Вас пугают интересы вашего ребенка?

Вас пугают интересы вашего ребенка?

 

Мир меняется и меняется мода на увлечения и интересы среди подростков. Если раньше одним из способов самопрезентации миру были, например, различные субкультуры, которые так же вызывали у взрослых состояние шока, то сейчас это:

  • Аниме, зачастую со сценами жестокости.
  • Сигналы о том, что подросток ориентируется на однополые, нетрадиционные отношения (это проявляется в дружбе, увлечениях, одежде и т.д.)
  • Фантастика, мистика с жуткими героями, черными красками и т.д.
  • Непонятное взрослым блогерство, хэштег-челлендж, компьютерные игры, всё, что связано с интернетом.

Взрослых пугают подобные тенденции, они начинают бить тревогу и принимать меры. Зачастую такими мерами являются ограничения и запреты, что приводит к противоположному эффекту — подросток ещё больше погружается в свой мир.

Запретный плод сладок, вспомните себя в подростковом возрасте.

Патологический характер подобные увлечения приобретают в редких случаях при способствующих тому обстоятельствах: неблагоприятная атмосфера в семье; непринятие взрослыми ребенка как личности; психические нарушения, начало проявлений которых уходит в более ранний период развития.

Как отличить патологические увлечения от обычных подростковых хобби?

Бить тревогу и обращаться к психиатру стоит, если вы заметили хотя бы один из ниже перечисленных признаков:
1. Патологичная интенсивность, сверх одержимость увлечением: ради увлечения забрасывается все — учеба, работа, обязанности, обычные развлечения; в жертву увлечения приносятся отдых, сон, благополучие свое и своих близких; в ряде случаев совершаются проступки, даже криминальные действия (например, кража уникальных предметов для пополнения собираемой коллекции), совсем не свойственные личности подростка и которые он никогда бы не совершил, если бы они не были связаны с увлечением (эта черта патологических увлечений может наблюдаться как при психопатиях, так и при психопатоподобной шизофрении);
2. Необычность и вычурность увлечений («странные увлечения», по Р. А. Наджарову): необычность предмета увлечения уходит далеко за рамки психологически понятного; примером может послужить коллекция образчиков испражнений разных видов животных от выделений маленьких рыбок до фекалий слона (эта черта патологических увлечений бывает присуща психопатоподобной шизофрении).
3. Непродуктивность увлечений: несмотря на то, что увлечению отдается масса времени, ничего не достигается, ничего не создается и ничего не приобретается; знания в избранной области остаются крайне поверхностными и сумбурным; вся деятельность оставляет впечатление машины, работающей на холостом ходу (само увлечение не обогащает и не расширяет знаний о предмете занятий, несмотря на огромную трату времени).

В большинстве же случаев пугающие родителей увлечения своего чада носят временный характер и являются ничем иным, как:

  1. Дань моде — «Я свой среди своих, я, как все»
  2. Выражение юношеского протеста взрослым — «Не учите меня жить, я уже не маленький»
  3. Подсознательным способом привлечь внимание — «Я есть, я живой и я тоже личность»

Это вовсе не означает, что подобные увлечения абсолютно безопасны. Проблема влияния деструктивного контента на детей разобрана в книге «Дети интернета. Что они смотрят, и кто ими управляет.», но нам с вами необходимо понимать, что с этим делать, как реагировать, стоит ли запрещать. Именно эту цель преследует данная статья.

Что с этим делать?

  1. Не запрещать, а ненавязчиво интересоваться, что привлекает ребенка в том, что он делает, смотрит и т.д., для чего ему данное увлечение, что ему это даст в итоге? Без оценочных суждений и критики, без: «В наше время…». Принять ответы ребенка как данность, если они последуют, если нет — не навязывать разговор насильно — чувство безопасности рядом с родителями формируется намного медленнее, тем более, если уже были прецеденты непринятия и критики ребенка взрослыми.
  2. Единственно правильный способ разговора с ребенком на проблемные темы, это способ Я-сообщений:
  • Как можно спокойнее описать проблемную ситуацию: («Когда я вижу, что…», «Когда это происходит…», «В случае если…»).
  • Далее нужно описать свое состояние и эмоциональное отношение к данной ситуации («Я чувствую…», «Я огорчаюсь…», «Я теряюсь…»).
  • После этого нужно объяснить причины этого такого отношения («Я считаю, что…», «Мне бы хотелось…»). (Этот пункт может и отсутствовать).
  • Представить один или несколько вариантов изменения ситуации и поведения («Может быть, тебе необходимо сделать следующее…», «Возможно намного эффективнее будет, если ты…»).
  1. Обратить внимание на то, насколько в семье принимаются чувства и эмоциональные состояния каждого из её членов, в том числе и ребёнка. Нет ли эмоционального холода? Еда, деньги, одежда и прочие материальные плюшки не заменят родительской любви и принятия, а отношения между родителями являются примером, сценарием для будущей семьи вашего ребенка. Какого будущего в семейной жизни вы для него хотите? Кстати, зачастую желание сменить пол появляется из-за непринятия ребенком родительских отношений друг с другом. В семьях, где присутствует (не транслируется, не разыгрывается) супружеская любовь взаимоуважение, справедливое распределение ролей мужчина-женщина, вряд ли есть угроза нетрадиционной ориентации у детей.
  2. Увлеките подростка иными способами времяпровождения, покажите, что в мире есть множество других, не менее захватывающих увлечений: путешествия на природу, совместные виды спорта, экскурсии, игры всей семьей (благо сейчас рынок насыщен потрясающими настольными играми).
  3. Не критикуйте! Ни своего ребенка, ни его друзей. Хотите контролировать — подружитесь с его друзьями и его интересами, заинтересуйтесь сами миром своего подростка, заинтересуйтесь искренне, попробуйте буквально «влезть в его шкуру» в его состояния, чувства, эмоции и посмотреть на мир его глазами, при этом не нарушая его личностных границ.
Ребенок имеет право на самостоятельный выбор чем увлекаться, с кем дружить, кем быть.

Ребенок такая же личность, как и вы.

Ребенок всегда хочет быть равнозначной частью семейной системы, а не подчиненным в ней.

Если данные установки о вас и вашей семье, то со временем интересы ребенка обязательно изменятся, если нет, то начните с себя, дорогие взрослые!

Виктория Спахова

Обратиться к психологу →

Related Posts

Оптимальное развитие. Ранняя юность 14(15) лет— до 18 лет.

Оптимальное развитие. Ранняя юность 14(15) лет— до 18 лет.

Оптимальное развитие. 13-15 лет. Кризис 13 лет.

Оптимальное развитие. 13-15 лет. Кризис 13 лет.

Оптимальное развитие. От 6(7) лет — до 12 лет. Кризис 7 лет.

Оптимальное развитие. От 6(7) лет — до 12 лет. Кризис 7 лет.

Оптимальное развитие. От 3х до 6 (7) лет.

Оптимальное развитие. От 3х до 6 (7) лет.

No Comment

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Метки

БИБЛИОТЕКА ГОТОВИМСЯ К УРОКАМ ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ. КОРОНАВИРУС КАК ВЫБРАТЬ СПЕЦИАЛИСТА КАК ПЕРЕЖИТЬ НЕПРИЯТНОСТИ КОНФЛИКТЫ И РЕШЕНИЯ КПТ ЛЮБОВЬ. БРАК. ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ НАРУШЕНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ НЛП ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ О МОЗГЕ ОПТИМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ В ЧС ПМПК ПОДРОСТОК ПОЗНАЁМ СЕБЯ ПРОБЛЕМА-ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХИАТРИЯ ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ПСИХОСОМАТИКА РАБОТА С ЧУВСТВАМИ. ЭМОЦИЯМИ РАЗВОД И ДЕТИ РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЬНИКОВ РОДИТЕЛЯМ ШКОЛЬНИКОВ СКАЗКОТЕРАПИЯ СТРАХИ И ФОБИИ СУИЦИД ТЕХНИКИ ДЛЯ САМОРАЗВИТИЯ ТРУДНЫЙ РЕБЁНОК УПРАЖНЕНИЯ. ТРЕНИНГИ. ЗАНЯТИЯ УСТАНОВКИ ТРИГГЕРЫ ИСКАЖЕНИЯ ВОСПРИЯТИЯ ЦЕЛЬ УВЕРЕННОСТЬ ШКОЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ