Треугольник Карпмана. Преследователь. Спасатель. Жертва.

Треугольник Карпмана. Преследователь. Спасатель. Жертва.

Треугольник Карпмана – это модель токсичных, неправильных во всех смыслах отношений. Это фигура-ловушка, Бермудский треугольник, в который легко попасть, а вот выход найти крайне сложно.

Здесь у каждого участника своя роль. Проходят месяцы, годы, а человек продолжает ее играть. Не потому, что она ему нравится, просто он не может иначе. Это и есть созависимость.

Эту модель предложил психиатр Стивен Карпман в 1986 году. В треугольнике присутствуют такие роли:

  • Жертва – страдающая личность. Она вечно всем недовольна, но даже не пытается изменить свою жизнь.
  • Спасатель – палочка-выручалочка. Человек, который приходит на помощь Жертве, поддерживает, сочувствует, защищает.
  • Преследователь – личность, терроризирующая Жертву, считает себя сильнее и выше по социальному статусу.

Картинки по запросу жертва и преследовательПочему треугольник называют магическим:

1. Каждый участник бывает во всех его углах (играет все положенные в треугольнике роли);
2. Треугольник устроен так, что вовлекает всё новых и новых членов оргии.

Бывший Спаситель, использованный, выбрасывается, он истощён, и уже не может быть полезен Жертве, и Жертва пускается в поиски и в погоню за новыми Спасителями (будущими её жертвами)
С точки зрения Агрессора тут тоже интересные штуки.

Агрессор (настоящий агрессор, тот, кто и считает себя агрессором, преследователем) как правило, не знает о том, что Жертва на самом деле не жертва. Что она не на самом деле беззащитна, просто ей нужна данная роль.

Жертва же очень быстро находит Спасителей, которые «внезапно» появляются на пути «Агрессора», и тот очень быстро становится уже их Жертвой, а Спасители превращаются в Преследователей бывшего Агрессора.

Чувства, которые испытывают участники событий:
Жертва:

  • Чувство беспомощности,
  • беспросветности,
  • принуждения и причинения,
  • безвыходности,
  • бессилия,
  • никчёмности,
  • никому не нужности,
  • собственной неправильности,
  • запутанности,
  • неясности,
  • растерянности,
  • частой неправоты
  • собственной слабости и немощности в ситуации
  • обиды
  • страха
  • жалость к себе

Спасатель:

  • Чувство жалости
  • желания помочь
  • собственного превосходства над жертвой (над тем, кому хочет помочь)
  • большую компетентность, большую силу, ум, больший доступ к ресурсам, «он больше знает про то, как нужно действовать»
  • снисхождения к тому, кому хочет помочь
  • чувство приятного всесилия и всемогущества по отношению к конкретной ситуации
  • уверенность, что может помочь
  • убеждённость, что он знает (или как минимум, может узнать), как именно это можно сделать
  • невозможность отказать (неудобно отказать в помощи, или бросить человека без помощи)
  • сострадание, острое щемящее чувство сопереживания (обратите внимание, это очень важный пункт: Спаситель ассоциируется с Жертвой! А значит, никак и никогда не сможет ей истинно помочь!)
  • ответственность ЗА другого

Агрессор

  • Чувство собственной правоты
  • благородного возмущения и праведного гнева
  • желание наказать нарушителя
  • желание восстановить справедливость
  • оскорблённое самолюбие
  • убеждённость, что только он знает, как правильно
  • раздражение на жертву и тем более на спасителей, которых воспринимает, как мешающий фактор (спасители ошибаются, ведь только он знает, как нужно прямо сейчас поступить!)
  • азарт охоты, азарт погони…

Жертва — страдает
Спаситель — спасает и приходит на помощь и выручку
Агрессор наказывает, преследует, учит (проучивает)

Если вы оказались в этом «магическом» треугольнике, то знайте, что Вам придётся побывать во всех «углах» этого треугольника, и перепробывать все его Роли.

События в треугольнике могут происходить сколь угодно долго — вне зависимости от сознательных желаний их участников, пока хоть кто-нибудь не выскочит из этого проклятого треугольника. (Источник: Сайт Александра Вакурова)


Роль Жертвы

Жертву всегда нужно спасать. Без этого никак. Она слаба, несчастна, беспомощна и решительно не желает брать ответственность за свою жизнь.

У нее всегда найдется повод пожаловаться на свою горькую судьбу. Это самая сложная роль, ведь ради перемен к лучшему приходится выходить из зоны комфорта и научиться принимать самостоятельные решения.

А этого Жертвы не любят, ведь тогда их некому будет жалеть.

Принцип мышления: я слабая, жизнь несправедлива, на меня все время валятся неприятности, меня обижают, я не умею принимать правильные решения – этому меня никто не учил.

Есть ли выгоды от этой роли?

Естественно.

  • Жертва получает больше внимания от окружающих.
  • Перекладывает на других людей ответственность за собственную жизнь.
  • Занимает устойчивую позицию.
  • За счет сострадания и помощи Спасателей стабилизирует самооценку.
  • Не испытывает чувства вины и сомнений.

Роль Преследователя

Сильная натура и лидер, его основная цель – доминировать над другими людьми. А со слабой и беспомощной Жертвой даже усилий прикладывать не нужно.

Преследователь угнетает, унижает, контролирует личность Жертвы, получая от этого ни с чем не сравнимое моральное удовольствие. Основные эмоции – агрессия, раздражительность, гнев.

Принцип мышления: я всегда прав, это для твоего блага, нужно все держать под контролем, любой проступок должен быть наказан.

Какие выгоды от этой роли?

  • Преследователь всегда в центре внимания.
  • У него есть карт-бланш: можно делать все, что захочется.
  • На Жертву он выплескивает негативные эмоции, облегчая себе жизнь.
  • Повышает самооценку за счет преследования и унижения других людей.

Роль Спасателя

Роль сложная и деструктивная. Спасатель объективно является сильной личностью, но его агрессия направлена не на Жертву, а на Преследователя.

Спасателю важно чувствовать себя нужным – тогда он удовлетворен. Он руководствуется сочувствием, жалостью, желанием что-то доказать.

Втайне Спасатель считает себя Суперменом, стоящим над другими участниками треугольника – это бальзам для его эго.

Спасатели создают комфортные условия для ленивых, безвольных людей, которые отказываются нести ответственность за свою жизнь.

Под эгидой борца за справедливость скрывается банальная жажда власти и желание контролировать социум.

Принцип мышления: я же сильнее, должен защищать, я лучше знаю, как нужно, люди мне будут благодарны за это.

Какие выгоды от роли Спасателя?

  • Реализует собственные потребности (в уважении, внимании, почитании).
  • Ему всегда есть, чем заняться.
  • Получает возможность руководить процессом.
  • Поощряется социумом.
  • Самоутверждается за счет других людей.

Действуя, чтобы получить чужое одобрение, он забывает о своих желаниях и потребностях, лишается внутренней свободы.


КАК Выйти из треугольника:

Самое главное — понять, на какой Роли Вы вошли в треугольник.

Обычно в руководствах дают следующий совет: инверсировать роли. То есть, заменить роли на другие:

Агрессор должен стать для Вас Учителем. Фраза, которую я говорю своим ученикам: «Наши враги, и те, кто нам «мешают», являются нашими лучшими тренерами и учителями)

Спаситель — Помощником или максимум — Проводником (можно — тренером, как в фитнесс-клубе: вы делаете, а тренер тренирует)

А Жертва — Учеником.

Это очень хорошие советы.

Если Вы поймали себя на роли Жертвы — начните учиться.

Если Вы поймали себя на роли Спасителя — бросьте глупые мысли о том, что тот, «кто нуждается в помощи» немощен и слаб. Принимая его такие мысли, Вы делаете ему медвежью услугу. Вы делаете что-то ЗА него. Вы мешаете ему научиться самостоятельно чему-то важному для него.

Дайте человеку делать самому. Пусть он ошибается, но это будут ЕГО ошибки. И он не сможет Вас обвинить в этом, когда попытается перебраться в роль Вашего Преследователя.

Человек должен пройти свой путь сам.

Великий психотерапевт Александр Ефимович Алексейчик говорит:

«Помочь можно только тому, кто что-то делает.»

И продолжал, обращаясь к тому, кто был в этот момент в беспомощности: «Что Вы делаете, для того, чтобы он (тот, кто помогает) мог Вам помочь?»

Великолепные слова!

Для того, чтобы тебе помогли, ты должен что-то делать. Помогать можно лишь в том, что делают. Не делаешь — тебе нельзя помочь.

Что делаешь — в том тебе и возможна помощь.

«Точки слабости»

И каждому из нас стоит знать «точки слабости» своей личности, которые попросту заставляют нас входить в эти наши излюбленные Роли.

  • Начало перехода из роли Спасителя в роль Жертвы

чувство вины, чувство беспомощности, ощущение вынужденности и обязательности помогать и невозможности собственного отказа («Я обязан помочь!», «Я не имею права не оказать помощь!», «Что обо мне подумают, как я буду выглядеть, если откажусь помочь?»).

  • Начало перехода из роли Спасителя в роль Преследователя

желание наказать «плохого», желание восстановить справедливость, направленную не на тебя, чувство абсолютной собственной правоты и благородного праведного возмущения.

  • Начало перехода из роли Жертвы в роль Агрессора (преследователя)

чувство обиды и несправедливости, творимой по отношению к тебе лично.

  • Начало перехода из Роли Жертвы в роль Спасителя

желание помочь, жалость к бывшему Агрессору или Спасителю.

  • Начало перехода из роли Агрессора в роль Жертвы

внезапное (либо растущее) чувство беспомощности и растерянность.

  • Начало перехода из роли Агрессора в роль Спасителя

чувство вины, чувство ответственности ЗА другого человека.

И ещё интересный способ диагностики. Диагностика по чувствам наблюдателей/слушателей

Чувства наблюдателей могут подсказать, какую роль играет человек, рассказывающий Вам или делящийся с Вами проблемой.

Когда читаешь (слушаешь) Спасителя (или наблюдаешь за ним) — сердце наполняется гордостью за него. Или — смехом, до чего ж дурак себя довёл своим желанием другим помогать.

Когда читаешь тексты, написанные Агрессором — благородное возмущение охватывает — либо к тем, о ком Агрессор пишет, либо — к самому Агрессору.

А когда читаешь тексты написанные Жертвой или слушаешь Жертву — охватывает острая душевная боль ЗА ЖЕРТВУ , острая жалость, желание помочь, мощнейшее сострадание.

И не стоит забывать, что нет ни Спасителей, ни Жертв, ни Агрессоров. Есть живые люди, которые могут играть различные роли. И каждый человек попадает в ловушку разных ролей, и бывает во всех вершинах этого заколдованного треугольника, но всё-таки, каждый человек имеет некоторые склонности к той или иной вершине, склонности задерживаться на той или иной вершине.
И важно помнить, что точка входа в треугольник (то есть, то, что вовлекло человека в патологические отношения) — чаще всего бывает и точкой, на которой человек задерживается, и ради которой и «влетал» в этот треугольник. Но не всегда это так. Не всегда человек занимает именно ту «вершину», на которую жалуется.

Пройти онлайн-тест на созависимость. 

ФОРМУЛА ВЫХОДА:

Я-ХОРОШИЙ, ТЫ-ХОРОШИЙ


По материалам: https://fazarosta.com/lovushka-sozavisimyh-otnoshenij-dramaticheskij-treugolnik-karpmana-a-kakuju-rol-igraete-vy/, http://www.transactional-analysis.ru/games/125-treug


ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ:

Быть всем обязанным: Как выйти из “спасателей по жизни”

Виктория Спахова

Обратиться к психологу →

Related Posts

Уйти или остаться — любить или расстаться?

Уйти или остаться — любить или расстаться?

Пережить или прожить потерю?

Пережить или прожить потерю?

Диагностика принятия других. В.Фей

Диагностика принятия других. В.Фей

Психологическая интерпретация мультика «Коза-Дереза». О манипуляторах.

Психологическая интерпретация мультика «Коза-Дереза». О манипуляторах.

No Comment

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Метки

БИБЛИОТЕКА ГОТОВИМСЯ К УРОКАМ ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ. КОРОНАВИРУС КАК ВЫБРАТЬ СПЕЦИАЛИСТА КАК ПЕРЕЖИТЬ НЕПРИЯТНОСТИ КОНФЛИКТЫ И РЕШЕНИЯ КПТ ЛЮБОВЬ. БРАК. ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ НАРУШЕНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ НЛП ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ О МОЗГЕ ОПТИМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ В ЧС ПМПК ПОДРОСТОК ПОЗНАЁМ СЕБЯ ПРОБЛЕМА-ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХИАТРИЯ ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ПСИХОСОМАТИКА РАБОТА С ЧУВСТВАМИ. ЭМОЦИЯМИ РАЗВОД И ДЕТИ РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЬНИКОВ РОДИТЕЛЯМ ШКОЛЬНИКОВ СКАЗКОТЕРАПИЯ СТРАХИ И ФОБИИ СУИЦИД ТЕХНИКИ ДЛЯ САМОРАЗВИТИЯ ТРУДНЫЙ РЕБЁНОК УПРАЖНЕНИЯ. ТРЕНИНГИ. ЗАНЯТИЯ УСТАНОВКИ ТРИГГЕРЫ ИСКАЖЕНИЯ ВОСПРИЯТИЯ ЦЕЛЬ УВЕРЕННОСТЬ ШКОЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ