Как сохранить разум в сложные времена?

Как сохранить разум в сложные времена?

Еще китайцы, когда хотели кого-то проклясть говорили: «Чтоб тебе жить в интересные времена», поскольку выйти с целым разумом из таких передряг удается немногим.

Если смотреть на процессы в голове научным взглядом, то сложные времена – это непростая комбинация стрессовых ситуаций, усугубляющаяся тем, что непонятно что происходит и когда все это кончится. Неопределенность – это самая невротизирующая и истощающая резервы ситуация из всех возможных. Это очень неблагоприятное положение, особенно для слабых и быстро истощающихся типов нервной системы.

Что, собственно, происходит в голове во время непонятной ситуации? Активируется ориентировочный рефлекс – это состояние временного торможения до выяснения всех обстоятельств и возможности действовать. То есть, состояние временного отупения, во время которого ресурсы нервной системы все равно тратятся и истощаются. Поэтому важно не допускать его развития.

Второй вариант развития событий: если ситуация хоть немного ясна, но вариантов действия несколько, нервная система, особенно если у нее мало ресурсов, начинает искать способы подоткнуть «соломки» под все возможные пути. Но так как ресурсов мало и подо все их не хватит, начинаются лихорадочные метания от варианта к варианту с развитием сильной тревоги, а «воз» остается и ныне там. То есть, ничего не происходит. И процесс идет по кругу

Это тоже весьма расточительное состояние для противострессовых резервов.

Таким образом мы имеем два крайних варианта: полное торможение с отрицанием проблемы (поскольку мозг ее до конца не осознает) и сильное беспокойство с невозможностью выбрать вариант действия.

Между ними возможны промежуточные варианты с разной степенью истощения в итоге. Понятно, что следствием истощения будут разного вида и степени тяжести неврозы.

Что же делать в сложные времена, чтобы сохранить достаточную силу нервной системы и разум?

Интересно, что для всех вариантов развития событий может подойти один алгоритм, учитывающий особенности развития стрессовых процессов в нервной системе.

Итак

Пункт 1. Нельзя давать нервной системе застаиваться и зависать. Она как аккумулятор в машине – разряжается при простое. Это доказали еще в блокадном Ленинграде.

Если у вас есть работа – работайте. Неважно, что вы будете за это получать, главное — не давать тормозить мозгам.

Если работы нет – составьте список дел, которые вы давно хотели сделать по дому, но не хватало времени. И делайте их. Выберете для начала, дела попроще и делайте. Потом втянетесь и перейдете к более сложным.

Очень полезно делать ремонт. Он для человека является символом обновления и возрождения, свежей струи, так сказать.

Если дел по дому нет или их не хочется делать – составьте список своих умений и навыков, вспомните, умеете ли вы варить борщ или вышивать крестиком. В списке могут оказаться давно заброшенные хобби, до которых раньше руки не доходили – начинайте их делать. Вспоминайте. И как можно больше работайте руками.

Есть такой исторический случай, когда Академика Павлова (того, который с собаками работал) под занавес жизни хватил инсульт и почти парализовало – он попросил принести ему тазик с глиной – весь день его мял и к вечеру встал.

У него получилось заставить свой мозг работать руками – получится и у вас.

Если же работать ни в каком виде пока не хочется – учитесь. Пройдите курс повышения квалификации, благо дистанционных — море. Или начинайте осваивать что-то новое – это еще лучше. Мозг начнет пахать как никогда, особенно если видны интересные перспективы. Они всегда есть, даже в трудные времена.

Что происходит с вашим мозгом, когда вы начинаете что-то делать. Если то, чем вы занимаетесь что-то знакомое и понятное – то ориентировочный рефлекс либо не включается вовсе (ориентироваться в происходящем не надо) либо он занимает незначительно короткое время и в вашем мозгу не включаются процессы торможения с энергопотерями.

Вы экономите противострессовые резервы, даже несмотря на то, что какая-то их часть уходит в действие. Но если действие приносит еще и свои плоды, и у вас есть небольшое чувство удовлетворения – то резервы даже преумножатся.

Что происходит с тревогой, когда вы действуете – она вся уходит в действие. Тревога – это застойное возбуждение, которое не имеет выхода и зацикливается. Если же вы даете ей выход в какое-либо действие, неважно в какое – она вся реализуется. На крайний случай сойдет любая физическая активность, даже зарядка. Главное – что-то делать.

Таким образом, вы тоже экономите свою энергию, не позволяя ей уходить в нарушение работы ваших же мозгов. И даже преумножаете, если деятельность приносить хоть мало-мальское удовлетворение.

Если тревога от деятельности не проходит — идите к врачу психиатру или психотерапевту для того, чтобы вам назначили противотревожные средства. Лучше заткнуть свой внутренний гиперэнергетический фонтан и спокойно жить с таблетками, чем постоянно терять силы и довести себя до депрессии.

Пункт 2. Важно для себя понять, что сложные времена – это процесс выше вас. Такой же, как погода. То на что вы влиять практически никак не можете. Это все равно, что оказаться в цунами или любом сильном потоке, который вас куда-то несет. Даже если у вас есть лодка или гидрокостюм, не факт что это вам поможет. Поэтому длительную перспективу практически никак не построить.

Можно жить только сегодняшним днем. День прошел и слава богу! Ориентируйтесь конкретно на непосредственно окружающие вас обстоятельства. Делайте, то что можете делать в ДАННЫЙ момент (что возвращает нас к Пункту 1). Это поможет вам укорениться в реальности, опереться на себя, что очень важно в сложные времена. В такие времена, чем крепче вы стоите на ногах – тем лучше.

В качестве мантры для опоры на себя могу привести следующее мудрое изречение, даже молитву: «Дай мне бог СИЛ сделать, что я могу сделать. СМИРЕНИЯ с тем, чего я сделать не могу и МУДРОСТИ отличить одно от другого».

Пункт 3. Если у вас возникли фобии, попробуйте себя обезопасить по максимуму в пределах разумного. То есть, если вам кажется, что все скоро начнут умирать от голода – запасите еды. Столько, сколько сможете, желательно, непортящейся. Все равно потом съедите, может даже денег съэкономите или обменяете на что полезное.

Если вы боитесь заражения – сидите дома и мойте полы и мебель с хлоркой (см. Пункт 1). Убираться полезно. Но обязательно проветривайте, потому что хлором дышать вредно.

Опять-таки помним, что в любой непонятной ситуации – действуем! Если будете что-то делать, тревога постепенно пройдет. Если не проходит – идете к специалисту.

Пункт 4. Важно не давать навязчивым и сверхценным идеям завладевать вашим разумом. Навязчивые и сверценные идеи – это уже признаки истощения нервной системы. Они представляют собой застойное возбуждение в нижних отделах коры, то есть этажом выше тревоги, но подпитываемые ею.

Они плохи тем же, что и тревога – дальнейшим истощением мозга.

Что такое навязчивая идея? Это когда вы пришли домой и помыли руки, но через некоторое время вам начинает казаться, что вы их не мыли и они грязные. На них засел грозный Covid-19 и надо срочно от него избавляться. Постоянные мысли о возможном заражении – это и есть навязчивые идеи. Так же они могут быть и о политике. Стремление постоянно обдумывать обстановку в мире – это тоже навязчивые идеи.

Но важно подчеркнуть один момент – навязчивыми они считаются, когда воспринимаются мешающими и беспокоящими. То есть, к ним есть критическое отношение.

А вот когда критическое отношение к идеям не возникает, то это уже идеи сверхценные. Как правило, они мешают не вам, а окружающим, потому что с вами больше не о чем поговорить, кроме интересующей вас темы. А кроме того вы можете начать воевать за идею, что окружающим так же не понравится. Вам будут говорить, что вы зациклились и слишком принимаете все близко к сердцу. Постарайтесь услышать окружающих, особенно, если вам сказали об этом несколько раз. Чем раньше вы критически все осмыслите – тем лучше. Раньше начнете борьбу с идеями.

Что делать, если вы поняли, что вас зациклило на чем-то? Самое важное не давать вашей внутренней мельнице энергии. Каждый раз, когда вы думаете, вы направляете свое внимание на определенную область мозга, а вслед за вниманием идет перераспределение энергии в пользу активных участков серого вещества. Чем больше и активней думаете, тем сильней становится участок мозга и крепче связи внутри него. В психофизиологии это называется доминантой.

Сильно разросшаяся, долго существующая доминанта способна подоткнуть под себя практически все ресурсы мозга и бороться с ней будет очень трудно, иногда перераспределить импульсы по другим участкам мозга помогают только лекарства.

Поэтому душить проблему нужно в зародыше. При этом важно помнить, что ей нельзя давать энергии ни в каком виде, тогда став неактивной доминанта будет терять силы и распадаться на отдельные нейроны, которые можно вы сможете использовать для других полезный целей.

Что для этого сделать? Есть простая техника, которую можно использовать всегда и везде: в тот момент, когда вы поймали себя на ненужных мыслях, нужно читать стихи (петь песни, читать молитвы, считать), но важно ВСЕЦЕЛО СОСРЕДОТОЧИТЬСЯ на этом процессе и не допускать вклинивания в него других мыслей.

Да, поначалу это трудно, старые мысли будут перебивать вас, но терпите и старайтесь. Довольно скоро вас «отпустит», вы почувствуете, что навязчивые мысли потеряли актуальность и можно думать о чем-то еще. Вот этого вы и добиваетесь: чтобы через нейтральную позицию внимание потекло куда-то еще, на бытовые вещи.

С каждым разом будет все проще и проще, и если вы хорошо постараетесь и натренируетесь, то вскоре заметите, что можете уже переключать мысли силой воли, по щелчку так сказать.

Сложные времена можно пережить, главное сохранять свой мозг в работоспособном состоянии, тогда вам будет нестрашны голод, пандемии и прочие глобальные катастрофы.

______________________________________
Белынцева Елена Валерьевна
Врач-психотерапевт — г. Тула

Виктория Спахова

Обратиться к психологу →

Related Posts

Трудности в обучении у младших школьников и возможные причины

Трудности в обучении у младших школьников и возможные причины

Как убедить родителей пойти с ребёнком на ПМПК. Шпаргалка для педагога-психолога (Е.Абазян)

СКАЗОЧНЫЕ НАМЕКИ Сказкотерапия с несовершеннолетними правонарушителями в Шекснинской спецшколе

СКАЗОЧНЫЕ НАМЕКИ Сказкотерапия с несовершеннолетними правонарушителями в Шекснинской спецшколе

Сказкотерапия в профилактике суицидального поведения подростков

No Comment

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Метки

БИБЛИОТЕКА ГОТОВИМСЯ К УРОКАМ ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ. КОРОНАВИРУС КАК ВЫБРАТЬ СПЕЦИАЛИСТА КАК ПЕРЕЖИТЬ НЕПРИЯТНОСТИ КОНФЛИКТЫ И РЕШЕНИЯ КПТ ЛЮБОВЬ. БРАК. ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ НАРУШЕНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ НЛП ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ О МОЗГЕ ОПТИМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ В ЧС ПМПК ПОДРОСТОК ПОЗНАЁМ СЕБЯ ПРОБЛЕМА-ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХИАТРИЯ ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ПСИХОСОМАТИКА РАБОТА С ЧУВСТВАМИ. ЭМОЦИЯМИ РАЗВОД И ДЕТИ РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЬНИКОВ РОДИТЕЛЯМ ШКОЛЬНИКОВ СКАЗКОТЕРАПИЯ СТРАХИ И ФОБИИ СУИЦИД ТЕХНИКИ ДЛЯ САМОРАЗВИТИЯ ТРУДНЫЙ РЕБЁНОК УПРАЖНЕНИЯ. ТРЕНИНГИ. ЗАНЯТИЯ УСТАНОВКИ ТРИГГЕРЫ ИСКАЖЕНИЯ ВОСПРИЯТИЯ ЦЕЛЬ УВЕРЕННОСТЬ ШКОЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ