Критика. Понять, простить и полюбить

Критика. Понять, простить и полюбить

От автора: Существует много способов правильного реагирования на критику, но в данной статье речь не столько об этом, а больше о самом восприятии критики и о том, как критика помогает лучше понять себя.

Вряд ли кому-то нравится критика в его адрес. Она неприятна, способна внести дисбаланс в эмоциональное равновесие. На длительный период может выбить человека из колеи. От неё никто не застрахован.

Кри́тика — это анализ, оценка и суждение о явлениях какой-либо из областей человеческой деятельности. Задачами критики являются: выявление противоречий; выявление ошибок и их разбор(анализ)… (из Википедии)

Критика — (от греч. kritike) — искусство суждения. Способность к оценке. Предохраняет человека от заблуждений и ошибок. В частном случае — критика к самому себе (самокритика).

Критика бывает разной не только по своему определению, но и по влиянию на критикуемый объект, по целям, содержанию, форме.

  • Развёрнутое указание на недостатки — это собственно критика
  • Обвинение — одна из форм критики с попыткой возложить вину за недостатки
  • Замечание — короткая, ситуативная критика.
  • Недовольство — выражение эмоций и чувств по отношению к недостаткам критикуемого объекта.
  • Претензии — критика, содержащая в себе требования
  • Возражение — критика к высказываемому.

Критика Понять простить и полюбить

  • Не столь важно с критикой под каким именем столкнулся человек, важно понимать, что любая критика, какой бы посыл она в себе не несла, заслуживает любви к ней и благодарности!

Понимаю, что звучит не убедительно, так как обычно критика неприятна, зачастую вызывает болезненную реакцию, и мало кто искренне хочет подвергаться критике, даже если она абсолютно справедлива, потому что:

  • При неадекватной самооценке, критика воспринимается, как удар по самолюбию.
  • Бьет всегда по самым больным, уязвимым местам.
  • Обнажает то, что глубоко на подсознательном уровне в нас не идеально и в чём страшно признаться даже самому себе.
  • Осознав причины критики, приходится с этим либо жить, либо что-то менять, а желания, сил, времени… на это иногда не хватает.
  • Нарушается внутренний комфорт и ощущение безопасности. Иногда такой удар по Эго провоцирует даже болезненные ощущения или саму болезнь.
  • Разрушает созданные нами иллюзии, как воздушные замки, что вызывает страх перед действительностью и панические реакции.

Так за что же критику любить, благодарить? И стоит ли?

Вот с этими вопросами и будем разбираться.

Показатель адекватной реакции на любую критику — это искреннее чувство благодарности с абсолютным спокойствием (или даже радостью):

1. Когда Вы понимаете, что критика справедлива — по делу, и высказана в доброжелательном тоне, Вы за неё благодарны — есть чему поучиться.

2. Когда Вы явно видите, что критикующий (осознанно либо неосознанно) преследует свои амбициозные цели, она Вас не задевает:

Унизить вас, чтобы повысить собственную самооценку.

Неосознанно скрыть свои ошибки.

Подвергнуть сомнению ваш профессионализм, с целью саморекламы.

Использует критику как самозащиту.

Пользуется критикой из зависти.

Критика, не имеющая доброго намерения, может быть преподнесена как в агрессивной форме, так и в виде доброжелательных замечаний.

Реакции, вызывающие негативные эмоции, дискомфорт, чувство вины — неадекватны и являются сигналом к рассмотрению и проработке:

1. Истоков/причин:

— «Почему меня это задело? Значит существует что-то во мне, на что стоит обратить внимание.» 

2. Интерпретации этих реакций (поиск того, на что стоит обратить внимание).

— «Какую именно «больную» часть моего «Я» сейчас затронула критика?»

Что я сейчас чувствую:

Вину? Злость? Обиду? Страх?…

Почему я это чувствую:

Мне страшно ошибаться? Для меня большое значение имеет то, что обо мне думают другие? Я сомневаюсь в своей правоте? Я не уверен в себе?..

3. Поиск путей устранения/лечения не критикующего, а  собственных «больных» мест.

— «Что с этим делать?» 

         Прорабатывать самостоятельно.

Обращаться к специалисту.

Неадекватная реакция на критику вызывает стрессовое состояние, в котором человек допускает ещё больше ошибок, а следовательно — подвергается критике ещё чаще.

Можно, конечно же, задвинуть все эти сигналы поглубже и преспокойно жить дальше, до следующей критики. Но стоит понимать, что с каждым разом реагирование способно обретать более болезненную форму — как и любая физическая болезнь, если её не лечить.

Чем это чревато? 

  • Сначала обижаться, расстраиваться, грустить, рыдать в подушку по ночам, критиковать критикующего.
  • Затем всё больше терять уверенность в себе, готовить костыли для самооценки, превратиться в социофоба — скрыться в тёмный уголок и бояться из него выбраться в жестокий мир критикующих.
  • Любое, даже самое безобидное высказываение, комплимент в свой адрес принимать за критику — во всём видеть только негативные стороны.
  • Лишить себя доверия к людям, а значит — взаимопонимания и любви, элементарного человеческого счастья.
  • Возможен и вариант появления агрессивности, желания мести, защитных реакций в виде неадекватного физического реагирования — физическая агрессия. (Так становятся маньяками).
Восприятие критики можно идентифицировать как уровень болевого порога.  Если не ощущать боли — можно погибнуть. Поэтому она заслуживает благодарности.
Критику можно считать уроком по самосовершенствованию, она помогает лучше понять себя. Поэтому она заслуживает любви. 

С любовью ко всем критикующим и критикуемым!

Сапасибо за внимание!

Рада Вашим мнениям и

                                             позитивной критике))))!

Виктория Спахова

Обратиться к психологу →

Related Posts

Оптимальное развитие. Ранняя юность 14(15) лет— до 18 лет.

Оптимальное развитие. Ранняя юность 14(15) лет— до 18 лет.

Оптимальное развитие. 13-15 лет. Кризис 13 лет.

Оптимальное развитие. 13-15 лет. Кризис 13 лет.

Оптимальное развитие. От 6(7) лет — до 12 лет. Кризис 7 лет.

Оптимальное развитие. От 6(7) лет — до 12 лет. Кризис 7 лет.

Оптимальное развитие. От 3х до 6 (7) лет.

Оптимальное развитие. От 3х до 6 (7) лет.

2 комментария

  1. Я считаю, что непрошеная критика это всегда нарушение границ и даже насилие. И очень часто люди просто утверждаются за счет того, кого критикуют, а не хотят помочь. А вот если человек попросил сказать мнение, оценить, то да, тут уже возможны варианты. Тут если критика доброжелательна и по выражению нейтральна, то во благо, а если критикующий не подбирает выражений и самоутверждается, то это опять же нарушение границ.

    • Непрошеная — да, согласна с Вами. Только не в нашей власти не получать никакой критики без нашего на то позволения, поэтому остаётся отстаивать свои границы там, где нам это необходимо и возможно, и не всякую критику «натягивать на себя» там, где она явно не конструктивна.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Метки

БИБЛИОТЕКА ГОТОВИМСЯ К УРОКАМ ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ. КОРОНАВИРУС КАК ВЫБРАТЬ СПЕЦИАЛИСТА КАК ПЕРЕЖИТЬ НЕПРИЯТНОСТИ КОНФЛИКТЫ И РЕШЕНИЯ КПТ ЛЮБОВЬ. БРАК. ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ НАРУШЕНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ НЛП ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ О МОЗГЕ ОПТИМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ В ЧС ПМПК ПОДРОСТОК ПОЗНАЁМ СЕБЯ ПРОБЛЕМА-ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХИАТРИЯ ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ПСИХОСОМАТИКА РАБОТА С ЧУВСТВАМИ. ЭМОЦИЯМИ РАЗВОД И ДЕТИ РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЬНИКОВ РОДИТЕЛЯМ ШКОЛЬНИКОВ СКАЗКОТЕРАПИЯ СТРАХИ И ФОБИИ СУИЦИД ТЕХНИКИ ДЛЯ САМОРАЗВИТИЯ ТРУДНЫЙ РЕБЁНОК УПРАЖНЕНИЯ. ТРЕНИНГИ. ЗАНЯТИЯ УСТАНОВКИ ТРИГГЕРЫ ИСКАЖЕНИЯ ВОСПРИЯТИЯ ЦЕЛЬ УВЕРЕННОСТЬ ШКОЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ