Проект «По радуге жизни к своему Я»

Проект «По радуге жизни к своему Я»

Презентацию можно скачать здесь: https://cloud.mail.ru/public/5iPm/4NmqVSVXP

Сл. 1.

Тема психологического просвещения в школах не нова, но я нигде не встречала конструкта, некой цельной и взаимосвязанной программы по просвещению, которая бы охватывала всех участников образовательного процесса: обучающихся, родителей и педагогов, как единое целое. Например, существует проблема, агрессивного поведения детей в школе. Прорабатывая эту проблему только с ребенком можно, конечно же, достичь определённого результата, но он будет более эффективен, если и в семье ребёнка обстановка, приведшая к возникновению агрессии, будет также откорректирована. А если и педагоги, внесут свой вклад в изменение ситуации, то результата будет наиболее эффективен.

Именно этот факт подвиг меня разработать тему просвещения в комплексе для всех категорий объектов, взаимодействующих с ребёнком.

Сл. 2.

В методических рекомендациях по планированию работы

социально-психологической службы системы образования

Луганской Народной Республики на 2017-2018 учебный год  (Приложение к приказу МОН ЛНР от 28 июля 2017 года №505)\

Одним из основных видов деятельности службы названо именно психологическое просвещение обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей), педагогических работников.

 

Сл. 3

Поэтому данный проект направлен на устранение таких пробелов в знании психологии, как скупые и однообразные сведения взроослых о психологических особенностях детей.

В своей работе, консультируя, например, родителей, столкнулась с тем, что родители понятия не имеют о возрастных новообразованиях ребёнка и важности правильного их формирования для психического здоровья личности в будущем, как и не умеют правильно решать конфликтные ситуации с детьми, оказывать им поддержку в сложные для них моменты. То же касается и учителей. К сожалению, сталкивалась с тем, что педагоги не всегда учитывают мотивационную сферу обучающихся и не используют возрастные и личностные особенности детей для того, чтобы заинтересовать в своём предмете, для более эффективного получения знаний, т.к. они попросту не владеют  необходимыми психологическими знаниями, и не считают нужным: «Я уже столько лет проработала, что нового мне может сказать психолог? Да и вообще, психология – это баловство»,  — к сожалению, бытует такое мнение среди педагогов. К сожалению, такое отношение приводит к деструктивному развитию психических процессов человека.

Сл 4.

Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы:

1.Знакомить работников образовательных учреждений, учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка.

  1. Формировать потребность в психологических знаниях, желание использовать их в работе с ребенком или в интересе развития собственной личности.

3.Знакомить учащихся с основами самопознания, самовоспитания.

Сл.5

Почему я рассматриваю задействование всех трёх сфер жизни школьника: родителей, педагогов и самих обучающихся? Потому, что, как уже говорила, считаю, что невозможно достичь высокого результата, исключив хотя бы один компонент.

Например, во время занятий с детьми часто всплывают психологические проблемы, которые невозможно решить без привлечения родителей и педагогов. Приведу пример из практики:

За консультацией обращается мама подростка, с проблемой нежелания посещать школу, как выяснилось, причиной была ломка голоса у мальчика – он стеснялся своего писка. Интересно то, что одноклассники не смеялись над ним, но, тем не менее, ребёнок стеснялся своего голоса. Оказалось, что мама, желая помочь сыну справиться с писком, каждый раз напоминала: «не пищи». Не зная возрастных психофизиологических особенностей ребёнка (а именно того, что для мальчика её фраза воспринималась, как то, что иметь такой голос неестественно и стыдно), она считала, что поступает верно, чем ещё больше вредила.

На уроках ребёнок боялся что-либо говорить, замыкался в себе, чем вызывал гнев учителей, считающих, что он игнорирует их вопросы, что ещё больше усугубляло ситуацию и ломало психику ребёнка. Как защитная реакция – стали проявляться тенденции к агрессии.

Сл. 6

На этом слайде вы видите схему реализации и планирования работы психолога по фактической проблеме. Темы психологического просвещения для работы с детьми, родителями и детьми, подбираются в соответствии с проблемой. Поэтому тематика занятий в проекте дана в примерном варианте и может корректироваться.

Сл. 7. родители

Именно в семье происходит первичная социализация ребёнка, приобретаются навыки взаимодействия и общения с людьми, формируются образ «Я» и самооценка, самостоятельность и ответственность, а также многое другое, что закладывает фундамент полноценного развития личности.

Поэтому просвещение родителей считаю первостепенно важным. И начинать его желательно с самого рождения или даже до рождения ребёнка, т.к. жизненные сценарии и установки формируются, как известно до 6 лет, но это уже тема для следующего проекта.

В данном проекте, просветительская работа с родителями делится на 4 ступени, каждая из которых решает определённые задачи (вы их можете видеть на слайде)

В целом работа может быть как плановой (системной), так и ситуативной.

На каждой из ступеней при выборе форм, средств, технологий работы приоритет отдается тем, которые наиболее сообразны возрасту детей родителей:

игра, беседа, урок – на первой-второй ступенях;

практикум, тренинг, акция – на второй-третьей;

исследование, проектирование, передача опыта – на четвертой.

 

Сл. 8-9-10

Примерные темы психолого-педагогического просвещения родителей и также примерное количество отведённых на занятия часов составлены с учётом требований школы, возраста детей и психологических особенностей развития ребёнка в каждом возрастном периоде.

Продолжительность занятий – 40 мин — 1 час.

Сл.11.Ожидаемый результат:

Что же дают в итоге просветительские занятия с родителями?

  1. Знание возрастных особенностей ребёнка и умение правильно развить каждое новообразование, необходимое для полноценного психического развития
  2. Родители знают как, и помогают ребёнку преодолеть трудности в обучении
  3. Родители знают как, и помогают ребёнку правильно определить своё место в будущем и способствуют успешной социализации
  4. Родители вовремя распознают отклонения в поведении и принимают профилактические меры

Сл.12 учитель

На слайде Вы видите перечень основных целей и задач просветительской работы с педагогами, которая осуществляется по запросам администрации и по факту возникновения проблемы. Разработана примерная тематика занятий, соответствующая цели повышения профессиональной психологической культуры педагогов. Количество занятий уточняется с администрацией образовательного учреждения. Опыт работы школьных психологических служб показал, что оптимальным является цикл из 16 занятий (не более 10 тем).

Сл.13

Примерные темы занятий с учителями разработаны по результатам опыта работы практическим психологом в школе, проведённых диагностик и с учётом пожеланий самих педагогов.

Вы их видите на слайде.

 

  1. Обучение детей с учётом психофизиологии
  2. Решение проблем поведения во время урока
  3. Навыки конструктивного общения
  4. Бесконфликтное образовательное пространство
  5. Защита от психологического воздействия (давления, уничижения, манипуляции)
  6. Профилактика эмоционального выгорания- стрессоустойчивость
  7. Построение психологически комфортного пространства
  8. Самосознание учителя
  9. Профессиональное взаимодействие

 

Сл. 14. Ожидаемый результат:

Предполагается, что психологическое просвещение педагогов даст им:

  1. Знание возрастных особенностей ребёнка и умение правильно использовать их для эффективного усвоения знаний на уроках
  2. Умение решать поведенческие проблемы на уроках и конфликтные ситуации со школьниками
  3. Умение не поддаваться негативном психологическим воздействиям: манипуляциям, давлению и т.д
  4. Умение справляться со стрессовыми ситуациями и эмоциональным выгоранием

 

Сл. 15. Дети

Просветительские занятия с обучающимися направлены также и на коррекцию отклонений в психическом развитии. Они отражают личные проблемы, поэтому могут использоваться в качестве профилактики неблагоприятных процессов.

Такие занятия помогают наладить адекватные межличностные взаимоотношения, повысить коммуникабельность, укрепить уважение к окружающим и чувство собственного достоинства, скорректировать свое поведение.

Одной из форм психологического просвещения школьников являются уроки по психологии. Урок по психологии совмещает в себе и информационную часть, и тренинговую, и др. Учитывая возрастные особенности учащихся, педагог-психолог может использовать такие занятия и в коррекционно-развивающих целях, организуя групповую работу с детьми.

На слайдах Вы видите примерную тематику и направленность таких уроков.

Для реализации проекта в младшей школе предлагается перечень отдельных тематических блоков для каждого класса, состоящих из 3-4 тем, включающих в себя от 5 до 10 занятий.

 

Сл. 16.

Занятия или уроки по психологии в школе прово­дятся в зависимости от возможностей расписания школы, чтобы не перегружать обучающихся, поэтому количество занятий в тех или иных классах могут варьироваться. Продолжитель­ность занятий – в начальной школе 30 минут. В среднем звене – 40 минут. В старшем – 45-минут. Разработки примерных программ занятий прилагаются.

Для просветительской работы в среднем звене предлагается примерный тематический план, состоящий из 4-х занятий (разделов) в каждом классе и включающий в себя, как теоретическую часть, так и диагностическую, а также тренинговые занятия с элементами психогимнастики, арт-терапии и т.д.

Для реализации проекта в 9-11 классах, предлагаю использовать как примерную, программу (основаную на программе А.С. Прутченкова) «Психологические тренинги «Я — выпускник» для 9 -11 классов.

 

Сл. 17. Ожидаемый результат.

В процессе реализации данного проекта с обучающимися, предполагаются следующие результаты:

  1. Умение брать ответственность за собственные взгляды и убеждения, отстаивать собственную точку зрения; развитие самостоятельности.
  2. Умение решать собственные поведенческие проблемы и конфликтные ситуации.
  3. Делать рациональный выбор, оценив альтернативную стоимость других решений;
  4. Осознание своих особенности и особенностей других; умение оценивать свои чувства; принимать людей такими, какие они есть;
  5. Уверенность в себе, адекватная самооценка
  6. И, как следствие — повышение уровня обучаемости и воспитанности детей, развитие творческих способностей.

Сл 18.

Развитие личности ребенка, его способностей, интересов – процесс непрерывный.

Для того чтобы прогнозировать, направлять, вести ребенка к успеху, его нужно знать и понимать.

Взрослые должны создать приемлемые условия для полноценного развития ребенка, но для этого этому нужно научить самих взрослых.

Детей также нужно тренировать, настраивать на здоровый как психический, так и физический образ жизни.

Постепенно процесс воспитания здоровой психики ребенка должен перейти в ее самовоспитание.

Необходимость психологического просвещения людей декларируется с момента возникновения научной и, позже, практической психологии, однако до сегодняшнего дня такая работа не организована как постоянно действующая система, охватывающая все стороны жизни и деятельности людей.

Данный проект направлен на создание именно такой действенной и действующей системы в школе.

Благодарю за внимание!

Виктория Спахова

Обратиться к психологу →

Related Posts

СПОКОЙНЫЕ. КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ СПРАВИТЬСЯ СО СТРАХАМИ И ТРЕВОГОЙ

СПОКОЙНЫЕ. КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ СПРАВИТЬСЯ СО СТРАХАМИ И ТРЕВОГОЙ

СКАЗОЧНЫЕ НАМЕКИ Сказкотерапия с несовершеннолетними правонарушителями в Шекснинской спецшколе

СКАЗОЧНЫЕ НАМЕКИ Сказкотерапия с несовершеннолетними правонарушителями в Шекснинской спецшколе

Терапевтические сказки в работе с детьми

Терапевтические сказки в работе с детьми

ТРЕНИНГ НА СПЛОЧЕНИЕ КОЛЛЕКТИВА

ТРЕНИНГ НА СПЛОЧЕНИЕ КОЛЛЕКТИВА

No Comment

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Метки

БИБЛИОТЕКА ГОТОВИМСЯ К УРОКАМ ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ. КОРОНАВИРУС КАК ВЫБРАТЬ СПЕЦИАЛИСТА КАК ПЕРЕЖИТЬ НЕПРИЯТНОСТИ КОНФЛИКТЫ И РЕШЕНИЯ КПТ ЛЮБОВЬ. БРАК. ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ НАРУШЕНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ НЛП ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ О МОЗГЕ ОПТИМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ В ЧС ПМПК ПОДРОСТОК ПОЗНАЁМ СЕБЯ ПРОБЛЕМА-ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХИАТРИЯ ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ПСИХОСОМАТИКА РАБОТА С ЧУВСТВАМИ. ЭМОЦИЯМИ РАЗВОД И ДЕТИ РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЬНИКОВ РОДИТЕЛЯМ ШКОЛЬНИКОВ СКАЗКОТЕРАПИЯ СТРАХИ И ФОБИИ СУИЦИД ТЕХНИКИ ДЛЯ САМОРАЗВИТИЯ ТРУДНЫЙ РЕБЁНОК УПРАЖНЕНИЯ. ТРЕНИНГИ. ЗАНЯТИЯ УСТАНОВКИ ТРИГГЕРЫ ИСКАЖЕНИЯ ВОСПРИЯТИЯ ЦЕЛЬ УВЕРЕННОСТЬ ШКОЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ