Регрессия как способ психологической защиты

Регрессия как способ психологической защиты

Регрессия – это такой способ защиты, когда психика прибегает к возврату в детское состояние с целью понижения тревоги или разрешения конфликта.

Соответственно детская модель поведения оказывается незрелой, менее эффективной, затрудняет адаптацию. При этом у окружающих она часто вызывает состояние родителя, бессознательное желание опекать будь-то более слабую или ущербную личность. Однако механизм регрессии включается не лишь в межличностном взаимодействии, человек может активировать его также наедине с собой, во внутренней психологической реальности, ведь детская модель поведения кажется ему более безопасной и успокаивающей.

Что такое регрессия в психологии

Регрессия есть возвращение к своим более ранним формам поведения. Она происходит оттого, что нынешним, зрелым поведением человек не имеет возможности добиться желаемых целей. Например, девушка не может убедить своего мужчину в действительности какого-то факта. Что выбирает она? Часто это слезы, и плач, которые не являются рациональным способом в разрешении ситуации, это тот способ, которым она пользовалась в детстве, дабы привлечь внимание и добиться желаемого.

Спортсмены, занимающиеся боевыми искусствами и изучающие множество приемов в зале, выходя на ринг, используют лишь несколько приемов регрессии, что происходит из-за фрустрации, стресса, в котором человеку свойственно возвращаться к наиболее эффективным ранним формам поведения, которые его никогда не подводили. Хотя их эффективность – очень спорный вопрос, на деле было бы уместнее использовать другие формы поведения. Но есть навыки, какие содержатся в основе психики, как говорят, «на подкорке», вернуться к которым легко, и это происходит бессознательно. Проблему это не решает, но временно успокаивает человека, снижает уровень его тревоги.

Каждый сохраняет из детства воспоминания о приятных моментах, легком разрешении проблем и хоть раз задумывался, чтобы вернуться в детство. Личности же, что используют регрессию как доминирующий механизм защиты, когда она становится стратегией жизни, называются инфантильными, такая длительная регрессия в психологии это синоним инфантилизма.

Регрессия как явление была описана впервые Фрейдом. Регрессия по Фрейду есть отказ от прогрессивного движения желания в сторону действий, возврат к образам или галлюцинациям. Также регрессия по Фрейду находит себя в сновидениях и неврозах, в каких он рассматривал возврат к архаическим формам жизни как индивидуальным, так и филогенетическим.

Регрессия – защитный механизм

Регрессия в психологии это механизм защиты, развивающийся при слабости Я личности, именно к регрессии чаще всего прибегает личность незрелая, поскольку этот способ ей ближе остальных и не требует никаких дополнительных усилий.

В регрессии человек стремится к бессознательному воссоединению, полному комфорту и удовлетворению потребностей, какое он получал от матери. Отсутствие необходимости прилагать усилия, пробуя новые стратегии проведения, при недостатке энергии и инертности личности делает регрессию доступным и простым способом приспособления. Другой вопрос уже, что адаптация затрудняется и в итоге оказывается неполной. Построить зрелые отношения с окружающими при доминирующей регрессивной защите, инфантилизме, становится невозможным. Взаимодействие выстраивается только в случае наличия у партнера дополняющей стратегии, активного состояния родителя, отношения тогда скорее напоминают детско-родительский симбиоз.

Более сильная, стеническая личность прибегает к регрессии, только когда остальные механизмы защиты оказались неэффективными, наступило состояние фрустрации. Регрессия в таком случае чаще всего частичная и непродолжительная, возвратившись к детским формам удовлетворения потребностей и получив желаемую разрядку, снизив напряжение, личность возвращается к другим видам защит. Потому, определив, что регрессия длительное время доминирует в арсенале защит, следует направить внимание на развитие личности, признав ее незрелость. В характере при этом преобладают такие черты, как зависимость от окружающих и их мнения, несамостоятельность, легкая внушаемость и поддавание влиянию других, отсутствие глубоких стабильных интересов, быстрая смена настроений, плаксивость, обидчивость, неумение доводить начатое до конца, безответственность и страх будущего. В крайних случаях это может выразиться в тунеядстве, злоупотреблении алкоголем, зависимости от наркотических препаратов.

Частым примером регрессии как отката назад, в прошлое, к более ранним своим паттернам, является поведение старшего ребенка при рождении младшего. Старшему становится тяжело вынести то, что появился еще один объект для родительской любви, и он начинает плакать и капризничать, как несколько лет назад, может начать лезть в коляску, брать одежду, соску и погремушки младшего, есть его еду, гулить, ползать, изображая из себя малыша. Часто даже появляется возврат к непроизвольному мочеиспусканию. Это помогает ему справиться с напряжением, обидой и ревностью, появившимися в связи с конкуренцией, «предательством» родителей, привлечь к себе внимание, чтобы его полюбили так же, как малыша. Более старшему ребенку в данной ситуации кажется, что о нем забыли, хотя в том же возрасте ему уделяли обычно такое же количество внимания.

Регулярные детские болезни также могут говорить о потребности в родительском внимании, при нежелании идти в сад или школу быстро появляются симптомы простуды, а в запущенных ситуациях развиваются и серьезные хронические болезни, имеющие психосоматическую природу. Стоит чаще показывать ребенку свою любовь, а если причина и в плохих отношениях в детском коллективе – поговорить об этом или поменять садик или школу.

То же может происходить и с взрослым человеком, когда он заболевает. Невысокая температура переживается уже как серьезная, тяжелая болезнь, что может бессознательно демонстрироваться окружающим, чтобы получить ту полноту заботы и внимания, какую взрослый помнит из детства. Это то, что в психологии рассматривается как получение вторичной выгоды.

Здесь может иметь место и соматизация, когда и сама болезнь наступает по причине потребности снизить психическое напряжение, словно вернуться в детство и передохнуть. Если действительной причиной болезни была регрессия, то излечение становится очень сложным, усилия докторов часто не приносят нужных результатов, болезнь может менять свои формы или даже переходить в другую, проявляя высокую резистентность к различным врачебным вмешательствам, развивается ипохондрия. Своевременная успешная диагностика психологической причины болезни позволяет не только идти в верном направлении к излечению, но и сохраняет действительное физическое здоровье пациента.

В других случаях уставший взрослый человек может начать хныкать как ребенок, топнуть ногой или обидеться, невесть на кого, развернуться и уйти. Сюда относятся и несдержанность в эмоциях, какую часто прощают детям, бунт против авторитетов, хаотичное поведение, любовь к быстрой и неосторожной езде на машине, не задумываясь о последствиях. В ситуациях перегрузки практически каждый испытывал желание закутаться в одеяло, есть конфеты и смотреть мультики. Некоторые взрослые на всю жизнь сохраняют любовь к детской мультипликации, носят одежду в ребяческом стиле, играют в игры. Компьютерная зависимость также связана с регрессивным уходом от взрослой реальности в детский мир на экране, к которому человек привык еще будучи ребенком.

Примеры регрессии в психологии.

Психологи часто наблюдают регрессию у своих клиентов на консультации. Как только психолог с клиентом подходят к сверхважному для последнего вопроса, в котором нужно принять решение – клиент часто не выносит этой эмоциональной перегрузки и начинает дурачиться: накручивать волосы на нос, снимать и играть кольцом, крутиться на кресле, шутить. Регресс в детское поведение оттаскивает человека назад, чтобы снизить критический уровень напряжения, и психолог должен отследить это и проработать с клиентом.

Регрессивный откат в детство свойственен практически всем людям в ситуации, когда желаемое можно получить от кого-то из близких. Так ребенок начинает выпрашивать конфеты у матери более детским голосом, капризничая и давя на жалость. Также может поступать и жена, прося у мужа, например, купить ей платье, бессознательно активируя в себе поведение маленькой девочки. А муж может проситься на рыбалку с друзьями, обещая свое хорошее поведение, словно мальчишка.

Склонность к мистике часто также является регрессивной защитой, когда человек не желает разбираться в реальных причинах происходящего, что потребует от него усилий и ответственности в разрешении проблемы, а, к примеру, оправдывает сложности наложенной порчей или родовым проклятием.

Регрессивность часто находит выражение в откате к более ранним психосексуальным формам развития, что связано с возникновением неврозов. В случае регрессии либидо в полном объеме генитальность замещается прегенитальными способами проявления сексуальности, откуда развивается анально-садистичные или инцестуозные наклонности, бисексуальность, нарциссизм.

К механизмам регрессии часто прибегают маркетологи, создавая в рекламе предпосылки для эмоционального возвращения в детские ощущения полного комфорта, тотальной продуманности и контроля производителем своего продукта, приобретя который человек может, словно погрузиться в идеальную реальность.

О других защитных механизмах вы можете прочесть здесь: Механизмы психологических защит


Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А. Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Виктория Спахова

Обратиться к психологу →

Related Posts

Оптимальное развитие. 13-15 лет. Кризис 13 лет.

Оптимальное развитие. 13-15 лет. Кризис 13 лет.

Оптимальное развитие. От 6(7) лет — до 12 лет. Кризис 7 лет.

Оптимальное развитие. От 6(7) лет — до 12 лет. Кризис 7 лет.

Оптимальное развитие от 1 -до 3х лет.

Оптимальное развитие от 1 -до 3х лет.

Как создать оптимальные условия для развития ребёнка до 1 года.

Как создать оптимальные условия для развития ребёнка до 1 года.

No Comment

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Метки

БИБЛИОТЕКА ГОТОВИМСЯ К УРОКАМ ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ. КОРОНАВИРУС КАК ВЫБРАТЬ СПЕЦИАЛИСТА КАК ПЕРЕЖИТЬ НЕПРИЯТНОСТИ КОНФЛИКТЫ И РЕШЕНИЯ КПТ ЛЮБОВЬ. БРАК. ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ НАРУШЕНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ НЛП ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ О МОЗГЕ ОПТИМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ В ЧС ПМПК ПОДРОСТОК ПОЗНАЁМ СЕБЯ ПРОБЛЕМА-ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХИАТРИЯ ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ПСИХОСОМАТИКА РАБОТА С ЧУВСТВАМИ. ЭМОЦИЯМИ РАЗВОД И ДЕТИ РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЬНИКОВ РОДИТЕЛЯМ ШКОЛЬНИКОВ СКАЗКОТЕРАПИЯ СТРАХИ И ФОБИИ СУИЦИД ТЕХНИКИ ДЛЯ САМОРАЗВИТИЯ ТРУДНЫЙ РЕБЁНОК УПРАЖНЕНИЯ. ТРЕНИНГИ. ЗАНЯТИЯ УСТАНОВКИ ТРИГГЕРЫ ИСКАЖЕНИЯ ВОСПРИЯТИЯ ЦЕЛЬ УВЕРЕННОСТЬ ШКОЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ