Невротические типы матерей… Или как мама может испортить жизнь ребёнку.

Невротические типы матерей… Или как мама может испортить жизнь ребёнку.

Расскажу о классификации типов матерей по А.И. Захарову. Он исследовал как негативные личностные особенности родителей влияют на развитие психики ребенка, формируют у ребенка неврозы и психосоматические заболевания.

Деструктивное отношение матери к ребенку — явление распространенное. Но, к сожалению, сами мамы при этом и не осознают какое влияние они оказывают на своих детей.

Тип 1: «Мать-наседка»

Гиперопека и повышенная тревожность мамы просто не дают ребенку нормально развиваться, становиться самостоятельным и ответственным человеком. Если ребенок маленький, то он буквально заражается тревожностью мамы, больше капризничает, требует от других. Как правило, его развитие замедляется, он более беспомощен и не владеет многими навыками, которые уже давно освоили его сверстники. Стираются границы между личностью мамы и ребенка. Нарушается иерархия в семье. Как правило, такие дети единственные в семье, и возводятся на пьедестал, вырастают эгоцентриками и тиранами.

Подрастая, ребенок начинает протестовать против чрезмерного контроля мамы. Как правило мамы часто возмущаются: «Я делаю для него все, а он — платит мне черной неблагодарностью».

Чтобы мама стала более осознанной, важно задавать себе регулярно вопрос: «А не делаю ли я за ребенка то, что он смог бы сделать сам?»

Тип 2: «Царевна несмеяна»

Как правило, это интеллектуальные, образованные, излишне рациональные женщины. На первом месте у них — забота о физическом благополучии ребенка, но они не могут проявить душевности, сердечности в отношениях с ним. Такая мама очень щепетильна в выполнении своих обязанностей, ребенок у нее всегда ухожен, отглажен, воспитан и «построен».

Ребенку запрещается проявлять свои эмоции (да и себе самой такая мама это запрещает), он не может быть непосредственным, шаловливым, естественным. Ему всегда приходится оглядываться: «А что же скажет мама?», чувства вины и стыда становятся его спутниками на долгие годы, если не на всю жизнь. Мама воспитывает из него «хорошего человека», читая морали, иронизируя, стыдя и наставляя.
Такой маме просто необходимо самой научиться эмоциональной гигиене, учиться определять и принимать как свои чувства, так и эмоции окружающих. Ослаблять хватку своих «ежовых рукавиц», и давать возможность ребенку быть собой, проявлять непосредственность, совершать ошибки и учиться на них.

Тип 3: «Суматошная мама»

Эмоционально не сдержанна, бросается из крайности в крайность. У ребенка вызывает тревожное состояние. Такая мама противоречива в своем поведении, легко поддается влиянию настроения. Например, сначала разрешила смотреть мультики, потом разозлилась, накричала, запретила, поставила в угол… Через 5 минут у нее чувство вины — и под его влиянием снова все разрешает ребенку, начинает его задабривать.

«Суматошной» маме нужно учиться работать с контролем эмоций, поднимать осознанность, работать над пониманием себя и своих целей, чтобы стать более целостной личностью, на которую ребенок может опереться.

Тип 4: «Спящая красавица» (нарциссическая мать)

Мама сама еще ребенок, мечтательная, фееричная женщина. Она сосредоточена на себе и своих потребностях: «Меня бы кто-то понял!» Ребенок для нее как кукла. Хочу — поиграю, не хочу — брошу.

Естественно, что ребенок с такой мамой чувствует себя не нужным, брошенным, одиноким. Такие мамы, как правило, к психологам не обращаются, ведь они считают себя идеалом! А ребенок для нее — помеха.

Тип 5: «Вечный ребенок»

В отличии от «спящей красавицы» этот тип матерей еще более инфантильный, психологически не зрелый. Как правило, это женщина, которая сама в детстве получила серьезную психическую травму, часто она находится в позиции Жертвы, жалуется, обижается, нуждается во внимании и заботе. Она ранима и истерична. От ребенка она ожидает поддержки и опоры. С такой мамой ребенок обычно очень рано взрослеет, считает себя обязанным заботиться о маме.
Если ребенок маленький, то мама предпочитает сдать его кому-то «на поруки», передать ответственность за него.

Такой маме обязательно нужна личная терапия. Учиться брать ответственность за себя, а потом уже и за ребенка. Ребенку крайне важна поддержка других взрослых, в которых он мог бы найти опору.

Тип 6: «Унтер Пришибеев»

У мамы авторитарный стиль воспитания. Она как надзиратель над ребенком, диктат силы над слабым. Часто может быть жесткой, непреклонной, применять физическое насилие. Она всегда «лучше знает, что ребенку нужно», и не склонна прислушиваться к его желаниям и потребностям. Проявляет раздражение, часто срывает гнев на ребенке. Дети вырастают в буквальном смысле «забитыми», с низкой самооценкой.

Такая мама может обратиться к психологу, если ее направят в связи с состоянием здоровья ребенка. Но сама она не захочет признать свою не правоту. Ее запрос к психологу может быть таким: «Почините ребенка, он ведет себя не правильно».

Все вышеперечисленные портреты следует интерпретировать как дополняющие друг друга, или как тенденции в воспитании детей.

А вы замечали таких мам в жизни? Поделитесь своими наблюдениями… 

Александрова Марина Владимировна Психолог, Лайф-коуч онлайн — г. Барнаул


 

Похожие статьи на тему «Ошибки в воспитании»:

Как родители обесценивают чувства ребёнка

8 ошибок родителей и учителей в воспитании ребёнка.

Конвейер по производству моральных калек

Родительские послания = негативные установки мешающие жить счастливо.

 

 

 

Виктория Спахова

Обратиться к психологу →

Related Posts

Вас пугают интересы вашего ребенка?

Вас пугают интересы вашего ребенка?

Оптимальное развитие. Ранняя юность 14(15) лет— до 18 лет.

Оптимальное развитие. Ранняя юность 14(15) лет— до 18 лет.

Оптимальное развитие. 13-15 лет. Кризис 13 лет.

Оптимальное развитие. 13-15 лет. Кризис 13 лет.

Оптимальное развитие. От 6(7) лет — до 12 лет. Кризис 7 лет.

Оптимальное развитие. От 6(7) лет — до 12 лет. Кризис 7 лет.

No Comment

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Метки

БИБЛИОТЕКА ГОТОВИМСЯ К УРОКАМ ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ. КОРОНАВИРУС КАК ВЫБРАТЬ СПЕЦИАЛИСТА КАК ПЕРЕЖИТЬ НЕПРИЯТНОСТИ КОНФЛИКТЫ И РЕШЕНИЯ КПТ ЛЮБОВЬ. БРАК. ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ НАРУШЕНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ НЛП ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ О МОЗГЕ ОПТИМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ В ЧС ПМПК ПОДРОСТОК ПОЗНАЁМ СЕБЯ ПРОБЛЕМА-ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХИАТРИЯ ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ПСИХОСОМАТИКА РАБОТА С ЧУВСТВАМИ. ЭМОЦИЯМИ РАЗВОД И ДЕТИ РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЬНИКОВ РОДИТЕЛЯМ ШКОЛЬНИКОВ СКАЗКОТЕРАПИЯ СТРАХИ И ФОБИИ СУИЦИД ТЕХНИКИ ДЛЯ САМОРАЗВИТИЯ ТРУДНЫЙ РЕБЁНОК УПРАЖНЕНИЯ. ТРЕНИНГИ. ЗАНЯТИЯ УСТАНОВКИ ТРИГГЕРЫ ИСКАЖЕНИЯ ВОСПРИЯТИЯ ЦЕЛЬ УВЕРЕННОСТЬ ШКОЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ