Когда молчит рот, говорит тело

Когда молчит рот, говорит тело

Когда молчит рот, говорит тело. 

От автора: В статье рассматривается пример диагностики причины панических атак с помощью рисунка, а также возможные направления коррекции.

Болезнь всегда возникает на фоне каких – то событий, которые трудно принять и «переварить» нашей психике. И тогда на помощь приходит тело, которое сообщает через болезнь своему владельцу о том, что в его жизни что – то «не так».

«Когда молчит рот, говорит тело». Такую метафору предложила одна из моих клиенток, она очень созвучна моим убеждениям. Как эта метафора проявляется в жизни? А проявляется она следующим образом, например, вы хотите сделать маникюр, и хотите, чтобы муж в это время посидел с ребенком. Но, вы не говорите мужу об этом, потому что боитесь отказа, и тихонько злитесь. В этом случае, может заболеть ваша нога, которой не хватило активных действий, пальцы рук, не получившие внимания или горло, в котором «застряли» невысказанные слова…

Это означает, что необходимо говорить, сообщать о том, что вы чувствуете, о том, что вас не устраивает и чего вы хотите. Говорить и еще раз говорить. Это – лучшее лекарство от всех болезней.

Хочется напомнить и то, что в основе болезни всегда есть позитивная составляющая.

Например, болезнь помогает чего – то избежать, не делать то, что делать не хочется, или что – то получить, внимание и заботу.

Иногда болезнь, через боль и дискомфорт, позволяет «искупить вину», возникшую после совершения «недопустимого» поступка, таким образом, происходит бессознательное наказание самого себя.

Бывает, что, болея, подобно родителю, «как папа или мама», мы испытываем очень важное для каждого из нас чувство принадлежности.

Могут быть и другие неосознаваемые выгоды в болезни.

Очень часто в болезни содержатся сразу несколько выгод, которые питают и взаимно поддерживают друг друга.

Задача психолога – вместе с клиентом найти в болезни плюсы, а также возможность получать эту «выгоду» другим, более здоровым способом.

В качестве примера выявления и коррекции выгод от болезни, предлагаю случай из практики.

Обратившуюся за помощью женщину, назовем ее Анна, беспокоят панические атаки.

Паническая атака —широко распространенный симптом. Это необъяснимый, мучительный приступ тревоги, в сочетании с различными вегетативными (соматическими) нарушениями.

Анна замужем, имеет двухлетнюю дочь, находится в декрете, помощников в воспитании дочери нет. Панические атаки начались после второй неудачной беременности, закончившейся выкидышем.

— Муж очень любит детей. Он сам из многодетной семьи, и хотел бы, чтобы и в нашей семье было много детей. Когда у меня случился выкидыш, муж очень расстроился.

— А у вас начались панические атаки. Похоже на то, что вы наказываете себя за то, что не смогли родить второго ребенка.

— Да, я чувствую себя виноватой, я не очень — то и хотела второго ребенка, очень устала сидеть одна дома с первым. Я чувствовала себя контейнером для вынашивания и воспитания детей. А сейчас у меня такое состояние, как будто бы я убила ребенка своими сомнениями, и для мужа стала плохой женой, потому что не реализовала его мечту о многодетной семье (позже мы проработали травму потери ребенка).

В процессе беседы выяснилось и то, что Анна повторяет судьбу мамы, которая также страдала паническими атаками. Разделением двух судеб мы тоже занялись позже.

А в ту, первую встречу, я предложила Анне нарисовать свою семью и панические атаки в виде ассоциаций. Получился следующий рисунок:

Когда молчит рот говорит тело

Муж представлен двумя образами – автомобиль и футбольный мяч.

Анна – цветок в горшке и облака.

Дочь – солнце.

Панические атаки – дождь и молнии.

Обращаюсь к Анне:

— Расскажите о тех образах, которые вы нарисовали.

— Мяч – это любовь мужа к футболу, это – его команда, тренировки и игры по четыре, пять раз в неделю. Машина постоянно увозит его из семьи, то — на работу, то – на спорт, то – в его родительскую семью. А я остаюсь с маленькой дочкой. Раньше я была очень активной, институт закончила с красным дипломом. До рождения ребенка работала, была заместителем директора в крупной строительной компании, а сейчас ничего, кроме четырех стен нашей квартиры, не вижу. Превратилась в цветок в горшке. Дочь – солнышко, дает свет и тепло, без которого цветочек не смог бы существовать.

— А облака что дают цветочку?

— Облака иногда прикрывают солнышко, чтобы оно не сожгло цветочек.

— Как возникает дождь? (одна из составляющих панической атаки).

— Облака превращаются в тучи, из которых льется дождь.

— Но, облака – это вы, значит вы сами и создаете дождь, то есть – паническую атаку. А что дает цветочку дождь?

— Дождь поливает цветок.

— А молния? (вторая составляющая панической атаки).

— (После некоторого размышления). Молния отделяет цветок от солнца, дает ему возможность напитаться водой, пока солнце воду не осушило.

— Получается, что гроза просто необходима цветочку. В вашей жизни так много дочери – солнца, что без грозы вы, как цветок без воды, можете погибнуть.

— Получается, что так.

— А что цветок получает от машины?

— Ничего.

— А от мяча?

— Мяч может разбить горшок с цветком, и цветок погибнет.

—  Что получает машина от цветка?

— Тоже ничего.

— Получается, что вы с мужем, ничего друг от друга не получаете, а интерес мужа к футболу угрожает вашей безопасности?

— Получается, что так.

— Как меняется поведение окружающих, когда у вас начинается паническая атака?

— Когда у меня начинается паническая атака, муж никуда не ездит, остается дома. Мама приходит на помощь, родители мужа иногда забирают дочку к себе.

— Итак, судя по рисунку и нашему разговору, с помощью панических атак вы получаете то, чего вам не хватает — отдых, внимание и заботу. Это так?

— Удивительно, но, получается так.

— Вы можете обсудить с мужем, как получить все это: отдых, внимание и заботу, будучи здоровой?

Анна смогла инициировать разговор с мужем. Супруги начали обсуждать, что каждый из них может сделать, чтобы всем в семье стало хорошо. Они пересмотрели права и обязанности каждого, структурирование своего времени. Самым сложным оказалось проговаривать свои чувства и желания.

В случае болезни Анны оказалось сразу несколько бессознательных выгод. Это и избегание слишком тесного контакта с дочерью, получение заботы и внимание от членов семьи, наказание себя за потерю ребенка, повторение судьбы мамы.

«Когда молчит рот, говорит тело». Вот оно и «заговорило», языком панических атак. Когда Анна начала проговаривать свои истинные потребности, у тела исчезла необходимость в болезни.

Чем ближе друг к другу становились супруги, тем дальше отступали панические атаки. Приступы случались реже, короче по времени, пока не прекратились совсем.


 

Милашина Ольга Георгиевна Психолог, Консультант — г. Новосибирск

https://www.b17.ru/article/93680/?prt=244123

Виктория Спахова

Обратиться к психологу →

Related Posts

Оптимальное развитие. 13-15 лет. Кризис 13 лет.

Оптимальное развитие. 13-15 лет. Кризис 13 лет.

Оптимальное развитие. От 6(7) лет — до 12 лет. Кризис 7 лет.

Оптимальное развитие. От 6(7) лет — до 12 лет. Кризис 7 лет.

Оптимальное развитие от 1 -до 3х лет.

Оптимальное развитие от 1 -до 3х лет.

Как создать оптимальные условия для развития ребёнка до 1 года.

Как создать оптимальные условия для развития ребёнка до 1 года.

No Comment

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Метки

БИБЛИОТЕКА ГОТОВИМСЯ К УРОКАМ ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ. КОРОНАВИРУС КАК ВЫБРАТЬ СПЕЦИАЛИСТА КАК ПЕРЕЖИТЬ НЕПРИЯТНОСТИ КОНФЛИКТЫ И РЕШЕНИЯ КПТ ЛЮБОВЬ. БРАК. ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ НАРУШЕНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ НЛП ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ О МОЗГЕ ОПТИМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ В ЧС ПМПК ПОДРОСТОК ПОЗНАЁМ СЕБЯ ПРОБЛЕМА-ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХИАТРИЯ ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ПСИХОСОМАТИКА РАБОТА С ЧУВСТВАМИ. ЭМОЦИЯМИ РАЗВОД И ДЕТИ РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЬНИКОВ РОДИТЕЛЯМ ШКОЛЬНИКОВ СКАЗКОТЕРАПИЯ СТРАХИ И ФОБИИ СУИЦИД ТЕХНИКИ ДЛЯ САМОРАЗВИТИЯ ТРУДНЫЙ РЕБЁНОК УПРАЖНЕНИЯ. ТРЕНИНГИ. ЗАНЯТИЯ УСТАНОВКИ ТРИГГЕРЫ ИСКАЖЕНИЯ ВОСПРИЯТИЯ ЦЕЛЬ УВЕРЕННОСТЬ ШКОЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ