Сказкотерапевтическое занятие «История Осины»

Сказкотерапевтическое занятие «История Осины»

Групповая коррекционная работа направленная на коррекцию самооценки.

Сказка для работы с людьми, имеющими заниженную самооценку, кто «не такой, как другие» и испытывает в связи с этим внутренний дискомфорт и чувство одиночества.

Рекомендуемый возраст: подростковый, юношеский, взрослый.

Сказка способствует:

  • осознанию собственных деструктивных установок;
  • изменению взгляда на себя и свою жизнь;
  • высвобождению позитивных эмоций и чувств. Кроме того, сказка иллюстрирует работу психолога или роль близкого человека в повышении самооценки подростка или взрослого.

Цель: повышение самооценки через осознание собственной ценности и уникальности.

Основные задачи:

  • осознание своих индивидуальных особенностей;
  • осмысление собственной модели поведения;
  • развитие интереса к себе;
  • укрепление идентичности;
  • повышение уверенности в себе;
  • сплочение коллектива.

Необходимые материалы:

  • стулья (по количеству участников);
  • по два листа бумаги формата А4 для каждого участника;
  • карандаши, фломастеры;
  • любой переходящий из рук в руки предмет: мячик, мягкая игрушка и т.п.

Приветствие

Ведущий приветствует всех участников занятия, представляется им и просит каждого назвать свое имя и охарактеризовать себя одним предложением, отметив качество, которым он отличается от других. Например: «Меня зовут Алевтина, и я здесь одна в зеленой кофточке». Или: «Меня зовут Григорий, я единственный из присутствующих водитель автобуса».

Составление правил группы

Под руководством ведущего группа знакомится с правилами сказочной жизни, они примерно такие же, как и правила психотерапевтической группы: конфиденциальность; доверие; «Я-высказывания»; возможность сказать «нет»; активность и др., и принимает их.

Разминка. Упражнение «Имя»

Ведущий предлагает каждому участнику назвать свое имя и произнести три прилагательных, начинающихся на первую букву имени, например: Наталья — надежная, настойчивая, нежная.

Упражнение «Снежинки»

Каждый участник получает салфетку и молча, не глядя, как такую же операцию проделывают другие, выполняет следующие действия…

Введение в сказку

Ведущий: Сегодня вы познакомитесь со сказкой про Осину, которая очень хотела измениться, стать другой, и узнаете, что из этого у нес получилось. Итак:

Жила-была Осина. И однажды она захотела стать Ольхой. Уж очень у той все хорошо складывалось: и растет в удачном месте, и деревья рядом благородные стоят, и солнце ласково светит, и сережками красивыми увешана. А что Осина? Растет в темном и сыром лесу. Солнышко к ней совсем редко заглядывает, а люди и вовсе почему-то стороной обходят. Не уважают, что ли?

И начала Осина меняться. И станет, как Ольха, и веточки расправит, и по сторонам посмотрит, и все ждет, когда у нее сережки появятся. Так старалась Осина, такстаралась! Даже слух по лесу пошел: «Смотрите, Осина меняется. Как интересно!»

Упражнение «Какой я есть и каким я хочу быть?»

Участники делятся на пары и последовательно «лепят» друг из друга скульптуру своего состояния — реальную и желаемую…

Продолжение сказки

Ведущий:

Итак, Осина начала меняться, но что-то ей совсем плохо после этого стало. Даже ствол болеть начал, а веточки и вовсе опустились. Загрустила Осина: хотела как лучше, а получилось еще хуже.

Опечалилась она, даже всхлипнула, но вдруг услышала: «Не печалься, милое деревце!»

Посмотрела Осина по сторонам и увидела Солнечный Лучик. Он ласково смотрел на нее и почему-то улыбался.

—  Это я — милая? — продолжая всхлипывать, спросила Осина. — Да от меня все отворачиваются. Неужели я такая страшная?

— Ты милая и славная, — сказал Солнечный Лучик, согревая деревце. — а что другие говорят, так это просто их выдумки о тебе. И кто сказал, что они верные?

— Они и сказали, — ответила Осина, — ведь их много.

— А ты поверила. А зачем? — спросил Лучик. — И заметь, я от тебя не отворачиваюсь. Ты мне нравишься.

— Нравлюсь? — удивилась Осина. — А за что?

— За то, что ты есть, за то, что растешь, несмотря на суровые условия, в которых живешь, за то, что другим помогаешь, — ответил Лучик.

— Кому же это я помогаю? — еще больше удивилась Осина.

— Вон тем грибам, что рядом растут, — произнес Лучик. — Ты же для них почву подготавливаешь, защищаешь от проливного дождя и палящего солнца. Они ведь так и называются — подосиновики. Неужели забыла?

— Да, — согласилась Осина, — я совсем забыла о них, пока изменяла себя.

Упражнение «Мне нравится, что ты…»

Ведущий: Сейчас я предлагаю вам напомнить друг другу о своих положительных качествах…

Окончание сказки

Ведущий:

Осина сказала:

—  Я совсем забыла о тех, о ком заботилась, пока себя изменяла.

— Ты не себя, ты себе изменяла, — уточнил Лучик. — Так старалась, что даже заболела. А всего-то надо было просто быть собой.

— Быть собой? А другие, что скажут они? — волнуясь, спросила Осина.

—  Что скажут другие? — переспросил Лучик. — Не знаю. Всем ведь не угодишь, да и не нужно это. А кому ты понадобишься — сами к тебе придут. Кто-то за грибами, а кто-то просто захочет рядом постоять, энергию твою почувствовать.

— Наверное, ты прав, Лучик, — впервые за долгое время улыбнулась Осина и выпрямилась.— Спасибо тебе за участие, теплоту и доброту твою. Я все поняла. Увидимся завтра?

— Увидимся, — улыбнулся Лучик и поднялся в высокое небо.

— До свидания, — сказала Осина и помахала ему вслед своими зелеными листочками.

А наутро, проснувшись, она внимательно посмотрела по сторонам и с удивлением сделала первое открытие:

—  Как же здесь светло! Значит, так сыро мне было от собственных слез, а пасмурно — от грустных мыслей?

И, вздохнув, Осина еще внимательнее посмотрела вокруг.

—  Вот это да! Все деревья разные, непохожие друг на друга, и каждое по-своему интересно! — сделала она второе открытие. — И Ольха — дерево как дерево, не лучше и не хуже других.

Удивленная открытиями, Осина задумалась и вдруг поняла: «Как же хорошо быть собой!»

Она выпрямилась, встряхнула веточками и улыбнулась навстречу новому дню.

— Здравствуй, милая, — сказал появившийся Солнечный Лучик и заиграл в яркой зеленой листве.

Упражнение «Развитие»

Ведущий читает текст, предназначенный для активной визуализации: Сядьте удобно. Закройте глаза, глубоко вдохните несколько раз и расслабьтесь…

Упражнение «Спасибо, что ты есть»

Ведущий делит группу на две равные по количеству человек подгруппы. Участники образуют два круга…

Анализ сказки «История Осины»

Ведущий предлагает участникам занятия ответить на вопросы для анализа сказки.

1. Почему Осина захотела стать Ольхой?

2. Отчего у нее это не получилось?

3. Как она стала себя чувствовать после всех попыток измениться?

4. Что хорошее увидел в Осине Солнечный Лучик?

5. Чему он ее научил?

6. Какие ценные качества были у Осины?

7. Какие ценные качества есть у вас?

8. Какие черты характера вы хотели бы улучшить?

9. Почему важно быть собой?

10.  Какие открытия сделала Осина на следующее утро после разговора с Лучиком?

11.  Какой вывод можно сделать из этой сказки?

Обсуждение занятия

Участники обсуждают занятие, делятся своими впечатлениями: что особенно понравилось и запомнилось, чего им не хватало? Говорят о том, какой вывод для себя сделали.

Завершение занятия

Ведущий благодарит группу за совместно пройденный путь. Все прощаются со сказочной страной.

Стишенок И.В. Из гусеницы в бабочку: Психологические сказки, притчи, метафоры в индивидуальной и групповой работе. — М.: Генезис, 2012.

Виктория Спахова

Обратиться к психологу →

Related Posts

СПОКОЙНЫЕ. КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ СПРАВИТЬСЯ СО СТРАХАМИ И ТРЕВОГОЙ

СПОКОЙНЫЕ. КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ СПРАВИТЬСЯ СО СТРАХАМИ И ТРЕВОГОЙ

СКАЗОЧНЫЕ НАМЕКИ Сказкотерапия с несовершеннолетними правонарушителями в Шекснинской спецшколе

СКАЗОЧНЫЕ НАМЕКИ Сказкотерапия с несовершеннолетними правонарушителями в Шекснинской спецшколе

Терапевтические сказки в работе с детьми

Терапевтические сказки в работе с детьми

ТРЕНИНГ НА СПЛОЧЕНИЕ КОЛЛЕКТИВА

ТРЕНИНГ НА СПЛОЧЕНИЕ КОЛЛЕКТИВА

No Comment

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Метки

БИБЛИОТЕКА ГОТОВИМСЯ К УРОКАМ ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ. КОРОНАВИРУС КАК ВЫБРАТЬ СПЕЦИАЛИСТА КАК ПЕРЕЖИТЬ НЕПРИЯТНОСТИ КОНФЛИКТЫ И РЕШЕНИЯ КПТ ЛЮБОВЬ. БРАК. ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ НАРУШЕНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ НЛП ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ О МОЗГЕ ОПТИМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ В ЧС ПМПК ПОДРОСТОК ПОЗНАЁМ СЕБЯ ПРОБЛЕМА-ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХИАТРИЯ ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ПСИХОСОМАТИКА РАБОТА С ЧУВСТВАМИ. ЭМОЦИЯМИ РАЗВОД И ДЕТИ РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЬНИКОВ РОДИТЕЛЯМ ШКОЛЬНИКОВ СКАЗКОТЕРАПИЯ СТРАХИ И ФОБИИ СУИЦИД ТЕХНИКИ ДЛЯ САМОРАЗВИТИЯ ТРУДНЫЙ РЕБЁНОК УПРАЖНЕНИЯ. ТРЕНИНГИ. ЗАНЯТИЯ УСТАНОВКИ ТРИГГЕРЫ ИСКАЖЕНИЯ ВОСПРИЯТИЯ ЦЕЛЬ УВЕРЕННОСТЬ ШКОЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ