Учимся дома. Рекомендации психолога.

Учимся дома. Рекомендации психолога.

Главные предрассудки о домашнем обучении:

Ребёнку необходима строгая дисциплина. На самом деле нужны мотивация, стремление познавать новое, а как раз это в школе быстро пропадает. А родители в состоянии эту мотивацию пробудить — тогда не надо будет и «строить» ребенка.

Родители не обладают нужными педагогическими знаниями. Родители тесным образом участвуют в учебе лишь в первые два-три года.

(Ещё статьи о том, как помочь ребёнку с уроками, читайте по ссылке).

Становясь старше, ребенок приобретает способность к самообучению, ищет нужную ему информацию по учебному плану. У родителей, в сравнении с учителями, есть преимущество — они хорошо знают ребенка, поэтому у них больше шансов заинтересовать его.

На выполнение уроков дома уходит масса времени. При правильном распределении нагрузки, на выполнение уроков уходит то же время (и даже меньше), что и в школе, плюс домашние задания. Придерживайтесь примерно режима школы, давая детям время для отдыха между заданиями.

Как научить ребенка делать домашние задания?

Почему детям, а вместе с ними и родителям так тяжело даются домашние задания и как это исправить, рассказывает д. б. н., профессор, академик РАО, директор Института возрастной физиологии РАО Марьяна Безруких:

«Для ребенка, особенно первоклассника, домашние задания — это новый вид самостоятельной деятельности, требующей не только концентрации внимания, усидчивости, но и умения организовать свою деятельность.»

А это сложная работа, ведь ребенок при этом должен уметь:

  • Воспринимать, понимать и удерживать в памяти инструкцию (задание). Если ребенок несколько раз переписывает задание или выполняет только его часть, нужно выяснить: понимает ли он смысл всех слов, понимает ли, что и как сделать, запоминает ли все задание.

КАК ПОМОЧЬ?

Если есть какие-то проблемы, необходимо спокойно и терпеливо разобрать задание, объяснить, сложное задание при необходимости разделить на части и выполнять эти части последовательно.

  • Планировать последовательность своих действий. Дети 6−8 лет нуждаются в помощи взрослых при разработке алгоритма действия. Взрослые должны помочь им построить последовательность действий при выполнении упражнений, решении задач, подготовке устных заданий. Например, если алгоритм решения задач по математике задает учитель, то просьбу «выучить» какой-то материал дети нередко воспринимают как пересказ всего материала близко к тексту, т. е. механически запомнить. Это требует много времени и сил, а результат часто неудовлетворителен.

КАК ПОМОЧЬ?

Ребенку надо терпеливо объяснить, как разделить текст на части, как выделить главную мысль, как пересказывать и т. п.

  • Самостоятельно следить за правильностью выполнения действия и корректировать его (видеть и исправлять ошибки). Как правило, взрослые берут эту задачу на себя. Они буквально сидят за спиной и сами контролируют выполнение заданий. Ребенок быстро привыкает к тому, что его поправят, и «отдает» ответственность взрослым. Но наступает момент, когда родители решают: пора ребенку самому готовить уроки. И здесь они вдруг сталкиваются с сопротивлением и нежеланием, которые выражаются слезами, тревожностью. Это результат «сидения за спиной», но не вина ребенка. Его просто не научили самостоятельно работать.

КАК ПОМОЧЬ?

Постепенно, без раздражения и упреков приучать его делать уроки без взрослых. Объяснив, что и как нужно делать, найти повод уйти в другую комнату, заняться своим делом. При этом надо показывать, что вы готовы помочь, если у ребенка возникнут вопросы. А внезапное решение «хватит, с сегодняшнего дня готовишь уроки сам» ни к чему хорошему не приведет, но может вызвать стресс.

  • Сформулировать свою проблему и попросить о помощи. Чаще дети стесняются, не знают, как обратиться за помощью. А многие просто уверены, что у них нет такого права — переспросить, уточнить, просто сказать «непонятно, не знаю».

КАК ПОМОЧЬ?

Очень важно научить ребенка разбираться в проблеме, понимать, что у него не получается, почему это происходит. И не бояться обращаться за помощью и к родителям, и к учителю.

  • Завершить и проверить свою работу. Казалось бы, все просто, но для этого нужно хорошо понимать и помнить задание. И этому тоже нужно детей учить.

КАК ПОМОЧЬ?

Стоит внимательно понаблюдать за ребенком, понять, в чем его проблема, и шаг за шагом, спокойно объяснять, прорабатывать, закреплять все то, что не получается».

Что от родителей ждет школа?

Учителям больше всего хочется, чтобы с родителями было сотрудничество. А это:

  • Прямой контакт с учителем, с администрацией школы — и не только в форме протестов или просьб, а совместные обсуждения сложностей;
  • Эмоциональная защищенность ребенка, особенно проблемного. Школа не в состоянии сделать так, чтобы дети не говорили обидных слов. Но родители могут создать ребенку комфортную среду, благодаря которой его это не будет задевать;
  • Возможность расслабляться. Никакая, даже самая лучшая школа не заменит ребенку дома. Потому что дома он должен разгружаться, существовать в атмосфере любви и принятия его, независимо от успехов. Представьте себе: в школе его ругают, требуют результатов, он приходит домой, а там начинается то же самое: «Ты дурак, опять получил двойку»… Ребенок везде испытывает напряжение, а отсюда уже недалеко до нервных срывов, суицида, социального протеста.
  • Отсутствие перегрузок. Иногда родители, обладая профессиональными знаниями и навыками, начинают интенсивно заниматься с ребенком «своим» предметом. И хорошо, если это связано с тем, что ребенок выбрал себе такую же профессию и проявил талант в ней. Часто эти нагрузки связаны с переживаниями: «Как же это, мой ребенок и не сдаст английский лучше всех?» На самом деле они не могут смириться с тем, что у ребенка своя жизнь и свои способности, и он не должен отвечать за амбиции своих родителей».

Правила выполнения домашней работы:

  1. Лучшее время для приготовления домашних заданий: от 15−16 до 17−18 часов. Позже можно что-то повторить, например, выученное стихотворение. Занятия после 19 часов неэффективны, приводят к слишком большому напряжению (и назавтра приходится все повторять) и возбуждению, которое нередко не позволяет ребенку спокойно заснуть.
  2. Ребенка надо научить готовить рабочее место, необходимые учебники, тетради, принадлежности и пр. для того, чтобы не отвлекаться на поиск линейки или карандаша, книги или альбома.
  3. Начинать выполнение домашних заданий надо с того, что у ребенка получается. Это помогает включиться в работу и дает положительный эмоциональный настрой.
  4. Первоклассник может, не отвлекаясь, трудиться не больше 5−10 минут, второклассник — 10−15 минут, учащийся 3−4-го классов — 20−25 минут. В более старшем возрасте время это доходит до 30−40 минут. Это значит, что требование «пока не сделаешь, сиди и занимайся» лишено смысла. Надо научить ребенка переключаться: сделать несколько упражнений, подвигаться, выпить стакан сока, съесть яблоко и т. п. и вновь включиться в работу. В противном случае ребенок будет тянуть время, искать разные причины, чтобы отвлечься.
  5. Желательно, чтобы во время приготовления уроков ребенка ничто не отвлекало. Если ребенок сидит за уроками, а в этой же комнате бабушка смотрит телевизор на полной громкости, младший брат играет с котенком, мама разговаривает по телефону, школьник сосредоточиться не может.
  6. Не стоит сидеть за спиной и следить за работой ребенка, но он должен быть уверен, что взрослые готовы помочь.

_______________________________________

По материалам сайта: https://www.goodhouse.ru/family_and_children/education/mozhet-li-rebenok-uchitsya-doma/

Виктория Спахова

Обратиться к психологу →

Related Posts

Вас пугают интересы вашего ребенка?

Вас пугают интересы вашего ребенка?

Оптимальное развитие. Ранняя юность 14(15) лет— до 18 лет.

Оптимальное развитие. Ранняя юность 14(15) лет— до 18 лет.

Оптимальное развитие. 13-15 лет. Кризис 13 лет.

Оптимальное развитие. 13-15 лет. Кризис 13 лет.

Оптимальное развитие. От 6(7) лет — до 12 лет. Кризис 7 лет.

Оптимальное развитие. От 6(7) лет — до 12 лет. Кризис 7 лет.

No Comment

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Метки

БИБЛИОТЕКА ГОТОВИМСЯ К УРОКАМ ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ. КОРОНАВИРУС КАК ВЫБРАТЬ СПЕЦИАЛИСТА КАК ПЕРЕЖИТЬ НЕПРИЯТНОСТИ КОНФЛИКТЫ И РЕШЕНИЯ КПТ ЛЮБОВЬ. БРАК. ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ НАРУШЕНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ НЛП ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ О МОЗГЕ ОПТИМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ В ЧС ПМПК ПОДРОСТОК ПОЗНАЁМ СЕБЯ ПРОБЛЕМА-ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХИАТРИЯ ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ПСИХОСОМАТИКА РАБОТА С ЧУВСТВАМИ. ЭМОЦИЯМИ РАЗВОД И ДЕТИ РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЬНИКОВ РОДИТЕЛЯМ ШКОЛЬНИКОВ СКАЗКОТЕРАПИЯ СТРАХИ И ФОБИИ СУИЦИД ТЕХНИКИ ДЛЯ САМОРАЗВИТИЯ ТРУДНЫЙ РЕБЁНОК УПРАЖНЕНИЯ. ТРЕНИНГИ. ЗАНЯТИЯ УСТАНОВКИ ТРИГГЕРЫ ИСКАЖЕНИЯ ВОСПРИЯТИЯ ЦЕЛЬ УВЕРЕННОСТЬ ШКОЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ