Родительские послания = негативные установки мешающие жить счастливо.

Родительские послания = негативные установки мешающие жить счастливо.

Родительские послания. Что мы говорим своим детям?

На сознательном уровне практически все родители хотят видеть своих детей счастливыми и успешными. Однако необдуманные высказывания взрослых могут заложить в детское подсознание программу, которая мешает человеку в дальнейшем вырасти полноценной личностью.

В психологии это явление называют по-разному: родительские послания, транзакции, директивы, сценарии (программы) жизни, семейный код, родительские предписания, скрытые негативные установки и т.д. Эти послания закладываются в подсознание ребенка до шести лет и во многом предопределяют потом всю его дальнейшую жизнь.

Формируют эти послания вполне конкретные слова и действия родителей. Одновременно с запретами транслируется множество положительных посланий, их называют разрешениями, но сейчас не об этом. В этой статье мы подробно остановимся на некоторых родительских предписаниях и запретах.

Картинки по запросу родительские запреты

Запрет на существование.

Такое послание может транслироваться в том случае, когда появление ребенка совпало с трудными событиями в жизни одного или обоих родителей — например, отец ребенка ушел, и мать вынуждена воспитывать его одна, не имея достаточной поддержки и материальных средств, или, став матерью, женщина не смогла осуществить что-то очень желаемое, например, сделать карьеру. Возможно у родителей возникли материальные трудности.
За посланием «Не живи / Не будь» стоит то, что если бы ребенок не появился на свет, родителю было-бы проще, легче, лучше. Ребенку дают понять, что его существование обременительно (или несвоевременно).

Он понимает это по таким фразам:

  • «Отстань от меня»,
  • «Глаза бы мои тебя не видели»,
  • «Как ты мне надоел»,
  • «Знали б с матерью, что такое родится — вообще б детей не имели»,
  • «Лучше вообще без детей, чем такая дочь как ты!»,
  • «Так бы и убила бы тебя сейчас»,
  • «Взял бы сейчас, как дал, если б мог! Твое счастье девочек бить нельзя!»
  • «Мне не нужна такая плохая дочь»,
  • «Да кому ты вообще нужна?»
  • «Лучше бы я сделала аборт»,
  • «Меня из-за тебя кесарили, еле выжила»,
  • «Если бы не ты, я бы…например, закончила институт, имела хорошую работу, развелась с твоим отцом … и моя жизнь была бы лучше», и т.д.

Ребенок начинает испытывать чувство вины за свое появление, ощущает себя вечным должником и подсознательно ищет наказания. Это может проявляться в склонности к риску, экстремальным видам спорта, тяги к алкоголю и наркотикам. Также может проявляться в хулиганском поведении или повышенном травматизме ребенка, потому что невыносимо чувствовать себя виноватым не за что, лучше за дело (как говорится «без вины виноватым не буду»).

Во взрослом возрасте люди, столкнувшиеся с таким родительским отношением, нередко имеют хрупкое, как-бы сжимающееся и незаметное телосложение. Такой человек будет чувствовать себя никчемным, возможно, он будет стараться доказать собственную значимость и заслужить чье-то внимание и любовь. Но скорее всего так и будет жить с беспричинным чувством вины и ощущением собственной ничтожности.

Такие люди могут быть склонны к разного рода зависимостям, чрезмерно увлекаться виртуальными играми. Одним из характерных чувств является вина. Они чувствуют себя виноватыми, при этом не сделав ничего дурного, и часто, впоследствии, начинают совершать асоциальные поступки, И тогда их чувство вины становится оправданным. Крайними негативными проявлениями личностных черт могут быть жестокость и садизм.

Иногда такая директива от родителя может быть воспринята вполне буквально. В этом случае человек может выбрать опасные виды спорта, игнорируя пределы допустимого риска, или совершить суицид.

У человека, получившего в детском возрасте запрет на существование возможны следующие негативные установки/убеждения:

  • Лучше бы меня вообще не было.
  • Лучше бы я вообще не рождалась.
  • Мое рождение — ошибка.
  • Моя жизнь — ошибка.
  • То, что я родилась — было ошибкой.
  • Я — случайность, которой не должно было быть.
  • Вся моя жизнь — одна большая ошибка.
  • Своим существованием я приношу людям ( родителям ) только боль и страдания.
  • От меня одно расстройство и разочарование.
  • От меня одни страдания.
  • Я должна ( должен ) уничтожить себя.
  • Родители хотят, чтобы я уничтожила себя.
  • Я слишком дорого обхожусь родителям.
  • Я виновата в том, что мама несчастна.
  • Я виновата в маминых несчастьях.
  • Я виновата в маминых страданиях.
  • Я виновата в том, что моим родителям трудно ( тяжело ).
  • Я приношу одни несчастья.
  • От меня одни несчастья.
  • Если б меня не было мама была бы счастливее.
  • Если б не мое рождение мамина жизнь сложилась бы лучше ( счастливее ).
  • Мое рождение помешало маме сделать карьеру ( получить образование, реализовать себя в жизни, уйти от папы, стать счастливой…)
  • Мое рождение сделало маму несчастной.
  • Я мешаю своим родителям.
  • Я мешаю маме ( папе, родителям, людям…) жить.
  • Я мешаю маме ( папе, родителям, людям…) наслаждаться жизнью.
  • Я мешаю своим родителям делать то, что им хочется, нравится ( заниматься любимым делом…).
  • Из-за меня моим родителям приходится себе во многом отказывать.
  • Я обуза.
  • Я никому не нужна.
  • Меня терпят, потому что нет другого выхода.
  • Если бы родители могли, то давно бы избавились от меня.
  • От меня мало толку.
  • От меня нет никакого толку.
  • У меня есть запрет на существование.
  • Мои родители хотят, чтобы меня не было.
  • Без меня моим родителям было бы лучше.
  • Без меня всем было бы лучше (легче, свободнее…)
  • Без меня мои родители были бы более счастливы.
  • Меня терпят только потому, что обязаны терпеть.
  • Меня терпят только потому, что меня нельзя выбросить на улицу ( некуда деть, некому отдать…).
  • Ребенок — это обуза.
  • Ребенок — это обуза на всю жизнь.
  • Я обуза.
  • Я обуза для своих родителей.
  • Если б меня не было — всем было бы лучше.
  • Если б я исчезла, то всем было бы лучше.
  • Я должна сделать моих родителей счастливыми.
  • Я несу ответственность за счастье моих родителей.
  • Дети должны делать своих родителей счастливыми.
  • Это обязанность детей делать родителей счастливыми.

Запрет быть самим собой.

Такое часто встречается, когда ждали ребенка определенного пола (например, хотели мальчика, а родилась  девочка). Родители покупают девочке брюки, машинки, коротко стригут, и воспитывают так, как будто это мальчик.

Второй вариант: когда родители воспринимают ребенка только таким, каким они хотят его видеть, например спортсменом, или музыкантом. Также не принимаются индивидуальные ( личностные ) качества ребенка, например, его медлительность или гиперактивность. Родители такого ребенка недовольны собой или своим партнером по браку, но не могут это прямо выразить, поэтому проецируют это на ребенка. Фразы:

  • «Ты вся в папочку»,
  • «Не моя порода»,
  • «Петя так может, а ты – нет»,
  • «Ну почему ты не…»,
  • «Ну, что ж ты у меня такая…»,
  • «Почему ты бегаешь с палкой, девочки должны играть в куклы»,
  • «Смотри как все детки бегают, а ты сидишь, иди поиграй с детишками»,
  • «Что ты носишься с этими остолопами, сиди читай книги»,
  • «Мы с папой думали будет мальчик, даже имя придумали — Сашенька и бантики голубые купили. Ты же у нас Сашенька?» .

С детства ребенок усваивает, что собой быть плохо, надо оправдывать ожидания других. Не трудно догадаться, если в детстве вас часто сравнивали и упрекали, в будущем это приведет к постоянному недовольству собой, ощущению никчемности и крайней зависимости от мнения других, что запросто ведет к затяжным депрессиям.

Во взрослом возрасте такие люди так же испытывают трудности с самоидентификацией, поиском себя, своего места в жизни. Они могут заниматься не интересующим их делом, связывать жизнь с нелюбимыми партнерами и вообще делать все «наоборот», так как их мысленные представления о том, какими быть сильно расходятся с ощущениями.

Возможны следующие негативные установки ( убеждения ):

  • Я должна ( обязана ) оправдывать ожидания своих родителей ( мамы, папы, других людей, соседей…).
  • Меня любят только, когда я оправдываю ожидания своих родителей ( мамы, папы, других людей, соседей…).
  • Такая как я есть я никому не нужна.
  • Такую как я есть меня никто не любит.
  • У меня нет права быть собой.
  • Быть собой плохо.
  • Быть естественной, такой какая я есть — плохо.
  • У меня есть запрет на самовыражение.
  • Я дефектная, дефективная, ущербная, тупая, кривая, косая, глупая, дура ( можете вспомнить, что вам говорили родители и как «любя» называли в детстве ) ….
  • Я все делаю плохо.
  • Я все делаю как-то не так, неправильно…
  • Я все делаю как-то криво, косо, коряво…
  • Я толком ничего сделать не могу.
  • У меня руки не оттуда растут.
  • Я криворукая.
  • Я ничего не могу сделать правильно.
  • Я ничего не могу сделать толком ( по-человечески ).
  • Я должна ( обязана ) делать то, что мне не нравится.
  • Другие дети лучше, красивее, умнее меня.
  • Другие люди ( женщины ) лучше, красивее, умнее меня.
  • Мальчики лучше девочек.
  • Если бы я родилась мальчиком — моя жизнь сложилась бы более счастливо (лучше, легче, комфортней,..).
  • Мальчикам живется легче (проще, лучше, интересней,…)
  • Быть мальчиком лучше, чем быть девочкой.
  • Я хочу быть мальчиком.
  • Быть девочкой плохо.
  • Девочек никто не любит.
  • Все хотят только детей мальчиков.
  • Меня не любят из-за того, что я родилась девочкой.
  • Если бы я родилась мальчиком, то меня любили бы больше.
  • Моя семья отвергает меня.
  • Моя семья отвергает меня из-за того, что я девочка.
  • Мои родители достойны лучшего ребенка, чем я.
  • Я не достаточно хороша для моих родителей.
  • Мои родители мечтают о другом ребенке.
  • Мои родители были бы более счастливы, если бы у них родился кто-то другой.
  • Мои родители были бы более счастливы, если бы у них родился мальчик.
  • Мои родители были бы более счастливы, если бы я была мальчиком.
  • У меня есть обида на Творца ( Бога, жизнь, Вселенную …) за то, что я родилась девочкой.

Как проявляются родительские запреты. Пример из жизни.

Пример из жизни. Женщина 33 года рассказала следующую историю. Ее родители поженились, когда маме было 24, а папе 35. После свадьбы отец поставил ультиматум:» Или ты рожаешь мне в течении года ребенка или я с тобой развожусь!». Девочка родилась через год. Родители не развелись:-). Но свое детство эта женщина вспоминает как мини-филиал ада. Отец мечтал о сыне, а родилась дочка. Все свое детство девочка чуть ли не ежедневно слышала, как папа мечтал о мальчике, а мама вообще детей не хотела и родила ее только из-за отца. Катя ( назовем ее так ) считала себя виноватой в том, что не осуществилась главная папина мечта. Ведь если бы она не родилась, то возможно у папы был бы сын. А маме из-за нее пришлось «годами сидеть в четырех стенах, сходя с ума от скуки и одиночества». Второго ребенка мать рожать отказалась, так как в семье ( мягко говоря ) были значительные разногласия.

Родив ребенка по принуждению ее мама считала, что совершила невероятный подвиг и, что теперь ей всю жизнь все должны. Девочка не чувствовала себя желанной, любимой и нужной. Она чувствовала себя обузой, мешающей жить своим родителям. На консультации Катя рассказала, что ее не покидает ощущение, что если бы у родителей была возможность, то они отказались бы от нее сразу после рождения. Как только узнали пол:-). Отец вечно орал, срывался из-за любой мелочи, постоянно причитая и повторяя как сильно он хотел сына. А мать при любом удобном случае напоминала, что «она вообще детей не хотела и родила ее только ради отца».

Еще подростком Катя начала проявлять саморазрушительные и суицидальные наклонности. К 28 годам желание свести счеты с жизнью стало настолько навязчивым, что она начала вычитывать в интернете, как это можно сделать наиболее безболезненно.  Благодаря многолетней работе над собой ее состояние более ли менее нормализовалось и последние полтора-два года этих мыслей больше нет.

Она вышла из треугольника Карпмана в отношениях со своими родителями. Избавилась от чувства вины по-отношению к своим родителям; осознала, что в несчастьях ее родителей нет ее вины. Что ее родители недовольны жизнью потому, что сами так и не научились жить радостно, быть счастливыми людьми. И что их счастье — это их ответственность. Осознала, что не обязана никого делать счастливым. Да это и в принципе невозможно.  Осознала, что если она родилась девочкой — значит на то есть воля Творца и именно так и должно быть. И она имеет право быть, она имеет право жить и быть счастливой. Обучилась безусловной любви к себе, принятию себя, ощущению собственной безопасности, нужности, важности, значимости и ценности для этого мира такой, какая она есть. Простила своих родителей и наладила с ними ровные, чуточку отстраненные отношения. Перестала обвинять их в чем-либо, взяла ответственность за свою жизнь на себя. Осознала уроки, которым обучалась из всех этих ситуаций и сейчас вполне довольна собой и своей жизнью. Как говорится «опыт завершен и исцелен».

Стираем программы

Избавление от программы проходит в три этапа.

• Осознание

Первым этапом должно стать осознание того, что программа есть. Вам необходимо проанализировать свои поступки и понять – есть ли в них единая линия? И если да, то откуда она взялась? На этом этапе возможна работа с психологом, который поможет вывести программу на сознательный уровень.

• Критика

Второй этап – критика существующей программы. Наши родители не желают нам зла. Те установки, которые они закладывают, необходимы, чтобы нас защитить. Но если родительские установки не решают проблемы, а создают их, значит, они вам не нужны. Проанализируйте все неудачи, связанные с работой родительской программы. Как вам стоило бы поступить, чтобы избежать негативных последствий?

Обратите внимание на то, что при анализе нельзя обвинять в неудачах себя. Вы не виноваты в том, что действовали именно так – программа не оставила выхода. Простите себя за ошибки и почувствуйте, как стирается чужая программа.

• Новая жизнь

Представьте в красках, чего вы хотите достичь с избавлением от родительской программы. Как изменится ваша жизнь? Какими установками хотели бы заменить чужеродную программу? Представьте, нарисуйте или опишите вашу идеальную жизнь. Периодически возрождайте этот образ перед внутренним взором. Это поможет сориентироваться, куда стремиться дальше.

Перед свободным человеком открыты любые дороги. И теперь все зависит только от вас!

Протестировать наличие или отсутствие тех или иных негативных установок ( убеждений ) можно с помощью теста на выявление иррациональных установок или через мускульный тест.

**********

Статья написана по материалам сайта: *https://emberint.ru/articles/opasnye-roditelskie-poslaniya и *http://mirasvet.blogspot.ru/2016/10/blog-post_28.html


Ещё материалы на данную тему:

Судьба дочери формируется из отношения с отцом

Роль отца в жизни женщины

Влияние семейных факторов на снижение темпа психического развития ребёнка

Виктория Спахова

Обратиться к психологу →

Related Posts

Вас пугают интересы вашего ребенка?

Вас пугают интересы вашего ребенка?

Оптимальное развитие. Ранняя юность 14(15) лет— до 18 лет.

Оптимальное развитие. Ранняя юность 14(15) лет— до 18 лет.

Оптимальное развитие. 13-15 лет. Кризис 13 лет.

Оптимальное развитие. 13-15 лет. Кризис 13 лет.

Оптимальное развитие. От 6(7) лет — до 12 лет. Кризис 7 лет.

Оптимальное развитие. От 6(7) лет — до 12 лет. Кризис 7 лет.

No Comment

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Метки

БИБЛИОТЕКА ГОТОВИМСЯ К УРОКАМ ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ. КОРОНАВИРУС КАК ВЫБРАТЬ СПЕЦИАЛИСТА КАК ПЕРЕЖИТЬ НЕПРИЯТНОСТИ КОНФЛИКТЫ И РЕШЕНИЯ КПТ ЛЮБОВЬ. БРАК. ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ НАРУШЕНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ НЛП ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ О МОЗГЕ ОПТИМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ В ЧС ПМПК ПОДРОСТОК ПОЗНАЁМ СЕБЯ ПРОБЛЕМА-ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХИАТРИЯ ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ПСИХОСОМАТИКА РАБОТА С ЧУВСТВАМИ. ЭМОЦИЯМИ РАЗВОД И ДЕТИ РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЬНИКОВ РОДИТЕЛЯМ ШКОЛЬНИКОВ СКАЗКОТЕРАПИЯ СТРАХИ И ФОБИИ СУИЦИД ТЕХНИКИ ДЛЯ САМОРАЗВИТИЯ ТРУДНЫЙ РЕБЁНОК УПРАЖНЕНИЯ. ТРЕНИНГИ. ЗАНЯТИЯ УСТАНОВКИ ТРИГГЕРЫ ИСКАЖЕНИЯ ВОСПРИЯТИЯ ЦЕЛЬ УВЕРЕННОСТЬ ШКОЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ