Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты

Учебное пособие / Под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Бахрах-М, 2001. — 672 с. — ISBN 5-89570-005-5.

Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тестыКнига содержит три раздела: диагностика психических состояний и свойств личности; диагностика межличностных и семейных отношений; диагностика профессионального подбора кадров. Представляет собой полное собрание методик и тестов практической психодиагностики. Методики и тесты сопровождаются «ключами» — описанием способов обработки полученных результатов.

Диагностика психических состояний и свойств личности.
Гиссенский опросник.
(выявляет интенсивность эмоционально окрашенных жалоб по поводу физического самочувствия)
Методика диагностики оперативной оценки самочувствия, активности и настроения.
(оперативная оценка самочувствия, активности и настроения)
Методика диагностики темперамента (Я. Стреляу).
(тест-опросник направлен на изучение трех основных характеристик нервной деятельности: уровня процессов возбуждения, уровня процессов торможения, уровня подвижности нервных процессов)
Методика определения психологической характеристики темперамента.
(самодиагностика темперамента)
Методика определения типа характера (по К. Г. Юнгу).
Методика исследования личности «дом-дерево-человек» (Дж. Бук).
(предназначена как для взрослых, так и для детей, возможно групповое обследование)
Методика диагностики самооценки (Ч. Д. Спилбергер, Ю. Л. Ханин).
(данный текст является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека))
Методика измерения уровня тревожности Тейлора (адаптация Т. А. Немчинова).
Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса.
(изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста)
Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона.
Методика диагностики потребности в поисках ощущении М. Цукермана.
(используется для исследования уровня потребностей в ощущениях различного рода применительно к подросткам и взрослым людям)
Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний Зунге (адаптация Т. И. Балашовой).
(опросник разработан для дифференциальной диагностики депрессивных состояний и состояний, близких к депрессии, для скрининга — диагностики при массовых исследованиях и в целях предварительной, доврачебной диагностики)
Методика дифференциальной диагностики депрессивных состоянии В. А. Жмурова.
Тест Люшера.
Тест “несуществующее животное”.
(по своему характеру тест «несуществующее животное» относится к числу проективных. для статистической проверки или стандартизации результат анализа может быть представлен в описательных формах. по составу данный тест — ориентировочный и как единственный метод исследования обычно не используется и требует объединения с другими методами в качестве батарейного инструмента
исследования)
Методика исследования «незаконченные предложения» Сакса и Леви.
(тест включает 60 незаконченных предложений, которые могут быть разделены на 15 групп, характеризующих в той или иной степени систему отношений обследуемого к семье, к представителям своего или противоположного пола, к сексуальным отношениям, к вышестоящим по служебному положению и подчиненным)
Методика Айзенка-epq.
(опросник предназначен для изучения индивидуальнопсихологических черт личности с целью диагностики степени выраженности свойств, выдвигаемых в качестве существенных компонентов личности: нейротизма, экстра-, интроверсии и психотизма.)
Тест-опросник Айзенка epi (адаптирован А. Г. Шмелевым).
Методика диагностики самооценки психических состоянии (по Айзенку).
Методика измерения ригидности.
Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге.
Торонтская алекситимическая шкала (адаптирована в институте им. В. М. Бехтерева).
(алекситимия – сниженная способность или затрудненность в вербализации эмоциональных состояний. и в тоже время —
это характеристика личности со следующими особенностями в когнитивно-аффективной сфере:
трудность в определении и описании собственных переживаний;
сложность в проведении различий между чувствами и телесными ощущениями;
сниженная способность к символизации – бедность фантазии, воображения;
фокусированность в большей мере на внешних событиях, чем на внутренних переживаниях.)
Методика диагностики уровня социальной фрустрированности Л. И. Вассермана (модификация В. В. Бойко).
(опросник, который фиксирует степень неудовлетворенности социальными достижениями в основных аспектах жизнедеятельности)
Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко.
Методика экспресс-диагностики невроза К. Хека и Х. Хесса.
Методика диагностики уровня невротизации Л. И. Вассермана.
Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки (адаптация А. К. Осницкого).
Методика диагностики агрессивности А. Ассингера.
(тест Ассингера позволяет определить, достаточно ли человек корректен в отношениях со своими коллегами, и легко ли им общаться с ним)
Методика диагностики типа эмоциональной реакции на воздействие стимулов окружающей среды В. В. Бойко.
Методика многофакторного исследования личности Р. Кеттелла (№ 187).
Методика многофакторного исследования личности Р. Кеттелла (№ 105) (16pf – опросник).
Опросник мини-мульт (сокращенный вариант миннесотского многомерного личностного перечня mmpj).
(адаптация Ф. Б. Березина и М. П. Мирошникова)
Методика личностного дифференциала (адаптирована в НИИ им. В. М. Бехтерева).
Методика определений акцентуаций характера К. Леонгарда.
Методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении В. В. Бойко.
Методика диагностики уровня субъективного контроля дж. роттера (адаптация Бажина, Голынкиной, Эткинда).
Методика диагностики коммуникативной установки В. В. Бойко.
Методика определения «типа личности» и «вероятностных расстройств» данного типа Дж. Олдхэма и Л. Морриса.

Диагностика межличностных и семейных отношений
Экспериментально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций Розенцвейга (адаптирована в нии им. в. м. Бехтерева).
Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири.
(с помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке)
Методика Рене Жиля.
(цель методики состоит в изучении социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими)
Методика pari Е. Шеффера и Р. Белла (адаптация Т. В. Нещерет).
(методика parj (parental attitude research instrument) предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли))
Методика диагностики родительского отношения А. Я. Варга, В. В. Столина.
(тест-опросник родительского отношения (0р0) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними)
Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонд.
Методика «q-сортировка» Стефансона. диагностика основных тенденций поведения в реальной группе и представлений о себе.
Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению Томаса (адаптация Гришиной).
Методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений («социометрия») Дж. Морено.
Методика диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко.

Диагностика профессионального подбора кадров
Методика диагностики личности с помощью психогеометрического теста с. деллингер (адаптация Алексеева и Громовой).
Методика экспресс-диагностики характерологических особенностей личности Т. В. Матолина.
Методика экспресс-диагностики свойств нервной системы по психомоторным показателям Е. П. Ильина (теппинг-тест).
Методика диагностики типа поведенческой активности Вассермана и Гуменюка.
Методика определения нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе «прогноз».
Многоуровневый личностный опросник «адаптивность» (мло-ам) Маклакова и Чермянина.
Методика диагностики оценки самоконтроля в общении М. Снайдера.
Тест “умеете ли вы слушать?” (1).
Тест “умеете ли вы слушать?” (2).
Методика диагностики направленности личности Басса (ориентационная анкета).
Методика «дифференциально-диагностический опросник» (ддо) Климова.
(методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Климова. можно использовать при профориентации подростков и взрослых)
Методика “карта интересов”.
(методика используется в целях профориентации и при приеме на работу)
Методика выявления «коммуникативных и организаторских склонностей» (кос-2).
(данная методика предназначена для выявления коммуникативных и организаторских склонностей личности (умение четко и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты с людьми, стремление расширять контакты, участие в групповых мероприятиях, умение влиять на людей, стремление проявлять инициативу и т. д.).)
Методика изучения профессионально важных качеств персонала системы «человек-машина-знаковая система».
Методика выявления и анализ профессионально важных качеств специалистов системы «человек-техника».
Методика диагностики «помех» в установлении эмоциональных контактов В. В. Бойко.
Рисуночный тест «деловые ситуации» Н. Г. Хитровой.
(тест является модификацией ассоциативно-рисуночного теста Розенцвейга, автор создала типологию реакций на фрустрацию, которая положена в основу оценки эмоционального поведения личности в напряженных условиях, в ситуации принятия решения).
Методика диагностики “рейтинг ценностно-потребностных ориентации персонала”.
Методика самооценки деловых и личностных качеств руководителя (менеджера).
Методика диагностики степени удовлетворенности основных потребностей.
Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Элерса.
Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Элерса.
Методика диагностики степени готовности к риску Шуберта.
Методика диагностики самооценки мотивации одобрения (шкала лживости) Марлоу и Крауна.
Методика «ценностные ориентации» Рокича.
Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной
сфере Потемкиной.
«Экспресс-методика» по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе Михалюка и Шалыто.
Методика оценки психологической атмосферы в коллективе Фидпера.
Методика определения стиля руководства трудовым коллективом Захарова и Журавлева.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *