О норме и не норме в психике человека.

О норме и не норме в психике человека.

Предисловие от автора: Предлагаю вам цикл статей, из которых вы сможете узнать:

  1. (ссылка) Что является нормальным в психических процессах человека, а что — можно отнести к психическому нездоровью.
  2. (ссылка) К кому обращаться в случае подозрения на отклонения в психическом здоровье: психолог, психотерапевт, психиатр?
  3. (ссылка) Депрессия. Что это такое? Это опасно или пройдет само?

О норме и не норме в психике человека.

Наша психика не может быть статичной — любой психически здоровый человек может пребывать в различных состояниях и испытывать различные реакции на внешние стимулы: может как надолго фокусироваться на чем-то одном, так и отвлекаться, может быть радостным и может унывать, может что-то долго терпеть, а может внезапно раздражаться.

Норма – это динамический баланс тех или иных состояний, где нет абсолютной шкалы правильности или неправильности психических процессов.

«Норма как некий усредненный показатель реакций, нужных для успешного существования в обществе (успешного не в плане достижения богатства и славы, а в смысле «невылетания за борт»)», — Коуч и психиатр Наталья Стилсон

Не нормой в состояниях человека можно считать такие показатели:

  • Умственная деятельность не приносит продуктивной пользы: человек может часами писать статью, а в итоге окажется, что он написал одно и то же слово на 25 страниц.
  • Самоизолирование = отчуждение от общества: здесь нельзя путать с осознанным нежеланием взаимодействовать с социумом с неспособностью ужиться вообще с кем бы-то ни было.
  • Неадекватные эмоции, испытываемые к окружающему: нельзя считать таим показателем негативное восприятие кого-то по причинам разности, например темперамента, где холерик может относиться к флегматику как к безэмоциональному «буратино», а флегматик к холерику как к неуравновешенному, но, если человек невозмутимо продолжает кушать, когда на него рушится дом, или может воткнуть вилку в собеседника только за то, что тот что-то не так сказал, то вряд ли это о неординарности характера;
  • Перекос, несоответствие с объективной реальностью: когда человек видит рядом инопланетянина или сам себя считает пришельцем.
  • Неспособность осознать самого себя как отдельную целостную личность, неспособность принять свою индивидуальность: это о личностных границах, когда человек отождествляет свои собственные мысли и чувства с чувствами и мыслями других и не отличает одно от другого, как бы живя полностью жизнью другого человека.
  • Неспособность к близким отношениям: природно для любого человека испытывать привязанность к кому-либо (животным, друзьям, близким) или к чему-либо (увлечения, работа..). Неспособность привязываться — это нарушение естественных психических процессов.

Нормой считается то, что не мешает объективному качеству жизни — когда человек доволен своей жизнью и собой и ничем не вредит и не мешает качеству жизни других людей, то, как он самовыражается — его дело.

Психические расстройства условно можно разделить на три уровня по глубине влияния:

  1. Невротический уровень – человек ведет себя адекватно и критически относится к происходящему, но может при этом иметь:
  • аффективные нарушения (эмоциональные),
  • вегетативные (нарушения внутренних органов и систем: одышка, сердцебиение)
  • соматорные (симптомы соматических заболеваний, как, например, головная боль).
  1. Психотический уровень: потеря связи с действительностью:
  • бред, галлюцинации и/или помрачение сознания. Часто в таких случаях сам человек не осознает, что он болен. Эти состояния могут проявляться и как безумие, и как:
  • дереализация (ощущение нереальности всего, что происходит),
  • деперсонализация (когда исчезают индивидуальные черты личности, эмоции  — кажется, что наблюдаешь за собой со стороны).
  1. Психопатический уровень– уровень расстройства личности. Это означает, что симптомы в каком-то смысле являются оборотной стороной характера больного.

Спектр расстройств личности обширен, одни могут дублировать такие заболевания как шизофрения — это шизоидное и шизотипическое расстройства личности, а другие могут существовать сами по себе — антисоциальное, пограничное, нарциссическое расстройство.

Различают также три типа расстройств в зависимости от их происхождения: экзогенные, эндогенные и психогенные.

  1. Экзогенные имеют внешние причины:
  • аддикции — навязчивые потребности в определенных действиях, например, азартные игры, употребление психоактивных веществ = зависимости;
  • психозы, вызванные злоупотреблением разными веществами — «белая горячка» или галлюцинации под наркотическим воздействием.
  • последствия черепно-мозговых травм;
  • расстройства, как побочный эффект других заболеваний — вирусная пневмония может стать причиной галлюцинаций, а инфекционный гепатит — депрессий и истерических расстройств.
  1. Эндогенные имеют внутренние причины, часто наследственные – дисфункции мозга, нарушения нейронных сетей. К подобным болезням относят шизофрению, эпилепсию и биполярное расстройство.
  2. Психогенные – расстройства, имеющие психологические причины:
  • посттравматический синдром или депрессия, которые могут возникнуть в результате потери близкого или любимого человека.

Но если с экзогенными расстройствами все понятно, то отличить психогенные от эндогенных не так легко – наследственные факторы часто срабатывают только в сочетании со стрессом, а стресс с большей вероятностью подкашивает людей с природной предрасположенностью.

Бывает так, что человек считается здоровым, но некоторые его свойства доставляют ему дискомфорт. Например, есть такое явление, как акцентуация.

Акцентуация – особенность личности, которая находится в пределах клинической нормы, но вызывает перекосы в психических реакциях на те или иные воздействия: человек слишком замкнут или слишком эмоционален, его мысли и настроения меняются очень быстро или, наоборот, он склонен зацикливаться на одних и тех же темах.

По сути, акцентуация – предрасположенность к расстройствам личности или другому психическому заболеванию (которые могут никогда не развиться). Но это не всегда обязательно плохо – акцентуированные (выделяющиеся) черты личности могут создавать и  ярко выраженные слабые стороны, но и явные конкурентные преимущества, например, человек с паранойяльной акцентуацией (параноидальное расстройство личности – «лайт») подозрителен, конфликтен и злопамятен, но при этом отличается большой целеустремленностью и продуктивностью, а шизоид склонен изолироваться от общества, но его индивидуализм помогает ему мыслить нестандартно и находить творческие решения.


Поэтому нормально у Вас все с психикой или нет, можно судить исходя из собственных ощущений — если вам в вашей жизни комфортно во всех аспектах, то точно все ОК, если в какой-то или во многих сферах ничего не получается, то стоит заняться исследованием причин не с точки зрения — они/все не такие, а с точки зрения, что не так со мной. Хотя причинами могут быть и внешние обстоятельства, но тогда стоит разбираться с тем, а почему мы находимся в таких обстоятельствах?


Ваш психолог — Виктория Спахова по мотивам книги Дарьи Варламовой «С ума сойти! Путеводитель по психическим расстройствам для жителя большого города»

Виктория Спахова

Обратиться к психологу →

Related Posts

Вас пугают интересы вашего ребенка?

Вас пугают интересы вашего ребенка?

Оптимальное развитие. Ранняя юность 14(15) лет— до 18 лет.

Оптимальное развитие. Ранняя юность 14(15) лет— до 18 лет.

Оптимальное развитие. 13-15 лет. Кризис 13 лет.

Оптимальное развитие. 13-15 лет. Кризис 13 лет.

Оптимальное развитие. От 6(7) лет — до 12 лет. Кризис 7 лет.

Оптимальное развитие. От 6(7) лет — до 12 лет. Кризис 7 лет.

No Comment

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Метки

БИБЛИОТЕКА ГОТОВИМСЯ К УРОКАМ ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ. КОРОНАВИРУС КАК ВЫБРАТЬ СПЕЦИАЛИСТА КАК ПЕРЕЖИТЬ НЕПРИЯТНОСТИ КОНФЛИКТЫ И РЕШЕНИЯ КПТ ЛЮБОВЬ. БРАК. ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ НАРУШЕНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ НЛП ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ О МОЗГЕ ОПТИМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ В ЧС ПМПК ПОДРОСТОК ПОЗНАЁМ СЕБЯ ПРОБЛЕМА-ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХИАТРИЯ ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ПСИХОСОМАТИКА РАБОТА С ЧУВСТВАМИ. ЭМОЦИЯМИ РАЗВОД И ДЕТИ РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЬНИКОВ РОДИТЕЛЯМ ШКОЛЬНИКОВ СКАЗКОТЕРАПИЯ СТРАХИ И ФОБИИ СУИЦИД ТЕХНИКИ ДЛЯ САМОРАЗВИТИЯ ТРУДНЫЙ РЕБЁНОК УПРАЖНЕНИЯ. ТРЕНИНГИ. ЗАНЯТИЯ УСТАНОВКИ ТРИГГЕРЫ ИСКАЖЕНИЯ ВОСПРИЯТИЯ ЦЕЛЬ УВЕРЕННОСТЬ ШКОЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ