Как создать оптимальные условия для развития ребёнка до 1 года.

Как создать оптимальные условия для развития ребёнка до 1 года.

Данная статья направлена на то, чтобы помочь родителям сконцентрировать внимание на главном и не бояться в целом упустить ребенка.

Помимо физического развития человека, есть ещё и психическое, которое нуждается в своевременности. Каждому навыку — свое время. Упущенные возможности гораздо сложнее, а то и вовсе невозможно исправить. Маугли, из известного мультфильма, в реальной жизни уже никогда не смог бы стать полноценным человеком.

Развивать ребенка сразу по всем направлениям не имеет смысла и требует от родителей огромных энергозатрат, отсюда частые нервные срывы и бессилие. Важно знать, какие именно навыки и в какой возрастной период стоит развивать, а что может подождать. Такие периоды развития называются сензитивными.

Сензитивный период развития (встречается также сенситивный) — период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения. Сензитивный период — период наивысших возможностей для наиболее эффективного развития какой-либо стороны психики. Например, сензитивный период развития речи — от полутора до 3 лет. (Википедия)

⇒ До 1 года.
Ребенок максимально нуждается во взрослом, и в то же время, не имеет специфических средств воздействия на него. Это противоречие решается на протяжении всего периода младенчества. Большинство исследователей (Р.Спитц, Дж.Боулби) отмечали, что отрыв ребенка от матери в первые годы жизни вызывает значительные нарушения в психическом развитии ребенка, что накладывает неизгладимый отпечаток на всю его жизнь.

Задача родителей:
Базально удовлетворить потребность в безопасности, защищенности, стабильности, предсказуемости.

  1. Не стоит менять обстановку, место жительства, путешествовать с ребенком. Специалист по детским неврозам А.И. Захаров делился наблюдениями о том, что частая смена обстановки может стать причиной развития невроза у ребенка.
  2. На зов/плачь ребенка мама должна подойти или откликнуться голосом. Ребенок беспомощен, если он не уверен, что мама обязательно придет, то потребность в безопасности неудовлетворена и чувство, что окружающий мир опасен переносится во взрослую жизнь, проявляясь как недоверие к людям и миру. Влияя на будущее отношение с партнером. Не пугайте ребенка тем, что его кто-то заберет или его кому-то отдадут.
  3. Режим. Речь не о действиях строго по времени — это, как раз не обязательно, а о постоянстве: последовательности привычных событий, когда ребенок знает, что после сна будет завтрак, а потом прогулка, игра сон, вечером — ужин, и так далее. Непостоянство также формирует недоверие, беспокойство и тревогу.
  4. Уверенность, что все его игрушки никуда не денутся и не будут кому-то отданы без его ведома. Для ребенка важны его «сокровища»: камушки, стекляшки и даже сломанные игрушки. Выбрасывать ненужные с точки зрения родителей игрушки ребенка — ошибка многих родителей. Жадность (когда ребенок не хочет делиться чем-то своим с другими) свойственна детям, не уверенным в собственной безопасности и безопасности своей собственности. Такие дети бояться, что отданное не вернется к нему обратно.
  5. Ссоры родителей при ребенке, громкие высказывания. Агрессивное, недоброжелательное отношение отца к матери, а матери к отцу вызывают тревогу (по К. Хорни «базальная тревога», «коварно растущее, всепроникающее чувство одиночества и беспомощности во враждебном мире»). Это фундамент, на котором развиваются более поздние неврозы и психические заболевания.

Если ребенок чувствует себя в безопасности, то он открыт окружающему миру, доверят ему и осваивает его смелее. Если нет – ограничивает взаимодействие с миром замкнутой ситуацией. Э.Эриксон говорит о том, что в младшем возрасте у человека формируется чувство доверия или недоверия к окружающему миру (людям, вещам, явлениям), которое человек пронесет через всю жизнь. Чувство отчужденности возникает при дефиците внимания, любви, ласки, при жестоком обращении с детьми.

Но!

Будьте осторожнее с запретами — считать, что вообще не нужно ничего запрещать, особенно в период кризиса 1 года, также является неверным, как и запрещать абсолютно всё.

Первое проявление кризиса (а он у каждого ребенка начинается в разный период (+– 2 месяца), а то и вовсе никак не проявляется — ярко выраженные негативные эмоции, громкий плач (часто без слез), крик в ответ на то, что не устраивает. Может проявляться агрессия: вспыльчивость, бросание игрушек, топание ногами и т.д. Обычно причиной является неполучение ребёнком чего-то желаемого. За плачем следует обида и разочарование, если каприз так и не был удовлетворен родителями, затем может последовать снова плач, но уже тихий и с потоком слез. Именно в таких ситуациях не стоит потакать каждому капризу ребёнка — бесполезно, а то и вредно. Ругать за такое поведение также не стоит, так как кризис одного года характеризуется освоением речевого действия.

Если раньше организм младенца регулировали биоритмы, то теперь начинается противоречие с вербальным (речевым) способом общения, основанным на самоприказе или приказе со стороны взрослых. Из старой системы ребёнок вырос, а новую ещё недостаточно освоил, поэтому оказался вообще без системы, которая позволила бы надежно ориентироваться в окружающем мире. Ребенок пока не может свободно управлять своим поведением, и не стоит сейчас этого требовать.

Что с этим делать родителям?

  1. Позволить самостоятельно исследовать мир — частые «нельзя» в этом случае не способствуют развитию. Дайте свободу передвижения и возможность помочь родителям с простыми действиями: «Убери игрушку в коробочку». Обеспечьте безопасность передвижения ребёнка.
  2. Не допускайте вседозволенности. Границ и правил ребёнок ещё не знает. Останавливайте вовремя, но мягко, свои запреты на какие-то действия ребёнка обосновывайте, объясняйте, а не продавливайте родительской властью. Подкупать игрушками или сладостями не нужно — это приучает к манипулированию вами.
  3. Никакой грубости и агрессии, постоянно одергивания: «Не лезь», «Не бери», «Иди сюда», «Не трогай!»… Это бесполезно и вредно для психики. Лучше отвлеките внимание на что-то другое, как и в моменты капризов ребёнка.
  4. Следите за своим поведением — дети его копируют.
  5. Поиграйте с ребёнком или сделайте что-то вместе — совместная активность развивает.

⇒ Важно! Сензитивный период развития речи.
Длится в среднем от 0 до 6 лет. Начинается до рождения ребенка. (Разговаривать с ещё не родившимся ребенком, петь ему песни полезно).

До года речь ребенка – пассивная: он понимает интонацию, часто повторяющиеся конструкции, но сам не говорит. Но именно в это время закладываются основы речевых навыков. Дети стремятся установить контакт со взрослыми с помощью плача, гуления, воркования, лепета, жестов, а затем и первых слов. Автономная речь формируется около года и служит переходной фазой между пассивной и активной речью.

От 0 до 4.5 месяцев:

Ребенок еще не понимает образы мира, не имеет о нём понятного представления, но при этом ярко ощущает речь — смотрит на рот говорящего, поворачивает голову на звук. Затем стараются повторить звуки: надувают пузыри, пускают слюни, и т.д. — это начало тренировки мышц речевого аппарата. Постепенно начинают располагать звуки в разной последовательности — «играют» звуками. Если этого не происходит, то существует вероятность того, что у младенца есть проблемы со слухом.

В возрасте около 1 года:

Первое сознательное слово, первое словесное выражение мысли. Ребенок уже понимает, что речь что-то значит, хочет говорить, но пока не может — это естественно. До 2 — 2,5 лет словарный запас ребенка пополняется с огромной скоростью.

Подведём итог:

  • Помогаем/не мешаем развивать: последовательность, стремление к изучению окружающей среды, двигательную активность, манипуляцию с предметами, речь.
  • Удовлетворяем базовую потребность в безопасности и защищённости, общении с матерью.

Человеку никогда более не удается так легко овладеть некоторым знанием, так радостно научиться чему-либо, как в соответствующий сензитивный период (Мария Монтессори).

Продолжение статей об оптимальном развитии читайте по ссылкам ⇒ Оптимальное развитие от 1 -до 3х лет.

Оптимальное развитие. Кризис 3х лет.

Оптимальное развитие. От 3х до 6 (7) лет.

♦ Задавайте вопросы, давайте обратную связь, и я буду понимать, какой материал нужен именно Вам, учту Ваши пожелания в следующих статьях.

Делитесь полезным материалом в соцсетях:

Виктория Спахова

Обратиться к психологу →

Related Posts

Вас пугают интересы вашего ребенка?

Вас пугают интересы вашего ребенка?

Оптимальное развитие. Ранняя юность 14(15) лет— до 18 лет.

Оптимальное развитие. Ранняя юность 14(15) лет— до 18 лет.

Оптимальное развитие. 13-15 лет. Кризис 13 лет.

Оптимальное развитие. 13-15 лет. Кризис 13 лет.

Оптимальное развитие. От 6(7) лет — до 12 лет. Кризис 7 лет.

Оптимальное развитие. От 6(7) лет — до 12 лет. Кризис 7 лет.

No Comment

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Метки

БИБЛИОТЕКА ГОТОВИМСЯ К УРОКАМ ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ. КОРОНАВИРУС КАК ВЫБРАТЬ СПЕЦИАЛИСТА КАК ПЕРЕЖИТЬ НЕПРИЯТНОСТИ КОНФЛИКТЫ И РЕШЕНИЯ КПТ ЛЮБОВЬ. БРАК. ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ НАРУШЕНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ НЛП ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ О МОЗГЕ ОПТИМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ В ЧС ПМПК ПОДРОСТОК ПОЗНАЁМ СЕБЯ ПРОБЛЕМА-ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХИАТРИЯ ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ПСИХОСОМАТИКА РАБОТА С ЧУВСТВАМИ. ЭМОЦИЯМИ РАЗВОД И ДЕТИ РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЬНИКОВ РОДИТЕЛЯМ ШКОЛЬНИКОВ СКАЗКОТЕРАПИЯ СТРАХИ И ФОБИИ СУИЦИД ТЕХНИКИ ДЛЯ САМОРАЗВИТИЯ ТРУДНЫЙ РЕБЁНОК УПРАЖНЕНИЯ. ТРЕНИНГИ. ЗАНЯТИЯ УСТАНОВКИ ТРИГГЕРЫ ИСКАЖЕНИЯ ВОСПРИЯТИЯ ЦЕЛЬ УВЕРЕННОСТЬ ШКОЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ