Первый раз в 5-й класс

Первый раз в 5-й класс

Ваш ребенок закончил в прошлом году начальную школу. Впереди – пятый класс. Это очень интересный этап в его жизни, хотя и непростой.

Картинки по запросу пятиклассникВообще, пятиклассники – особые существа. Во многом они остаются больше похожи на младшеклассников: по своему духу, интересам, манере поведения. В то же время психологически они уже стремятся присоединиться к старшеклассникам. Получается, что в школе они занимают в определенном смысле пограничное, «маргинальное» положение, это во многом определяет особенности протекания процесса адаптации.

Интересно еще то, что сам по себе возраст 10-11 лет довольно спокойный, обычно (если, конечно, у ребенка не начался еще ранний пубертат) этот период не предполагает обязательного наличия каких-то психологических трудностей. «Проблемность» здесь связана именно с тем, что на рубеже четвертого-пятого класса для учеников резко меняются условия учебы: появляются новые требования, новые учителя, новые предметы, новые кабинеты, которые нужно еще найти в огромной школьном здании…

Что во всех этих условия может произойти с ребенком? Какие самые обычное проявления трудностей с адаптацией в этот период? Обычно они включают в себя низкую организованность, учебную рассеянность и недисциплинированность, снижение самооценки, повышение школьной тревожности. Это те «звоночки», на которые нужно прежде всего обращать внимание учителям и родителям.

Что поможет вашему пятикласснику успешно преодолеть эти трудности? Пережить резкий скачок из одних условий обучения в совершенно другие, новые? Многое зависит от его внутренних психологических качеств, готовности к переходу в среднюю школу. Эта готовность, с точки зрения психологов, включает в себя два основных компонента: чувство взрослости и определенная умственная зрелость. Давайте поговорим о них поподробнее.

Чувство взрослости – это новая внутренняя позиция ребенка в школе, новый уровень развития личности вашего сына или дочки. Если этот уровень достигнут, у ребенка сформирована стойкая учебная мотивация (то есть человек знает, что хочет учиться и понимает, зачем ему это надо); он умеет строить отношения со своими сверстниками и вообще чувствует свою ответственность за то, что происходит в его школьной жизни.

Умственная зрелость проявляется в том, что ребенок умеет сам организовывать свою интеллектуальную деятельность: ставить цели, планировать, использовать логику, пользоваться речью при размышлениях.

Конечно, все эти качестве должны сформироваться еще в начальной школе. Именно поэтому к переходу в среднее звено, так же как и к поступлению в школу, нужно бы готовиться заранее.

А что могут сделать родители, когда ребенок уже пошел в пятый класс? Или 1 сентября совсем на носу? Вот несколько рекомендаций.

  • Создавайте условия для проявления и развития самостоятельности вашего ребенка. У пятиклассника уже обязательно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность.
  • Не стоит резко лишать ребенка вашей поддержки и, в определенном смысле, контроля. Пятиклассник кажется взрослым, но ему, особенно на первых порах, нужна ваша помощь, чтобы научиться ориентироваться в новых требованиях школьной жизни. Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле с вашей стороны.
  • Учитель перестает быть для пятиклассника тем авторитетом, которым он был раньше. Это совершенно нормально. В этом возрасте ребенок уже вполне имеет право критиковать учителей, высказывать свое недовольство ими. Вам важно обсудить это с ребенком, прояснить причины негативного отношения к педагогу, дать высказаться, но стараться при этом все-таки поддержать авторитет учителя.
  • Учеба сама по себе часто теряет свою привлекательность в пятом классе. В этом возрасте многим детям нравится бывать в школе потому, что там можно пообщаться с друзьями. Опять таки, это нормальный этап возрастного развития. Важно давать сыну или дочке возможность обсуждать с вами не только учебные дела, но и отношения с одноклассниками, друзьями.
  • Будьте внимательны к ребенку. Если вас что-то беспокоит в его поведении, не откладывайте обращение за консультацией к его учителям или к психологу.

Психолог, Кандидат психологических наук  г. Санкт-Петербург

Виктория Спахова

Обратиться к психологу →

Related Posts

Вас пугают интересы вашего ребенка?

Вас пугают интересы вашего ребенка?

Оптимальное развитие. Ранняя юность 14(15) лет— до 18 лет.

Оптимальное развитие. Ранняя юность 14(15) лет— до 18 лет.

Оптимальное развитие. 13-15 лет. Кризис 13 лет.

Оптимальное развитие. 13-15 лет. Кризис 13 лет.

Оптимальное развитие. От 6(7) лет — до 12 лет. Кризис 7 лет.

Оптимальное развитие. От 6(7) лет — до 12 лет. Кризис 7 лет.

No Comment

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Метки

БИБЛИОТЕКА ГОТОВИМСЯ К УРОКАМ ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ. КОРОНАВИРУС КАК ВЫБРАТЬ СПЕЦИАЛИСТА КАК ПЕРЕЖИТЬ НЕПРИЯТНОСТИ КОНФЛИКТЫ И РЕШЕНИЯ КПТ ЛЮБОВЬ. БРАК. ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ НАРУШЕНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ НЛП ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ О МОЗГЕ ОПТИМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ В ЧС ПМПК ПОДРОСТОК ПОЗНАЁМ СЕБЯ ПРОБЛЕМА-ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХИАТРИЯ ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ПСИХОСОМАТИКА РАБОТА С ЧУВСТВАМИ. ЭМОЦИЯМИ РАЗВОД И ДЕТИ РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЬНИКОВ РОДИТЕЛЯМ ШКОЛЬНИКОВ СКАЗКОТЕРАПИЯ СТРАХИ И ФОБИИ СУИЦИД ТЕХНИКИ ДЛЯ САМОРАЗВИТИЯ ТРУДНЫЙ РЕБЁНОК УПРАЖНЕНИЯ. ТРЕНИНГИ. ЗАНЯТИЯ УСТАНОВКИ ТРИГГЕРЫ ИСКАЖЕНИЯ ВОСПРИЯТИЯ ЦЕЛЬ УВЕРЕННОСТЬ ШКОЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ