Как создать оптимальные условия для развития ребёнка до 1 года.

Как создать оптимальные условия для развития ребёнка до 1 года.

Данная статья направлена на то, чтобы помочь родителям сконцентрировать внимание на главном и не бояться в целом упустить ребенка.

Помимо физического развития человека, есть ещё и психическое, которое нуждается в своевременности. Каждому навыку — свое время. Упущенные возможности гораздо сложнее, а то и вовсе невозможно исправить. Маугли, из известного мультфильма, в реальной жизни уже никогда не смог бы стать полноценным человеком.

Развивать ребенка сразу по всем направлениям не имеет смысла и требует от родителей огромных энергозатрат, отсюда частые нервные срывы и бессилие. Важно знать, какие именно навыки и в какой возрастной период стоит развивать, а что может подождать. Такие периоды развития называются сензитивными.

Сензитивный период развития (встречается также сенситивный) — период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения. Сензитивный период — период наивысших возможностей для наиболее эффективного развития какой-либо стороны психики. Например, сензитивный период развития речи — от полутора до 3 лет. (Википедия)

⇒ До 1 года.
Ребенок максимально нуждается во взрослом, и в то же время, не имеет специфических средств воздействия на него. Это противоречие решается на протяжении всего периода младенчества. Большинство исследователей (Р.Спитц, Дж.Боулби) отмечали, что отрыв ребенка от матери в первые годы жизни вызывает значительные нарушения в психическом развитии ребенка, что накладывает неизгладимый отпечаток на всю его жизнь.

Задача родителей:
Базально удовлетворить потребность в безопасности, защищенности, стабильности, предсказуемости.

  1. Не стоит менять обстановку, место жительства, путешествовать с ребенком. Специалист по детским неврозам А.И. Захаров делился наблюдениями о том, что частая смена обстановки может стать причиной развития невроза у ребенка.
  2. На зов/плачь ребенка мама должна подойти или откликнуться голосом. Ребенок беспомощен, если он не уверен, что мама обязательно придет, то потребность в безопасности неудовлетворена и чувство, что окружающий мир опасен переносится во взрослую жизнь, проявляясь как недоверие к людям и миру. Влияя на будущее отношение с партнером. Не пугайте ребенка тем, что его кто-то заберет или его кому-то отдадут.
  3. Режим. Речь не о действиях строго по времени — это, как раз не обязательно, а о постоянстве: последовательности привычных событий, когда ребенок знает, что после сна будет завтрак, а потом прогулка, игра сон, вечером — ужин, и так далее. Непостоянство также формирует недоверие, беспокойство и тревогу.
  4. Уверенность, что все его игрушки никуда не денутся и не будут кому-то отданы без его ведома. Для ребенка важны его «сокровища»: камушки, стекляшки и даже сломанные игрушки. Выбрасывать ненужные с точки зрения родителей игрушки ребенка — ошибка многих родителей. Жадность (когда ребенок не хочет делиться чем-то своим с другими) свойственна детям, не уверенным в собственной безопасности и безопасности своей собственности. Такие дети бояться, что отданное не вернется к нему обратно.
  5. Ссоры родителей при ребенке, громкие высказывания. Агрессивное, недоброжелательное отношение отца к матери, а матери к отцу вызывают тревогу (по К. Хорни «базальная тревога», «коварно растущее, всепроникающее чувство одиночества и беспомощности во враждебном мире»). Это фундамент, на котором развиваются более поздние неврозы и психические заболевания.

Если ребенок чувствует себя в безопасности, то он открыт окружающему миру, доверят ему и осваивает его смелее. Если нет – ограничивает взаимодействие с миром замкнутой ситуацией. Э.Эриксон говорит о том, что в младшем возрасте у человека формируется чувство доверия или недоверия к окружающему миру (людям, вещам, явлениям), которое человек пронесет через всю жизнь. Чувство отчужденности возникает при дефиците внимания, любви, ласки, при жестоком обращении с детьми.

Но!

Будьте осторожнее с запретами — считать, что вообще не нужно ничего запрещать, особенно в период кризиса 1 года, также является неверным, как и запрещать абсолютно всё.

Первое проявление кризиса (а он у каждого ребенка начинается в разный период (+– 2 месяца), а то и вовсе никак не проявляется — ярко выраженные негативные эмоции, громкий плач (часто без слез), крик в ответ на то, что не устраивает. Может проявляться агрессия: вспыльчивость, бросание игрушек, топание ногами и т.д. Обычно причиной является неполучение ребёнком чего-то желаемого. За плачем следует обида и разочарование, если каприз так и не был удовлетворен родителями, затем может последовать снова плач, но уже тихий и с потоком слез. Именно в таких ситуациях не стоит потакать каждому капризу ребёнка — бесполезно, а то и вредно. Ругать за такое поведение также не стоит, так как кризис одного года характеризуется освоением речевого действия.

Если раньше организм младенца регулировали биоритмы, то теперь начинается противоречие с вербальным (речевым) способом общения, основанным на самоприказе или приказе со стороны взрослых. Из старой системы ребёнок вырос, а новую ещё недостаточно освоил, поэтому оказался вообще без системы, которая позволила бы надежно ориентироваться в окружающем мире. Ребенок пока не может свободно управлять своим поведением, и не стоит сейчас этого требовать.

Что с этим делать родителям?

  1. Позволить самостоятельно исследовать мир — частые «нельзя» в этом случае не способствуют развитию. Дайте свободу передвижения и возможность помочь родителям с простыми действиями: «Убери игрушку в коробочку». Обеспечьте безопасность передвижения ребёнка.
  2. Не допускайте вседозволенности. Границ и правил ребёнок ещё не знает. Останавливайте вовремя, но мягко, свои запреты на какие-то действия ребёнка обосновывайте, объясняйте, а не продавливайте родительской властью. Подкупать игрушками или сладостями не нужно — это приучает к манипулированию вами.
  3. Никакой грубости и агрессии, постоянно одергивания: «Не лезь», «Не бери», «Иди сюда», «Не трогай!»… Это бесполезно и вредно для психики. Лучше отвлеките внимание на что-то другое, как и в моменты капризов ребёнка.
  4. Следите за своим поведением — дети его копируют.
  5. Поиграйте с ребёнком или сделайте что-то вместе — совместная активность развивает.

⇒ Важно! Сензитивный период развития речи.
Длится в среднем от 0 до 6 лет. Начинается до рождения ребенка. (Разговаривать с ещё не родившимся ребенком, петь ему песни полезно).

До года речь ребенка – пассивная: он понимает интонацию, часто повторяющиеся конструкции, но сам не говорит. Но именно в это время закладываются основы речевых навыков. Дети стремятся установить контакт со взрослыми с помощью плача, гуления, воркования, лепета, жестов, а затем и первых слов. Автономная речь формируется около года и служит переходной фазой между пассивной и активной речью.

От 0 до 4.5 месяцев:

Ребенок еще не понимает образы мира, не имеет о нём понятного представления, но при этом ярко ощущает речь — смотрит на рот говорящего, поворачивает голову на звук. Затем стараются повторить звуки: надувают пузыри, пускают слюни, и т.д. — это начало тренировки мышц речевого аппарата. Постепенно начинают располагать звуки в разной последовательности — «играют» звуками. Если этого не происходит, то существует вероятность того, что у младенца есть проблемы со слухом.

В возрасте около 1 года:

Первое сознательное слово, первое словесное выражение мысли. Ребенок уже понимает, что речь что-то значит, хочет говорить, но пока не может — это естественно. До 2 — 2,5 лет словарный запас ребенка пополняется с огромной скоростью.

Подведём итог:

  • Помогаем/не мешаем развивать: последовательность, стремление к изучению окружающей среды, двигательную активность, манипуляцию с предметами, речь.
  • Удовлетворяем базовую потребность в безопасности и защищённости, общении с матерью.

Человеку никогда более не удается так легко овладеть некоторым знанием, так радостно научиться чему-либо, как в соответствующий сензитивный период (Мария Монтессори).

Продолжение статей об оптимальном развитии читайте по ссылкам ⇒ Оптимальное развитие от 1 -до 3х лет.

Оптимальное развитие. Кризис 3х лет.

Оптимальное развитие. От 3х до 6 (7) лет.

♦ Задавайте вопросы, давайте обратную связь, и я буду понимать, какой материал нужен именно Вам, учту Ваши пожелания в следующих статьях.

Делитесь полезным материалом в соцсетях:

Виктория Спахова

Обратиться к психологу →

Related Posts

Оптимальное развитие. Ранняя юность 14(15) лет— до 18 лет.

Оптимальное развитие. Ранняя юность 14(15) лет— до 18 лет.

Оптимальное развитие. 13-15 лет. Кризис 13 лет.

Оптимальное развитие. 13-15 лет. Кризис 13 лет.

Оптимальное развитие. От 6(7) лет — до 12 лет. Кризис 7 лет.

Оптимальное развитие. От 6(7) лет — до 12 лет. Кризис 7 лет.

Оптимальное развитие. От 3х до 6 (7) лет.

Оптимальное развитие. От 3х до 6 (7) лет.

No Comment

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Метки

БИБЛИОТЕКА ГОТОВИМСЯ К УРОКАМ ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ. КОРОНАВИРУС КАК ВЫБРАТЬ СПЕЦИАЛИСТА КАК ПЕРЕЖИТЬ НЕПРИЯТНОСТИ КОНФЛИКТЫ И РЕШЕНИЯ КПТ ЛЮБОВЬ. БРАК. ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ НАРУШЕНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ НЛП ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ О МОЗГЕ ОПТИМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ В ЧС ПМПК ПОДРОСТОК ПОЗНАЁМ СЕБЯ ПРОБЛЕМА-ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХИАТРИЯ ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ПСИХОСОМАТИКА РАБОТА С ЧУВСТВАМИ. ЭМОЦИЯМИ РАЗВОД И ДЕТИ РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЬНИКОВ РОДИТЕЛЯМ ШКОЛЬНИКОВ СКАЗКОТЕРАПИЯ СТРАХИ И ФОБИИ СУИЦИД ТЕХНИКИ ДЛЯ САМОРАЗВИТИЯ ТРУДНЫЙ РЕБЁНОК УПРАЖНЕНИЯ. ТРЕНИНГИ. ЗАНЯТИЯ УСТАНОВКИ ТРИГГЕРЫ ИСКАЖЕНИЯ ВОСПРИЯТИЯ ЦЕЛЬ УВЕРЕННОСТЬ ШКОЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ