Депрессия. Что это такое? Это опасно или пройдет само?

Депрессия. Что это такое? Это опасно или пройдет само?

Предисловие от автора: Предлагаю вам цикл статей, из которых вы сможете узнать:

  1. (ссылка) Что является нормальным в психических процессах человека, а что — можно отнести к психическому нездоровью.
  2. К кому обращаться в случае подозрения на отклонения в психическом здоровье: психолог, психотерапевт, психиатр?
  3. (ссылка) Депрессия. Что это такое? Это опасно или пройдет само?

На данный момент депрессию диагностируют на основании жалоб человека, по международной системе критериев диагностики — МКБ-10. Классическая депрессия диагностируется по следующим признакам:

⇒ Пониженное настроение без видимых причин, не зависимо от внешних обстоятельств:

 — постоянная вина за прошлое;

 — невозможность верить в счастливое будущее;

— неадекватно низкая самооценка:

 — кто-то переживает все это одновременно или ощущает иные негативные и не способствующие нормальному самоощущению эмоции.

Депрессия может проявляться по-разному, но главный признак — беспричинная потеря настроения. Иногда причиной является сильный стресс, а депрессия — это отложенная во времени реакция на этот стресс, которая может проявиться в момент, когда вроде бы все плохое осталось позади.

⇒ Длительность переживаний по времени. Страдающие депрессией могут испытывать неприятные переживания и ощущения большую часть дня на протяжении как минимум двух недель. (Один-два вечера плохого настроения не считаются).

⇒ Соматические проявления. Депрессия вызвана конкретными биохимическими сбоями в работе организма. Упадок настроения  — это одно из последствий физического сбоя. Часто одновременно возникают проблемы

  • со сном: бессонница или наоборот — постоянное сонное состояние,
  • с аппетитом – полная потеря аппетита или постоянное переедание.

Могут быть также следующие признаки:

  • беспричинная потеря веса, снижение либидо и концентрации,
  • постоянная усталость.

И важные признак —  значительное падение качества жизни (речь идет не об уровне жизни, т.е. это не только о материальном положении, но и о потере здоровья, комфорта в целом, как в быту так и в самоощущениях,  неудовлетворенности потребности в общении. Сложно становится выполнять привычные и обычные ранее действия: по дому, работать, общаться даже с близкими людьми. Для диагностирования депрессии в наличии должны быть выше перечисленные признаки. Многие из этих проявлений сложно увидеть и осознать, т.к. они умело маскируются — в результате адаптации организма к невыносимым для нашей психики условиям, могут возникать проблемы соматического, а не психического характера (потеря аппетита, сонливость, хроническая усталость) и человек считает, что эти явления не имеют отношения к психике, не смотря на то, что они также ведут к снижению настроения. Для страдающего тяжелой депрессией могут означать одно и то же такие варианты, как пойти на работу или в ресторан, пролежать на диване или выйти в окно. Это можно сравнить с потерей способности отличать вкус еды или чувствовать голод.

⇒ Проблемы с памятью. Существует научное мнение, что затяжное состояние депрессии, если не прибегнуть к лечению, способствует ухудшению памяти. 

⇒ Снижение иммунитета. Депрессия также способствует ухудшению работы иммунной системы, т.е. человеческий организм хуже борется с вирусами, бактериями и т.д.  

⇒ Повышенный риск развития сердечно-сосудистых заболеваний: повышается давление, учащается пульс, сужаются сосуды. Человек в депрессивном состоянии перестает вести здоровый образ жизни. Возрастает опасность атеросклероза, сердечных приступов и инсульта.

Что делать?

Аарон Бек, основатель когнитивно-поведенческой терапии, утверждал, что мысли человека о самом себе в силу искажения мышления травматическими событиями бывают деструктивны и депрессия – результат подобной ложной логики. Отредактировав свои мыслительные процессы, можно улучшить душевное здоровье. Когнитивно-поведенческая терапия направлена на обучение адекватному реагированию, учит справляться с негативными мыслями и отделять собственные фантазии от реально происходящих вещей.

В межличностной терапии депрессия рассматривается как реакция человека на трудности, возникающие в отношениях. Специалист с клиентом разбирают симптомы, находят то, что может улучшить положение клиента, находят альтернативные решения. Все проблемы условно можно разделить на четыре категории:

  • горе от утраты кого-либо;
  • несоответствие принятых ролей ожиданиям;
  • стресс, вызванный изменением ролей (скажем, при смене работы или уходе в декретный отпуск);
  • дефицит межличностного общения (недостаточно теплые и глубокие отношения с близкими).

Подытожим

  • Депрессия – достаточно распространенное заболевание. По данным ВОЗ, это заболевание входит в тройку основных причин смертности и нетрудоспособности в мире.
  • Депрессию невозможно одолеть просто волевым усилием, т.к. её причины лежать в физиологических нарушениях в мозге. Одна из популярных в науке версий происхождения депрессии (моноаминовая теория) заключается в том, что нарушается обмена нейромедиаторов, в первую очередь, серотонина.
  • Депрессия создает как надуманные, так и реальные проблемы, заключающиеся в психосоматических болях, проблемах с вниманием и памятью, предрасположенность к сердечно-сосудистым заболеваниям и др.
  • Человек в депрессии не всегда обязательно угрюм, но может пребывать в апатии, не проявляя никаких внешних признаков (замаскированная депрессия). 
  • Депрессии подвержены все, не зависимо от статуса и образа жизни.
  • Необходимость приема антидепрессантов иногда вызывает у человека панику, но именно лекарства этого спектра повышают уровень серотонина, что помогает бороться с заболеванием, более того, подобные препараты абсолютно не действуют на человека, если он здоров, т.к. лечат именно мозговую дисфункцию. Счастливее чем был до депрессии человек не станет, но к своему привычному образу жизни вернется. Антидепрессанты делятся на три основные группы: 1) ингибиторы моноаминоксидазы; 2) трициклические антидепрессанты и 3) игнибиторы обратного захвата серотонина. 

И еще одна статья о депрессии :

Где заканчивается химия и начинается психика? Или так: как понять, то, что со мной происходит – это болезнь физиологическая (эндогенная) или психогенная?

Подобным вопросом задаются в двух случаях. Когда подозревают у себя наличие выраженного психического расстройства. И когда пытаются понять, есть ли какой-то толк от психологической помощи, или стоит полагаться только на лекарства. Поехали.

Итак, допустим, у вас снижено настроение, вас ничто не радует, вам тяжело даются повседневные дела и кто-то (вы или ваши окружающие) ставят вам «диагноз» депрессии. Как его подтвердить (или опровергнуть) и понять то, откуда она (депрессия) берется (если это именно она)?

По определению, депрессия – это расстройство, которое подразумевает снижение настроения и потерю способности радоваться жизни. Часто к этой парочке добавляется потеря мотивации и способности принимать решения, пессимизм, двигательная заторможенность, идеи вины, мысли о смерти.

А что такое депрессия на химическом уровне? Это настоящий химический коктейль (!), который включает в себя:

А) нехватку серотонина. Именно нехватка серотонина обеспечивает потерю ощущения (именно ощущения) готовности к какой-либо продуктивной деятельности, потерю желание что-то узнавать и способности активно удивляться и вовлекаться во что-то новое. Плюс он определяет ваше ощущение подавленности.  А еще серотонин управляет восприимчивостью нервных клеток к адреналину и норадреналину. То есть его нехватка обеспечивает вас еще и острым восприятиям происходящих с вами жизненных событий

Б) Избыток мелатонина. Мелатонин активно синтезируется ночью и напрямую зависит от количества солнечного света (в осенне-зимний период его синтезируется больше).  Это вещество подавляет синтез серотонина (усиливая последствия его нехватки), а также нарушает циркадные ритмы, из-за чего для депрессии крайне характерны проблемы и с засыпанием и с ранним пробуждением. Кстати, мелатонина уменьшает синтез сератонина за счет стимулирования выработки ГАМК. Что позволяет в некоторых случаях снижать у человека тревожность при помощи обычного безрецептурного аминолона (та же самая ГАМК) не хуже чем у глубоко рецептурного феназепама.

В) Нехватку дофамина. Дофамин – это нейромедиатор, который обеспечивает волевую деятельность человека. Его нехватка приводит к потере интереса к жизни, желанию что-либо планировать и принимать решения. А еще к утрате способности радоваться привычным удовольствиям. И к нарушению пищевого поведения, потере интереса к сексу.

Г) нехватку эндорфинов. Эндорфины – это вещества, которые помогают испытывать психо-физиологчиескую эйфорию. Их нехватка приводит к тому, что вам становится тяжело чувствовать удовольствие (ангедония), а любые неприятные ощущения становятся более напрягающими и мучительными.

Д) Избыток адреналина и норадреналина. В случае депрессии, нарушение баланса указанных веществ является следствием дисбаланса серотонина и дофамина, а не самостоятельным явлением. Избыток адреналина способствует добавлению в общую картину тревожности, а норадреналина- раздражительности.

Е) Недостаток триптофана – аминокислота, которая поступает с пищей и обеспечивает синтез серотонина внутри вашего организма. Когда его поступает с пищей меньше, чем нужно, серотонин синтезируется недостаточно и получается все то, что было описано выше. Именно связи триптофана и серотонина мы обязаны нашей любви к шоколаду.

Ж) недостаток инсулина. Инсулин запускает расщепление белка и выброс триптофана в кровь. Его нехватка приводит к патологической цепочке «мало триптофана  мало серотонина». Учитывая тот факт, что инсулинорезистентность часто возникает как самостоятельное явление (акцент на слове ЧАСТО), то обладатели избыточного веса априори сталкиваются с большим количеством проблем при преодолении депрессии. И отсюда же растут ноги у тяги при депрессии на мучное и сладкое (сложная цепочка глюкоза — инсулин – триптофан – серотонин).

З) Недостаток гормонов щитовидной железы. Напрямую с депрессией не связан. Но практически всегда, когда такое явление возникает на фоне депрессии – ждите сложностей. В 50% случаев при гипотериозе, который связан с депрессией не работают антидепрессанты. А еще здесь начинается плаксивость, ухудшение работы кишечника (в котором на 80% синтезируется серотонин).

А теперь посмотрим на все тоже самое, но уже с другой стороны. С психогенной. Какие психологические явления и обстоятельства активно способствуют появлению у человека депрессии?

А) почетное первое место за собой застолбила фрустрация. Фрустрация – это ощущение собственного бессилия, умноженное на непонимание того, что делать дальше.  Проблемы в отношениях, на работе, с финансами, на уровне здоровья способствуют развитию депрессии именно через фрустрацию. Фрустрация – это не точка в вашей жизни, это скорее та самая пресловутая черная полоса, когда у вас отчаянно не получается вырваться из заколдованного круга неприятностей, сложностей и проблем.

Б) второе место прочно удерживают ваши эмоции. Точней – сдержанные эмоции. Чаще всего, здесь оказываются тревога, злость, разочарование, обиды, ревность, зависть, одиночество. Те переживания, которые, с одной стороны, могут регулярно возникать в вашей голове. А, с другой стороны,  они требуют большого количества сил на удерживание их внутри себя.

В) Третье место солидно занимают когнитивные установки. В принципе (и так и делают когнитивные терапевты) их можно смело ставить и на первое место, ведь они, прямо или косвенно участвуют в формировании всех психогенных механизмов депрессии, но это уже дело вкуса. Когнитивные установки – это убеждения относительно себя и окружающего мира в стиле: «я – никто и ничего не значу», «я должен быть сильным», «я должен всегда справляться с проблемами» и т.п.  Особые сложности когнитивные установки создают из-за триады причин  – из-за их разнообразия, повсеместного влияния и неосознанности.

Г) Когнитивные искажения и негативное мышление. Когнитивные искажения направляют поток вашего сознания в сторону  жесткого, острого восприятия окружающей действительности. Вы видите в реальности негатив. Вы его преувеличиваете. Вы его раскручиваете. Вы его ждете. Вы приуменьшаете свои способности влиять на обстоятельства.  И все описанное выше вы делаете на регулярной основе. Результат предсказуем – вы создает постоянный фон, который и ложится в основу депрессии.

Д) Четвертое место  покоится на плечах чувства вины.  Это уникальное чувство не подавляется. Оно как профессиональный паразит пухнет внутри психики и подчиняет себе ваше время и ресурсы. Идеи вины, самобичевание, муки совести – все эти разъедающие вещи умножаются на физиологическую способность данного чувства останавливать выброс дофамина в головном мозге. То есть вина не только портит вам настроение и лишает вас сил, она еще и лишает вас мотивации на положительные изменения.

Е) Проблема выбора. В те моменты, когда вам важно принять значимые для себя решения, ваша психика требует практически максимальных энергетических ресурсов. Если же решение откладывается, растягивается, мучительно прокручивается внутри своей головы, у вас появляются все необходимые условия для того, чтобы провалиться в нересурсное состояние.

Ж) Травмирующие события. Если с вами происходят события, которые угрожают вашей жизни, то они могут приводить к тому, что ваша психика схлопывается на самой себе, закрывается, уходит в сторону многократных попыток переварить неподъемный для себя жизненный опыт. И вы можете уйти из настоящей реальности в мир прошлого и сопутствующий истощающих переживаний.

А теперь возвращаемся к исходному вопросу. Чем отличаются психогенная от эндогенной депрессии?

В отдельно взятый момент и на уровне физиологии – НИЧЕМ! И это важно понимать. Фрустрация, эмоции и эмоциональные проблемы всегда запускают каскады химических реакций, которые приводят к такому уровню стресса, с которым организм не справляется, к потере нейромедиаторов радости и счастья. То есть к тем же самым реакциям, что характерно и для эндогенных состояний.

А вот в динамике различия будут. Эндогенные депрессии не связаны с определенными событиями, которые вы держите в фокусе своего внимания. Они склонны к цикличности, сезонности,  затяжному течению. Хуже реагируют на психокореркцию, могут никак не реагировать на отдельные антидепрессанты.

Про свет в конце тоннеля.

Про излечимость депрессии. Если ваша депрессия психогенная, то вероятность ее преодоления не только есть, но она выше, чем вероятность того, что вы с ней останетесь надолго. При одном важном условии – вы займетесь и собой и депрессией.

Если ваша депрессия эндогенная – ее тоже можно остановить. Точней приостановить. И длительность этой приостановки прямо пропорционально тому, насколько вы научитесь управлять вашим мышлением, вашими убеждениями, эмоциями и энергетикой. Ну, и препаратами.

Врач-психотерапевт, Коуч — г. Краснодар, г. Сочи, г. Новороссийск

Виктория Спахова

Обратиться к психологу →

Related Posts

Оптимальное развитие. 13-15 лет. Кризис 13 лет.

Оптимальное развитие. 13-15 лет. Кризис 13 лет.

Оптимальное развитие. От 6(7) лет — до 12 лет. Кризис 7 лет.

Оптимальное развитие. От 6(7) лет — до 12 лет. Кризис 7 лет.

Оптимальное развитие от 1 -до 3х лет.

Оптимальное развитие от 1 -до 3х лет.

Как создать оптимальные условия для развития ребёнка до 1 года.

Как создать оптимальные условия для развития ребёнка до 1 года.

No Comment

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Метки

БИБЛИОТЕКА ГОТОВИМСЯ К УРОКАМ ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ. КОРОНАВИРУС КАК ВЫБРАТЬ СПЕЦИАЛИСТА КАК ПЕРЕЖИТЬ НЕПРИЯТНОСТИ КОНФЛИКТЫ И РЕШЕНИЯ КПТ ЛЮБОВЬ. БРАК. ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ НАРУШЕНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ НЛП ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ О МОЗГЕ ОПТИМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ В ЧС ПМПК ПОДРОСТОК ПОЗНАЁМ СЕБЯ ПРОБЛЕМА-ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХИАТРИЯ ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ПСИХОСОМАТИКА РАБОТА С ЧУВСТВАМИ. ЭМОЦИЯМИ РАЗВОД И ДЕТИ РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЬНИКОВ РОДИТЕЛЯМ ШКОЛЬНИКОВ СКАЗКОТЕРАПИЯ СТРАХИ И ФОБИИ СУИЦИД ТЕХНИКИ ДЛЯ САМОРАЗВИТИЯ ТРУДНЫЙ РЕБЁНОК УПРАЖНЕНИЯ. ТРЕНИНГИ. ЗАНЯТИЯ УСТАНОВКИ ТРИГГЕРЫ ИСКАЖЕНИЯ ВОСПРИЯТИЯ ЦЕЛЬ УВЕРЕННОСТЬ ШКОЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ