Цели:

  • образовательные – дать представление о том, что такое эмоции, настроение и от чего они зависят, развивать у детей умение управлять своими эмоциями и настроением;
  • развивающие – развивать познавательный интерес к психологическому здоровью;
  • воспитательные – развивать способность детей к рефлексии.

Основные понятия: положительные и отрицательные эмоции, способы регуляции настроения, способы выражения эмоций.

Презентация.

Психолог: (1 слайд) Сегодня на занятии мы будем говорить о том, что такое эмоции и настроении. Как они взаимосвязаны и как можно ими управлять. У каждого из нас настроение может меняться. Очень важно научиться понимать, почему оно меняется. Попробуем это сделать.

Смайлики (рефлексия). (2 слайд) Выберите смайлик с тем настроением, с которым мы с вами приступаем к занятию

Ребята, как вы понимаете слово “эмоции”? (3 слайд) Когда возникают эмоции? Какие вы знаете эмоции? А для чего нам нужны эмоции?

Верно, эмоции – это наши переживания в различных жизненных ситуациях.

Психолог: Эмоции бывают положительные и отрицательные. (4 слайд)

Представьте себе или вспомните, если такое уже было, что вам подарили вашу любимую игру, например, компьютерную игру, или коньки, или самокат, или необыкновенный пенал, словом то, что вам очень-очень хотелось. А теперь скажите, какие эмоции человек испытывает в такие моменты? Конечно, радость, ему очень приятно и весело. Вот такие эмоции, когда нам хорошо, весело, приятно, радостно, называются положительными. Как мы выражаем положительные эмоции? Мы улыбаемся, смеемся, еще мы можем передать положительные эмоции с помощью слов, например: “Как мне хорошо!”, “Как я рад!”, “Как здорово!”. А еще мы можем выразить свои положительные эмоции через действия или движения (пантомимику), например, подпрыгивать от радости или хлопать в ладоши.

А теперь представьте такую ситуацию. Вы играете, предположим, в компьютерную игру, и, как ни стараетесь, вам не удается набрать нужное количество очков. Естественно, вы будете испытывать огорчение. Это отрицательная, или неприятная, эмоция. Когда еще люди испытывают отрицательные эмоции? Когда им больно, обидно, грустно, страшно. Отрицательные эмоции так же, как и положительные, выражаются в словесной форме (например, когда нам плохо, мы говорим: “Не повезло”, “Вот беда”), с помощью мимики лица, позы тела и различных движений, то есть пантомимики.

Эмоциональный опыт человека обогащается в течение жизни. Эмоции очень важны в человеческом общении (пример львы, медведи).

Психогимнастика: Упражнение на пантомимику с использованием зеркальца (презентация). Радость, вина, удивление, злость. (5, 6, 7, 8 слайд) А какие движения при этом вы можете делать?

Своими эмоциями нужно уметь управлять. Сегодня мы поговорим об уже знакомых вам эмоциях, научимся управлять своими эмоциями.

Психолог: Подумайте, какими важными качествами должен обладать человек для того, чтобы стать, например, артистом или разведчиком, водителем, учителем, врачом, банкиром, дипломатом. Профессий очень много, и качеств для каждой профессии вы тоже можете перечислить множество. Но есть одно важное качество, которое нужно человеку в любой серьезной работе, – это умение владеть своими эмоциями. Разве можно быть хорошим хирургом с трясущимися от волнения руками? Или дрессировщиком, который от страха не входит в клетку с животными? Или известным артистом, нагоняющим тоску на зрителей? А в некоторых профессиях, например космонавта или летчика, необходимо пройти испытание на эмоциональную устойчивость. Что же это такое и для чего она нужна?

Когда двухлетний малыш плачет от боли, он просто выражает свои отрицательные эмоции. Он это делает непроизвольно. А как школьник реагирует на боль? Всегда ли он плачет или в состоянии сдержать свои эмоции, то есть подключить свою волю и заставить себя не плакать?

Например, идет обсуждение какой-то важной темы на уроке, ученики увлеклись и некоторые бурно проявляют свои эмоции по поводу данного вопроса. Но вот учитель сказал: “Тихо”, – и все затихли, то есть перестали так громко выражать свои эмоции. Значит, не всегда и не везде уместно активно проявлять свои эмоции. С возрастом человек учится сдерживать свои эмоции и управлять ими. Однако не всем и не всегда это удается. Но тот, кто умеет владеть собой, считается эмоционально устойчивым человеком, то есть сдержанным.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

  1. Вспомните и расскажите ситуацию, когда вы сумели сдержать свои эмоции.
  2. Как вы думаете, в каких случаях уместно проявлять и выражать эмоции, а в каких нет?
  3. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы вызвать положительные эмоции у мамы или у бабушки, папы, учителей, друзей?

Мы познакомились с миром эмоций. Мы обсудили, что на любую ситуацию человек эмоционально реагирует: он то волнуется, то боится, то радуется, то печалится. И с помощью эмоций передает свое отношение к действительности.

Мы узнали, что эмоции выражаются словами и без слов, с помощью мимики, жестов, пантомимики. Эмоции возникают только в процессе взаимодействия, общения. Эмоции бывают положительные и отрицательные и отличаются по силе воздействия. Они, как краски, окрашивают нашу жизнь в различные цвета, делают ее многогранной и удивительной, без них всё вокруг было бы скучным и однообразным.

Гимнастика для глаз.

Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями руки ведущего. (в руке яркий предмет)

Психолог: Эмоции – это зеркало нашего настроения. Я думаю, что у каждого из вас есть свой секрет, как поднять себе настроение, избавиться от гнева.

Расскажите, что вы делаете, если вам грустно?

А если вы злитесь?

А если вы на кого-то обижены? Как вы поступите?

А если вы кого-то обидите?

Вы знаете, что когда человек болеет, то врач выписывает ему различные лекарства, витамины. Я рекомендую вам всем ежедневно принимать витамин “У”. Как вы думаете, что это и где его можно купить? Сейчас мы с вами посмотрим мультфильм, который нам поможет в этом разобраться. (просмотр мультфильма “Крошка енот”)

Беседа по результатам просмотра.

Буклет (Приложение 2)

КАК УПРАВЛЯТЬ СВОИМ НАСТРОЕНИЕМ

Настроение – психическое состояние, которое сопровождается положительными или отрицательными эмоциями. В зависимости от этого мы называем свое настроение хорошим или плохим. Когда у нас хорошее настроение, мы чувствуем себя хорошо, любая работа спорится в наших руках, мы готовы поделиться своим настроением с близкими людьми. Хорошее настроение сопровождается улыбкой или смехом. Если же настроение “испортилось” или ухудшилось, нам не хочется ни с кем общаться, все падает из рук, хочется плакать. Мы чувствуем разочарование, растерянность, тоску, уныние. Выражение лица грустное, уголки губ опущены. Что делать в такой ситуации?

Психологи рекомендуют несколько способов избавления от плохого настроения. Во-первых, подумайте о том, что произошло и вызвало плохое настроение. Это поможет в будущем избежать подобных ситуаций. Во-вторых, переключитесь на другой вид деятельности, не имеющий никакого отношения к причине вашего расстройства.

Если рядом есть доброжелательный и умеющий слушать собеседник (мама, папа, брат, сестра, друг), то“поплачьтесь ему в жилетку”. Цените таких людей, помогайте им. В трудные для вас минуты они возьмут “на себя” часть ваших отрицательных переживаний.

Кроме того, вы можете написать письмо. Опишите все свои огорчения и переживания в письме к другу, которое никогда не пошлете. Сохраните его, перечитайте спустя некоторое время. Это поможет вам посмотреть на себя со стороны.

Сделайте себе подарок. Например, займитесь весь день только тем, что вам нравится. Некоторые получают удовольствие и от вкусной еды. Помогите ближнему. Помощь ближнему дает двойной выигрыш. Сделайте доброе дело и избавитесь от плохого настроения.

Один из самых простых и древних способов расстаться с унынием – растворить печаль во сне. Недаром говорят: “Утро вечера мудренее”.

Бывает и так, что настроение ухудшилось не у вас, а у вашего друга. Может быть, он сломал ногу, заболел или потерял близкого человека. Тогда стать психологом необходимо вам. Нужно спокойно выслушать товарища, не перебивая, не поглядывая на часы. Затем попытайтесь помочь ему, предложив один из вышеперечисленных способов или свой собственный. Важно, чтобы ваш друг почувствовал в вас поддержку, чтобы он доверял вам и был уверен в вашем доброжелательном отношении к нему.

Посещая больных одноклассников дома, помните, что больному легче будет справиться с болезнью, если у него будет хорошее настроение. Лучше рассказать смешную, веселую историю, анекдот, настроить вашего товарища на быстрейшее выздоровление.

Заключительный этап. Подведение итогов. Ребята, что нового вы сегодня узнали? Чему научились? А теперь я вам предлагаю написать на улыбках (вырезаны из цветной бумаги) пожелания своим одноклассникам и нашим гостям. (Из улыбок на доске с помощью магнитов выкладывается цветок.)

Смайлики (рефлексия). (9 слайд) Выберите смайлик с тем настроением, с которым мы с вами заканчиваем наше занятие.

Психолог:

А сейчас выйдите к доске, давайте возьмемся за руки, улыбнемся друг другу и нашим гостям, пожелаем всего хорошего! Пусть у вас всегда будут хорошее настроение, и только положительные эмоции!

Спасибо всем за работу! До свидания!

Литература

  1. Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений /И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; Под ред. И.В.Дубровиной – М.: Издательский центр “Академия”, 1999. – 464 с.
  2. Сизанов А.Н. Познай себя: Тесты, задания, тренинги, консультации. – Мн., 2001. – С. 161 – 162.
  3. Сизанов А.Н. Психогигиена для учащихся начальной школы.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *