полной остановки работы группы на некоторое время;

5 ) подводите итоги каждого упражнения и занятия, зачитываете текст домашнего задания и комментируете его; 6) в ваших интересах позаботиться о том, чтобы на последнем занятии (или в конце каждого занятия) участники высказали свое мнение о ваших успехах в роли ведущего». В течение тренинга ведущий должен придерживаться таких рекомендаций:

1. Тренер должен изъясняться так, чтобы все понимали его однозначно (кроме случаев, когда он специально выражается неопределенно).

2. Любые вопросы нужно переадресовывать другим или тому, кто спрашивает.

3. Если кто-то говорит неопределенно, нужно просить других конкретизировать его слова.

4. Следует использовать в работе взгляд, а не язык.

5. До третьего дня тренинга нужно установить зрительный контакт со всеми участниками.

6. Социометрический наблюдения можно проводить во время перерыва на основании невербального поведения участников.

7. Если на занятиях затягиваются лишние веселье, надо задать вопрос по существу.

8. Если все устали, лучше провести релаксацию в виде игры, упражнения.

9. Тренер не должен на занятиях заниматься посторонними делами.

10. Перерывы можно устраивать только тогда, когда процедура завершена (в крайнем случае, подошла к какой-то логической паузы) и группа «созрела» для перерыва, то есть перерыв должен быть логическим завершением процедуры.

11. Не нужно открыто смотреть на часы.

12. Желательно, чтобы тренер приходил чуть раньше и до начала занятий уже сидел на своем месте.

13. Тренер не должен оправдываться, многословно объяснять причины своих поступков.

14. Не рекомендуется высказывать негативные суждения.

15. Не надо давать советы или говорить: «На твоем месте я бы сделал…».

Поведение тренера, его умения могут способствовать повышению эффективности процесса, который происходит в группе. Чем профессиональнее работает тренер, тем интенсивнее происходят групповые процессы. Эффективный ведущий — это ведущий, который всегда «в форме». Поэтому, чем больше тренерской практики, тем результативней будет итог тренерской работы.

Проанализировав свою преподавательскую деятельность, я пришел к выводу, что путь до тренинга для меня начался давно, когда о нем было совсем мало информации. Высокая мотивация к внедрению новаций в преподавательской деятельности привела к применению на практических занятиях деловых и ролевых игр, анализа конкретных ситуаций, т. е. до активных методов обучения (АМН) еще в первой половине 80-х годов ХХ века. Чтобы реализовать в полной мере АМН, я сначала в аудитории разместил столы буквой «П», чтобы приблизить членов академической группы к оптимальных условий (в круге) общения. Во время проведения ролевых игр использовались изготовленные соответствующие ролей таблички: «руководитель», «эрудиты», «оппоненты», «эксперты» и др. Заметим, что на физико-математическом факультете, где я тогда работал, с девяти практических и семинарских занятий ни одно не повторилось по форме и методами. К тому же, большинство из них проводились по сценарию, который был больше похож на экспромт в студенческой аудитории. Помню случай, когда занятие проводилось в помещении лаборатории электротехники, где студенты были разделены лабораторными столами на три подгруппы (визуально отделены друг от друга). В таких условиях было использовано методику брейнсторминга (англ. brain-storm — мозговая атака) — метода организации коллективной творческой деятельности, которая опирается на групповую генерацию идей, которые выдвигаются, обсуждаются и принимаются.

Во время экзаменационной сессии студентов-заочников использовал метод эклектики, на основе которого была разработана собственная методика проведения семинарских (практических) занятий. До разработки этого метода побудило то, что в те годы интерес к знаниям у студентов был высокий, кроме того, после трех-четырех пар занятий студентам-заочникам часто приходилось допоздна сдавать экзамены. О какой подготовке к семинарским занятиям на следующий день можно было вести разговор…. Чтобы выйти из такой ситуации, когда студенты не подготовились к семинарским занятия, я и применил такую методику. А именно:

1. Соответственно количеству вопросов плана семинарского (практического) занятия делим группу на подгруппы и распределяем между ними вопрос.

2. Каждая подгруппа должна подготовить от группы того, кто будет выступать по этому вопросу.

3. Преподаватель рассказывает об условиях проведения семинарского занятия, проводимого в форме соревнования между подгруппами, какая из них наберет наибольшее количество баллов.

4. Когда подгруппы готовят ответы на вопросы, руководитель рисует на доске таблицу (представим только для двух вопросов) с соответствующими колонками.

Таблица 5

5. Через 15-20 минут преподаватель объясняет условия, согласно которым выступления студентов оцениваются по пятибалльной шкале, а дополнения, вопросы и ответы соответственно по трехбалльной.

6. После окончания рассмотрения всех вопросов будут подведены итоги, какая группа победит и кто из группы наберет наибольшее количество баллов.

7. Докладчикам задают вопросы из подгрупп-конкурентов. Если докладчик не знает ответа на вопрос, то он может попросить помощь собственной подгруппы. Если подгруппа не может ответить, или ответ будет неполным, то на этот вопрос отвечает (дополняет) тот, кто его ставил. Так он может получить максимум 6 баллов (3 балла за заданный вопрос и 3 балла за ответ на него). При такой организации занятия со студентами-заочниками мы:

1. Снимаем негативные эмоции и дискомфорт из-за того, что они не подготовились к семинарским занятиям.

2. Добиваемся высокой мотивации у студентов к познавательной учебной деятельности.

3. Формируем коллективистские отношения в микрогруппах.

4. Формируем умение коллективно добывать знания и делиться ими с группой.

5. При таких условиях проведение занятия у студентов исчезает равнодушие к учебному процессу и повышается интенсивность умственного развития.

Заметим, что такая форма занятия вполне пригодна для любой академической группы. Главное, чтобы группа не была слишком малочисленна, и можно было охватить все вопросы семинарского занятия.

Отметим, что именно из-за АМН я пришел к тренингу. Поскольку, как мне кажется, это закономерный процесс — кто ищет, тот находит.

В моем профессиональном становлении важную роль сыграла доктор психологических наук, профессор Л.А. Петровская, лекции которого из зарубежной социальной психологии были непревзойденными. С позиции прожитых лет отмечу, что Всевышний дал мне возможность, которой я и воспользовался. Так, на одной из лекций посчастливилось познакомиться с Т.С. Яценко, которая сегодня является доктором психологических наук, профессором, действительным членом Национальной Академии педагогических наук Украины. На ее приглашение мне вновь посчастливилось участвовать в десятидневного групповой работе с активного социально-психологического обучения (АСПН). В моей жизни это был первый серьезный опыт групповой работы. Итак, сама судьба дала шанс (возможность) встретить на пути своей профессиональной карьеры великих личностей, ученых, которые сыграли главную роль в становлении нового статуса — ведущего тренингов.

Думаю, стоит отдельно сказать добрые слова в адрес А.С. Прутченкова и Н.Г. Битьяновой, труды которых в 1993 году (на то время чрезвычайно редки) были для меня главным источником информации о методических аспектов ведения тренинга личностного роста.

Разделяю мнение.В. Шевцовой о том, что «тренинг — это спектакль в лучшем смысле этого слова». По моим наблюдениям, наиболее удачными и сильными являются тренинги хорошо продуманы и подготовлены. Я имею в виду не четкий сценарий, а те «подарки», которые готовит тренер для своей группы. Без них, в принципе, можно обойтись, но их наличие делает тренинг неповторимым. Можно, например, купить диск с релаксационной музыкой и ставить ее на все медитации подряд. Дешево и сердито, не надо заморачиваться, где композиция должна звучать. Это если тренинг — ремесло. Но я воспринимаю то, что происходит, как искусство, и отношусь к этому соответственно. Музыка — это очень мощное средство, она может усилить содержание упражнения, а может свести все на нет. Завершение тренинга — какой-нибудь ритуал, который группа сама придумала и под моим руководством приняла. Даже если занятие длилось несколько часов, подведение итогов тренинговой работы обязательное.

На завершающую упражнение «Подарки», каждый член группы готовит для каждого участника маленький подарок, который он считает нужным. Очень замечательно, если каждый сможет вынести что-нибудь из тренинга не только в душе, уме, но и на ладони.

Каждую будущую встреча (тренинговое занятие) нужно представить и просчитать каждый свой шаг, осуществить приблизительный хронометраж времени на все тренинговые упражнения, игры, процедуры (план).

Будучи выпускником Международной школы по Клиент-центрированной психотерапии (Кол. Роджерса), я сторонник гуманных методов ведения тренинга. Это — стиль моей жизни, считаю, что этим можно добиться большего и получить хорошие результаты. Но кто-то из ведущих действует по-другому и тоже достигает положительных результатов.

Предложенный теоретико-методический материал является лишь одним из возможных вариантов проведения тренинговых занятий. Окончательное решение о проведении тренинга, использование того или иного задания или упражнения принимает сам ведущий. Еще раз подчеркнем, что при этом он должен помнить об уровне своей подготовки и уровень профессиональной ответственности за те результаты, которые будут получены в течение тренинга.

Ведь тренинг позволяет участникам сознательно пересмотреть сформированные ранее стереотипы и решать свои личностные проблемы. Разумеется, ведущему не стоит рассчитывать на глубокие изменения в сознании членов группы после одного занятия. Но, как правило, в ходе тренинга у большинства из них проходит переосмысление или смена внутренних установок. Участники пополняют свои психологические знания, у них появляется определенный опыт позитивного отношения к себе, окружающим людям и миру в целом.

Участники социально-психологического тренинга, овладев во время занятий различные способы межличностного взаимодействия, становятся более компетентными в сфере общения. Это особенно важно сегодня, поскольку произошел своеобразный коммуникативный «взрыв» — значительная интенсификация отношений в сфере общения. Подобное явление вызвано дальнейшим расширением и углублением специализации практически во всех отраслях человеческой деятельности. Компетентность в сфере общения стала одной из главных составляющих высокого уровня профессионализма. Причем это касается не только многих социономических профессий, где требуется специальная коммуникативная подготовка, но и практически всех других типов профессий, так как любой работник так или иначе включается в информационный обмен, взаимодействует с людьми (коллегами, клиентами и тому подобное).

И в обычной жизни у человека, не понимающего себя, не знающего сильных и слабых сторон своего характера, а тем более не умеющего общаться с другими людьми, могут возникнуть слишком серьезные проблемы. Изменения условий жизни вынуждают ее отказаться от многих привычек, ломают сложившиеся ранее стереотипы, которые еще совсем недавно помогали успешно справиться с различными трудностями. Неподготовленному человеку очень трудно в этой ситуации решать новые проблемы без «потерь», нервных срывов и даже заболеваний. Часто это происходит из-за того, что она боится обратиться за помощью к своих близких, знакомых, окружающих людей, поскольку просто не умеет общаться или боится широкого общения.

Одно из основных преимуществ тренинга в том, что во время занятий человек чувствует себя принятым и активно принимающим других. Она испытывает полное доверие группы, и самое главное — не боится доверять свои мысли и чувства, переживания и сомнения другим. В правильно организованной группе создаются условия, когда каждый член группы окружен человеческим вниманием и душевным теплом, он имеет возможность искренне заботиться о других участниках тренинга, помогать им в случае необходимости и вправе рассчитывать на их помощь и поддержку.

Работая в тренинговой группе, участник может активно экспериментировать с различными стилями общения, осваивать и отрабатывать совершенно иные, не использованные ранее коммуникативные умения и навыки, ощущая при этом психологическую поддержку, комфорт и личностную защищенность.

Предлагаю ознакомиться с рекомендациями .В. Шевцовой ведущему, который собрался написать свой тренинг:

• Выберите тему и сформулируйте цель понятными для себя словами. Дайте себе время на обдумывание темы, сбор необходимого материала. Заполните это время деятельностью, которая будет стимулировать этот процесс: читайте книги и периодику, причем не только профессиональную, говорите с людьми, наблюдайте, вспоминайте события из своей жизни. Можно посетить подобный тренинг и обогатиться идеями, или наоборот — сделать все по-другому.

• Найдите ответ на вопрос: «Какое это имеет отношение ко мне?» (имеется в виду тема тренинга). Найдите те проблемы, которые вы успешно решили, и то, что еще предстоит выяснить и сделать. Поговорите об этом с человеком, которому доверяете, или посетите консультацию. Если на своих тренингах вы практикуете медитации, арттерапевтические упражнения, сделайте это сами на тему вашего будущего тренинга.

• Подумайте о том, какую нишу займет ваш тренинг, есть ли подобные предложения, и чем он будет отличаться от тех, что уже есть. Нарисуйте образ потенциального участника и изучите его. Возможно, такие люди есть среди ваших знакомых, друзей, или у них есть такие знакомые. Это не значит, что на свой тренинг вы их будете приглашать, важно исследовать и понять, насколько эта тема и эта форма будут интересными и полезными.

• Придумайте название, такую, которой еще не было — ведь вы делаете свой тренинг! Не очень вычурную, но и не очень простую, недлинную, но и не одним словом, ну и, конечно, такое, что отражает тему. Название — это важно. Вы ее будете проговаривать и писать, и это первое, с чем встретится человек, которому предложат тренинг. Услышав название, он осознанно или неосознанно воскликнет: «Да!» или «Нет!», лучше, конечно, первое. Ну, что я вам объясняю, ведь вы и так это понимаете!

• Настало время сесть за стол. Запишите название, цель и приступайте к заданиям. Они более конкретны и узко направлены, чем цель. Они совместят в себе то, что хотите вы, и то, что нужно потенциальным участникам.

Если вы это поняли и сумели сформулировать, — тренинг будет востребованным. А если тренинг реализует только ваши желания, то может, лучше ограничиться индивидуальной работой?

• Далее — программа. Люди справедливо рассчитывают, что им дадут максимум информации о тренинге, но в минимальном объеме, тогда они готовы принять решение. Поэтому пишем программу. Это те же задачи, но в содержательном, тематическом исполнении. Программа важна, как и название, потому что она служит рекламой. Кроме того, если поработать над программой, то тренинг написать уже — ерунда! Очень полезно читать программы других тренингов и прислушиваться при этом к себе — пошел бы я на этот тренинг или нет? Что особенного в этой программе, чем она отличается от других? Но в этом случае не стоит «переписывать» чужое дословно, только на уровне интересной идеи.

• Дошли до содержания. Вспомним (или узнаем) методику проведения тренингов и запишем (или просто помнить) структуру. Можно писать тренинг с самого начала, с первого шерринга и принятия соглашений. А можно нарисовать схему, в которой отразить основные содержательные блоки, а между ними — логические переходы. Виды форм отдельно: формы работы на тренинге должны быть разнообразными. Мы, взрослые, в чем-то как дети — обеспечьте нам смену деятельности, иначе заскучаем и начнем паниковать. Выигрывают тренеры-эклектики, имеющих богатую копилку методов, приемов, игр, упражнений, умеют вести беседу и организовывать дискуссии, организовывать работу в подгруппах и демонстрации. Полезно во время написания тренинга думать: «А зачем это упражнение?», «Почему именно здесь? «, «А почему в таком виде?».

• Если тренинг построен логично и грамотно, то вы его легко запомните и повторите без всяких конспектов. Последние детали — ориентировочный разделение по времени. Я разделяю частями — до обеда и после, но можно и по часам. Это организует, хотя и необязательно, что именно так и будет. Необходимые материалы — диски с записями и сам музыкальный центр, мячик, цветная бумага — все по пунктам. Неприятно, если вы уже дали инструкцию к упражнению, а оказалось, что необходимой детали нет.

• Продумайте варианты в содержании, которые могут пригодиться в зависимости от особенностей группы. Например, упражнение для разогрева маленькой и большой групп, текст медитации, если группа однополая или разнополая, организацию арт-терапевтического упражнения, если будет много людей.

• Вам нравится ваш тренинг? Только честно, ведь это вопрос для самого себя. Или вы очень хотите, чтобы он состоялся? А может, сложить эти бумажки в ящик стола и забыть о тренинге? Почувствуйте, насколько это для вас важно? Если «да», то дело за малым: собрать группу и провести свой, уникальный и неповторимый тренинг».

Тренинги личностного роста представляют собой разновидность коммуникативных тренингов, в которых с помощью различных техник участники пытаются осознать и преодолеть свои комплексы.

С помощью других участников вы вытаскиваете наружу свои неосознаваемые страхи, избавляетесь от внутренних барьеров, узнаете то, как вас воспринимают окружающие люди. Это позволяет выявить и в дальнейшем более эффективно применять свои положительные качества, сформировать более адекватную оценку своих способностей, увидеть собственные ошибки и недостатки в общении.

В. Синельников отмечает: «Если вы хотите изменить другого человека, то начните с себя. «Возлюби ближнего своего, как самого себя», — так учил Иисус Христос. Поэтому постигать окружающий мир и вселенские законы нужно с изменения отношения к самому себе, а через изменения самого себя и самосовершенствование — и к окружающему миру.

Создайте пространство любви, гармонии вокруг себя. Изменяя свой мир, свое личное маленькое государство, свою систему мышления, вы сделаете позитивный вклад в общую модель, вся Вселенная. Ведь вы — часть целого.

Берите на себя ответственность! Ваш мир — в ваших руках. Бессмысленно и бесполезно, и даже опасно кого-то обвинять и ругать. Начните с себя. Меняйте свои мысли и свое поведение — и окружающий мир изменится. Новые мысли создадут новые ситуации.

Научитесь принимать! Принимать других людей, другие миры, системы, модели. Будьте гибки в своем мышлении и поведении. Учитывайте все взгляды. Ведь уникален не лишь ваш мир, но и мир другого человека. Все идут к одной цели. Только у каждого свой жизненный путь. Уважайте других! Так устроен мир, что любой человек, который встречается вам в жизни, несет для вас какую-то важную и ценную информацию, откровение. Только люди часто из-за своей гордыни не замечают этого. Будьте внимательны и чутки! Проявляя неуважение к другим, вы не уважаете прежде всего себя.

Научитесь одобрять и хвалить! Стремитесь замечать в людях только хорошее, позитивное, полезное. Помните, что в каждом человеке есть любые качества. И если ваши помыслы чисты, то и люди покажут вам свои лучшие стороны.

Увлекайтесь! Восхищайтесь людьми, окружающим миром. Помните, что не только вы уникальны, но и другие люди также уникальны».

Продолжением мысли.В. Синельникова могут служить идеи известного тренера-психолога 0.0. Хохеля, который обосновал и описал путь к успеху.

Он считает, что наиболее существенным отличием между успешным и неуспешным человеком является различие в мышлении. Чтобы пояснить свою мысль, он пользуется делением людей на категории (типа): на Рабов и создателей Успеха. Далее он пишет: «Категории мышления, которыми они пользуются, и есть те критерии, которыми они его измеряют. Поэтому нет ничего удивительного в том, что у того, кто пользуется неуспешными категориями мышления, качества по-настоящему успешного человека не будут развиты, а их собственный успех окажется недолговечным и иллюзорным». Для более основательного объяснения своей позиции, он подготовил таблицу, где в третьем столбце разместил качество, которое можно выработать тому, кто стремится стать Творцом Успеха, если он будет постоянно следить и избавляться от рабских категорий мышления, заменяя их на категории творческие. В противном случае придется либо мириться со своей неуспешностью, или смириться с положением раба — то есть также остаться неуспешным.

С.А. Хохель отмечает: «Идея единства психологического и духовного пути является центральной концепцией книги. Доказательством правомерности такого взгляда на личностное развитие человека служит только одно слово: Качества.

Это понятие является общим для обоих направлений личностного развития. Ведь человек с развитыми личностными качествами может быть и духовным, и успешной.

Качества человека и является тем универсальным инструментом, которым можно измерить любую фазу его личностного развития».

Именно поэтому его концепция личностного развития опирается на развитие качеств человека.

Он считает, что тип Раба не достигает полного Успеха, который характеризуется внешним признанием, что гармонично сочетается с внутренним ощущением радости жизни. Он или не имеет ни одной из этих составляющих, или, получив одну из них, платит за их отсутствие слишком дорого. И поэтому он относит Рабов к Успеху людей неуспешных.

С.А. Хохель разработал 14 Ступеней Сознания, или Путь к Успеху:

1) составь себе цену;

2) думай позитивно;

3) научись быть плохим;

4) освободи сознание;

5) освой энергию секса;

6) дружи с деньгами;

7) выбирай трудности;

8) осознай свои границы;

9) приручи манипулятора;

10) пойми свои чувства;

11) выгони внутренних демонов;

12) поставь заслонки сознания;

13) научись жить в радости;

14) создай партнерские отношения.

«Запомните, счастье не зависит от того, что вы делаете или кем вы стали. Оно зависит только от того, как вы думаете» (Дейл Карнеги)

«Жизнь человека — результат его мыслей» (Будда)


По материалам сайта: https://studbooks.net/63039/psihologiya/spisok_ispolzovannyh_istochnikov_trening_lichnostnogo_rosta

Виктория Спахова

Обратиться к психологу →

Related Posts

СПОКОЙНЫЕ. КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ СПРАВИТЬСЯ СО СТРАХАМИ И ТРЕВОГОЙ

СПОКОЙНЫЕ. КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ СПРАВИТЬСЯ СО СТРАХАМИ И ТРЕВОГОЙ

СКАЗОЧНЫЕ НАМЕКИ Сказкотерапия с несовершеннолетними правонарушителями в Шекснинской спецшколе

СКАЗОЧНЫЕ НАМЕКИ Сказкотерапия с несовершеннолетними правонарушителями в Шекснинской спецшколе

Терапевтические сказки в работе с детьми

Терапевтические сказки в работе с детьми

ТРЕНИНГ НА СПЛОЧЕНИЕ КОЛЛЕКТИВА

ТРЕНИНГ НА СПЛОЧЕНИЕ КОЛЛЕКТИВА

No Comment

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Метки

БИБЛИОТЕКА ГОТОВИМСЯ К УРОКАМ ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ. КОРОНАВИРУС КАК ВЫБРАТЬ СПЕЦИАЛИСТА КАК ПЕРЕЖИТЬ НЕПРИЯТНОСТИ КОНФЛИКТЫ И РЕШЕНИЯ КПТ ЛЮБОВЬ. БРАК. ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ НАРУШЕНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ НЛП ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ О МОЗГЕ ОПТИМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ В ЧС ПМПК ПОДРОСТОК ПОЗНАЁМ СЕБЯ ПРОБЛЕМА-ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХИАТРИЯ ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ПСИХОСОМАТИКА РАБОТА С ЧУВСТВАМИ. ЭМОЦИЯМИ РАЗВОД И ДЕТИ РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЬНИКОВ РОДИТЕЛЯМ ШКОЛЬНИКОВ СКАЗКОТЕРАПИЯ СТРАХИ И ФОБИИ СУИЦИД ТЕХНИКИ ДЛЯ САМОРАЗВИТИЯ ТРУДНЫЙ РЕБЁНОК УПРАЖНЕНИЯ. ТРЕНИНГИ. ЗАНЯТИЯ УСТАНОВКИ ТРИГГЕРЫ ИСКАЖЕНИЯ ВОСПРИЯТИЯ ЦЕЛЬ УВЕРЕННОСТЬ ШКОЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ