Виктория Спахова

Работа школьного психолога с родителями включает несколько направлений:

  • создание условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка (ситуация сотрудничества с учетом соблюдения принципа невмешательства в семейную ситуацию);
  • просвещение и консультирование по актуальным проблемам детей (классные собрания, встречи);
  • консультирование по вопросам детско-родительского общения по запросу родителей;
  • психологическая поддержка родителей.

В любом из этих направлений необходимы совместные действия школьного психолога и родителей.

Необходимость работы с родителями определяется их ролью в формировании социальной ситуации развития. Общение ребенка с близкими взрослыми, являясь необходимым условием развития, задает те внешние социальные структуры, которые преобразуются во внутренние структуры личности.

Работа психолога с семьей требует понимания системной динамики семьи (как семья реагирует при появлении у ребенка симптома) и оценки индивидуальных реакций (какие проблемы встают перед каждым членом семьи и ребенком). В начале разговора с родителями имеет смысл спросить, что в семье и во взаимоотношениях идет хорошо. Это задает положительный настрой и позволяет всем расслабиться, узнать, что в семье есть хорошего и крепкого и на что можно опереться.

В каждом случае контекст обсуждается разный. Целью первого разговора может быть понимание того, как взаимодействует семья, каковы ее сильные и слабые стороны. Вот примерные вопросы, которые следует задавать: когда возникают проблемы, в какой обстановке, и когда не возникают; каково отношение к имеющимся проблемам родителей, детей, учителей; каковы ожидания родителей от детей, как они видят будущее своих детей. В случае разведенной семьи следует выяснить правила коммуникации ребенка со вторым родителем. Можно предложить родителям заполнить анкету по изучению развития ребенка.

Примерная анкета для родителей.

  • Дата обследования
  • Фамилия, имя ребенка
  • Дата рождения
  • Бытовые условия: общая площадь, занимаемая семьей, число комнат. Отдельная, общая малонаселенная или многонаселенная квартира. Имеет ребенок отдельную комнату, кто-то живет вместе с ребенком в комнате, количество человек
  • Материальные условия: низкие, средние, высокие
  • Сведения о родителях, их возраст, образование, профессия в момент обследования, состав семьи (проживающие вместе)
  • Семья полная, разведенная (сколько лет было к ребенку в момент развода), причина развода, наличие отчима или мачехи
  • Взаимоотношения в семье
  • Употребление алкоголя членами семьи
  • Состояние здоровья родителей, наличие хронических заболеваний, психических заболеваний, ярко выраженных особенностей характера родителей
  • Наличие психических заболеваний, тяжелых характеров, лиц, которым трудно давалась учеба среди родственников
  • Каким по счету ребенок родился
  • Течение беременности, наличие осложнений
  • Роды, их течение и осложнения, наличие родовой травмы, врожденные пороки
  • Особенности развития в младенчестве и раннем детстве: моторное развитие, речь, серьезные заболевания до года, заболевания после года, операции, состоял ли на учете у врача
  • Особенности воспитания: ясли, детский сад, домашнее воспитание
  • Школа, наличие школьных проблем, дополнительные нагрузки
  • Кто преимущественно занимается воспитанием ребенка, с чьим мнением считается ребенок, принципы воспитания, наказания, принятые в семье
  • Как ребенок проводит свободное время
  • Физическое состояние ребенка, половое развитие
  • Настроение: преобладающее настроение, устойчивость настроения
  • Поведение, индивидуальные особенности поведения, утомляемость, частые жалобы.

Методики, предлагаемые родителям, помимо анкеты, могут включать родительское сочинение «История жизни моего ребенка», оценочно-самооценочную методику РЕП в сравнении той же методики, выполненной ребенком и т.д.

Методики, предлагаемые ребенку, включают рисунок семьи и его модификации, адаптированный вариант методики Рене-Жиля, различные варианты методики «Незаконченные предложения», модификации оценочно-самооценочной методики, тест «Сказка» Б.Шелби и т.д. Проективное интервью с ребенком может включать следующие вопросы:

  • с кем ты живешь,
  • в кого ты хочешь играть,
  • кого ты ждешь в первую очередь,
  • кому ты рассказываешь о неприятностях,
  • боишься ли ты наказания,
  • ты будешь воспитывать своих детей так же?

По материалам: А. В. Потапова, С. К. Нартова-Бочавер

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *