
Чего нельзя говорить первокласснику и почему.
«Вот и кончилась твоя беззаботная жизнь, начались тяжёлые 11 лет»
Да, школьная жизнь порой не малина. И классу так к шестому ребёнок сам это поймет. Но стоит ли сейчас рушить его мечты и настраивать на плохое?
А заодно рассказать малышам на площадке, что Деда Мороза не существует, а дочери-подростку — что любовь, тяжелый труд, а в её романах – сплошь враньё? Ну и хорошего в школе тоже много, делайте акцент на нём.
«Ты, конечно, будешь учиться лучше всех!»
Первоклашке и так приходится нелегко: новый режим дня, одноклассники, учителя, уроки. Страх не оправдать родительские ожидания – совсем не помощник в этом деле. Это дополнительная ответственность – не разочаровать взрослых, не расстроить маму с папой, не подвести бабушку с дедушкой – ведь они так в него верят. Понимая, что не справляется, чадо может огорчиться и даже начать болеть. Ребёнок должен знать, что родители любят и принимают его с любыми оценками и успехами. И просто будут очень рады, если его школьные дела будут идти хорошо.
«Почему я должна из-за тебя краснеть?»
Не спорим, что выслушивать, как плохо учится или ведёт себя ребёнок, неприятно. Но плохая успеваемость, в большинстве случаев, говорит не о глупости школьника, а об отсутствии мотивации или страхе. А значит, школьнику как никогда нужна родительская поддержка и понимание. Не ругайте его, а лучше спросите, почему ему не нравится, например, математика (или другой предмет, с которым возникают проблемы).
«Пропущу школьное собрание, всё равно ничего нового не скажут»
Родительское собрание для первоклашек – знаковое событие. Педагог обязательно упомянет каждого ученика, даже если его успехи незначительны. А если и нет, родители, вернувшись домой с собрания, могут пойти на маленькую хитрость и рассказать школьнику, что его хвалили. Поверьте, для вашего первоклашки это будет настоящий праздник и огромная мотивация! Это же двойная похвала: и от учителя, и от родителей.
«Дай я сделаю сама, у тебя всё равно не получится»
Конечно, мы произносим эти слова с благими намерениями, всего лишь желая помочь первоклашке быстрее справиться с уроками и отправиться гулять. Но в итоге лишь способствуем воспитанию неуверенного в себе человека, заранее запрограммированного на неудачу. Если лишать ребёнка права делать что-то самостоятельно и, возможно, совершать ошибки, он с большой вероятностью вырастет безынициативным. Гораздо лучше сказать: «Попробуй сделать сам, но если тебе нужна помощь, рассчитывай на меня. Я обязательно помогу тебе».
«Почему ты не можешь вести себя так же хорошо, как Серёженька из твоего класса?»
Сравнение ребёнка с кем-либо – запрещённый приём! Говорить так нельзя ни при каких обстоятельствах. Психологи считают, что малыша это ранит не меньше, а, пожалуй, и больше, чем взрослого.
«Не переживай, я приду в школу и со всеми, кто тебя обижает, поговорю…»
Родители не должны стать какой-то неведомой силой, которая неожиданно появится и решит все проблемы. Учите ребёнка самостоятельно договариваться со сверстниками. Конечно, нужно сказать, что вы всегда поможете и не дадите в обиду, но строить отношения с одноклассниками надо уметь самому.
«Посмотри, как плохо ты выполнил задание!»
Эта фраза прямым образом указывает на тотальное неумение. Часто она, сказанная с восклицательной интонацией и эмоциональным негодующим окрасом, обесценивает все, за что ребенок ранее мог себя похвалить. В случае если задание действительно плохо выполнено, лучше сказать: «Как бы ты сам оценил то, что сделал?» или «Мне кажется, сегодня ты не очень постарался. Что мешало тебе?». Такие слова не заставляют думать ребенка, что он ничего не умеет и все делает плохо, а помогает задуматься над причинами, которые помешали выполнить задание хорошо.
«У тебя всегда все плохо получается»
Эта фраза дает оценку способностям в глобальном масштабе. Она не соответствует действительности — не может быть такого, чтобы ребенок, как и любой человек, всегда все делал плохо. Не давайте таких общих оценок способностям. Старайтесь, если даете оценку умениям детей, не переходить на личность, а говорить в контексте выполненного задания. Обязательно хвалите за достижения, даже если они не большие. От этой фразы вообще следует отказаться. Приведите в пример хорошо выполненную работу: «Посмотри, как хорошо ты справился здесь. Ты молодец. Постарайся второе задание выполнить также»
«Ты можешь хоть что-нибудь сделать хорошо?»
Горькая, обесценивающая фраза, указывающая на неспособность вообще что-то делать хорошо, также не соответствующая действительности. Когда родители так говорят, это скорее свидетельствует об их чувствах — удивлении, разочаровании в том, что у детей что-то не получилось. Только прямое указание на неспособность не заставит делать лучше. Следует избегать подобных слов. Вместо этого, разберитесь в том, что помешало справиться с уроками. Говорите четко и по делу: «Ты плохо справился с заданием. Что помешало тебе сделать его хорошо? Что тебе не понятно? Почему тебе сложно? Я могу помочь тебе?» Что слышат дети об учителе
«Учительница тебе задаст»
Подобные фразы могут заставить детей бояться педагогов, а конструктивное общение с ними очень важно для успешного обучения. Когда родители так говорят, они хотят, чтобы ребенок вел себя лучше, или лучше занимался. Стоит отказаться от таких фраз и прямо говорить ребенку о своих желаниях.
«Таких, как ты, учителя не любят»
Эти слова подрывают самооценку и уверенность в себе. Дети могут начать думать, что они плохие, тогда им ничего не останется, как подтверждать свои мысли соответствующим поведением — нарушение правил, неуспеваемость, непослушание. Стоит отказаться от таких фраз совсем.
«Пусть учительница с тобой разбирается»
Фраза, которая не только проводит невидимый барьер между ребенком и педагогом, но и заставляет его думать, что родители «разбираться» с ним не хотят, и поэтому передают его, как вещь, учительнице. Все, что происходит с ребенком, касается его и родителей. Педагог не отвечает за воспитание школьников в полной мере — это ответственность семьи, а не школы. Что слышит ребенок об отношениях и общении Школа — это не только уроки, но еще и отношения со сверстниками. Ребенку важно состояться в этой среде, не только как ученику, но и как другу и товарищу, занять свою нишу в социуме. Какой она будет, тоже во много зависит от слов взрослых.
«Если ты будешь так себя вести, с тобой никто не будет дружить»
Прямое указание на то, что ребенок в будущем может остаться в одиночестве. Когда родители говорят так, чаще всего они хотят, чтобы дети избавились от некоторых вредных привычек поведения — стали более добрыми, щедрыми, воспитанными, общительными, понимающими. Стоит избегать подобных фраз, а вместо этого прямо говорить о своих желаниях и опасениях. Приведите первокласснику пример из своей жизни, касающийся его неправильного поведения — так он скорее поймет, к чему оно может привести.
«Над тобой все будут смеяться»
Фраза, вызывающая стыд и вину за свое поведение, указывающая на то, что ребенок отличается от других, причем в негативном ключе. Лучше, чтобы дети вообще не слышали этой фразы — она разрушительно влияет на их психику. «Тебя никто не будет любить» Деструктивная фраза, подобная предыдущей. Слыша ее, первоклассник убеждается в силе условной любви — меня любят, только когда я хороший, послушный, получаю «пятерки», не ссорюсь с товарищами, не кричу, не грублю, помогаю родителям. Личность в этом случае теряется и обесценивается, превозносятся ее функциональные способности, что также отрицательно сказывается на уверенности и восприятии себя. Нужно уметь прямо говорить детям о том, что в их поведении не устраивает.
«Все дети как дети, а ты…»
Если родители привыкли сравнивать детей с другими, это не только приведет к неуверенности в себе, но и нарушению отношений в детском коллективе. Когда взрослые прибегают к такому болезненному сравнению, они чаще всего хотят показать первокласснику, что он в чем-то не успешен, не способен, не достаточно старается, не соответствует ожиданиям. Лучше, если ребенок вообще не будет слышать такую фразу — она больно ранит его сердце, заставляет думать о себе плохо и понимать, что он не достаточно хорош для своих близких. Откажитесь от нее. Будет лучше, если взрослые станут больше обращать внимание на сильные стороны характера первоклассника, которые, несомненно, есть у каждого, хвалить его, говорить поддерживающие фразы — это поможет ему поверить в себя, понять, что с ним все в порядке. Тогда он сумеет не только успешно учиться, но и строить хорошие отношения со сверстниками.
No Comment