Психолого-педагогический опыт «Психологизация учебного процесса»

Психолого-педагогический опыт «Психологизация учебного процесса»

Ссылка на презентацию: https://cloud.mail.ru/public/2bXX/J8JnowXXi


1 слайд

2 слайд ФГОС

За последние 2 года в нашей Республике и обществе произошли кардинальные изменения во всех сферах жизни человека и общества.

В сложившихся условиях произошла переоценка ценностей, в том числе и в отношении к изучению украинского языка и литературы. Кроме того, за последнее время влияние средств массовой информации на духовные идеалы и традиционные ценности нравственного порядка, проявление устремлений к достижению материального достатка любой ценой, приводят к тому, что у молодежи формируется мировоззрение, основанное на ценностях западной культуры. Подросток живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, всё это ежедневно обрушивается на интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу духовности. Именно поэтому во временном законе (Конституции ЛНР), во всех нормативных документах по образованию ЛНР, в федеральных государственных образовательных стандартах, а также непосредственно в метод рекомендациях районного отдела образования, духовное развитие и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности.

3 слайд: ИДЕЯ

В стремлении дать побольше теории, знаний по предмету, мы иногда теряем главное – личность самого ребёнка.   Я ни в коем случае не отрицаю важность знаний, просто избрала для себя чуть изменённый способ преподавания, сыграло также огромную роль то, что я сейчас получаю второе образование практического психолога. Получив новый багаж знаний психологической направленности, я вычленила для себя главное, к чему призывают общеобразовательные стандарты и соответствующее зову моей души.

Поэтому моя идея это — ПСИХОЛОГИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ, КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНОЙ И СОЦИАЛЬНО-ЗРЕЛОЙ ЛИЧНОСТИ.

Для меня понятия духовности и социальной зрелости неразделимы: можно быть социально адаптированным, но бездуховным, безнравственным человеком, а можно быть высокодуховной личностью, но абсолютно не приспособленным к жизни в обществе. Поэтому своей обязанностью считаю развивать школьников в обоих направлениях по принципу:

Мы лишь в той мере можем хорошо воспитывать ребенка, в какой знаем, что он чувствует, к чему способен, чего он хочет (И.Г. Песталоцци)

  1. слайд: Задачи

Как уже упоминалось ранее, я столкнулась с проблемой, как и все преподаватели украинского, когда мой предмет потерял свою значимость в глазах учеников понятно по каким причинам. Передо мною встал вопрос, что делать? Как заинтересовать? Что полезного и не противоречащего сформировавшемуся за последние годы отношению к украинскому языку и литературе, я могу дать детям?

Таким образом я поставила перед собой цель на своих уроках воспитывать не только посредством подачи знаний, а и посредством раскрытия вдохновенно- чувственной стороны жизни ребёнка, особого образа мышления, основанного на приоритете гуманных ценностей, в связи с чем выделила задачи, способствующие реализации этой цели.

5 слайд САМООБРАЗОВАНИЕ

По моему мнению, невозможно воспитать ученика, не заинтересовав в изучении предмета, не создав на уроке атмосферу, способствующую раскрытию личностных качеств каждого ребёнка, не увлекая собственным примером, а для этого учителю необходимо постоянно развиваться во всех сферах, которыми интересуются современные дети.

Как можно воспитать духовность, будучи бездуховным?

  • Когда учитель говорит или подбирает упражнения с текстами о доброте, а сам при этом позволяет себе повышать голос на ребёнка, усвоит ли ребёнок понятие добра?
  • Может ли научить справедливости учитель, ставящий «2» за не выученное домашнее задание, не интересуясь при этом обстоятельствами ученика?
  • Может ли учитель воспитывать толерантность и уважительное отношение к людям, настаивая на своей точки зрения и не принимая во внимание мировоззрение ребёнка?
  • Может ли требовать от учащихся уважения к себе учитель, не уважающий личность ученика?
  • И может ли учитель в полной мере помочь ребёнку реализовать свои творческие качества, креативность, развить разностороннее мышление и обширный кругозор, не обладая ни одним из этих качеств?

Поэтому я развиваюсь вместе с детьми и для детей. Для них я стараюсь интересно преподать предмет, вместе с ними рисую, танцую, сочиняю стихи, работаю на компьютере. Постоянно изучаю передовые технологии, рекомендации, участвую в семинарах, в своё время окончила интеловские курсы, могу работать в большинстве компьютерных программ, начиная с программ Майкрософт-офиса и заканчивая обработкой аудио и видео материалов; на данный момент получаю второе образование по специальности «Практический психолог».  Все эти знания помогают мне реализовывать на практике свои педагогические идеи.

6 слайд. ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ

За годы своей работы я опробовала множество технологий, методов и форм преподавания. Я уже неоднократно представляла свой опыт работы (внимание на слайд). Изучая ту или иную технологию, я всегда отбирала то, что приемлемо для меня самой, моих детей и моей школы, добавляя свои собственные разработки. И сейчас не отказываюсь от использования накопленного опыта на своих уроках, это:

  • уроки-презентации
  • интерактивные,
  • игровые,
  • методы проблемного обучения,
  • проектные,
  • дифференцированного обучения (по И.Н. Закатовой),
  • технологии групповой деятельности,
  • технологии перспективно-опережающего обучения (по С.Н. Лысенковой),
  • КТД (по Ривину и Дьяченко),
  • интегрированное обучение,
  • обучение по системе Е.Н. Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека, и другие.

Но ко всему этому теперь добавляю приёмы психологизации: построение взаимоотношений с учащимися в урочной и внеурочной деятельности с учётом их возрастных психологических особенностей, а именно:

  • мотивации,
  • личностных потребностей и умений,
  • активизации возрастных новообразований и ведущих видов деятельности,

таким образом создавая ситуацию для развития необходимых качеств, которую я называю: «Я сам! Я – личность!», воспитываю духовность и социальную зрелость.

7 слайд 5-7 кл

Учащимся 5-7 классов важно во что бы то ни стало доказать собственную точку зрения и повысить свою самооценку. В этом возрасте между ними чаще возникают межличностные конфликты, имеют место неадекватные поступки, нарушения дисциплины и прочее, так почему бы не воспользоваться этими возрастными особенностями на уроках и направить данную энергию в мирное русло? К примеру, я не утверждаю, что ученик не прав, что чаще встречается в педагогической практике, а перенаправляю бунтаря на необходимый мне результат: «Ты прав, но для того, чтобы это доказать, необходимо аргументировать свою точку зрения, для чего придётся глубже изучить материал. Давай попробуем!» И поручить учащемуся выполнить проектную или исследовательскую работу: к примеру, по теме «диеприкметник» учащиеся готовили презентации, сообщения, буклеты – по своему выбору: «Це може бути цікаво!», а только потом мы приступали к изучению теории по теме. Как я уже заметила, такой подход более эффективен и менее травматичен для ребёнка.  Дети с большим удовольствием копаются в дебрях предмета, пытаясь своим достижением ещё и повысить свою значимость. При этом развиваются самостоятельность, аналитическое мышление, ответственность за свои слова и поступки, навыки поиска и обработки материала – формируется социальная зрелость.

В случаях трудностей в восприятии того или иного материала, я не унижаю ребёнка словами: «ты не способен», «ты безответственный», «как ты мог забыть» и т.д., так как знаю об особенностях неустойчивости внимания в этом возрасте. Здесь необходимо не клеймить, а помочь: «Давай подумаем, каким образом тебе будет легче усвоить тему?» Ученик выбирает сам лучший для него вариант работы: групповая, парная работа, индивидуальные задания: рисунок по теме, если ребёнок хорошо рисует, сочинение стиха, если у него это получается лучше всего…

8 слайд таблицы

Для детей, которые боятся отвечать у доски или не обладают особыми талантами в рисовании, сочинительстве и т.д я предлагаю поработать с таблицами, им нравится заполнять подобные опорные конспекты как самостоятельно, так и в парной или групповой работе. Таким образом осуществляется индивидуальный подход, а при работе в группе – воспитываются коммуникативные навыки. В результате – не страдает самооценка, формируются социальные навыки, происходит постепенное самопонимание собственных личностных особенностей.

9 слайд 8- 9кл    

Это возраст характеризуется тем, что учащиеся чувствуют себя наравне со взрослыми, но на практике являются детьми и нуждаются в понимании со стороны взрослого и, соответственно, — в отношении к ним, как ко взрослым. Здесь учителю необходимо отказываться от привычного способа взаимодействия: взрослый-ребёнок и переходить на уровень взрослый-взрослый.

Сталкиваясь с сопротивлением изучать материал: «А зачем мне это надо?», я стала использовать метод «от обратного» – перед изучением той или иной темы, я поручаю подготовить небольшое сообщение на тему «Что мне может дать знание этого материала…». Ученики чувствуют себя адвокатами-креативщиками и доказывают необходимость знать даже то, что в жизни может не пригодиться. А раз доказали, что всё-таки нужно — приходится изучать, этого требует и такое новообразование возраста, как повышенная моральная ответственность.

В этих классах я также даю возможность реализовывать собственный потенциал – выполнять задания в виде презентаций, иллюстраций, сообщений, и так далее – по выбору самого ребёнка.  Ещё одним, повышающим интерес к работе, моментом является метод самооценивания и самокритики. Уже давно пользуюсь «Алгоритмом самооценивания» (внимание на слайд). Сначала ребята оценивают с его помощью результативность своей работы на уроке, а после этот же алгоритм позволяет им по пунктам проанализировать, что ещё необходимо доработать. Такая методика позволяет увидеть себя со стороны, провести самоанализ, лучше познать себя и понять чувства других – развитие толерантности.

10 слайд. 9-11 классы

Все вышеперечисленные методики я применяю и в старших классах, но учитываю ещё и то, что 9-11 кл — очень ответственный возрастной период. Для некоторых учеников – это завершающий этап детства и вступление во взрослую жизнь. Основной мотивацией является самоопределение, самопознание, самоидентичность. Формируются собственные моральные ценности, возрастает познавательный интерес, но при этом подростки, занимаясь самокопанием способны уходить в себя и отгораживаться от внешнего мира, что иногда вызывает понятное негодование педагогов.

Зная эти особенности, я стремлюсь оказать поддержку старшеклассникам, не уничижая их способностей, не оспаривая их точку зрения и не навязывая того, что они не приемлют.  К примеру, они не любят изучать биографию писателей на уроках литературы. Мы сначала знакомимся с самым ярким его произведением, анализируем личность автора исходя из прочитанного – дети выступают в роли психологов, обычно им очень нравится такой подход. А затем сопоставляем их анализ с настоящей биографией. Такой приём развивает эмпатию, дает возможность учащимся проявить себя, высказать своё видение, сопоставить его с фактами, помогает ненавязчиво изучить материал и заинтересовывает в дальнейшем изучении творчества литератора.

Изучая любое, в особенности лирическое произведение, я начинаю не с общепринятого анализа, а с вопроса: «Что ты чувствуешь, прочитав произведение и почему?» Разгорается дискуссия, в процессе которой, выслушивая учащихся, я вставляю элементы требуемого теоретического материала, что позволяет ненавязчивому усвоению того, что казалось старшекласснику не интересным.  Это всего лишь один пример из моей практики, но на основе такого взаимодействия осуществляется всестороннее развитие личности: здесь присутствует интеллектуальный труд – подбор аргументов и фактов к высказываемой точке зрения, и саморефлексия – учащиеся прислушиваются и анализируют собственные ощущения, а значит, лучше понимают чувства оппонента; удовлетворяются конкурирующие потребности подростков, воспитывается способность иметь и отстаивать собственную позицию, формируются жизненные принципы и устои.

11 слайд ФОТО (СТИХ)

Хочу привести вам один пример из ученической работы на тему «Зачем мне это надо учить?»

(стих Матвеева Артёма 11 кл)

12 слайд ПРОБЛЕМЫ-РЕШЕНИЯ

Я перечислила далеко не все моменты своих уроков, но надеюсь, что сумела передать суть: нет не решаемых проблем с учащимися, есть неиспользованные методы решения. Некоторые, самые распространённые проблемы и психологически обусловленные пути их решения, я предоставляю вашему вниманию (внимание на слайд).

13 слайд РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

Ориентация на личностные и возрастные особенности учащихся в моей работе уже имеет свои результаты:

  • изменилось отношение к изучению предмета – детям нравится просто быть на моём уроке, а значит нравится и предмет.

Я специально, для себя, ещё не зная, что буду презентовать свой опыт на Эвересте, проводила опрос среди старшеклассников на тему заинтересованности в изучении украинского языка и литературы в 2015 году, после которого поняла, что нужно что-то делать, и второй раз опросила ребят непосредственно перед выступлением, перед каникулами. Результаты показаны на графике (внимание на слайд).

  • исчезли распространённые конфликтные ситуации, а если и возникают, то быстро решаются.
  • учащиеся ощущают себя полноправными, а не вынужденными участниками учебного процесса, полноценными личностями, и поэтому реже позволяют вести себя несоответственно. Повышается моральная ответственность, осознанность собственных нелицеприятных поступков и стремление стать лучше.
  • дети на моих уроках не боятся ответить неправильно, не боятся получить плохую отметку, так как для них она – не более чем показатель необходимости роста.

Всё это способствует духовному росту и формирует социально адаптированного будущего гражданина нашего общества.

14 слайд МОИ ДОСТИЖЕНИЯ

  1. слайд

Самым большим своим достижением считаю любовь и благодарность своих детей, а также их жизненные успехи.

16.слайд   БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!

Виктория Спахова

Обратиться к психологу →

Related Posts

СПОКОЙНЫЕ. КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ СПРАВИТЬСЯ СО СТРАХАМИ И ТРЕВОГОЙ

СПОКОЙНЫЕ. КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ СПРАВИТЬСЯ СО СТРАХАМИ И ТРЕВОГОЙ

СКАЗОЧНЫЕ НАМЕКИ Сказкотерапия с несовершеннолетними правонарушителями в Шекснинской спецшколе

СКАЗОЧНЫЕ НАМЕКИ Сказкотерапия с несовершеннолетними правонарушителями в Шекснинской спецшколе

Терапевтические сказки в работе с детьми

Терапевтические сказки в работе с детьми

ТРЕНИНГ НА СПЛОЧЕНИЕ КОЛЛЕКТИВА

ТРЕНИНГ НА СПЛОЧЕНИЕ КОЛЛЕКТИВА

No Comment

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Метки

БИБЛИОТЕКА ГОТОВИМСЯ К УРОКАМ ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ. КОРОНАВИРУС КАК ВЫБРАТЬ СПЕЦИАЛИСТА КАК ПЕРЕЖИТЬ НЕПРИЯТНОСТИ КОНФЛИКТЫ И РЕШЕНИЯ КПТ ЛЮБОВЬ. БРАК. ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ НАРУШЕНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ НЛП ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ О МОЗГЕ ОПТИМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ В ЧС ПМПК ПОДРОСТОК ПОЗНАЁМ СЕБЯ ПРОБЛЕМА-ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХИАТРИЯ ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ПСИХОСОМАТИКА РАБОТА С ЧУВСТВАМИ. ЭМОЦИЯМИ РАЗВОД И ДЕТИ РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЬНИКОВ РОДИТЕЛЯМ ШКОЛЬНИКОВ СКАЗКОТЕРАПИЯ СТРАХИ И ФОБИИ СУИЦИД ТЕХНИКИ ДЛЯ САМОРАЗВИТИЯ ТРУДНЫЙ РЕБЁНОК УПРАЖНЕНИЯ. ТРЕНИНГИ. ЗАНЯТИЯ УСТАНОВКИ ТРИГГЕРЫ ИСКАЖЕНИЯ ВОСПРИЯТИЯ ЦЕЛЬ УВЕРЕННОСТЬ ШКОЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ