Как помочь ребёнку в период самоизоляции

Как помочь ребёнку в период самоизоляции

Не только взрослые охвачены паникой, дети и подростки легко поддается настроению окружающих их близких взрослых и могут испытывать беспокойство, тревогу, страхи, плюс такое состояние усугубляется недостатком информации, неопределенностью, непониманием целей карантина, нарушением устоявшегося режима.

Помимо тревоги, дети и подростки часто проявляют раздражительность, гневливость, капризность, упрямство, агрессию.

С какого возраста ребенок может оставаться дома один в разных ...

Как же помочь справиться ребенку с этими эмоциями?

  • Обратить внимание на себя, свое состояние – дети легко считывают эмоции взрослого и поддаются такому же настроению и состоянию.

«Спокойны вы – спокойны и дети».

  • Информирование: объяснить, что происходит, проговорить правила, которые помогут оставаться здоровыми и снизить распространение вируса.

Говорить кратко, понятно, не акцентировать внимание на отрицательных моментах, не рассказывать ужасы («мы умрем», «все заболеем») – не надо усугублять состояние детей путем запугивания. Лучше уделять внимание тому, что дети могут сделать для того, чтобы оставаться здоровыми, как могут принести пользу.

  • Придерживаться установленного ранее режима дня. Стараться менять его по минимуму.

При смене режимных моментов организм затрачивает дополнительные биологические, иммунные ресурсы организма на адаптацию, а зачем подвергать себя и детей лишнему риску? Кроме того, детям, у которых волевые и мотивационные навыки пока формируются и развиваются, сложнее вернуться к старому режиму, из-за чего возникнут недовольства, капризы, раздражительность.

  • Физическая нагрузка, активные игры – способ поддержания здоровья, настроения за счет выброса эндорфинов, а так же это конструктивный способ высвобождения накопившейся агрессии.

Предложите ребенку в приступе гнева поиграть в «обстрел», дав в руки мягкую игрушку и указав на мишень, деритесь подушками, сбивайте кегли и т.п. Подростку можно предложить бегать, приседать, бить грушу, махать руками. Уровень кортизола (гормона стресса) в организме снижается, а выделившиеся адреналин и норадреналин исполнили свои функции при выполнении физических упражнений.

  • Вовлечение в организацию быта. Делайте акцент на значимости, полезности помощи ребенка и подростка для общей семейной атмосферы, детям важно быть полезными, благодарите, не ждите идеального выполнения.

Выполняйте что-то вместе. Вносите игровой момент в уборку – пусть ребенок представляет себя фигуристом или хоккеистом на мокром полу, главное, чтобы обошлось без травм. Так у ребенка уборка будет ассоциироваться с весельем, совместным времяпровождением, полезностью.

  • Организация совместного и самостоятельного досуга. Обсудите с ребенком время, которое он будет проводить один и период, который вы проведете вместе.

Подстегивайте ребенка к самостоятельным размышлениям о том, чем можно занять себя и всех членов семьи, предложите ему подобрать игру, фильм для всех, подскажите, чем он может сам заняться, например, напомните ему, что его давно ждет «ну очень интересная книга в книжном шкафу, где героям не терпится рассказать свои истории», либо старые игрушки его уже заждались, а может быть где-то запылился набор для квиллинга или лепки из глины, недостроенная модель самолета и т.п. Подростки чаще сами занимают себя, стоит только упомянуть, что постоянное времяпровождение в гаджетах – не способ избавления от тревоги, а часто наоборот – повышает беспокойство за счет возбуждения нервной системы, влияет на неустойчивость настроения.

  • С пониманием относитесь к эмоциям ребенка и подростка: дайте понять детям, что их тревоги и беспокойства будут поняты и приняты, они могут выговориться и найти успокоения у близких взрослых.

Агрессия же, раздражительность, капризы, истерики – часто вторичные эмоции, обусловленные страхами, тревожностью, а так же нарушениями привычной жизни, долго и сложной адаптации к условиям карантина, недостатком общения и свежего воздуха. Вместо того, чтобы кричать и срываться в ответ, стоит задуматься о причинах возникновения бурных реакций, дать возможность выплеснуть и успокоиться (если необходимо, оставить ребенка одного), затем попытаться вместе прояснить причины и подумать, как эти причины решить, преодолеть.

Задавайте ребенку открытые вопросы: что это было? Что испытывал? Какие эмоции? Как думаешь, из-за чего это могло быть? Что случилось до того, как ты злился? Может подумаем, как это решить? Чтобы ты мог посоветовать другу в такой ситуации? Суть в том, чтобы побуждать ребенка и подростка размышлять. Подростку особенно важно указать на последствия агрессии, плюсы и минусы (напр. защищаю себя, отстаиваю свое мнение, но расстроил маму, она плакала), как можно было еще проявить свои эмоции, в какое русло направить, как можно было сказать и т.п.

Это общие рекомендации, которые, к сожалению, не могут подойти всем, не являются полностью универсальными. И я понимаю, что взрослым не менее тяжело переносить карантин. Если не получается справиться с собственными тревожными и депрессивными состояниями, либо ребёнок испытывает фобии, выраженную тревогу, проявляет немотивированную агрессию, непослушание и т.п. – в этих случаях можно и нужно обратиться к специалисту.

______________________________________
Козлова Алина Дмитриевна Психолог – г.Оренбург

Виктория Спахова

Виктория Спахова

Обратиться к психологу →

Related Posts

Тест для детей «Аудиал, визуал, кинестетик».

Тест для детей «Аудиал, визуал, кинестетик».

Терапевтические сказки в работе с детьми

Терапевтические сказки в работе с детьми

Границы. Как их выстраивать? Ошибки, связанные с границами

Границы. Как их выстраивать? Ошибки, связанные с границами

Защищено: Сказкотерапия в профилактике суицидального поведения подростков

No Comment

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Метки

БИБЛИОТЕКА ГОТОВИМСЯ К УРОКАМ ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ. КОРОНАВИРУС КАК ВЫБРАТЬ СПЕЦИАЛИСТА КАК ПЕРЕЖИТЬ НЕПРИЯТНОСТИ КОНФЛИКТЫ И РЕШЕНИЯ КПТ ЛЮБОВЬ. БРАК. ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ НАРУШЕНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ НЛП ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ О МОЗГЕ ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ В ЧС ПМПК ПОДРОСТОК ПОЗНАЁМ СЕБЯ ПРОБЛЕМА-ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХИАТРИЯ ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ПСИХОСОМАТИКА РАБОТА С ЧУВСТВАМИ. ЭМОЦИЯМИ РАЗВОД И ДЕТИ РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЬНИКОВ РОДИТЕЛЯМ ШКОЛЬНИКОВ СКАЗКОТЕРАПИЯ СТРАХИ И ФОБИИ СУИЦИД ТЕХНИКИ ДЛЯ САМОРАЗВИТИЯ ТРУДНЫЙ РЕБЁНОК УПРАЖНЕНИЯ. ТРЕНИНГИ. ЗАНЯТИЯ УСТАНОВКИ ТРИГГЕРЫ ИСКАЖЕНИЯ ВОСПРИЯТИЯ ЦЕЛЬ УВЕРЕННОСТЬ ШКОЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ