Чего нельзя говорить первокласснику и почему.

Чего нельзя говорить первокласснику и почему.

«Вот и кончилась твоя беззаботная жизнь, начались тяжёлые 11 лет»

Да, школьная жизнь порой не малина. И классу так к шестому ребёнок сам это поймет. Но стоит ли сейчас рушить его мечты и настраивать на плохое?

А заодно рассказать малышам на площадке, что Деда Мороза не существует, а дочери-подростку — что любовь, тяжелый труд, а в её романах – сплошь враньё?  Ну и хорошего в школе тоже много, делайте акцент на нём.

«Ты, конечно, будешь учиться лучше всех!»

Первоклашке и так приходится нелегко: новый режим дня, одноклассники, учителя, уроки. Страх не оправдать родительские ожидания – совсем не помощник в этом деле. Это дополнительная ответственность – не разочаровать взрослых, не расстроить маму с папой, не подвести бабушку с дедушкой – ведь они так в него верят. Понимая, что не справляется, чадо может огорчиться и даже начать болеть. Ребёнок должен знать, что родители любят и принимают его с любыми оценками и успехами. И просто будут очень рады, если его школьные дела будут идти хорошо.

«Почему я должна из-за тебя краснеть?»

Не спорим, что выслушивать, как плохо учится или ведёт себя ребёнок, неприятно. Но плохая успеваемость, в большинстве случаев, говорит не о глупости школьника, а об отсутствии мотивации или страхе. А значит, школьнику как никогда нужна родительская поддержка и понимание. Не ругайте его, а лучше спросите, почему ему не нравится, например, математика (или другой предмет, с которым возникают проблемы).

«Пропущу школьное собрание, всё равно ничего нового не скажут»

Родительское собрание для первоклашек – знаковое событие. Педагог обязательно упомянет каждого ученика, даже если его успехи незначительны. А если и нет, родители, вернувшись домой с собрания, могут пойти на маленькую хитрость и рассказать школьнику, что его хвалили. Поверьте, для вашего первоклашки это будет настоящий праздник и огромная мотивация! Это же двойная похвала: и от учителя, и от родителей.

«Дай я сделаю сама, у тебя всё равно не получится»

Конечно, мы произносим эти слова с благими намерениями, всего лишь желая помочь первоклашке быстрее справиться с уроками и отправиться гулять. Но в итоге лишь способствуем воспитанию неуверенного в себе человека, заранее запрограммированного на неудачу. Если лишать ребёнка права делать что-то самостоятельно и, возможно, совершать ошибки, он с большой вероятностью вырастет безынициативным. Гораздо лучше сказать: «Попробуй сделать сам, но если тебе нужна помощь, рассчитывай на меня. Я обязательно помогу тебе».

«Почему ты не можешь вести себя так же хорошо, как Серёженька из твоего класса?»

Сравнение ребёнка с кем-либо – запрещённый приём! Говорить так нельзя ни при каких обстоятельствах. Психологи считают, что малыша это ранит не меньше, а, пожалуй, и больше, чем взрослого.

«Не переживай, я приду в школу и со всеми, кто тебя обижает, поговорю…»

Родители не должны стать какой-то неведомой силой, которая неожиданно появится и решит все проблемы. Учите ребёнка самостоятельно договариваться со сверстниками. Конечно, нужно сказать, что вы всегда поможете и не дадите в обиду, но строить отношения с одноклассниками надо уметь самому.

 «Посмотри, как плохо ты выполнил задание!»

Эта фраза прямым образом указывает на тотальное неумение. Часто она, сказанная с восклицательной интонацией и эмоциональным негодующим окрасом, обесценивает все, за что ребенок ранее мог себя похвалить. В случае если задание действительно плохо выполнено, лучше сказать: «Как бы ты сам оценил то, что сделал?» или «Мне кажется, сегодня ты не очень постарался. Что мешало тебе?». Такие слова не заставляют думать ребенка, что он ничего не умеет и все делает плохо, а помогает задуматься над причинами, которые помешали выполнить задание хорошо.

 «У тебя всегда все плохо получается»

Эта фраза дает оценку способностям в глобальном масштабе. Она не соответствует действительности — не может быть такого, чтобы ребенок, как и любой человек, всегда все делал плохо. Не давайте таких общих оценок способностям. Старайтесь, если даете оценку умениям детей, не переходить на личность, а говорить в контексте выполненного задания. Обязательно хвалите за достижения, даже если они не большие. От этой фразы вообще следует отказаться. Приведите в пример хорошо выполненную работу: «Посмотри, как хорошо ты справился здесь. Ты молодец. Постарайся второе задание выполнить также»

«Ты можешь хоть что-нибудь сделать хорошо?»

Горькая, обесценивающая фраза, указывающая на неспособность вообще что-то делать хорошо, также не соответствующая действительности. Когда родители так говорят, это скорее свидетельствует об их чувствах — удивлении, разочаровании в том, что у детей что-то не получилось. Только прямое указание на неспособность не заставит делать лучше. Следует избегать подобных слов. Вместо этого, разберитесь в том, что помешало справиться с уроками. Говорите четко и по делу: «Ты плохо справился с заданием. Что помешало тебе сделать его хорошо? Что тебе не понятно? Почему тебе сложно? Я могу помочь тебе?» Что слышат дети об учителе

«Учительница тебе задаст»

Подобные фразы могут заставить детей бояться педагогов, а конструктивное общение с ними очень важно для успешного обучения. Когда родители так говорят, они хотят, чтобы ребенок вел себя лучше, или лучше занимался. Стоит отказаться от таких фраз и прямо говорить ребенку о своих желаниях.

«Таких, как ты, учителя не любят»

Эти слова подрывают самооценку и уверенность в себе. Дети могут начать думать, что они плохие, тогда им ничего не останется, как подтверждать свои мысли соответствующим поведением — нарушение правил, неуспеваемость, непослушание. Стоит отказаться от таких фраз совсем.

«Пусть учительница с тобой разбирается»

Фраза, которая не только проводит невидимый барьер между ребенком и педагогом, но и заставляет его думать, что родители «разбираться» с ним не хотят, и поэтому передают его, как вещь, учительнице. Все, что происходит с ребенком, касается его и родителей. Педагог не отвечает за воспитание школьников в полной мере — это ответственность семьи, а не школы. Что слышит ребенок об отношениях и общении Школа — это не только уроки, но еще и отношения со сверстниками. Ребенку важно состояться в этой среде, не только как ученику, но и как другу и товарищу, занять свою нишу в социуме. Какой она будет, тоже во много зависит от слов взрослых.

«Если ты будешь так себя вести, с тобой никто не будет дружить»

Прямое указание на то, что ребенок в будущем может остаться в одиночестве. Когда родители говорят так, чаще всего они хотят, чтобы дети избавились от некоторых вредных привычек поведения — стали более добрыми, щедрыми, воспитанными, общительными, понимающими. Стоит избегать подобных фраз, а вместо этого прямо говорить о своих желаниях и опасениях. Приведите первокласснику пример из своей жизни, касающийся его неправильного поведения — так он скорее поймет, к чему оно может привести.

«Над тобой все будут смеяться»

Фраза, вызывающая стыд и вину за свое поведение, указывающая на то, что ребенок отличается от других, причем в негативном ключе. Лучше, чтобы дети вообще не слышали этой фразы — она разрушительно влияет на их психику. «Тебя никто не будет любить» Деструктивная фраза, подобная предыдущей. Слыша ее, первоклассник убеждается в силе условной любви — меня любят, только когда я хороший, послушный, получаю «пятерки», не ссорюсь с товарищами, не кричу, не грублю, помогаю родителям. Личность в этом случае теряется и обесценивается, превозносятся ее функциональные способности, что также отрицательно сказывается на уверенности и восприятии себя. Нужно уметь прямо говорить детям о том, что в их поведении не устраивает.

«Все дети как дети, а ты…»

Если родители привыкли сравнивать детей с другими, это не только приведет к неуверенности в себе, но и нарушению отношений в детском коллективе. Когда взрослые прибегают к такому болезненному сравнению, они чаще всего хотят показать первокласснику, что он в чем-то не успешен, не способен, не достаточно старается, не соответствует ожиданиям. Лучше, если ребенок вообще не будет слышать такую фразу — она больно ранит его сердце, заставляет думать о себе плохо и понимать, что он не достаточно хорош для своих близких. Откажитесь от нее. Будет лучше, если взрослые станут больше обращать внимание на сильные стороны характера первоклассника, которые, несомненно, есть у каждого, хвалить его, говорить поддерживающие фразы — это поможет ему поверить в себя, понять, что с ним все в порядке. Тогда он сумеет не только успешно учиться, но и строить хорошие отношения со сверстниками.

Виктория Спахова

Обратиться к психологу →

Related Posts

Вас пугают интересы вашего ребенка?

Вас пугают интересы вашего ребенка?

Оптимальное развитие. Ранняя юность 14(15) лет— до 18 лет.

Оптимальное развитие. Ранняя юность 14(15) лет— до 18 лет.

Оптимальное развитие. 13-15 лет. Кризис 13 лет.

Оптимальное развитие. 13-15 лет. Кризис 13 лет.

Оптимальное развитие. От 6(7) лет — до 12 лет. Кризис 7 лет.

Оптимальное развитие. От 6(7) лет — до 12 лет. Кризис 7 лет.

No Comment

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Метки

БИБЛИОТЕКА ГОТОВИМСЯ К УРОКАМ ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ. КОРОНАВИРУС КАК ВЫБРАТЬ СПЕЦИАЛИСТА КАК ПЕРЕЖИТЬ НЕПРИЯТНОСТИ КОНФЛИКТЫ И РЕШЕНИЯ КПТ ЛЮБОВЬ. БРАК. ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ НАРУШЕНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ НЛП ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ О МОЗГЕ ОПТИМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ В ЧС ПМПК ПОДРОСТОК ПОЗНАЁМ СЕБЯ ПРОБЛЕМА-ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХИАТРИЯ ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ПСИХОСОМАТИКА РАБОТА С ЧУВСТВАМИ. ЭМОЦИЯМИ РАЗВОД И ДЕТИ РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЬНИКОВ РОДИТЕЛЯМ ШКОЛЬНИКОВ СКАЗКОТЕРАПИЯ СТРАХИ И ФОБИИ СУИЦИД ТЕХНИКИ ДЛЯ САМОРАЗВИТИЯ ТРУДНЫЙ РЕБЁНОК УПРАЖНЕНИЯ. ТРЕНИНГИ. ЗАНЯТИЯ УСТАНОВКИ ТРИГГЕРЫ ИСКАЖЕНИЯ ВОСПРИЯТИЯ ЦЕЛЬ УВЕРЕННОСТЬ ШКОЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ