Оптимальное развитие. От 6(7) лет — до 12 лет. Кризис 7 лет.

Оптимальное развитие. От 6(7) лет — до 12 лет. Кризис 7 лет.

Кризис 7 лет — это период рождения социального «Я» ребенка.

Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. То, что было значимо раньше, становится второстепенным. Старые интересы, мотивы теряют свою побудительную силу, на смену им приходят новые. Все, что имеет отношение к учебной деятельности (в первую очередь, отметки), оказывается ценным, то, что связано с игрой, — менее важным. Маленький школьник с увлечением играет и играть будет еще долго, но игра перестает быть основным содержанием его жизни.

У ребёнка появляются новые черты, которые часто пугают родителей, но не стоит катастрофизировать ситуацию — эти симптомы важны и нужны для дальнейшего развития ребенка.

♦ Появляется манерничание. У ребенка появляются тайны, он начинает что-либо скрывать от взрослых, строить из себя шута, умного, строгого и т. д.;

Смысл такого явления заключается в том, что у детей 6–7 лет появляется разделение между внутренним миром и внешним. Теперь в его поведении выражается не то, что он непосредственно думает, как это было ранее, а то, как он хочет выглядеть, т.е. выглядеть/быть взрослым, но действовать адекватно своему желанию он пока не умеет, поэтому попытки ребёнка выглядят манерно и натянуто, что может сильно раздражать родителей. Появляется симптом «горькой конфеты». Когда ребенку, плохо он старается этого не показывать.

Значение этапа – осознание своего внутреннего и внешнего «Я», формирование социального стиля поведения.

♦ Пауза. Между словами родителей и действиями ребенка появляется пауза. «Кризисное» чадо может оттягивать выполнение неприятных для него обязанностей или игнорировать их. Родители в этом случае злятся на то, что он «как будто не слышит» их. Как правило, пауза возникает только в ответ на привычные просьбы, которые раньше не вызывали возражения. Крайне редки случаи паузы в новых для ребенка ситуациях.

Значение этапа – переосмысление «прошлой жизни», прежних правил и способа взаимодействия с родителями.

♦ Спор. Ребенок начинает оспаривать требования и ограничения, родителей, может сослаться на то, что ему некогда их выполнять. Начинает доказывать, сравнивать права/обязанности свои и членов семьи и, когда обнаруживает, по его мнению, несправедливость (ему нужно одевать шапку, а папе нет).

Значение этапа – познание содержания социальных ролей: что такое быть мамой, папой, сестрой, бабушкой, школьником, что при этом нужно делать.

♦ Непослушание. Отказ выполнять привычные обязанности. Ребёнок может проявлять игнорирование (молчание) или демонстративность (ведёт себя так, чтобы все заметили).

♦ Нарочито взрослое поведение. Подражание взрослым, копирование поведения, слов родителей. Его привлекают внешние формы – кажущаяся независимость и свобода действий.

♦ Упрямство. Ребенку важно именно отстоять свое мнение, а не получить то, на что он якобы претендовал. Зачастую после того, как родители «сдаются» и ребенку разрешается поиграть еще полчаса, он сам теряет интерес к игре и идет делать то, чего от него так долго добивались пятнадцать минут назад.

Значение последних з-х этапов – попытка примерить на себя новую роль взрослого, самостоятельно действующего человека.

♦ Самостоятельные занятия. Появляется стремление к самостоятельным не игровым занятиям – рисованию, лепке, шитью, конструированию.

Значение этапа – смена мотивов – от игровых к желанию создать что-то ценное.

♦ Обострение реакции на критику. В этом возрасте ребёнку важно слышать похвалу. Он показывает родителям свои изделия и рисунки. Может отказываться что-то делать, рисовать, искренне полагая, что у него не получится. Таким

Значение этапа – формирование самооценки.

Появление данных признаков ведет к трудностям в общении со взрослыми, ребенок замыкается, становится неуправляемым.


Что делать родителям?

Как узнать, что у ребенка кризис 7 лет?

 Анкета для родителей:

В нижеприведенной анкете дайте ответы на вопросы с максимальной честностью:

0 – если такое поведение отсутствует у вашего ребенка;

1 – что-то такое вы замечали, но не уверенны;

2 – это именно то, что с моим ребенком происходит.

Вопросы:

  1. Я стала замечать большие изменения, кажется, мой ребенок стал совершенно другим.
  2. Мой ребенок часто не слушает меня и грубит, когда я прошу его не перебивать взрослых.
  3. Ребенок перестал сам учить уроки, не увлекается играми, которые еще недавно вызывали дикий интерес, а только часами гуляет с друзьями.
  4. Я стала с трудом отводить ребенка в детский сад/или начальную школу – он напрочь отказывается туда ходить.
  5. Мы часто играем с ним/ней в школу.
  6. Мой ребенок стал вредничать и до посинения настаивать на своей точке зрения.
  7. Гримасы, позирование, разговор писклявым голосом – его постоянное поведение.
  8. Все родные беспрерывно находятся с ним в конфликте. Кажется, его не устраивает абсолютно все.

Анализ ответов:

Просуммировав все ответы, вы получили цифру от 0 до 20.
  • Если у вас итоговая цифра от 11 до 20, то ваш ребенок сейчас находится в стадии кризиса 6 – 7 лет. Поэтому вам необходимо пересмотреть и свое поведение в корне. Поскольку ваше активное действие или пассивное бездействие могут сильно сказаться на направлении его воспитания.
  • Если ваше число составило от 6 до 10 балов: скорее всего, это последствия неправильного воспитания ребенка и возрастной кризис 7 лет пока не начался. Но обратите на это внимание и в ближайшем времени постарайтесь откорректировать ситуацию правильным воспитанием.
  • Для родителей с суммой баллов от 0 до 5 рекомендуется понаблюдать за поведением ребенка. Для семилетнего возраста ваш ребенок слишком спокоен. Возможно, кризис 7 лет проходит глубоко внутри, что явно не на пользу вашему чаду.

Чего родителям точно делать не стоит:

  1. «Стелить соломку» на каждом шагу ребёнка. Перестаньте гипер опекать — дайте разумную свободу в проявлении самостоятельности.
  2. Перегружать кружками и секциями после школы.
  3. Принуждать и давить на ребёнка. Аргументируйте свою позицию, учитесь понимать позицию ребёнка.
  4. Критиковать его друзей. Друзья имеют для ребёнка в этом возрасте огромное значение. Научите ребенка дружить, помогите справиться с неприятными для него моментами в отношениях со сверстниками.
  5. Игнорировать проблемы ребёнка в школе.
  6. Ругать и не высмеивать за промахи и ошибки.
  7. Высказываться негативно о школе и учителях. Даже если учитель не прав, разбирайтесь с учителем, но без участия ребёнка. Это может «поставить ребенка на пьедестал» и сформировать неадекватно завышенную самооценку, что приведет к игнорированию даже справедливых замечаний и к непослушанию.
  8. Сравнивать ребёнка с другими детьми.
  9. Унижать и наказывать физически.
  10. Досаждать разговорами о наступившей «взрослости». И вообще досаждать разговорами — ребёнок должен чувствовать, что когда ему нужно — он всегда найдет понимание и поддержку у родителей, тогда он обратиться к вам сам.

Родители всегда хотят уберечь ребёнка неприятностей, но, если контролировать и поправлять каждый шаг, то ребёнок не научится жить самостоятельной жизнью.

Наиболее разумное, что могут сделать родители в период кризиса 7 лет – это подготовить своих детей самостоятельно преодолевать трудности.

Что можно и нужно делать родителям:

  1. Проводить больше времени с ребёнком. Но, и особенно тогда, когда ему хочется вашего внимания. Если заняты, то объясните свой отказ, но обязательно скажите, когда выполните его просьбу и сдержите обещание. Можете попросить ребенка помочь: «Давай ты поможешь мне помыть посуду, так мы вместе быстрее справимся и пойдем гулять/играть/читать и т.д.
  2. Демонстрировать свою любовь к сыну или дочери с помощью объятий, поцелуев, слов поддержки.
  3. Позволить ребёнку самому решать проблемы, где он сможет это сделать. Дайте возможность самостоятельно выбрать, что одевать, какую одежду купить и т.д.
  4. Принимать индивидуальность ребёнка. Ему может нравится то, что не нравится вам. Постарайтесь взглянуть с его точки зрения.
  5. Помогать обрести уверенность в себе.
  6. Говорить на любые темы.
  7. Внимательно слушать, не перебивая.
  8. Оставлять время для игр. Предоставляйте ребёнку его личное время. Не нарушайте без необходимости его уединение, если он хочет побыть один.
  9. Вместе посмеяться и подурачиться.
  10. Помочь с домашними заданиями, но только если ребёнок сам попросит.

Исход кризиса 7 лет во многом зависит от грамотного поведения родителей.

При правильном воспитании и спокойном принятии изменений в поведении ребенка по окончанию кризиса 7 лет сформируются:

  • положительное отношение к школе и учебной деятельности;
  • новая социальная роль;
  • желание узнавать новое и самому добывать знания;
  • дружеские отношения с одноклассниками;
  • уважение к учителю;
  • умение действовать по правилам, ставить перед собой цели и достигать результата.

Если же родители излишне требовательны к ребёнку, уделяют большое внимание успеваемости и игнорируют другие школьные проблемы, то у ребёнка может возникнуть такое явление, как школьная дезадаптация:

  • потеря интереса к учёбе, низкой успеваемости;
  • неуверенность в собственных силах, низкая самооценка;
  • конфликты с учителями и одноклассниками;
  • физиологические проблемы: нарушения сна и аппетита, быстрая утомляемость, головные боли.

Что еще необходимо знать об условиях развития ребенка младшего школьного возраста (до 12 лет).

Обучение в школе и учение могут не совпадать. Чтобы учение стало ведущей деятельностью, оно должно быть сродни игре: ведь ребенок играет потому, что ему хочется, это деятельность ради нее самой, просто так. Продукт учебной деятельности – сам человек.

Мотивация на оценочный успех «Ты должен учиться на пятерки» — имеет неверную направленность. Правильнее формировать мотивацию на достижение знаний: НЕ «Что ты получил в школе», а «Что нового и интересного узнал?» Как знания могут быть полезными.

От 9 до 12 лет продолжает формироваться стремление на все иметь свою точку зрения. Появляются суждения о собственной социальной значимости – самооценка. Она складывается благодаря развитию самосознания и обратной связи с теми из окружающих, чьим мнением они дорожат. Высокая оценка обычно бывает у детей в том случае, если родители относятся к ним с заинтересованностью, теплотой и любовью.

К 12-13 годам складывается новое представление о самом себе, когда самооценка утрачивает зависимость от ситуаций успеха-неуспеха, а приобретает стабильный характер. Самооценка теперь выражает отношение, в котором образ самого себя относится к идеальному Я.

Интенсивно развивается самосознание. Становление самооценки младшего школьника зависит от успеваемости и особенностей общения учителя с классом. Большое значение имеет стиль семейного воспитания (узнать больше о стилях воспитания и пройти тест на определение вашего стиля, вы можете по ссылке: Стили семейного воспитания. Рекомендации психолога), принятые в семье ценности. У отличников и некоторых хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка. У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие отметки снижают уверенность в себе, в своих возможностях. У них возникает компенсаторная мотивация. Дети начинают утверждаться в другой области — в занятиях спортом, музыкой.

Ценностные ориентации на имя становятся нормой жизни. Важно, чтобы ребенок принимал и другой тип обращения к нему — по фамилии. Это обеспечивает ребенку чувство собственного достоинства, уверенность в себе.

Большое значение продолжает иметь авторитет взрослых, даже если по поведению ребенка так не кажется. Существенное значение имеет место, которое занимает ребенок в семье.

Умственное развитие.

Ребенок начинает думать об основаниях того, почему он думает так, а не иначе. Возникает механизм коррекции своего мышления со стороны логики, теоретического знания. Следовательно, ребенок становится способен подчинить намерение интеллектуальной цели, способен удержать его в течение длительного времени.

В школьные годы способность хранить и извлекать информацию из памяти совершенствуется, развивается метапамять. Дети не только лучше запоминают, но и способны размышлять о том, как они это делают. В проведенных исследованиях по запоминанию списка предметов дошкольники не справились с заданием, а школьники вспомнили все предметы. Они целенаправленно повторяли, организовывали в памяти, совершенствовали информацию для того, чтобы лучше запомнить, и потом могли рассказать, к каким техникам они прибегали, чтобы помочь своей памяти.

Речь. Увеличивается словарный запас до 7 тыс. слов. Ребенок начинает проявлять собственную активную позицию к языку. При научении легко овладевает звуковым анализом слов. Прислушивается к звучанию слова. Потребность в общении младших школьников определяет развитие речи. Контекстная речь — показатель уровня развития ребенка. В письменной речи различают правильность орфографическую (правильное написание слов), грамматическую (построение предложений, образования морфологических форм) и пунктуационную (расстановка знаков препинания).

Мышление становится доминирующей функцией, завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. К концу младшего школьного возраста проявляются индивидуальные различия в мышлении (теоретики, мыслители, художники). В процессе обучения формируются научные понятия (основы теоретического мышления).

Память Память развивается в двух направлениях — произвольности и осмысленности. В учебной деятельности развиваются все виды памяти: долговременная, кратковременная и оперативная. Развитие памяти связано с необходимостью заучивать учебный материал. Активно формируется произвольное запоминание.

Внимание Дети способны концентрировать внимание, но у них еще преобладает непроизвольное внимание. Произвольность познавательных процессов возникает на пике волевого усилия (специально организует себя под воздействием требований). Внимание активизируется, но еще не стабильно. Удержание внимания возможно благодаря волевым усилиям и высокой мотивации.

Восприятие Восприятие также характеризуется непроизвольностью, хотя элементы произвольного восприятия встречаются уже в дошкольном возрасте. Восприятие отличается слабой дифференцированностью (путают предметы, их свойства). В младшем школьном возрасте нарастает ориентация на сенсорные эталоны формы, цвета, времени.

Воображение Воображение в своем развитии проходит две стадии: на первой — воссоздающее (репродуктивное), на второй — продуктивное. В первом классе воображение опирается на конкретные предметы, но с возрастом на первое место выступает слово, дающее простор фантазии

7 – 11 лет – третий период умственного развития (по Пиаже – период конкретных мыслительных операций). Мышление ребенка ограничено проблемами, касающимися конкретных реальных объектов.

Эгоцентризм, присущий мышлению дошкольника, постепенно убывает, чему способствуют совместные игры, но не исчезает полностью. Конкретно мыслящие дети часто ошибаются, прогнозируя результат. Вследствие этого дети, однажды сформулировав какую-нибудь гипотезу, скорее отвергнут новые факты, чем изменят свою точку зрения.

Постепенно приходит способность сосредоточиться на нескольких признаках сразу, соотносить их, учитывать одновременно несколько измерений состояния объекта или события.

Отношения со сверстниками. Начиная с шестилетнего возраста, дети все больше проводят времени со сверстниками, причем почти всегда одного с ними пола. Усиливается конформизм, достигая своего пика к 12 годам. Популярные дети обычно хорошо адаптируются, чувствуют себя среди сверстников комфортно и, как правило, способны к сотрудничеству.

Игра. По-прежнему много времени дети уделяют игре. В ней развиваются чувства сотрудничества и соперничества, приобретают личностный смысл такие понятия, как справедливость и несправедливость, предубеждение, равенство, лидерство, подчинение, преданность, предательство. Игра принимает социальную окраску: дети выдумывают тайные общества, клубы, секретные карты, шифры, пароли и особые ритуалы. Роли и правила детского общества позволяют осваивать правила, принятые в обществе взрослых. Игры с друзьями в возрасте с 6 до 11 лет занимают больше всего времени.

Эмоциональное развитие. С момента, когда ребенок пошел в школу, его эмоциональное развитие больше, чем раньше, зависит от того опыта, который он приобретает вне дома. Страхи ребенка отражают восприятие окружающего мира, рамки которого теперь расширяются. Необъяснимые и вымышленные страхи прошлых лет сменяются другими, более осознанными: уроки, уколы, природные явления, отношения между сверстниками. Страх может принимать форму тревоги или беспокойства. Время от времени у детей школьного возраста появляется нежелание идти в школу. Симптомы (головная боль, колики в желудке, рвота, головокружение) широко известны. Это не симуляция, и в таких случаях важно, как можно быстрее выяснить причину. Это может быть страх перед неудачей, боязнь критики со стороны учителей, боязнь быть отвергнутым родителями или сверстниками. В таких случаях помогает дружески-настойчивая заинтересованность родителей в посещении ребенком школы, а также заинтересованность в чувствах ребенка и возможностями помочь ему с ними справиться.

Подведем итог:

Что происходит с ребенком в период с 7 до 12(13) лет:

  1. Учебная деятельность становится ведущей деятельностью.
  2. Завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.
  3. Отчетливо виден социальный смысл учения (отношение маленьких школьников к отметкам).
  4. Мотивация достижения становится доминирующей.
  5. Происходит смена референтной группы (Друзья обретают большую значимость).
  6. Происходит смена распорядка дня.
  7. Укрепляется новая внутренняя позиция.
  8. Изменяется система взаимоотношений ребенка с окружающими людьми.

О развитии с 0 до 6(7) лет читайте в цикле статей по ссылке: Оптимальное развитие ребенка от 0 до 18 лет

Виктория Спахова

Виктория Спахова

Обратиться к психологу →

Related Posts

Оптимальное развитие. Ранняя юность 14(15) лет— до 18 лет.

Оптимальное развитие. Ранняя юность 14(15) лет— до 18 лет.

Оптимальное развитие. 13-15 лет. Кризис 13 лет.

Оптимальное развитие. 13-15 лет. Кризис 13 лет.

Оптимальное развитие. От 3х до 6 (7) лет.

Оптимальное развитие. От 3х до 6 (7) лет.

Оптимальное развитие. Кризис 3х лет.

Оптимальное развитие. Кризис 3х лет.

No Comment

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Метки

БИБЛИОТЕКА ГОТОВИМСЯ К УРОКАМ ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ. КОРОНАВИРУС КАК ВЫБРАТЬ СПЕЦИАЛИСТА КАК ПЕРЕЖИТЬ НЕПРИЯТНОСТИ КОНФЛИКТЫ И РЕШЕНИЯ КПТ ЛЮБОВЬ. БРАК. ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ НАРУШЕНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ НЛП ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ О МОЗГЕ ОПТИМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ В ЧС ПМПК ПОДРОСТОК ПОЗНАЁМ СЕБЯ ПРОБЛЕМА-ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХИАТРИЯ ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ПСИХОСОМАТИКА РАБОТА С ЧУВСТВАМИ. ЭМОЦИЯМИ РАЗВОД И ДЕТИ РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЬНИКОВ РОДИТЕЛЯМ ШКОЛЬНИКОВ СКАЗКОТЕРАПИЯ СТРАХИ И ФОБИИ СУИЦИД ТЕХНИКИ ДЛЯ САМОРАЗВИТИЯ ТРУДНЫЙ РЕБЁНОК УПРАЖНЕНИЯ. ТРЕНИНГИ. ЗАНЯТИЯ УСТАНОВКИ ТРИГГЕРЫ ИСКАЖЕНИЯ ВОСПРИЯТИЯ ЦЕЛЬ УВЕРЕННОСТЬ ШКОЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ