Посетила тревога? Познакомьтесь с ней – “Врага нужно знать в лицо…”.

Посетила тревога? Познакомьтесь с ней – “Врага нужно знать в лицо…”.

Каждый из нас рано или поздно испытывал ощущение тревоги. Это то чувство от которого хочется поскорее избавиться и больше не ощущать, но не ощущать никогда – не получится, так как это одна из составляющих жизни, а избавиться…

Вот о чём это  – избавиться? Заглушить, быстро убрать, победить, убежать…? То, что мы пытаемся изо всех сил оттолкнуть от себя, как правило затягивается ещё сильнее, как удавка на шее – чем быстрее пытаешься от неё избавиться, тем сильнее она начинает душить.

Предлагаю разобраться и познакомиться со своей тревогой поближе.

Врага надо знать в лицо – говорил известный сатирик Андрей Гарольдович Кнышев, (кстати, там ещё продолжение есть, – а бить в морду).

Тревога  простыми словами – это когда с нами происходит что-то неприятное и необъяснимое, и нам от этого становится страшно, небезопасно.

Тревога (англ. anxiety) – эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности.

Для того, чтобы что-то делать с тревогой, необходимо уметь её в себе дифференцировать, пока мы не понимаем, что с нами происходит, мы ничего не можем с этим сделать.

Симптомы тревоги:

  1. Нарушение дыхания
  2. Головокружение
  3. Учащённое сердцебиение
  4. Покраснение, потливость
  5. Хаотичные движения или наоборот – замирание.

Виды тревоги:

1. Нормальная – это тревога, для которой есть реальная причина, например волнение перед экзаменом или публичным выступлением. Это о субъективном переживании человеком объективной реальности, например, что страшного в самом экзамене? Чего именно я боюсь?

Чтобы успокоить в себе такую тревогу, нужно найти то, что может стать опорой или защитой в каждой данной ситуации, то есть то, чем я могу себе помочь? Например, в случае с экзаменом, кто-то готовит шпаргалки, кто-то берёт с собою талисман, а кто-то хорошо готовится.

2. Невротическая. Начало формирования такой тревоги родом из детства, когда потребности ребёнка не были удовлетворены (например, ребёнок сильно хочет кушать, а мама по каким-то причинам не может этого дать в данный момент времени и не объясняет ребенку этих самых причин).

Таким образом у ребенка может сформироваться  понимание, что мир не безопасен, что он в нём может оказаться беззащитным. В итоге придумывается защитный поведенческий сценарий, у каждого он свой, но в целом это можно назвать фатальным контролем – человек начинает контролировать то, каким он себя представляет (свой собственный образ), то есть то, каким я должен быть, чтобы удовлетворялись потребности: послушным, добрым, справедливым… –  соответствовать родительским представлениям о хорошем ребёнке.

Этот образ сохраняется во взрослом возрасте и тщательно лелеется своим хозяином. Когда возникает угроза разрушения “хорошести” (например, коллега по работе обозвал дебилом), появляются чувства (здесь имеем в виду то же, что и эмоции, хотя это разные вещи): злость, ненависть, обида, гнев и т.д. Как правило, это плохо контролируемые чувства, так как они возникают не зависимо от нашего желания, а сами по себе, но самое неприятное то, что хорошему мальчику или девочке чувствовать такие “плохие” чувства нельзя: “Ты не можешь злиться на папу, потому, что он твой папа” или: “Нельзя жадничать, ты же не жадина”.

Что же с ними делать, если они (чувства) есть, а чувствовать их нельзя?

Наш мозг для решения этой проблемы, чтобы спасти психику от перегрева накапливающимися чувствами, придумал различные защитные механизмы: подавить (на примере случая с коллегой, который обозвал дебилом за ошибку в работе, “проглотить” обиду в себе), вытеснить (забыть, как будто этого случая не было вообще), рационализировать (“Да у коллеги просто плохое настроение”), обесценить (“Он ничего не понимает в новых методах работы, отстаёт в развитии сам”)… То есть вместо того, чтобы признать в себе злость на коллегу, придумываются способы, как этого признания избежать. В таких случаях ситуация не решается, а чувства остаются неосознанными.

Посетила тревога Познакомьтесь с ней  Врага нужно знать в лицо

Подавленные чувства проявляют себя в виде плохо осознаваемой тревоги. Чтобы этого не допускать, важно понимать о себе:

1. Какое чувство я сейчас не выдерживаю, не признаюсь себе в том, что оно во мне есть? Напряжение спадает, когда попадаешь в точку. У каждого человека есть хотя бы парочка таких периодически-постоянных тревожных тем, например тревога о здоровье, работе, деньгах…

2. Когда чувство осозналось, решить, что я могу сделать с этой конкретной ситуацией и со своим чувством (например, поговорить с коллегой, расставить свои границы – дать понять, что со мною так нельзя… или где-то разместить чувство: побить грушу… – здесь у каждого свои способы, нужно найти свой).

Чем чреваты подавленные, неосознанные чувства?(Здесь приводятся далеко не все примеры, а наиболее часто встречающиеся)

1. Формированием фобий – это, когда тревога находит себе объект, в который её можно поместить, спрятать, к которому можно “законно”, открыто проявлять чувства и не становиться при этом “плохим”.

Например, меня никогда не кусали собаки (нет реального опыта такой опасности), но я их ужасно боюсь – здесь тревога (она может иметь обличье подавленной агрессии к родителям) спрятана в фобию о собаках: злиться на родителей нельзя – страх наказания, который хочется куда-то спрятать, чтобы от него освободиться, так почему бы не спрятать в собаку?

2. Обсессивно-компульсивное расстройство – (где обсессивно -это о навязчивости, а компульсивное – это о ритуалах). Формируется в противовес фобиям, но по тем же причинам, в том случае, если объект для размещения тревоги не найден, тревога может размещается в виде навязчивых мыслей (заперла ли я дверь, выключила ли газ..). Это достаточно мучительно и, чтобы найти способ ослабления такой навязчивости, человек придумывает ритуалы, например: “Если я завяжу узелок на руке, то не забуду закрыть дверь”.


Выход из невротической тревоги – нахождение и легализация подавленных чувств (из данного примера – разрешить себе злиться на родителей, понять/увидеть в себе эту злость, что не означает идти и устраивать разборки с родителями). Разбирать по кирпичикам свою тревогу и размещать чувства, её вызвавшие, например: “Что я могу сделать со злостью на своих родителей, чтобы это было экологично?”

3. Психотическая тревога отличается от невротической невозможностью с этим жить. Это очень сильное, невыносимое чувство страха, развитию которого способствует какое-либо травматическое событие – когда человек обнаруживает в себе нечто, что ему очень трудно пережить и не проживает это правильно (о том как проживать горе есть отдельная статья по ссылке):

  • смерть
  • одиночество
  • несправедливость жизни
  • беспомощность….

Иными словами, когда рушиться наше представление о мире, наша система ценностей подвергается угрозе.

Может проявляться как обычный приступ паники и в виде панических атак, в том числе. Находясь в состоянии психотической тревоги человек не может что-то делать: спать, кушать и т.д.

Что делать при возникновении приступа психотической тревоги?

  1. Дышать, слышать своё тело.
  2. Либо осознанно двигаться, либо застыть.
  3. Найти что-то, за что можно “зацепиться” – направить внимание на камешек или ещё что-нибудь, т.е. перенести на ощутимый предмет. (Существует много различных способов, с ними можно ознакомиться отдельно)
  4. Не все эти способы хороши, если Вы, например испытываете тревогу на публике, здесь подойдёт контейнирование – то есть способ справиться с состоянием в определенных рамках (контейнера): проследить за дыханием и (незаметно для окружающих) осознанно его регулировать (при психотической тревоге силой заставить себя выдыхать, при невротической – задерживать на вдохе).
  5. Собрать себя в своё тело (при психотической тревоге тела можно не ощущать) – заставить себя его чувствовать: ноги, руки, ту опору, которая держит Ваше тело в данный момент и т.д.
  6. Или, как вариант проговаривать про себя: “Я понимаю, что со мной происходит, так бывает и это пройдёт, я сейчас подышу, за что-то зацеплюсь взглядом… мне нужно для этого какое-то время…”

Если невротическую тревогу мы разбираем и анализируем по кусочкам, то психотическую – помещаем в границы.

Конечно же материал на тему тревог более обширный – в статье собраны далеко не все, а наиболее распространённые элементы, но, надеюсь, что информация окажется для кого-то полезной.

Буду рада конструктивной критике и обратной связи в комментариях.

 

Виктория Спахова

Виктория Спахова

Обратиться к психологу →

Related Posts

Профессионализм педагога как основа построения горизонтальной карьеры

Профессионализм педагога как основа построения горизонтальной карьеры

Кто должен решать, что нам делать?

Кто должен решать, что нам делать?

Я без тебя не живу = я не живу и с тобою.

Я без тебя не живу = я не живу и с тобою.

Не быть там, где плохо.

Не быть там, где плохо.

No Comment

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Метки