Школьный тест умственного развития (ШТУР) формы А,Б

Школьный тест умственного развития (ШТУР) формы А,Б

Авторами теста являются К. М. Гуревич, М. К. Акимова, Е. М. Борисова, В. Г. Зархин, В. Т. Козлова, Г. П. Логинова.

Школьный тест умственного развития предназначен для диагностики умственного развития подростков.

ШТУР состоит из 6 субтестов, каждый из которых может включать от 15 до 25 однородных заданий.

Два первых субтеста направлены на выявление общей осведомленности школьников и позволяют судить о том, насколько адекватно используют учащиеся в своей активной и пассивной речи некоторые научно-культурные и общественно-политические термины и понятия. Третий субтест направлен на выявление умения устанавливать аналогии, четвертый – логические классификации, пятый – логические обобщения, шестой – нахождение правила построения ряда (числового).

Разработанный тест является групповым. Время, отведенное на выполнение каждого субтеста, ограничено и является вполне достаточным для всех учащихся.

Тест разработан в двух параллельных формах А и Б.

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ СУБТЕСТОВ

Субтест Число заданий в субтесте Время выполнения, мин
1.Осведомленность 2.Осведомленность

3. Аналогии

4- Классификации

5. Обобщения

6. Числовые ряды

20

20

25

20

19

15

8

4

10

7

8

7

 

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТИРОВАНИЯ

Производится количественная и качественная обработка результатов. Возможен групповой и индивидуальный анализ данных.

  1. Количественная обработка
  2. Индивидуальные показатели по каждому набору заданий (за исключением субтеста 5) — балл по тесту и субтесту — выводятся путем подсчета количества правильно выполненных заданий:

Ключ к заданиям:

Субтест 1 Субтест 2 Субтест 3 Субтест 4 Субтест 6
А Б А Б А Б А Б А Б
1 б д 1 б г 1 г в 1 б д 1 24 29
2 б в 2 б б 2 б б 2 а а 2 3 12
3 в д 3 г а 3 д б 3 д д 3 11 7
4 в а 4 а б 4 в д 4 а в 4 7 21
5 в г 5 в г 5 г б 5 а А 5 36 30
6 д б 6 г в 6 г г 6 а г 6 24 34
7 в г 7 б г 7 д г 7 в Г 7 18 8
8 б в 8 г в 8 б д 8 в а 8 64 2
9 г А 9 б а 9 а г 9 д Б 9 37 43
10 а д 10 г б 10 б в 10 г в 10 49 3
11 а б 11 а г 11 д г 11 б а 11 92 94
12 б а 12 б б 12 в в 12 б Д 12 4 14
13 г а 13 в б 13 д в 13 б г 13 5 8
14 д г 14 б а 14 в а 14 г в 14 2 4
15 а в 15 а а 15 д г 15 в б 15 4 198
16 г г 16 г а 16 а д 16 б Г
17 г б 17 а в 17 г а 17 в в
18 д в 18 в в 18 а в 18 г Б
19 а б 19 в г 19 а а 19 г Б
20 в д 20 в а 20 в а 20 в д
21 б б
22 г д
23 а д
24 в д
25 б а

Результаты субтеста 5 оцениваются в зависимости от качества обобщения 2 баллами, 1 баллом и 0. Для обработки следует использовать следующую таблицу:

Форма А

2 балла 1 балл 0 баллов
1 Части света Материки, континенты Страны, климат, экватор
2 Биология, наука о живой природе Наука, предмет Природа
3 Общественный строй, общественно-экономическая формация Общество, ступени развития Классы, история, буржуазия
4 Устное народное творчество, фольклор Литература, мудрость, творчество Предание, выдумка, легенда, миф
5 Состояние вещества, агрегатное состояние Вещество, состояние Химия, физика
6 Органы кровообращения Внутренние органы Биология, сосуды, анатомия, части тела
7 Столицы Города Страны, острова
8 Мельчайшие частицы вещества, части вещества, состав вещества Частица, вещество Состав клетки
9 Органические вещества Состав вещества, вещество Витамины, углеводы
10 Культура, виды деятельности Творчество Этика, знание, просвещение
11 Положительные черты характера Черты характера, качества Сила, храбрость
12 Единицы измерения электричества Единицы измерения, электричество, ток, физические величины Единица, прибор
13 Искусственные водные сооружения, водные сооружения Сооружение, водоём, водохранилища Вода,  строение
14 Изобразительное искусство, произведения изобразительного искусства Искусство, творчество, Живопись, изображения, фрески, церковь
15 Атмосферное явление, климатические явления Климат Циклон, природа, дождь
16 Результаты математических действий Математические действия, действия с цифрами, операции Математика, решение
17 Литературные приёмы (тропы) Способы изложения Творчество, рассказ
18 Направления в искусстве, художественный стиль Литературные направления Литература, формулировка
19 Стихийное бедствие Стихия Разрушение

Форма Б

2 балла 1 балл 0 баллов
1 Части света Материки, континенты Страны, восточное полушарие
2 Состояние вещества, агрегатное состояние Вещество, состояние числа, физика
3 Внутренние органы Органы, части организма Человек, части тела
4 Математические действия Действия, операции Уменьшение, математика
5 Столицы Города Страны, острова
6 Общественный строй, общественно-экономическая формация Эпохи развития государства Классы
7 Органы чувств Органы головы, органы Лицо
8 Разделы математики, математические науки, математика Науки, предметы Школа
9 Характеристики электрического тока Электричество, ток, физические величины Физика, зависимость
10 Отрицательные черты характера Черты характера, качества Измена, вред
11 Средства угнетения, орудия угнетения Власть, управление Религия
12 Стихийное бедствие Стихия Разрушение
13 Ручное производство, способы производства, основанные на ручном труде Производство, предприятие Завод, фабрика
14 Искусственные водные сооружения, водные сооружения Водоснабжение, водохранилища Вода,  канал
15 Проза Литература, литературные произведения Сказание, повесть
16 Характеристики погоды Погода, явления погоды Прогноз, циклон
17 Социальные преобразования Изменение, обновление, переворот Исправление, событие, история
18 Способы размножения Размножение, растение Зерновые культуры, семена
19 Литературные приёмы (тропы) Литературные термины, литература Предположение, иносказание

Индивидуальным показателем выполнения теста в целом является сумма баллов, полученных при сложении результатов решения всех субтестов.

  1. Качественная обработка

Групповой анализ результатов субтестов 1 и 2 должен вскрыть уровень осведомленности учащихся в понятиях, относящихся к двум информационным сферам. Баллы по двум субтестам суммируются, пдсчитываются в процентах, можно использовать следующую таблицу:

балл % балл % балл % балл % балл % балл %
5 12,5 11 27,5 17 42,5 23 57,5 29 72,5 35 87,5
6 15 12 30 18 45 24 60 30 75 36 90
7 17,5 13 32,5 9 47,5 25 62,5 31 77,5 37 92,5
8 20 14 35 20 50 26 65 32 80 38 95
9 22,5 15 37,5 21 52,5 27 67,5 33 82,5 39 97,5
10 25 16 40 22 55 28 70 34 85 40 100

Анализ качественной стороны субтеста 3 «Аналогии» и субтеста 4 «Классификации» проводится следующим образом: подсчитываются количество правильных ответов по предметам:

литература, русский язык,

математика, физика

история, обществознание

биология

география.

Для этого в ключе используются разные цвета, которыми отмечаются соответствующие вопросы:

Форма А

Номера вопросов
Направление Субтест 3 Субтест 4
литература, русский язык 1, 7, 11, 14, 21 1, 5, 10, 15, 19
математика, физика 2, 4, 12, 16, 19, 23, 25 2, 8, 13, 16
история, обществознание 5, 10, 13, 17, 20 4, 9, 12, 18
биология 6, 9, 15, 24 6, 14, 20
география. 3, 8, 18, 22 3, 7, 11, 17

Форма Б

Номера вопросов
Направление Субтест 3 Субтест 4
литература, русский язык 3, 7, 11, 14, 18 1, 3, 8, 15, 18
математика, физика 1, 8, 10, 12, 15, 17, 22 4, 5, 11, 17
история, обществознание 2, 9, 13, 19, 25 6, 7, 16, 19
биология 5, 16, 21, 23 9, 13, 20
география. 4, 6, 20, 24 2, 10, 12, 14

Затем полученные баллы суммируются по субтестам 3 и 4 и переводятся в проценты по следующей таблице:

Литература,

Формы А,Б

Математика,

Формы А,Б

История

Формы А,Б

Биология

Формы А,Б

География,

Формы А,Б

балл % балл % балл % балл % балл %
1 10 1 9 1 12 1 14 1 12
2 20 2 18 2 23 2 28 2 25
3 30 3 27 3 34 3 42 3 38
4 40 4 36 4 45 4 56 4 50
5 50 5 45 5 56 5 71 5 63
6 60 6 54 6 67 6 85 6 75
7 70 7 63 7 78 7 100 7 87
8 80 8 72 8 89 8 100
9 90 9 81 9 100
10 100 10 90
11 100

В результате ученик получает распечатку со следующими данными:

Общий балл;

Кругозор (в%);

Литература, русский язык (в %);

Математика, физика  (в %);

История, обществознание (в %);

Биология (в %);

География (в %);

Количество решённых задач субтеста 6.

Эти данные имеют следующий смысл:

Общий балл – в сравнении с максимальным, минимальным и средним значениями по исследуемой выборке;

Кругозор – в сравнении с максимальным, минимальным и средним значениями по исследуемой выборке;

Проценты по предметам – в соотношении друг с другом (что лучше, а что – хуже). При чём эти данные могут быть интерпретированы не только как показатели для выбора направлений, по которым знания лучше, но и как показатели по тем предметам, по которым нужно дополнительно заниматься, если они представляют интерес для учащегося.

Количество решённых задач – практическое применение знаний по математике.

 ЗАДАНИЯ К ТЕСТУ

Инструкция к набору заданий № 1

В каждом из нижеследующих предложений не хватает одного слова. Из пяти приведенных слов вы должны подчерк­нуть то, которое правильно дополняет данное предложение. Подчеркнуть можно только одно слово.

Например:

Одинаковыми по смыслу являются слова «биография» и…?

а) случай, б) подвиг, в) жизнеописание, г) книга, д) писатель.

Правильным будет слово «жизнеописание». Поэтому оно подчеркнуто.

или:

Противоположным к слову «отрицательный» будет слово:

а) неудачный, б) спорный, в) важный, г) случайный, д) положительный.

В этом случае правильным ответом является слово «поло­жительный», оно и подчеркнуто.

Набор заданий № 1

Форма А

  1. Начальные буквы имени и отчества называются…

а) вензель, б) инициалы, в) автограф, г) индекс, д) анаграмма.

  1. Гуманный — это…

а) общественный, б) человечный, в) профессиональный, г) агрессивный, д) пренебрежительный.

  1. Система взглядов на природу и общество есть…

а) мечта, б) оценка, в) мировоззрение, г) кругозор, д) иллюзия.

  1. Одинаковыми по смыслу являются слова демократия и…

а) анархия, б) абсолютизм, в) народовластие, г) династия, д) классы.

  1. Наука о выведении лучших сортов растений и пород животных называется …

а) бионика,  б) химия,  в) селекция,  г) ботаника,  д) физиология.

  1. Краткая запись, сжатое изложение содержания книги, лекции, доклада — это…

а) абзац, б) цитата, в) рубрика, г) отрывок, д) конспект.

  1. Начитанность, глубокие и широкие познания — это…

а) интеллигентность, б) опытность, в) эрудиция, г) талант, д) самомнение.

  1. Отсутствие живого активного интереса к окружающему — это…

а) рациональность, б) пассивность, в) чуткость, г) противоречивость, д) черствость.

  1. Свод законов, относящихся к какой-либо области человеческой жизни и деятельности, называется…

а) резолюцией, б) постановлением, в) традицией, г) кодексом, д) проектом.

  1. Противоположностью понятия «лицемерный» будет…

а) искренний, б) противоречивый, в) фальшивый, г) вежливый, д) решительный.

  1. Если спор заканчивается взаимными уступками, тогда говорят о…

а) компромиссе, б) общении, в) объединении, г) переговорах, д) противоречии.

  1. Этика — это учение о…

а) психике, б) морали, в) природе, г) обществе, д) искусстве.

  1. Противоположностью понятия «идентичный» будет…

а) тождественный, б) единственный, в) внушительный, г) различный, д) изолированный.

  1. Освобождение от зависимости, предрассудков, уравнение в правах — это…

а) закон, б) иммиграция, в) воззрение, г) действие, д) эмансипация.

  1. Оппозиция — это…

а) противодействие, б) согласие, в) мнение, г) политика, д) решение.

  1. Цивилизация — это…

а) формация, б) древность, в) производство, г) культура, д) общение.

  1. Одинаковыми по смыслу являются слова «приоритет» и…

а) изобретение, б) идея, в) выбор, г) первенство, д) руководство.

  1. Коалиция — это…

а) конкуренция, б) политика, в) вражда, г) разрыв, д) объединение.

  1. Одинаковыми по смыслу являются слова «альтруизм» и…

а) человеколюбие, б) взаимоотношения, в) вежливость, г) эгоизм, д) нравственность.

  1. Человек, который скептически относится к прогрессу, является…

а) демократом, б) радикалом, в) консерватором, г) либералом, д) анархистом.

Форма Б

  1. Эволюция это…

а) порядок, б) время, в) постоянство, г) случайность, д) развитие.

  1. Бодрое и радостное восприятие мира — это… а) грусть, б) стойкость, в) оптимизм, г) сентименталь­ность, д) равнодушие.
  2. Одинаковыми по смыслу являются слова «антипатия» и…

а) окружение, б) симпатия, в) отношение, г) расположение, д) неприязнь.

  1. Государство, не находящееся в зависимости от других государств, является…

а) суверенным, б) малоразвитым, в) миролюбивым, г) процветающим, д) единым.

  1. Систематизированный перечень каких-либо предметов — это…

а) аннотация, б) словарь, в) пособие, г) каталог, д) абонемент.

  1. Предельно краткий и четкий ответ называется…

а) красноречивым, б) лаконичным, в) детальным, г) многословным, д) спонтанным.

  1. Миграция — это…

а) развитие, б) условия, в) изменения, г) переселение, д) жизнь.

  1. Человек, который обладает чувством меры умением вести себя подобающим образом, называется…

а) общительным, б) объективным, в) тактичным, г) компетентным, д) скромным.

  1. Интересная или законченная мысль, выраженная коротко и метко, называется…

а) афоризм, б) отрывок, в) рассказ, г) эпос, д) диалог.

  1. Универсальный — это…

а) целенаправленный, б) единый, в) распространенный, г) полезный, д) разносторонний.

  1. Противоположностью понятия «уникальный» будет…

а) прозрачный, б) распространенный, в) хрупкий, г) редкий, д) точный.

  1. Отрезок времени, равный 10 дням, называется…

а) декада, б) каникулы, в) неделя, г) семестр, д) квартал.

  1. Одинаковыми по смыслу являются слова «самоуправле­ние» и…

а) автономия, б) закон, в) право, г) прогресс, д) зависи­мость.

  1. Противоположностью понятия «стабильный» будет… а) постоянный, б) знающий, в) непрерывный, г) изменчи­вый, д) редкий.
  2. Совокупность наук, изучающих язык и литературу, это…

а) логика, б) социология, в) филология, г) эстетика, д) философия.

  1. Высказывание, которое еще не полностью проверено, обозначается как…

а) парадоксальное, б) правдивое, в) двусмысленное, г) ги­потетическое, д) ошибочное.

  1. Одинаковыми по смыслу являются слова «гегемония» и…

а) равноправие, б) господство, в) революция, г) союз, д) отставание.

  1. Тотальный — это…

а) частичный, б) редкий, в) всеохватывающий, г) победо­носный, д) быстрый.

  1. Равноценный заменитель чего-либо — это… а) сырье, б) эквивалент, в) ценность, г) суррогат, д) под­делка.
  2. Конфронтация — это…

а) солидарность, б) переговоры, в) сотрудничество, г) аг­рессия, д) противоборство.

Инструкция к набору заданий № 2

К слову, которое стоит в левой части бланка, надо подобрать из четырех предложенных слов такое, которое совпадало бы с ним по смыслу, т. е. слово-синоним. Это слово следует подчеркнуть. Выбирать можно только одно слово.

Например:

Век — а) история, б) столетие, в) событие, г) прогресс. Правильный ответ – СТОЛЕТИЕ.

Или:

Прогноз — а) погода, б) донесение, в) предсказание, г) причина. Здесь правильным ответом будет слово ПРЕДСКАЗАНИЕ.

Набор заданий № 2

Форма А

  1. Прогрессивный —

а) интеллектуальный, б) передовой, в) ловкий, г) отсталый.

  1. Аннулирование —

а) подписание, б) отмена, в) сообщение, г) отсрочка.

  1. Идеал —

а) фантазия, б) будущее, в) мудрость, г) совершенство.

  1. Аргумент —

а) довод, б) согласование, в) спор, г) фраза.

  1. Миф —

а) древность, б) творчество, в) предание, г) наука.

  1. Аморальный —

а) устойчивый, б) трудный, в) неприятный, г) безнравственный.

  1. Анализ —

а) факты, б) разбор, в) критика, г) умение.

  1. Эталон —

а) копия, б) форма, в) основа, г) образец.

  1. Сферический —

а) продолговатый, б) шаровидный, в) пустой, г) объемный.

  1. Социальный —

а) принятый, б) свободный, в) запланированный, г) общественный.

  1. Гравитация —

а) притяжение, б) отталкивание, в) невесомость, г) подъем.

  1. Сентиментальный —

а) поэтический, б) чувствительный, в) радостный, г) странный.

  1. Экспорт —

а) продажа, б) товары, в) вывоз, г) торговля.

  1. Эффективный —

а) необходимый, б) действенный, в) решительный, г) острый.

  1. Мораль —

а) этика, б) развитие, в) способность, г) право.

  1. Модифицировать —

а) работать, б) наблюдать, в) изучать, г) видоизменять.

  1. Радикальный —

а) коренной, б) ответный, в) последний, г) отсталый.

  1. Негативный —

а) неудачный, б) ложный, в) отрицательный, г) неосторожный.

  1. Субъективный —

а) практический, б) общественный, в) личный, г) скрытый.

  1. Аграрный —

а) местный, б) хозяйственный, в) земельный, г) крестьянский.

Форма Б

  1. Аналогия —

а) случай, б) явления, в) свойства, г) сходство.

  1. Интернациональный —

а) многочисленный, б) международный, в) нерушимый, г) известный.

  1. Адаптироваться —

а) приспосабливаться, б) научиться, в) двигаться, г) присмотреться.

  1. Ироничный —

а) мягкий, б) насмешливый, в) веселый, г) настоящий.

  1. Симптом —

а) характер, б) система, в) желание, г) признак.

  1. Импорт —

а) собственность, б) товары, в) ввоз, г) фирма.

  1. Компенсировать —

а) терять, б) истратить, в) увеличить, г) возместить.

  1. Надменность —

а) чуткость, б) скрытность, в) высокомерность, г) торжественность.

  1. Антагонистический —

а) враждебный, б) убежденный, в) деловой, г) хороший.

  1. Интеллектуальный —

а) опытный, б) умственный, в) деловой, г) хороший.

  1. Абсолютный —

а) властный, б) спорный, в) раздельный, г) неограниченный.

  1. Порицание —

а) равнодушие, б) осуждение, в) внушение, г) преступление.

  1. Дискуссия —

а) мнение, б) спор, в) убеждение, г) беседа.

  1. Утопический –

а) невыполнимый, б) идеальный, в) жизненный, г) неопытный.

  1. Консерватизм —

а) косность, б) самостоятельность, в) героизм, г) повседневность.

  1. Интерпретация —

а) толкование, б) чтение, в) беседа, г) сообщение.

  1. Нюанс —

а) образ, б) чувство, в) оттенок, г) слух.

  1. Сентиментальный —

а) поэтический, б) радостный, в) чувствительный,

г) странный.

  1. Абстрактный —

а) практический, б) опытный, в) несущественный, г) отвлеченный.

  1. Объективный —

а) беспристрастный, б) полезный, в) сознательный, г) нервный.

Инструкция к набору заданий № 3

Вам предлагаются три слова. Между первым и вторым существует определенная связь. Между третьим и одним из пяти слов, предлагаемых на выбор, существует аналогичная связь. Это слово вам следует подчеркнуть.

Например:

Песня : композитор = самолет : …

а) аэропорт, б) полет, в) конструктор, г) горючее, д) истребитель.

Правильный ответ — КОНСТРУКТОР.

Или:

Добро : зло = день : …

а) солнце, б) ночь, в) неделя, г) среда, д) сутки. Правильный ответ — НОЧЬ.

Набор заданий № 3

Форма А

  1. Глагол : спрягать = существительное : …

а) изменять, б) образовывать, в) употреблять, г) склонять, д) писать.

  1. Холодно : горячо = движение : …

а) инерция, б) покой, в) молекула, г) воздух, д) взаимодействие.

  1. Колумб : путешественник = землетрясение : …

а) первооткрыватель, б) образование гор, в) извержение, г) жертвы, д) природное явление.

  1. Слагаемое : сумма = сомножитель : …

а) разность, б) делитель, в) произведение, г) умножение, д) число.

  1. Рабовладельцы : буржуазия = рабы : …

а) рабовладельческий строй, б) буржуазия, в) рабовладельцы, г) наемные рабочие, д) пленные.

  1. Папоротник : спора = сосна : …

а) шишка, б) иголка, в) растение, г) семя, д) ель.

  1. Стихотворение : поэзия = рассказ : …

а) книга, б) писатель, в) повесть, г) предложение, д) проза.

  1. Горы : высота = климат : …

а)рельеф, б)температура, в)природа, г)географическая широта, д)растительность.

  1. Растение : стебель = клетка : …

а) ядро, б) хромосома, в) белок, г) фермент, д) деление.

  1. Богатство : бедность = крепостная зависимость : …

а) крепостные крестьяне, б) личная свобода, в) первенство, г) частная собственность, д) феодальный строй.

  1. Старт : финиш = пролог : …

а) заголовок, б) введение, в) кульминация, г) действие, д) эпилог.

  1. Молния : свет = явление тяготения : …

а) камень, б) движение, в) сила тяжести, г) вес, д) земля.

  1. Первобытнообщинный строй : рабовладельческий строй = рабовладельческий строй : …

а) социализм, б) капитализм, в) рабовладельцы, г) государство, д) феодализм.

  1. Роман : глава = стихотворение : …

а) поэма, б) рифма, в) строфа, г) ритм, д) жанр.

  1. Тепло : жизнедеятельность = кислород : …

а) газ, б) вода, в) растение, г) развитие, д) дыхание.

  1. Фигура : треугольник = состояние вещества : …

а) жидкость, б) движение, в) температура, г) вода, д) молекула.

  1. Роза : цветок = капиталисты : …

а) эксплуатация, б) рабочие, в) капитализм, г) класс, д) фабрика.

  1. Понижение атмосферного давления : осадки = антициклон : …

а) ясная погода, б) циклон, в) климат, г) влажность, д) метеослужба.

  1. Прямоугольник : плоскость = куб : …

а) пространство, б) ребро, в) высота, г) треугольник, д) сторона.

  1. Война : смерть = частная собственность : …

а) феодалы, б) капитализм, в) неравенство, г) рабы, д) крепостные крестьяне.

  1. Числительное : количество = глагол : …

а) идти, б) действие, в) причастие, г) часть речи, д) спрягать.

  1. Север : юг = осадки : …

а) пустыня, б) полюс, в) дождь, г) засуха, д) климат.

  1. Диаметр : радиус = окружность : …

а) дуга, б) сегмент, в) отрезок, г) линия, д) круг.

  1. Эпителий : ткань = аорта : …

а) сердце, б) внутренний орган, в) артерия, г) вена, д) кровь.

  1. Молоток : забивать = генератор : …

а) соединять, б) производить, в) включать, г) изменять, д) нагревать.

Форма Б

  1. Светло : темно = притяжение : …

а) металл, б) молекула, в) отталкивание, г) взаимодействие, д) движение.

  1. Крепостные крестьяне : рабы = феодалы : …

а) король, б) рабовладельцы, в) церковь, г) сеньоры, д) дворяне.

  1. Глагол : спрягать = существительное : …

а) понятие, б) склонять, в) название, г) обозначение, д) образовать.

  1. Гольфстрим : течение = цунами : …

а) Япония, б) катастрофа, в) шторм, г) Куросава, д) волна.

  1. Глаз : зрение = нос : …

а) осязание, б) обоняние, в) лицо, г) рот, д) запах.

  1. Запад : восток = обмеление : …

а) фарватер, б) засуха, в) юг, г) паводок, д) пороги.

  1. Существительное : предмет = глагол : …

а) бежать, б) деепричастие, в) спряжение, г) действие, д) признак.

  1. Квадрат : площадь = куб : …

а) сторона, б) перпендикуляр, в) ребро, г) периметр, д) объем.

  1. Жара : жажда = классы : …

а) крестьяне, б) капитализм, в) рабовладельцы, г) государство, д) неравенство.

  1. Лучи : угол = отрезки : …

а) диагональ, б) точка, в) прямоугольник, г) хорда, д) линия.

  1. Стихотворение : поэзия = былина : …

а) сказка, б) богатырь, в) лирика, г) эпос, д) драма.

  1. Нагревание : расширение = сила упругости : …

а) пружина, б) взаимодействие, в) деформация, г) тело, д) вес.

  1. Береза : дерево = рабовладельцы : …

а) рабы, б) рабовладельческий строй, в) класс, г) эксплуатация, д) буржуазия.

  1. Начало : конец = гармония : …

а) беспорядок, б) мораль, в) антоним, г) гротеск, д) понятие.

  1. Число : дробь = состояние вещества : …

а) объем, б) молекула, в) железо, г) газ, д) температура.

  1. Птицы : воробьиные = млекопитающее : …

а) кенгуру, б) лошадь, в) теленок, г) насекомое, д) грызуны.

  1. Круг : окружность = шар : …

а) сфера, б) пространство, в) дуга, г) радиус, д) сегмент.

  1. Слова : буква = предложение : …

а) союз, б) фраза, в) слово, г) запятая, д) тетрадь.

  1. Феодализм : капитализм = капитализм : …

а) социализм, б) феодализм, в) капиталисты, г) общественный строй, д) классы.

  1. Повышение атмосферного давления : ясная погода = циклон : …

а) осадки, б) солнце, в) антициклон, г) погода, д) метеослужба.

  1. Дыхание : углекислый газ = фотосинтез : …

а) воздух, б) кислород, в) хлорофилл, г) свет д) лист.

  1. Пила : пилить = аккумулятор : …

а) включать, б) проводить, в) нагревать, г) превращать, д) накапливать

  1. Человек : толпа = клетка : …

а) растение, б) плод, в) микроскоп, г) ядро, д) ткань.

  1. Океан : глубина = климат : …

а) географическая долгота, б) влажность, в) растительность, г) местность, д) рельеф.

  1. Абсолютизм : демократия = товарно-денежные отношения : …

а) натуральное хозяйство, б) торговля, в) ремесло, г) товар, д) промышленность.

Инструкция к набору заданий № 4

Вам даны 5 слов, 4 из них объединены общим признаком. Пятое слово к ним не подходит. Его надо найти и подчеркнуть. Лишним может быть только одно слово.

Например:

а) тарелка, б) чашка, в) стол, г) кастрюля, д) чайник.

а, б, г, д — обозначают посуду, в — мебель, поэтому оно подчеркнуто.

Набор заданий № 4

Форма А

  1. а) приставка, б) предлог, в) суффикс, г) окончание, д) корень.
  2. а) прямая, б) ромб, в) прямоугольник, г) квадрат, д) треугольник.
  3. а) барометр, б) флюгер, в) термометр, г) компас, д) азимут.
  4. а) рабовладелец, б) раб, в) крестьянин, г) рабочий, д) ремесленник.
  5. а) пословица, б) стихотворение, в) поэма, г) рабочий, д) повесть.
  6. а) цитоплазма, б) питание, в) рост, г) раздражимость, д) размножение.
  7. а) дождь, б) снег, в) иней, г) град.
  8. а) треугольник, б) отрезок, в) длина, г) квадрат, д) круг.
  9. а) пейзаж, б) мозаика, в) икона, г) фреска, д) кисть.
  10. а) очерк, б) роман, в) рассказ, г) сюжет, д) повесть.
  11. а) параллель, б) карта, в) меридиан, г) экватор, д) полюс.
  12. а) литература, б) наука, в) живопись, г) зодчество, д) художественное искусство.
  13. а) длина, б) метр, в) масса, г) объем, д) скорость.
  14. а) углекислый газ, б) свет, в) вода, г) крахмал, д) хлорофилл.
  15. а) пролог, б) кульминация, в) информация, г) развязка, д) эпилог.
  16. а) скорость, б) колебание, в) сила, г) вес, д) плотность.
  17. а) Куба, б) Япония, в) Вьетнам, г) Великобритания, д) Исландия.
  18. а) товар, б) деньги, в) город, г) ярмарка, д) натуральное хозяйство.
  19. а) описание, б) сравнение, в) характеристика, г) сказки, д) иносказание.
  20. а) аорта, б) вена, в) сердце, г) артерия, д) капилляр.

Форма Б

  1. а) запятая, б) точка, в) двоеточие, г) тире, д) союз.
  2. а) глобус, б) меридиан, в) полюс, г) параллель, д) экватор.
  3. а) морфология, б) синтаксис, в) пунктуация, г) орфография, д) терминология.
  4. а) движение, б) инерция, в) вес, г) колебание, д) деформация.
  5. а) круг, б) треугольник, в) трапеция, г) квадрат, д) прямоугольник.
  6. а) картина, б) мозаика, в) икона, г) скульптура, д) фреска.
  7. а) рабочий, б) крестьянин, в) раб, г) феодал, д) ремесленник.
  8. а) легенда, б) драма, в) комедия, г) трагедия, д) пьеса.
  9. а) аорта, б) пищевод, в) вена, г) сердце, д) артерия.
  10. а) Канада, б) Бразилия, в) Вьетнам, г) Испания, д) Норвегия.
  11. а) тело, б) площадь, в) объем, г) вес, д) скорость.
  12. а) направление, б) курс, в) маршрут, г) азимут, д) компас.
  13. а) корень, б) стебель, в) лист, г) тычинка, д) цветок.
  14. а) землетрясение, б) цунами, в) стихия, г) ураган, д) смерч.
  15. а) метафора, б) монолог, в) эпитет, г) аллегория, д) преувеличение.
  16. а) товар, б) город, в) ярмарка, г) натуральное хозяйство, д) деньги.
  17. а) цилиндр, б) куб, в) многоугольник, г) шар, д) параллелепипед.
  18. а) пословица, б) басня, в) поговорка, г) сказка, д) былина.
  19. а) история, б) астрология, в) биология, г) астрономия, д) медицина.
  20. а)’ питание, б) дыхание, в) раздражимость, г) рост, д) сознание.

Инструкция к набору заданий № 5

Вам предлагаются два слова. Нужно определить, что между ними общего. Старайтесь в каждом случае найти наиболее существенные общие признаки. Напишите свой ответ рядом с предлагаемой парой слов.

Например:

Ель, сосна.

Правильным ответом будет: ХВОЙНЫЕ ДЕРЕВЬЯ. Эти слова надо написать рядом с предложенной парой слов.  Если ответ будет просто «деревья», без пояснения «хвойные», оценка будет ниже.

Дождь, град — осадки.

Форма А

  1. Азия, Африка ––
  2. Ботаника, зоология —
  3. Феодализм, капитализм —
  4. Сказка, былина —
  5. Газ, жидкость —
  6. Сердце, артерия —
  7. Копенгаген, Манагуа —
  8. Атом, молекула ––
  9. Жиры, белки —
  10. Наука, искусство —
  11. Стойкость, мужество —
  12. Ампер, вольт —
  13. Канал, плотина —
  14. Мозаика, икона —
  15. Облачность, осадки —
  16. Сумма, произведение —
  17. Иносказание, описание —
  18. Классицизм, реализм —
  19. Цунами, ураган —

Форма Б

  1. Европа, Австралия —
  2. Жидкость, твердое тело —
  3. Почки, желудок —
  4. Деление, вычитание —
  5. Лиссабон, Лондон —
  6. Феодализм, социализм —
  7. Hoc, глаз —
  8. Алгебра, геометрия —
  9. Сила тока, напряжение —
  10. Предательство, трусость —
  11. Государство, церковь —
  12. Землетрясение, смерч —
  13. Мастерская, мануфактура —
  14. Водохранилище, арык —
  15. Роман, рассказ —
  16. Температура, атмосферное давление —
  17. Реформа, революция —
  18. Пыльца, семя —
  19. Метафора, аллегория —

Инструкция к набору заданий № б

Предлагаем вам ряды чисел, расположенных по определенному правилу. Ваша задача состоит в том, чтобы определить число, которое было бы продолжением соответствующего ряда, и написать его. Каждый ряд построен по своему правилу. В некоторых заданиях при нахождении правила построения ряда вам необходимо будет пользоваться умножением, делением и другими математическими действиями.

Например:

2 4 6 8 10…

В этом ряду каждое последующее число на 2 больше предыдущего, поэтому следующее число будет 12. Его нужно записать.

Форма А

  1. 6 9 12  15  18  21…
  2. 9 1 7  1  5  I…
  3. 2 3 5  6  8  9…
  4. 10 12 9  11  8  10…
  5. 1 3 6  8  16  18…
  6. 3 4 6  9  13  18…
  7. 15 13 16  12  17  11…
  8. 1 2 4  8  16  32…
  9. 1 2 5  10  17  26…
  10. 1 4 9  16  25  36…
  11. 1 2 6  15  31  56…
  12. 31 24 18  13  9  6…
  13. 174 171 57  54  18  15…
  14. 54 19 18  14  6  9…
  15. 301 294 49  44  11  8…

Форма Б

  1. 5 9 13  17  21  25…
  2. 3 7 6  7  9  7…
  3. 1 4 3  6  5  8…
  4. 6 8 11  13  16  18…
  5. 2 4 6  12  14   28…
  6. 1 4 8  13  19  26…
  7. 11 12 10  13  9  14…
  8. 128 64 32  16  8  4…
  9. 1 3 7  13  21  31…
  10. 255 127 63  31  15  7…
  11. 3 4 8  17  33  58…
  12. 47 39 32  26  21  17…
  13. 92 46 44  22  20  10…
  14. 256 37 64  31  16  25…
  15. 1 2 4  7  28  33…

 

БЛАНК ОБСЛЕДОВАНИЯ

Ф.И._____________________________ Дата ________________

Субтест 1 Субтест 2 Субтест 3 Субтест 4 Субтест 5 Субтест 6
1 1 1 1 1 1
2 2 2 2 2 2
3 3 3 3 3 3
4 4 4 4 4 4
5 5 5 5 5 5
6 6 6 6 6 6
7 7 7 7 7 7
8 8 8 8 8 8
9 9 9 9 9 9
10 10 10 10 10 10
11 11 11 11 11 11
12 12 12 12 12 12
13 13 13 13 13 13
14 14 14 14 14 14
15 15 15 15 15 15
16 16 16 16 16 Всего___
17 17 17 17 17
18 18 18 18 18
19 19 19 19 19
20 20 20 20 Всего________

 

____%

____%

____%

____%

____%

Значение______

 

_____%

21 Всего___

Л____

М____

И____

Б____

Г____

22
23
24
25

 

 

 

Виктория Спахова

Виктория Спахова

Обратиться к психологу →

Related Posts

Компенсация как механизм психологической защиты

Компенсация как механизм психологической защиты

Регрессия как способ психологической защиты

Регрессия как способ психологической защиты

Вытеснение как механизм психологической защиты

Вытеснение как механизм психологической защиты

Отрицание как механизм психической защиты

Отрицание как механизм психической защиты

No Comment

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *