Профориентация. (Час с психологом 9-11 классы)

Профориентация. (Час с психологом 9-11 классы)

 «Выбираю профессию»

Цели:

  • установить контакт с классом,
  • формирование положительной мотивации на занятия по курсу «В поисках своего призвания»,
  • активизация самопознания.

Материалы: бейджики на каждого уч-ся, авторучки, листы А4, листы со словами «Да», «Нет», «Не знаю».

Время: 45-60 мин.

Структура занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Разминка. Упражнение «Линия». Упражнение «Выбор».
  3. Основная часть. Работа в группах. Тест Э.Махони.
  4. Итоги. Обратная связь.

Картинки по запросу профессии

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Слово психолога о цели занятия, о выборе профиля обучения, о программе по профориентации «В поисках своего призвания».

  1. Разминка.
  2. Упражнение «Линия». Уч-ся предлагается встать в одну линию от 0 до 100. Ноль (0) означает «Много думаю о своей будущей профессии», 100 — «Не думаю о своей профессии». Обсуждение.
  3. Упражнение «Выбор». В кабинете развешиваются таблички «Да», «Нет», «Не знаю». Уч-ся зачитываются вопросы, и они встают возле ответов — да, нет, не знаю.

— Я точно знаю — кем буду.

— Я уже выбрал себе профессию.

— Я выберу профессию, которую мне посоветуют сверстники.

— Я выберу профессию, которую мне посоветуют родители.

— Я прислушаюсь к мнению родителей и сверстников, но выберу сам.

— Я хочу посещать занятия по курсу «В поисках своего призвания».

— Я выберу такую профессию, которая имеет высокий престиж в обществе.

— Я выберу такую профессию, которая подходит моим интересам и способностям.

  1. Основная часть.

Работа в группах. Рассчитываемся на 1, 2, 3, 4. Образуем четыре группы. Каждая группа выполняет задания.

1) Игра «Самая-самая». Отгадать профессии:

 

— самая сладкая;

— самая денежная;

— самая человечная;

— самая детская;

— самая серьезная;

— самая волосатая;

— самая вкусная.

 

Идеографический тест (модификация методики Э. Махони)

Назначение теста: Выявление индивидуально-типологических различий.

Инструкция к тесту:

«Вам нужно нарисовать фигуру человека, составленную из 10 элементов, среди которых могут быть треугольники, круги, квадраты. Вы можете увеличивать или уменьшать эти элементы (геометрические фигуры) в размерах, накладывать друг на друга по мере надобности. Важно, чтобы все эти три элемента в изображении человека присутствовали, а сумма общего количества использованных фигур была равна десяти. Если при рисовании вы использовали большее количество фигур, то нужно зачеркнуть лишнее, если же вами использовано фигур меньше, чем десять, необходимо дорисовать недостающие. Выполните рисунок по данной инструкции».При нарушении инструкции материал не обрабатывается.

Обработка результатов теста

Обработка данных производится следующим образом: подсчитывается количество затраченных в изображении человечка треугольников, кругов и квадратов (по каждому рисунку отдельно), и результат записывается в виде трехзначных чисел, где

  • сотниобозначают количество треугольников,
  • десятки– количество кругов,
  • единицы-количество квадратов.

Эти трехзначные цифры составляют так называемую «формулу рисунка», по которой происходит отнесение рисующих к соответствующим типам и подтипам, которые представлены в таблице.

Интерпретация результатов теста

Интерпретация теста основана на том, что геометрические фигуры, используемые в рисунках, различаются по семантике. Треугольник обычно относят к «острой», «наступательной» фигуре, связанной с мужским началом. Круг – фигура обтекаемая, более созвучна с сочувствием, мягкостью, округлостью, женственностью. Из элементов квадратной формы строить что-либо легче, чем из других, поэтому квадрат, прямоугольник интерпретируются как специфически техническая конструктивная фигура, «технический модуль».

Типы личности

I тип – «руководитель». Обычно это люди, имеющие склонность к руководящей и организаторской деятельности. Ориентированы на социально-значимые нормы поведения, могут обладать даром хороших рассказчиков, основывающимся на высоком уровне речевого развития. Обладают хорошей адаптацией в социальной сфере, доминирование над другими удерживают в определенных границах.

Формулы рисунков: 901, 910, 802, 811, 820, 703, 712, 721, 730, 604, 613, 622, 631, 640.

Подтипы:

  • Наиболее жестко доминирование над другимивыражено у подтипов 901, 910, 802, 811, 820;
  • ситуативно-у 703, 712, 721, 730;
  • при воздействии речью на людей – вербальный руководительили «преподавательский подтип» – 604, 613, 622, 631, 640.

Нужно помнить, что проявление данных качеств зависит от уровня психического развития. При высоком уровне развития индивидуальные черты развиты, реализуемы, достаточно хорошо осознаются. При низком уровне развития могут не выявляться в профессиональной деятельности, а присутствовать ситуативно, хуже, если неадекватно ситуациям. Это относится ко всем характеристикам.

 

II тип – «ответственный исполнитель» обладает многими чертами типа «руководитель», однако в принятии ответственных решений часто присутствуют колебания.

Данный тип людей более ориентирован на «умение делать дело», высокий профессионализм, обладает высоким чувством ответственности и требовательности к себе и другим, высоко ценит правоту, т.е. характеризуется повышенной чувствительностью к правдивости. Часто они страдают соматическими заболеваниями нервного происхождения как следствие перенапряжения.

Формулы рисунков: 505, 514, 523, 532, 541, 550.

 

III тип – «тревожно-мнительный» -характеризуется разнообразием способностей и одаренности – от тонких ручных навыков до литературной одаренности. Обычно людям данного типа тесно в рамках одной профессии, они могут поменять ее на совершенно противоположную и неожиданную, иметь также хобби, которое по сути является второй профессией. Физически не переносят беспорядок и грязь. Обычно конфликтуют из-за этого с другими людьми. Отличаются повышенной ранимостью и часто сомневаются в себе. Нуждаются в мягком подбадривании.

Формулы рисунков: 406, 415, 424, 433, 442, 451, 460.

Подтипы:

  • 415 – «поэтический подтип» – обычно лица, имеющие такую формулу рисунка, обладают поэтической одаренностью;
  • 424 – подтип людей, узнаваемых по фразе: «Как это можно плохо работать? Я себе не представляю, как это можно плохо работать». Люди такого типа отличаются особой тщательностью в работе.

 

IV тип – «ученый». Эти люди легко абстрагируются от реальности, обладают «концептуальным умом», отличаются способностью разрабатывать «на все» свои теории. Обычно обладают душевным равновесием и рационально продумывают свое поведение.

Формулы рисунков: 307, 316, 325, 334, 343, 352, 361, 370.

Подтипы:

  • 316 характеризуется способностями создавать теории, по преимуществу глобальные, или осуществлять большую и сложную координационную работу;
  • 325 – подтип, характеризующийся большой увлеченностью познания жизни, здоровья, биологическими дисциплинами, медициной.

Представители данного типа часто встречаются среди лиц, занимающихся синтетическими видами искусства: кино, цирк, театрально-зрелищная режиссура, мультипликация и т.д.

 

V тип – «интуитивный». Люди этого типа обладают сильной чувствительностью нервной системы, высокой ее истощаемостью.

Легче работают на переключаемости от одной деятельности к другой, обычно выступают «адвокатами меньшинства», за которым стоят новые возможности. Обладают повышенной чувствительностью к новизне. Альтруистичны, часто проявляют заботу о других, обладают хорошими ручными навыками и образным воображением, что дает возможность заниматься техническими видами творчества.

Обычно вырабатывают свои нормы морали, обладают внутренним самоконтролем, т.е. предпочитают самоконтроль, отрицательно реагируя на посягательства, касающиеся их свободы.

Формулы рисунков: 208, 217, 226, 235, 244, 253, 262, 271, 280.

Подтипы:

  • 235 – часто встречается среди профессиональных психологов или лиц с повышенным интересом к психологии людей;
  • 244 – обладает способностью литературного творчества,
  • 217 – обладает способностью к изобретательской деятельности;
  • 226 – большая потребность в новизне, обычно ставит очень высокие критерии достижений для себя.

VI тип – «изобретатель, конструктор, художник». Часто встречается среди лиц с «технической жилкой». Это люди, обладающие богатым воображением, пространственным видением, часто занимаются различными видами технического, художественного и интеллектуального творчества. Чаще интравертированы, так же, как интуитивный тип, живут собственными моральными нормами, не приемлют никаких воздействий со стороны, кроме само контроля.

Эмоциональны, одержимы собственными оригинальными идеями.

Формулы рисунков: 109, 118, 127, 136, 145, 019, 028, 037, 046.

Подтипы

  • 019 – встречается среди лиц, хорошо владеющих аудиторией;
  • 118 – тип с наиболее сильно выраженными конструктивными возможностями и способностью к изобретениям.

VII тип – «эмотивный». Обладают повышенным сопереживанием по отношению к другим людям, тяжело переживают жестокие кадры фильма, могут надолго быть выбитыми из колеи и быть потрясенными от жестоких событий. Боли и заботы других людей находят у них участие, сопереживание и сочувствие, на которое они тратят много собственной энергии, в результате становится затруднительной реализация их собственных способностей.

Формулы рисунков: 550, 451, 460, 352, 361, 370, 253, 262, 271, 280, 154, 163, 172, 181, 190, 055, 064, 073, 082, 091.

 

VIII тип – «нечувствительный к переживаниям других». Обладает противоположной тенденцией эмотивному типу. Обычно не чувствует переживаний других людей или относится к ним с невниманием и даже усиливает давление на людей.

Если это хороший специалист, то он может заставить других делать то, что он считает нужным. Иногда для него характерна «черствость», которая возникает ситуативно, когда в силу каких-либо причин человек замыкается в кругу собственных проблем.

Формулы рисунков: 901, 802, 703, 604, 505, 406, 307, 208, 109.

Комментарий к тесту

Несмотря на относительную ненадежность диагностики, данная методика может служить хорошим посредником в процессе общения психолога-консультанта с консультируемым. Сообщая индивидуально-типовую характеристику, можно на основании особенностей построения изображения задать следующие вопросы (на которые обычно следует утвердительный ответ):

  • при наличии шеи: «Являетесь ли вы ранимым человеком; случается так, что вас слишком легко обидеть?»
  • ушей: «Вас считают человеком, умеющим слушать?»
  • кармашка на теле человека: «У вас есть дети?»
  • на голове шляпы в виде квадрата или треугольника водном рисунке: «Вы, по-видимому, сделали вынужденную уступку и досадуете на это?»;
  • при наличии «шляпы» во всех трех изображениях: «Можно ли сказать, что сейчас вы переживаете «полосу скованного положения»?
  • полностью прорисованного лица: «Считаете ли вы себя общительным человеком?»
  • одного рта на лице: «Любите ли вы поговорить?»
  • одного лишь носа: «Чутко ли вы улавливаете запахи, любите ли духи?»
  • изображение кружка на теле человечка: «В круг ваших забот входит необходимость отдавать кому-либо распоряжения?».

 

Инструкция 2: «Используя три геометрические фигуры – треугольник, круг, квадрат,  нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур».

  • Нарушение условий задания означает тревожность, озабоченность.
  • Отсутствие треугольников — нежелание доминировать над другими.
  • Отсутствие кругов — слабо развита способность к сопереживанию.
  • Отсутствие квадратов — неконструктивное поведение.

Интерпретация рисунков.

Предпочтение фигур

Треугольник. Склонность к организаторской деятельности, доминированию, стремление к успеху, повышенный уровень притязаний. Устойчивость к стрессу, быстрота, решительность, активность.

Круг. Легко устанавливает поверхностные контакты. Возбудимый, истощаемый, мягкий, чувствительный тип.

Квадрат. Интровертированный тип, последовательность в принятии решений, склонность к техническим видам деятельности.

Нет рук или ног — защитные реакции, отказ от контактов.

Руки или ноги состоят из нескольких элементов — высокая двигательная активность, хорошо развитый «ручной интеллект»,склонность к занятиям спортом, танцами, рукоделием (тонкая моторика).

Руки подняты вверх — агрессия.

Предмет на голове — тревожность, скрытая агрессия.

Предмет на животе — заботливость.

Лицо — непрорисованное — снижена потребность в общении; прорисованное — общительность, эмоциональность.

Только глаза или уши — тревожность.

Голова — в норме в виде круга. Разные головы на трех рисунках или в виде треугольника и квадрата — протестные реакции.

Наличие шеи говорит о чувствительности, ранимости, обидчивости.

Расчлененное тело или его отсутствие — психотравмирующий фактор.

Мелкий рисунок, особенно расположенный в нижней части листа — заниженная самооценка, скованность.

Подсчитывается количество треугольников, кругов и квадратов и вписывается в виде трехзначного числа.

К первому типу относятся все формулы, начинающиеся на 9, 8, 7 и 6. Это люди с высоким уровнем притязаний, стремлением к доминированию, и хорошими коммуникативными способностями. У них сильная нервная система. Они разбираются в людях, умело классифицируют и перерабатывают информацию. Тип руководителя, хорошие преподаватели.

Второй тип. Формулы, начинающиеся на 5. Это ответственный исполнитель, обладающий организаторскими способностями. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность. Неконфликтен, интуитивен. Проявляет высокую требовательность к себе и другим, часто работает за пределами своих возможностей. Характерна психологическая защита по типу самообвинения. Склонны к заболеваниям психосоматического характера.

Третий тип. Формулы, начинающиеся на 4. Тревожно-мнительный тип. Отличается разнообразием интересов и талантов. Возможны трудности адаптации, склонность к индивидуальной работе. Нерешительность, неуверенность в себе, ранимость. Свойственны сомнения в своих силах и возможностях, несмотря на то, что у него получается все, за что берется.

Четвертый тип. Формулы, начинающиеся на 3. Тип ученого. Легко абстрагируется от реальности, рационален, объективен. Свойственна спонтанность и противоречивость поведения и деятельности. Продуктивен в условиях жесткой регламентации. Хорошо переключается с одного вида деятельности на другой. Психологическая защита по типу рационализации.

Пятый тип. Формула начинается на 2. Интуитивный тип. Отличается чувствительностью и истощаемостью нервной системы. Стремление к приукрашиванию, эстетизации действительности. Интерес к искусству и человеку. Легко вживается в различные социальные роли. Тонко чувствует все новое и необычное. Отзывчив. Не выносит посягательств на свою свободу.

Шестой тип. Формула начинается на 1. Эмотивный тип. Изобретатель, конструктор, художник. Эмоционален. Одержим оригинальными идеями. Самооценка неустойчива. Демонстративность в поступках. Обладает богатым воображением. Также, как интуитивный тип, часто живет по своим законам, не приемлет контроля со стороны, предпочитает самоконтроль.

Седьмой тип. Отсутствие кругов. Противоположность эмотивному типу. Эмоциональная холодность, неспособность понять переживания других людей. Но при этом прекрасные организаторские способности: может заставить других людей работать эффективно.

«Гороскоп»

МЫ познакомим вас с гороскопом астролога  Лидии Тарви, которая уверена, что подходящая профессия определена для каждого человека с рождения.

Для Овнов — натур страстных и импульсивных — не подходит рутинная или сидячая работа. Из них получаются отличные продавцы, лекторы, дантисты, ветеринары, замечательные механики, мясники, хирурги, скульпторы. Овен всегда стремится быть первым.

Тельцы уже в юности мечтают разбогатеть, поэтому не возражают против рутинности, если она принесет много денег. Люди этого знака хорошо проявляют себя в архитектуре, дизайне, строительстве, живописи, музыке. А вот политика — не для них.

Близнецы предпочитают постоянную смену впечатлений и деятельности. Они могут убедить кого угодно и в чем угодно, поэтому из них выходят успешные рекламные агенты, менеджеры, артисты, журналисты, издатели.

Раки при выборе профессии чаще всего оказываются продолжателями семейных династий. Они любят работать с детьми, с животными. Это неплохие психологи, старательные акушеры, добросовестные няни.

Львы предпочитают управлять и при этом рассчитывают только на себя. Их сильная сторона — интеллект. Импозантные и уверенные в себе, они хорошие предприниматели, успешные политики и выдающиеся деятели шоу-бизнеса.

Девы — это «рабочие пчелы» общества. Они отлично справляются с работой, требующей скрупулезности. Девы — хорошие фармацевты, массажисты, травники, диетврачи, а также прачки, телефонные операторы.

А вот Весы нерешительны, поэтому им обязательно нужно помочь с выбором профессии. Эти люди отлично чувствуют себя в коллективе, порученную работу всегда выполняют хорошо. Их поле деятельности — мода и развлечения: они хорошие антиквары, юристы, журналисты.

У Скорпионов сбалансированы разум и эмоции. Из них получаются отличные штурманы, моряки, шахтеры, механики. А также философы — Скорпионы склонны заниматься поиском смысла жизни. Стрельцов отличает дух коллективизма. Они могут быть великими спортсменами, священниками, общественными деятелями.

Козерогам трудно работать в коллективе, поэтому им больше подходят такие профессии, как антиквар, географ, агроном, архитектор, математик, философ, социолог.

У Водолеев отличное чувство коллективизма. Они умеют объяснять, поэтому из них выходят хорошие педагоги, телеведущие, талантливые режиссеры и психологи.

Для Рыб главное — интуиция. На работе им необходим собственный ритм. Из них получаются талантливые писатели, актеры, художники, медики, педагоги, а также успешные исследователи.

 

  1. Итоги. Обратная связь.
  • Что узнали о себе нового?
  • Что понравилось? (не понравилось)
  • Что показалось интересным?

 

 

 

 

 

 

Виктория Спахова

Обратиться к психологу →

Related Posts

СПОКОЙНЫЕ. КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ СПРАВИТЬСЯ СО СТРАХАМИ И ТРЕВОГОЙ

СПОКОЙНЫЕ. КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ СПРАВИТЬСЯ СО СТРАХАМИ И ТРЕВОГОЙ

Трудности в обучении у младших школьников и возможные причины

Трудности в обучении у младших школьников и возможные причины

Как убедить родителей пойти с ребёнком на ПМПК. Шпаргалка для педагога-психолога (Е.Абазян)

СКАЗОЧНЫЕ НАМЕКИ Сказкотерапия с несовершеннолетними правонарушителями в Шекснинской спецшколе

СКАЗОЧНЫЕ НАМЕКИ Сказкотерапия с несовершеннолетними правонарушителями в Шекснинской спецшколе

No Comment

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Метки

БИБЛИОТЕКА ГОТОВИМСЯ К УРОКАМ ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ. КОРОНАВИРУС КАК ВЫБРАТЬ СПЕЦИАЛИСТА КАК ПЕРЕЖИТЬ НЕПРИЯТНОСТИ КОНФЛИКТЫ И РЕШЕНИЯ КПТ ЛЮБОВЬ. БРАК. ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ НАРУШЕНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ НЛП ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ О МОЗГЕ ОПТИМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ В ЧС ПМПК ПОДРОСТОК ПОЗНАЁМ СЕБЯ ПРОБЛЕМА-ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХИАТРИЯ ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ПСИХОСОМАТИКА РАБОТА С ЧУВСТВАМИ. ЭМОЦИЯМИ РАЗВОД И ДЕТИ РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЬНИКОВ РОДИТЕЛЯМ ШКОЛЬНИКОВ СКАЗКОТЕРАПИЯ СТРАХИ И ФОБИИ СУИЦИД ТЕХНИКИ ДЛЯ САМОРАЗВИТИЯ ТРУДНЫЙ РЕБЁНОК УПРАЖНЕНИЯ. ТРЕНИНГИ. ЗАНЯТИЯ УСТАНОВКИ ТРИГГЕРЫ ИСКАЖЕНИЯ ВОСПРИЯТИЯ ЦЕЛЬ УВЕРЕННОСТЬ ШКОЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ