Ты хочешь быть правым или счастливым?

Виктория СпаховаОт автора: Фраза: “Ты хочешь быть правым или счастливым?” часто встречается на просторах интернета, а какой смысл она в себе может скрывать, кроме общепринятого? Давайте поразмышляем.

Читать далее «Ты хочешь быть правым или счастливым?»

Психологический мониторинг уровня развития УУД у обучающихся 1-4 классов

Методические рекомендации

Целью данных рекомендаций является оказание методической помощи руководителям методических служб, педагогам – психологам общеобразовательных учреждений.

Задачи:

– изучить и проанализировать методический материал по данной теме;

– обобщить и систематизировать теоретический и практический материал по данной теме;

– предложить накопленный теоретический и практический  материал для внедрения в практическую деятельность.

Читать далее «Психологический мониторинг уровня развития УУД у обучающихся 1-4 классов»

Выявление суицидального риска у детей (А.А. Кучер, В.П.Костюкевич)

Профилактика самоубийств – это целая наука: вытеснения боли, снятия стрессов, смены ориентиров, замены ценностей, возрождения духовности и нравственности.

Читать далее «Выявление суицидального риска у детей (А.А. Кучер, В.П.Костюкевич)»

Опросник суицидального риска (модификации Т.Н.Разуваевой)

Цель: экспресс-диагностика суицидального риска; выявление уровня сформированности суицидальных намерений с целью предупреждения серьезных попыток самоубийства. Предназначена для учащихся 8-11 класса. Возможно индивидуальное и групповое тестирование

Читать далее «Опросник суицидального риска (модификации Т.Н.Разуваевой)»

Тест “Ваши суицидальные наклонности” (З. Королёва)

Картинки по запросу подростковый суицид

Рисуночная методика оценки суицидального риска. Тест помогает выявить уровень сформированности суицидальных намерений субъекта. Респонденту предлагается рисунок, который надо закончить карандашом. Возраст – от 11 до 15 лет.

Читать далее «Тест “Ваши суицидальные наклонности” (З. Королёва)»

Притчи для профилактики суицида

Притча 1.ДЕТИ И РЕКА

Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел в реке тонущих детей и бросился их спасать. Заметив проходящего человека, он позвал его на помощь.

Читать далее «Притчи для профилактики суицида»

Одиночество. Опросник С.Г. Корчагиной

Опросник позволяет диагностировать глубину переживания одиночества.  Картинки по запросу подростковый суицид

Инструкция.

Вам предлагается 12 вопросов и 4 варианта ответов на них. Выберите тот, который наиболее соответствует вашему представлению о себе.

а) всегда; б) часто; в) иногда; г) никогда.

Читать далее «Одиночество. Опросник С.Г. Корчагиной»

Раннее выявление склонности суицидального поведения у несовершеннолетних. Методические рекомендации

Картинки по запросу подростковый суицид

Составители:

Медицинский психолог кабинета медицинской профилактики Ольга Анатольевна Шарыпова

Рецензент: Главный внештатный специалист по детской психиатрии, заведующий диспансерным отделением, врач-психиатр Константин Алексеевич Ковалев

Заместитель главного врача по поликлинической работе, врач-психотерапевт, кандидат медицинских наук Ростислав Михайлович Щербич

Читать далее «Раннее выявление склонности суицидального поведения у несовершеннолетних. Методические рекомендации»

Методика первичной диагностики и выявления детей “группы риска” (М.И.Рожков., М.А.Ковальчук)

Психодиагностика психолога в школе – Диагностика эмоциональной и личностной сферы
Цель: выявление детей «группы риска.
Процедура проведения:
«Вам предлагается ряд вопросов, касающихся различных сторон Вашей жизни и особенностей Вашего поведения. Если Вы честно и обдуманно ответите на каждый вопрос, у Вас будет возможность лучше узнать самого себя. Здесь нет правильных и неправильных ответов, отвечайте на каждый вопрос следующим образом: если согласны, отвечайте «да», если не согласны – «нет». Работайте как можно быстрее, долго не раздумывайте».

Вопросник

1. Считаешь ли ты, что людям можно доверять?
2. Думаешь ли ты, что единственный способ достичь чего-то в жизни – это заботиться, прежде всего, о себе?
3. Легко ли ты заводишь друзей?
4. Трудно ли тебе говорить людям «нет»?
5. Часто ли кто-нибудь из родителей несправедливо критикует тебя?
6. Бывает ли так, что твои родители возражают против друзей, с которыми ты встречаешься?
7. Часто ли ты нервничаешь?
8. Бывают ли у тебя беспричинные колебания настроения?
9. Являешься ли ты обычно центром внимания в компании сверстников?
10. Можешь ли ты быть приветливым даже с теми, кого явно не любишь?
11. Ты не любишь, когда тебя критикуют?
12. Можешь ли ты быть откровенным с близкими друзьями?
13. Раздражаешься ли ты иногда настолько, что начинаешь кидаться предметами?
14. Способен ли ты на грубые шутки?
15. Часто ли у тебя возникает чувство, что тебя не понимают?
16. Бывает ли у тебя чувство, что за твоей спиной люди говорят о тебе плохо?
17. Много ли у тебя близких друзей?
18. Стесняешься ли ты обращаться к людям за помощью?
19. Нравится ли тебе нарушать установленные правила?
20. Бывает ли у тебя иногда желание причинять вред другим людям?
21. Раздражают ли тебя родители?
22. Всегда ли дома ты обеспечен всем жизненно необходимым?
23. Ты всегда уверен в себе?
24. Ты обычно вздрагиваешь при необычном звуке?
25. Кажется ли тебе, что твои родители тебя не понимают?
26. Свои неудачи ты переживаешь сам?
27. Бывает ли, что когда ты остаешься один, твое настроение улучшается?
28. Кажется ли тебе, что у твоих друзей более счастливая семья, чем у тебя?
29. Чувствуешь ли ты себя несчастным из-за недостатка денег в семье?
30. Бывает, что ты злишься на всех?
31. Часто ли ты чувствуешь себя беззащитным?
32. Легко ли ты осваиваешься в новом коллективе?
33. Трудно ли тебе отвечать в школе перед всем классом?
34. Есть ли у тебя знакомые, которых ты вообще не можешь переносить?
35. Можешь ли ты ударить человека?
36. Ты иногда угрожаешь людям?
37. Часто ли родители наказывали тебя?
38. Появилось ли у тебя когда-нибудь сильное желание убежать из дома?
39. Думаешь ли ты, что твои родители часто обходятся с тобой как с ребенком?
40. Часто ли ты чувствуешь себя несчастным?
41. Легко ли ты можешь рассердиться?
42. Рискнул бы ты схватить за уздечку бегущую лошадь?
43. Считаешь ли ты, что есть много глупых моральных норм поведения?
44. Страдаешь ли ты от робости и застенчивости?
45. Испытывал ли ты чувство, что тебя недостаточно любят в семье?
46. Твои родители живут отдельно от тебя?
47. Часто ли ты теряешь уверенность в себе из-за внешнего вида?
48. Часто ли у тебя бывает веселое и беззаботное настроение?
49. Ты подвижный человек?
50. Любят ли тебя твои знакомые, друзья?
51. Бывает ли, что твои родители тебя не понимают и кажутся тебе чужими?
52. При неудачах бывает ли у тебя желание убежать куда-нибудь подальше и не возвращаться?
53. Бывало ли, что кто-то из родителей вызывал у тебя чувство страха?
54. Критикуют ли родители твой внешний вид?
55. Завидуешь ли ты иногда счастью других?
56. Часто ли ты чувствуешь себя одиноким, даже находясь среди людей?
57. Есть ли люди, которых ты ненавидишь по-настоящему ?
58. Часто ли ты дерешься?
59. Легко ли ты просишь помощи у другого человека?
60. Легко ли тебе усидеть на месте?
61. Ты охотно отвечаешь у доски в школе?
62. Бывает ли, что ты так расстроен, что долго не можешь уснуть?
63. Часто ли ты обнаруживал, что твой приятель тебя обманул?
64. Часто ли ты ругаешься?
65. Мог бы ты без тренировки управлять парусной лодкой?
66. Часто ли в вашей семье бывают ссоры?
67. Является ли один из твоих родителей очень нервным?
68. Часто ли ты чувствуешь себя ничтожным?
69. Беспокоит ли тебя ощущение, что люди могут угадать твои мысли?
70. Ты всегда делаешь все по-своему?
71. Бывают ли твои родители чересчур строги к тебе?
72. Стесняешься ли ты в обществе малознакомых людей?
73. Часто ли тебе кажется, что ты чем-то хуже других?
74. Легко ли тебе удается поднять настроение друзей?

 Ключ

1. Отношения в семье 5+; 6+; 21+; 22-; 25+; 28+; 29+; 37+; 38+;39+; 45+; 46+; 53+; 54+; 66+; 67+; 71+.
2. Агрессивность 13+; 14+; 19+;20+; 35+; 36+; 42+; 57+; 58+; 64+; 65+
3. Недоверие к людям 1-; 2+; 3 -;4 +;15+;  16+; 17-;18+; 34+; 43 +;44 +;59-; 63+; 72+
4. Неуверенность в себе 7+; 8+; 23-; 24+; 30+; 31+; 32+; 33+; 40+; 41+; 47+; 55+; 56+; 68 +;69 +;73+
5. Акцентуации:

гипертимная

истероидная

шизоидная

эмоционально-лабильная

 

48+; 49+; 60-; 74+

9+; 10+; 50+; 61+

26+; 27+; 51+; 70+

11+; 12+; 52+; 62+

Оценка результатов

Показатель Высокие баллы (группа риска)
1. Отношения в семье 8 и более баллов
2. Агрессивность 6 и более баллов
3. Недоверие к людям 7 и более баллов
4. Неуверенность в себе 8 и более баллов
5. Акцентуация характера 3-4  балла по каждому типу акцентуации

Обработка и интерпретация результатов

Ответы учащихся сверяются с ключом. Подсчитывается количество совпадений ответов с ключом по каждому показателю (шкале), при этом если в ключе после номера вопроса стоит знак «+», это соответствует ответу «да», знак «-» соответствует ответу «нет».
Суммарный балл по каждой из пяти шкал отражает степень ее выраженности. Чем больше суммарный балл, тем сильнее выражен данный психологический показатель и тем выше вероятность отнесения ребенка к группе риска.
1. Отношения в семье
Высокие баллы по данной шкале опросника свидетельствует о нарушении внутрисемейных отношений, которое может быть обусловлено: – напряженной ситуацией в семье;
– неприязнью;
– ограничениями и требованиями дисциплины без чувства родительской любви;
– страхом перед родителями и т.д.
Когда напряжение, вызванное неудовлетворенностью отношениями в семье, продолжается слишком долго, оно начинает оказывать сильное разрушающее воздействие на здоровье детей и подростков.
2. Агрессивность
Высокие баллы по этой шкале свидетельствуют о повышенной враждебности, задиристости, грубости. Агрессия может выражаться и в скрытых формах – недоброжелательности и озлобленности.
Повышенная агрессивность часто сопровождается повышенной склонностью к риску и является неотъемлемой чертой характера детей и подростков группы риска.
3. Недоверие к людям.
Высокие баллы по этой шкале говорят о сильно выраженном недоверии к окружающим людям, подозрительности, враждебности. Такие дети и подростки часто бывают пассивными и застенчивыми в общении со сверстниками из-за боязни быть отвергнутыми. Обычно это сопровождается коммуникативной некомпетентностью, неумением устанавливать дружеские взаимоотношения с другими людьми.
4. Неуверенность в себе.
Высокие баллы по этой шкале свидетельствуют о высокой тревожности, неуверенности личности в себе, возможно, о наличии комплекса неполноценности, низкой самооценки. Эти качества личности также являются благодатной почвой для различных расстройств в поведении, а дети и подростки, имеющие высокие оценки по этой шкале, могут быть отнесены к группе риска.
5. Акцентуации характера.
К группе риска относят следующие типы акцентуации характера.
Гипертимный тип. Отличается почти всегда хорошим настроением, имеет высокий тонус, энергичен, активен, проявляет стремление быть лидером, неустойчив в интересах, недостаточно разборчив в знакомствах, не любит однообразия, дисциплины, монотонной работы, оптимистичен, переоценивает свои возможности, бурно реагирует на события, раздражителен.
Истероидный тип. Проявляет повышенную любовь к самому себе, жажду внимания со стороны, потребность в восхищении, сочувствии со стороны окружающих людей, старается показать себя в лучшем свете, демонстративен в поведении, претендует на исключительное положение среди сверстников, непостоянен и ненадежен в человеческих отношениях.
Шизоидный тип. Характеризуется замкнутостью и неумением понимать состояние других людей, испытывает трудности в установлении нормальных отношений с людьми, часто уходит в себя, в свой недоступный другим людям внутренний мир, в мир фантазий и грез.
Эмоционально-лабильный тип. Характеризуется крайней непредсказуемостью настроения. Сон, аппетит, работоспособность и общительность зависят от настроения. Высокочувствителен к отношениям людей.

Как не воспитать буллера?

Многие родители, столкнувшись с тем, что их ребенок обижает других детей, испытывают сильный стресс. Многим тяжело в это поверить, ведь дочь или сын дома ведут себя прекрасно. Некоторые родители решают наказать ребёнка, взявшись за ремень, а кто-то пробует разобраться в ситуации. Для того, чтобы решить эту проблему, предлагаю поисследовать причины и механизмы поведения ребенка и обратить внимание на роль взрослого в данном процессе.

Родитель, чей ребенок способен дружить с другими детьми, находить с ними контакт, сочувствовать неудачам, обладает очень важным качеством – он умеет контейнировать аффекты своего ребенка.  Для взрослого человека контейнирование – это способность выдерживать сильные эмоции. У ребенка такой механизм не развит, он формируется во взаимоотношениях с матерью. То есть контейнером интенсивных чувств ребенка являются те, кто занимается воспитанием ребенка. К примеру, если мама слышит плач своего малыша, она как бы переводит его сильные эмоции в понимание той потребности, которая за ними скрывается и удовлетворяет ее (например, кормление). Ребенок сам еще не поможет понять, о чем говорят ему  его чувства, их должен кто-то «переварить» и вернуть ему в доступной форме. Если взрослые по разным причинам не могут контейнировать чувства своего ребенка, то он остается с ними один на один, и не в силах осознать причины и цели своего поведения. Такие родители или воспитатели реагирует только на поведение ребенка, игнорируя чувства, которые его вызывают. Это приводит к тому, что  нежелательное поведение ребенка, только усиливается. Ребенок приглашает значимых взрослых в свой хрупкий внутренний мир, просит помочь с ним разобраться, но мы часто оставляем этот зов без ответа. Тогда ребенок начинает вести себя всё более агрессивно и чаще всего жертвами его агрессии становится другие дети.

Если в семье родители часто ругают ребенка, обвиняют его в проявлении злости, без попыток понять, что же на самом деле вызвало столь сильные чувства, то  ребенок учится эту агрессию подавлять. Это его способ адаптироваться к тем жизненным условиям, в которых он оказался. Родители самые важные люди для ребенка, он зависим от них, один он не выживет, поэтому в детстве адаптивные механизмы работают на полную мощь. Подавленные эмоции разрушительно действуют на психику ребенка, и он ищет способы  успокоиться,  отыгрывая злость в относительно безопасной для себя обстановке на тех, кто не может за себя заступиться – сверстники или дети помладше.

В своих агрессивных проявлениях ребенок может напомнить вам вас же самих в моменты злости на него. И это не случайно. Ребенок, бессознательно, пытается справиться с бессилием, которое переживает в моменты ссор с вами или в моменты наказания. Этот механизм называется идентификация с агрессором. Очень важно обратить внимание на этот нюанс, быть более внимательным не только к тому, как ведет себя ваш ребенок, но и пробовать понять, что  же вызвало такое поведение. Это не просто. Часто мы сами не имеем контакта со своими чувствами, потребностями и тоже переживали в детстве одиночество и обидные наказания. Нередко мы можем заметить, что  в моменты злости на ребенка мы сами становимся похожи на своих родителей. Хорошая новость в том, что это можно изменить: лучший вариант это кабинет психолога, но так же может быть полезным чтение подходящей литературы и более осознанный подход в воспитании. И не стоит забывать, что любящим родителем нужно стать не только для ребенка, но и для себя самого.

Малышева Мария Сергеевна Психолог – г. Челябинск