Тест «Степень отверженности ребёнка в семье» (по методике А.И.Баркан)

Тест «Степень отверженности ребёнка в семье» (по методике А.И.Баркан)

Назначение:

Позволяет определить степень отверженности ребенка в семье, а также причины, вызвавшие отверженность ребенка в семье.

Инструкция

Уважаемый родитель!

Предлагаемая Вам шкала содержит перечень некото­рых черт характера и особенностей ребенка. Во время знакомства с этим перечнем поставьте знаки «+» перед порядковыми номерами тех черт характера и особенностей ребенка, о которых Вы мечтали, чтобы они были у Вашего ребенка, еще до его рождения (графа I), а также перед порядковыми номерами тех черт характера и осо­бенностей ребенка, которые, по Вашему мнению, имеют­ся у Вашего ребенка в настоящее время (графа II). В кон­це каждой графы подсчитайте общее количество черт ха­рактера и особенностей ребенка со знаком «+».

Шкала степени отверженности ребенка в семье

Каким я мечтал (а) видеть своего ребенка (1 графа)

Каким я вижу своего ребенка в настоящее время (2 графа)

Умным

Умным

Сообразительным

Сообразительным

Все схватывающим на лету

Все схватывающим на лету

Одаренным

Одаренным

Талантливым

Талантливым

Глупым

Глупым

Тупым

Тупым

Целеустремленным

Целеустремленным

Серьезным

Серьезным

Настойчивым

Настойчивым

Трудолюбивым

Трудолюбивым

Деятельным

Деятельным

Активным

Активным

Нецелеустремленным

Нецелеустремленным

Легкомысленным

Легкомысленным

Ленивым

Ленивым

Бездеятельным

Бездеятельным

Сосредоточенным

Сосредоточенным

Добросовестным

Добросовестным

Старательным

Старательным

Скромным

Скромным

Послушным

Послушным

Рассеянным

Рассеянным

Недобросовестным

Недобросовестным

Нестарательным

Нестарательным

Заносчивым

Заносчивым

Непослушным

Непослушным

Добрым отзывчивым

Добрым отзывчивым

Справедливым

Справедливым

Мягким

Мягким

Чувствительным

Чувствительным

Злым

Злым

Неотзывчивым

Неотзывчивым

Несправедливым

Несправедливым

Жестоким

Жестоким

Бесчувственным

Бесчувственным

Ласковым

Ласковым

Нежным

Нежным

Приветливым

Приветливым

Обаятельным

Обаятельным

Откровенным

Откровенным

Общительным

Общительным

Грубым

Грубым

Неприветливым

Неприветливым

Замкнутым

Замкнутым

Скрытным

Скрытным

Ранимым

Ранимым

Обидчивым

Обидчивым

Бесхитростным

Бесхитростным

Мнительным

Мнительным

Грустным тревожным

Грустным тревожным

Хитрым

Хитрым

Веселым

Веселым

Жизнерадостным

Жизнерадостным

Фантазером

Фантазером

Хвастливым

Хвастливым

Болтливым

Болтливым

Застенчивым

Застенчивым

Молчаливым

Молчаливым

Честным

Честным

Решительным

Решительным

Слабым

Слабым

Невыносливым

Невыносливым

Нетерпеливым

Нетерпеливым

Агрессивным

Агрессивным

Задиристым

Задиристым

Вспыльчивым

Вспыльчивым

Вредным

Вредным

Упрямым

Упрямым

Капризным

Капризным

Эгоистичным

Эгоистичным

Спокойным

Спокойным

Невредным

Невредным

Жадным

Жадным

Трусливым

Трусливым

Неуклюжим

Неуклюжим

Неряшливым

Неряшливым

Медлительным

Медлительным

Щедрым

Щедрым

Отважным

Отважным

Смелым

Смелым

Ловким

Ловким

Опрятным

Опрятным

Подвижным

Подвижным

Красивым

Красивым

Здоровым

Здоровым

Обычным, как все

Обычным, как все

Некрасивым

Некрасивым

Больным

Больным

Необычным

Необычным

Общее количество черт характера и особенностей ребенка со знаком «+» (1 графа)

Общее количество черт характера и особенностей ребенка со знаком «+» (2 графа)

Анализ и интерпретация результатов:

Общее количество черт характера и особенностей ребенка со знаком «+» (графа I) подсчитывают роди­тели.

Общее количество черт характера и особенностей ребенка со знаком «+» (графа II) подсчитывают роди­тели.

Общее количество черт характера и особенностей ребенка со знаком «+», совпавших в двух графах (при­мер совпадения: графа I — обаятельным, графа II — обаятельный и т. п.) подсчитывают родители.

После подсчета общего количества черт характера и особенностей ребенка со знаком «+», совпавших в двух графах, необходимо вычислить процент совпавших черт характера и особенностей ребенка.

Для вычисления процента составляется пропорция, где общее количество черт характера и особенностей ре­бенка со знаком «+» в графе I берется за 100 %, а общее количество черт характера и особенностей ребенка со зна­ком «+», совпавших в двух графах, за х.

Чем выше процент совпавших черт характера и осо­бенностей ребенка, тем менее отвержен ребенок в семье.

Когда этот процент варьирует от 0 до 20, ребенок практически отвержен и ситуация для него в семье край­не неблагоприятная. Когда этот процент колеблется от 21 до 40, ребенок чаще всего чувствует себя отвергнутым и ситуация для него в семье неблагоприятная. Когда этот процент варьирует от 41 до 70, ребенок может периоди­чески немного раздражать родителей, но ситуация для него в семье среднеблагоприятная. Когда этот процент колеблется от 71 до 100, ребенок чувствует себя любимым, нужным и необходимым, и ситуация для него в семье благоприятная.

Например: общее количество черт характера и особенностей ребенка со знаком (+) в I графе при подсчете равнялось 50. Из этих 50 черт только 30 совпало в двух графах одновременно.

Пропорция выглядит так:

50-100%

30 – х

х =30 *100%/50=60%

Результаты подсчета свидетельствуют о том, что ребенок в настоящее время на 60% оправдал надежды родителей, он очень редко раздражает их, у родителей нет повода его отвергнуть,

и ситуация для ребенка в семье средне благоприятная.

Для более детальной оценки степени отверженности ребенка в семье подсчитывается общее количество знаков «+» в графе II, если они стояли перед следующими по­рядковыми номерами: 6, 7, 14, 15, 16, 17, 23, 24, 25, 26, 27, 33, 34, 35, 36, 37, 44, 45, 47, 54, 58, 59, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 81, 82, 83, 84, 95, 96.

Эти порядковые номера соответствуют нежелательным и отрицательным чертам характера ребенка. Если неко­торые из перечисленных порядковых номеров совпали в графах I и II, их в расчет не принимать.

После окончания подсчета необходимо вычислить про­цент отрицательных и нежелательных черт характера и тех особенностей ребенка, которые беспокоят родите­лей в настоящее время. Для этого составляется пропор­ция, где общее количество черт характера и особеннос­тей ребенка со знаком «+» в графе II равно 100 %, общее количество нежелательных и отрицательных черт харак­тера и особенностей ребенка в графе II — х.

Чем выше, по мнению родителей, процент нежелатель­ных и отрицательных черт характера ребенка, тем более отверженным он будет чувствовать себя в семье.

Когда этот процент варьирует от 0 до 20, у ребенка, в глазах родителей, практически не имеется нежела­тельных и отрицательных черт характера, которые бы раздражали, и ситуация для него в семье очень благо­приятная. Когда этот процент колеблется от 21 до 40, ребенок также не чувствует себя отвергнутым, и ситуа­ция для него в семье благоприятная. Когда этот про­цент варьирует от 41 до 70, у ребенка имеется целый ряд нежелательных для родителей качеств, за которые они нередко ругают его, но, тем не менее, ситуация для ребенка в семье средне благоприятная. И лишь когда этот процент превышает 70, ребенок не только ощу­щает себя ненужным, но и действительно отвергнут ро­дителями.

Например: общее количество черт характера и особенностей ребенка со знаком (+) во II графе при подсчете равнялось 40. Из этих 40 черт 35, по мнению родителей, относятся к нежелательным и отрицательным.

Пропорция выглядит так:

40 – 100%

35 — х

Х= 35 * 100 % /40=87,5%

Результаты подсчета свидетельствуют о том, что у ре­бенка, в глазах родителей, преобладают нежелательные и отрицательные черты характера, которые постоянно раздражают и волнуют их. Значительное недовольство ребенком приводит к тому, что он все время ощущает себя нелюбимым, ненужным, отвергнутым.

Чаще всего результаты данных процента совпавших черт характера в двух графах и процента нежелатель­ных и отрицательных черт характера в графе II корре­лируют друг с другом.

Если корреляции нет, то о степени отверженности ре­бенка более точно можно судить по результатам второй пропорции (нежелательные и отрицательные черты).

Чтобы уточнить, почему ребенок отвержен, необходи­мо собрать дополнительные сведения.

1. Ваш ребенок был долгожданным? (да, нет)

2. Ваш ребенок не был долгожданным? (да, нет)

После ответа на эти вопросы сообщите дополнитель­ную информацию для граф I и II основной шкалы.

I графа

  • Каким я мечтал(а) видеть своего ребенка

1. мальчиком

2. девочкой

3. похожим на маму

4. похожим на папу

II графа

  • Какой он в настоящее время

1. мальчик

2. девочка

3. похож на маму

4. похож на папу

Иногда несоответствие между ожидаемым будущим ребенком и ребенком в настоящее время именно по этим ответам и является главным пусковым механизмом к неприятию родителем своего ребенка и его отверженностью в семье. Особенно большое значение для выявления причины неприятия имеет тот факт, если родитель очень сильно желал ребенка одного пола, а родился ребенок другого пола или когда ребенок похож на родителя другого пола и взял от него те черты характера, которые не приемлет данный родитель.

Примеры типичных высказываний и жалоб родителей при неприятии ими своего ребенка

  • Мой ребенок разочаровал меня с самого рождения. Я хотел (а) мальчика (девочку).
  • Если б мой ребенок был другого пола, я был (а) бы счастлива.
  • Мой ребенок — вылитая копия жены: перенял все худшие черты ее характера.
  • Мой ребенок точно такой эгоист, как его отец.
  • Мой ребенок был нежданным.
  • Я не раз жалел (а), что имею этого ребенка.
  • Из-за своего ребенка я лишился (ась) очень многого, что радовало меня в жизни.
  • Мой ребенок хуже, чем другие дети.
  • Мой ребенок для меня — обуза.

Виктория Спахова

Обратиться к психологу →

Related Posts

Сенкевич Л.В., Донцов Д.А., Базаркина И.Н. — Психодиагностика

Сенкевич Л.В., Донцов Д.А., Базаркина И.Н. — Психодиагностика

Психические расстройства и расстройства поведения (МКБ-10)

Психические расстройства и расстройства поведения (МКБ-10)

Как убедить родителей пойти с ребёнком на ПМПК. Шпаргалка для педагога-психолога (Е.Абазян)

Диспраксия. Дислексия. Дискалькулия. Дисграфия.

No Comment

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Метки

БИБЛИОТЕКА ГОТОВИМСЯ К УРОКАМ ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ. КОРОНАВИРУС КАК ВЫБРАТЬ СПЕЦИАЛИСТА КАК ПЕРЕЖИТЬ НЕПРИЯТНОСТИ КОНФЛИКТЫ И РЕШЕНИЯ КПТ ЛЮБОВЬ. БРАК. ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ НАРУШЕНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ НЛП ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ О МОЗГЕ ОПТИМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ В ЧС ПМПК ПОДРОСТОК ПОЗНАЁМ СЕБЯ ПРОБЛЕМА-ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХИАТРИЯ ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ПСИХОСОМАТИКА РАБОТА С ЧУВСТВАМИ. ЭМОЦИЯМИ РАЗВОД И ДЕТИ РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЬНИКОВ РОДИТЕЛЯМ ШКОЛЬНИКОВ СКАЗКОТЕРАПИЯ СТРАХИ И ФОБИИ СУИЦИД ТЕХНИКИ ДЛЯ САМОРАЗВИТИЯ ТРУДНЫЙ РЕБЁНОК УПРАЖНЕНИЯ. ТРЕНИНГИ. ЗАНЯТИЯ УСТАНОВКИ ТРИГГЕРЫ ИСКАЖЕНИЯ ВОСПРИЯТИЯ ЦЕЛЬ УВЕРЕННОСТЬ ШКОЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ