Оптимальное развитие. Ранняя юность 14(15) лет— до 18 лет.

Оптимальное развитие. Ранняя юность 14(15) лет— до 18 лет.

Продолжение цикла статей об оптимальном развитии.

Воспитывать ребёнка намного легче, безболезненнее и естественнее, если учитывать оптимальные зоны развития — моменты жизни ребёнка, в которых наилучшим образом развиваются определенные навыки и качества. 

11–14 лет – ранний период. 

— Ребёнок уже не ребёнок, но ещё не взрослый.

— Наиболее чувствительное и ранимое восприятие критики, сильная зависимость от мнения окружающих.

— Больше времени не с родителями, а в кругу друзей, с которыми у подростка теперь больше общих интересов.

— Может снизится успеваемость в школе, так как происходит биологически обусловленное торможение процессов, отвечающих за память и внимание.

14–16 лет – средний период. 

— Для подростка 15 лет характерна чрезмерная эмоциональность.

— Желание быть важным и значимым.

— Возможны необдуманные поступки, особенно под влиянием социума. Отстраненность и замкнутость — сигнал о том, что стоит обратить родительское внимание на проблемы ребенка.

16–17 лет – поздний период. 

— Ваш ребенок уже взрослый человек и об этом говорят его поступки.

— Необдуманных поступков становится меньше, появилось осознание и ответственность.

— Окончание школы и дальнейший судьбоносный выбор будущей профессии, острая потребность в помощи, поддержке и опоре родителей.

1. Система отношений

Взаимоотношения со сверстниками. Важны и нужны.
Наблюдала, как родители тревожились о том, что подросток проводит время с друзьями и восхищаются теми, кто безвылазно сидит дома каждый вечер: «Вот повезло родителям — под присмотром. А мой вечно где-то шляется». А вот в младшем школьном возрасте, когда ребёнок больше гуляет с друзьями, чем учится, это родителей не смущает. Но это ошибочное восприятие ситуации. Всё должно быть в меру, и, если ваш ребенок не общается с друзьями, то это говорит о проблемах с социализацией. 

  • Общение со сверстниками

— Это специфический канал информации, по которому приходит соответствующее знание, не поставляемое родителями. В частности — по вопросам пола, отсутствие которой может задержать психосексуальное развитие и придать ему нездоровый характер.

— Это специфический вид межличностных отношений, где совместная деятельность (игра, коммуникация, труд) вырабатывает необходимые навыки социального взаимодействия. Здесь учатся отстаивать свои права, осознавать обязанности, соотносить личные интересы с общественными. Вне общества сверстников, где отношения принципиально строятся “на равных” и статус надо заслужить, человеку не удается выработать определенных “взрослых” качеств.

— Это специфический вид эмоционального контакта, который дает ощущение благополучия и устойчивости, солидарности и взаимопомощи и потому облегчает процесс формирования личностной суверенности социально-психологической адаптации к миру взрослых! (И. С. Кон). 

  • Взаимоотношения со взрослыми

 Среди тем, которые желательны в общении со взрослыми:

— выбор будущей профессии;

— взаимоотношения с окружающими;

— учебные дела;

— вопросы морали;

— о себе и своем прошлом, настоящем и будущем (различные аспекты самоопределения).

Однако есть одна поправка — общение со взрослым ценится только в том случае, если оно имеет доверительную форму. 

Реальность такова: общение со сверстниками имеет доверительный характер в 88 % случаев, с родителями — в 29 %, преимущественно с матерями. Отсутствие доверительных отношений со взрослым, в том числе с учителем, в этом возрасте — одна из главных причин тревожности, которую испытывают старшие школьники.

Сложность периода состоит в том, что с одной стороны для подростка невыносимо вмешательство в его личные дела извне, тем более — принуждение, а с другой стороны они еще не самостоятельны и продолжают нуждаться в совете, опыте взрослого человека еще более сильно, чем раньше и за тактичную помощь они будут благодарны.
Что значит тактичная помощь? Это, когда Вы строите отношения со своим ребенком так, чтобы принимать безусловно его самого и его точку зрения и ненавязчиво озвучивать свою, предоставляя подростку самому делать правильный для него выбор.

  • О чем тревожность подростка в данном возрасте:

1) ситуации, связанные со школой, общением с учителями;

2) ситуации, актуализирующие представления о себе;

3) ситуации общения со сверстниками и родителями.

Существует зависимость личностной тревожности от возраста: к 10—11-му классу уровень тревожности возрастает. Кроме того, выявлена прямая зависимость между стилем родительского воспитания и уровнем тревожности.

  • Наиболее стрессогенными стилями родительского воспитания являются:

— отсутствие позитивного интереса со стороны матери;

— директивность (руководство) матери при навязывании ребенку чувства вины;

— враждебность отца;

— непоследовательность в воспитании.

 (о стилях воспитания подробнее читайте в предыдущей статье: https://vk.com/@psiholoq_i_ya-optimalnoe-razvitie-13-15-let-krizis-13-let. )

  • Наиболее сложные для этого возраста ситуации:

— ситуации, в которых нужно самому оказать поддержку, а также принять поддержку и сочувствие от других людей;

— ситуации, связанные с умением реагировать на задевающее, провоцирующее поведение и умением отвечать на несправедливую критику.

Таким образом, при ярко выраженном стремлении к независимости сохраняется глубинная связь с родителями и потребность в психологической поддержке с их стороны.

  • Отношение к себе.

Главное новое приобретение ранней юности — обнаружение ценности своего внутреннего мира. Внешний мир начинает восприниматься через себя.

— Развивается способность к самоанализу и потребность систематизировать, обобщать свои знания о себе. Юноши и девушки стремятся глубже разобраться в своем характере, своих чувствах, действиях, поступках.

— В юности каждому приходится неизбежно приспосабливаться и к физиологическим переменам. Гормональная перестройка, сопровождающая половое созревание, приводит к усилению сексуальных переживаний. Для большинства юношей характерен резкий рост сексуального возбуждения. У девушек в этом плане индивидуальные различия довольно значительны. Одни из них испытывают сексуальные ощущения, сходные по интенсивности с теми, что испытывают юноши. У других эти ощущения носят более диффузный характер и тесно связаны с удовлетворением других потребностей, например, в самодвижении, поддержке, привязанности, любви. Наблюдается существенный рост сексуальных форм поведения и интереса к сексуальным вопросам.

2. Любовь

В юности любовь — сильное, но не очень продолжительное эмоциональное переживание, хотя иногда оно переходит в серьезную, постоянную привязанность. 

  • Закономерности в отношении девушек к любви:

— Девушки с высокой самооценкой не стремятся сделать первую любовь последней, их взаимоотношения с мужчиной менее продолжительны и не столь серьезны. Обратная картина — у их сверстниц с пониженной самооценкой.

— Девушки, для которых взаимоотношения между родителями являются образцом их будущего супружества, гораздо реже влюбляются в школьные годы и реже стремятся к супружеству до 21 года.

— Девушки, которые не хотят подражать своим родителям, значительно чаще влюбляются в это время.

— Старшеклассницы, живущие в полной семье, обычно более реалистично относятся к любви, чем те, чьи родители разведены или одного из них нет в живых.

  • Юношеская депрессия:

Специалисты по юношеской психиатрии считают, возраст 14—18 лет представляет собой критический период для возникновения психопатий, Кроме того, в этом возрасте особенно остро проявляются (акцентируются) некоторые черты характера. 

— Например, усиление такого свойства, как гипертимность — повышенная активность и возбудимость, которое делает юношу неразборчивым в выборе знакомств, побуждает ввязываться в рискованные предприятия. 

— Отмечается появление депрессивного состояния, которое продуцируется часто возникающим чувством печали, безнадежности, самоуничижения. 

Юношеская депрессия скрывается за показной скукой, агрессивностью, беспокойным поведением, ипохондрией, капризами или недозволенным поведением вплоть до противоправных поступков. 

Депрессия в этом возрасте бывает двух видов:

  1. Безразличие и чувство пустоты. При этом самочувствие таково, что возникает ощущение, что детство уже кончилось, а взрослым человек себя еще не чувствует. Этот вакуум и порождает повышенную возбудимость. Такое состояние напоминает чувство скорби по утраченному человеку, близкому настолько, что его воспринимают как часть самого себя. Данный вид депрессии наименее продолжителен и имеет благоприятный исход.
  2. Второй вид депрессии возникает вследствие полосы жизненных поражений. Старшеклассник изо всех сил старается решить поставленные задачи и возникшие проблемы, добиться значимых целей, но безуспешно. Возможно, окружающие не могут или не хотят понять, чего он хочет и в какой поддержке он нуждается. Тогда приходит осознание, что его или ее потенциальные возможности ограничены, а вместе с ним — мысль о самоубийстве. Примерно 20% людей в этом возрасте думают о самоубийстве.

К концу юношеского возраста на первый план выступают “кризис оторванности”, чувство изоляции от мира, одиночества, с которыми юноши и девушки не всегда способны справиться самостоятельно. Именно поэтому важна поддержка и помощь родителей, которая

Что ещё необходимо знать родителям о воспитании девочки-подростка!

В четырнадцать лет девочка нуждается в любви и понимании со стороны родителей, а особенно мамы. Именно в этот период, желая лучшего для своего ребёнка, родители чаще всего допускают ошибки:

— Воспитание в тотальной строгости по типу «Я — мама/папа, я лучше понимаю эту жизнь и лучше знаю, что тебе нужно». В итоге получаем обратный эффект — девочка не ощущает себя защищенной, любимой и начинает искать поддержку в чужих людях.

— Противоположность строгости — потакание всем капризам. Этот стиль отношений закончится тем, что потребности дочери будут расти, а отказ родителей их выполнить, будет считаться предательством. В будущем — это женщина, не способная уважать других людей и родителей в том числе.

— Критические замечания ребенку. Критика формирует заниженную самооценку, особенно отцовская, и в будущем это влияет на отношения с мужчиной не в лучшую сторону. А вот конструктивная похвала за достижения, ласка и забота формируют уверенную в себе женщину.

— Излишние откровения. Дружба матери и девочки на равных — неверная родительская стратегия. Если ребенок делится переживаниями, ищет совета у родителей – это одно, а когда мама переступает все границы дозволенного и начинает слишком откровенные интимные разговоры – это может травмировать детскую психику. Последствия проявятся вскоре, в виде замкнутости дочери, желании избежать общения с мамой, а вопросы на интересующие ответы она вынуждена будет искать самостоятельно.

Что ещё необходимо знать родителям о воспитании юноши-подростка!

От того, как воспитывают мальчика, зависит вырастет из парня мужчина или нет. Избегайте типичных родительских ошибок: 

— Воспитание методом кнута (строгость, непринятие, приказы, тотальный контроль) приведет к озлобленности на весь мир, и, в первую очередь, страху и неуважению к родителям, которые такими способами добивались именно уважения к себе. Освободившись от такой опеки, мальчик может броситься во все тяжкие, чтобы наверстать упущенное.

— Чрезмерное проявление заботы и опекание — защита от всего и всех.

Эту ошибку часто допускают мамы, которые растят детей в одиночку. Если вовремя не остановиться, а сделать это нужно до исполнения мальчику 14 лет, то вместо того чтобы вырастить мужчину, удастся сделать ребенка зависимым от мамы, которая решает все его проблемы, разбирается с обидчиками, решает судьбу. 

— Сравнивать парня с другими его сверстниками не в его пользу. Ребенок начнет подражать родительскому эталону, и потеряет себя. Мальчик нуждается в подкреплении родительской уверенности в его способностях.

— Противоречить своим же принципам.

Если отец учит сына одному, а сам поступает полностью противоположно, то все доводы о том, каким должен быть мужчина, не сработают.

Важно понимать, что правильно используя зоны ближайшего развития, предоставленные самой природой, и вовремя создавать необходимые для этого условия, в том числе и эмоциональные, вы добьетесь наилучшего результата, а сам процесс воспитания будет проходить менее сложно, травматично и более естественно как для вашего ребенка, так и для вас!

Если материал был вам полезен, буду благодарна обратной связи.

На этом цикл статей об оптимальном воспитании завершён. Полностью все материалы можно прочитать по ссылке: Оптимальное развитие ребенка

Виктория Спахова

Обратиться к психологу →

Related Posts

Оптимальное развитие. 13-15 лет. Кризис 13 лет.

Оптимальное развитие. 13-15 лет. Кризис 13 лет.

Оптимальное развитие. От 6(7) лет — до 12 лет. Кризис 7 лет.

Оптимальное развитие. От 6(7) лет — до 12 лет. Кризис 7 лет.

Оптимальное развитие. От 3х до 6 (7) лет.

Оптимальное развитие. От 3х до 6 (7) лет.

Оптимальное развитие. Кризис 3х лет.

Оптимальное развитие. Кризис 3х лет.

No Comment

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Метки

БИБЛИОТЕКА ГОТОВИМСЯ К УРОКАМ ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ. КОРОНАВИРУС КАК ВЫБРАТЬ СПЕЦИАЛИСТА КАК ПЕРЕЖИТЬ НЕПРИЯТНОСТИ КОНФЛИКТЫ И РЕШЕНИЯ КПТ ЛЮБОВЬ. БРАК. ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ НАРУШЕНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ НЛП ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ О МОЗГЕ ОПТИМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ В ЧС ПМПК ПОДРОСТОК ПОЗНАЁМ СЕБЯ ПРОБЛЕМА-ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХИАТРИЯ ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ПСИХОСОМАТИКА РАБОТА С ЧУВСТВАМИ. ЭМОЦИЯМИ РАЗВОД И ДЕТИ РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЬНИКОВ РОДИТЕЛЯМ ШКОЛЬНИКОВ СКАЗКОТЕРАПИЯ СТРАХИ И ФОБИИ СУИЦИД ТЕХНИКИ ДЛЯ САМОРАЗВИТИЯ ТРУДНЫЙ РЕБЁНОК УПРАЖНЕНИЯ. ТРЕНИНГИ. ЗАНЯТИЯ УСТАНОВКИ ТРИГГЕРЫ ИСКАЖЕНИЯ ВОСПРИЯТИЯ ЦЕЛЬ УВЕРЕННОСТЬ ШКОЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ