Поговорим об обиде?

Поговорим об обиде?

Нет людей, которые не испытывали бы это чувство, но мало кто, к сожалению, интересуется, откуда это чувство взялось, как сформировалось в нашей психике, зачем оно нам дано и на что нам указывает.
Чаще всего и более значимо для себя мы обижаемся на тех, кто нам ближе, и менее болезненно — на посторонних людей или явления. Например, мы не обижаемся на кота, нагадившего в тапок или на погоду. Почему так? Обиду вряд ли можно назвать конструктивным для жизненного комфорта чувством. Она скорее разрушает, нежели созидает. Ну задайтесь вопросом: помогла ли именно обида реализовать какие-то ваши жизненные планы или удовлетворить потребности? (Случаи манипулирования обидой и таким образом получения желаемого исключаем, т.к. в результате это не приводит ни к чему хорошему, но это уже тема другой статьи)
Давайте попробуем проанализировать себя обиженных, чтобы лучше понять, как освободиться от этого деструктивного чувства.
ПОСМОТРИТЕ НА СЕБЯ В ОБИДЕ СО СТОРОНЫ:

  • При каких обстоятельствах у вас возникает обида?
  • Как она проявляется в теле?
  • Как Вы её чувствуете и где именно в теле
  • Какие мысли при этом появляются и как влияют на Ваше поведение в настоящем моменте и в продолжении?

А ТЕПЕРЬ ПОПРОБУЙТЕ УВИДЕТЬ СЕБЯ ГЛАЗАМИ ТОГО, НА КОГО ВЫ ОБИЖАЕТЕСЬ: 

  • Как Вы выглядите? Вероятно, и чувствуете что-то, когда видите себя обиженного со стороны?
  • Ответьте себе честно — нравится?

Пока ваш мозг переваривает информацию, давайте рассмотрим обиду с точки зрения психологии да и вселенского жизненного опыта в целом.

Когда рождается ребёнок и впервые сталкивается с этим миром, начиная с первого вдоха, он становится зависимым от этого мира, от того же воздуха, к примеру. Ребёнку необходимы ресурсы для выживания, но взять самостоятельно он их пока может далеко не всегда, например, удовлетворение потребности в пище целиком зависит от мамы или от взрослого. Поэтому ребёнок начинает впервые предъявлять свои требования так, как он может — плачем. И происходит это инстинктивно. Дальше желаний станет больше, а соответственно и больше требований к маме. По сути ребёнок управляет поведением матери, чтобы получить необходимые для его выживания ресурсы, но со временем он таким же образом, начинает получать удовлетворение и иных желаний, уже не так жизненно важных, но эмоционально приятных.                          Вырабатывается навык: я обижусь, устрою истерику и получу желаемое. Бонус состояния обиды заключается в том, что я могу позволить себе что-то делать или не делать — Я ОБИЖЕН!

«Он первый начал!» – Знакомая фраза? Правым оказывается тот, кто обиделся первым, а виноватым — оппонент.  Улавливаете суть?
Обида – это не просто чувство, а эмоционально-поведенческая реакция, т.е. обида – это чувства + поведение.
Если рассмотреть обиду на гормональном уровне, то в нашем организме происходят следующие реакции:
1. печаль (гормон мелатонин),
2. желания (буря эмоций),
3. агрессия (здесь: подавленный страх — гормон норадреналин).
4. удовлетворение потребности в итоге добавляет в организм окситоцин (гормон восторга и счастья)
Как думаете, просто человеку слезть с этой «гормональной иглы», если они помогают заполнить душевную пустоту и почувствовать себя более значимым и более счастливым?
Ребёнок всегда эмоционально слабее взрослых, т.к. взрослые зачастую не позволяют ему открыть выражать свою подавленную агрессию и отстаивать свои интересы силой, поэтому детям приходится искать иные пути выхода этой энергии, и ни начинают давить на эмоции взрослых: на жалость, на страхи, на вину… И давят чаще всего именно с помощью обиды, как самого эффективного средства для получения желаемого от взрослого.
Так обида становится инструментом и постепенно займёт то место в психике человека, в котором должны были формироваться такие качества, как уверенность, самодостаточность. Постепенно такое поведение входит в привычку, закрепляется в нашем подсознании и уже не контролируется нами.
КАК ТЕПЕРЬ ВЫГЛЯДИТ ТОТ ОБРАЗ ВАС, КОТОРЫЙ ВЫ ПРЕДСТАВЛЯЛИ? ИЗМЕНИЛОСЬ ЛИ К НЕМУ ОТНОШЕНИЕ?
Вы спросите, а что делать с обидчиком? Ведь обижает же! И ваш вопрос вполне правомерен.
ПОРАЗМЫШЛЯЙТЕ НАД ТЕМ, ЧТО, наказывая другого своей обидой = чувством вины за то, что он, видите ли, не соответствует НАШИМ ожиданиям, мы вызываем в нём агрессию либо внешнюю, либо внутреннюю, в результате которой, он будет или защищаться — превратится в агрессора в отношении вас, или проявит беспомощность — станет вашей жертвой. А это уже деструктивные отношения, не разрешающие, а усугубляющие конфликт. Об этом хорошо писал Стивен Капман (можно подробнее прочесть по ссылке:  http://v702.ru/treugolnik-karpmana-presledovatel-spasatel-zhertva/)

Молчание, игнорирование и прочие формы поведения при обиде ведут к нарушению взаимодействия человека с окружением. Обида не позволяет ясно увидеть ситуацию, а следовательно, «разрулить» её с пользой для себя.
Обида ведёт к ссорам, а ссора – это дословно — мусор, сор. В то время, когда ссора — между людьми, обида — внутри человека, а значит разрушает изнутри и влияет не только на наше собственное здоровье, но и здоровье наших близких.
ЧТО С ЭТИМ ДЕЛАТЬ?
Отвечу коротко — учиться принятию. ПОСМОТРИТЕ ВНОВЬ НА ТОТ ОБРАЗ СЕБЯ ОБИЖЕННОГО, КОТОРЫЙ СОЗДАЛИ ВНАЧАЛЕ СТАТЬИ.
  • Как он сейчас выглядит?
  • Как относитесь к себе такому
  • Поздоровайтесь с ним (образом себя, обиженного), мысленно:

– Здравствуй! Я тебя принимаю!

  • Как он (образ) реагирует?

Если не почувствовали никаких изменений, значит пока не принимаете это в себе, возможно, неприятно осознавать те чувства, которые возникают при анализе себя со стороны, и поэтому они отрицаются вами.  Ничего страшного, если есть желание справиться с обидами и стать самим хозяевами своей жизни, а не отдавать руководство обиде, то все получится!

ВАС ПЕРЕСТАНУТ ОБИЖАТЬ ТОГДА, КОГДА ВЫ ПЕРЕСТАНЕТЕ ОБИЖАТЬСЯ!

Буду рада вашим мнениям и комментариям. Ваша обратная связь очень важна и ценна.

Виктория Спахова

Обратиться к психологу →

Related Posts

Вас пугают интересы вашего ребенка?

Вас пугают интересы вашего ребенка?

Оптимальное развитие. Ранняя юность 14(15) лет— до 18 лет.

Оптимальное развитие. Ранняя юность 14(15) лет— до 18 лет.

Оптимальное развитие. 13-15 лет. Кризис 13 лет.

Оптимальное развитие. 13-15 лет. Кризис 13 лет.

Оптимальное развитие. От 6(7) лет — до 12 лет. Кризис 7 лет.

Оптимальное развитие. От 6(7) лет — до 12 лет. Кризис 7 лет.

No Comment

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Метки

БИБЛИОТЕКА ГОТОВИМСЯ К УРОКАМ ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ. КОРОНАВИРУС КАК ВЫБРАТЬ СПЕЦИАЛИСТА КАК ПЕРЕЖИТЬ НЕПРИЯТНОСТИ КОНФЛИКТЫ И РЕШЕНИЯ КПТ ЛЮБОВЬ. БРАК. ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ НАРУШЕНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ НЛП ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ О МОЗГЕ ОПТИМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ В ЧС ПМПК ПОДРОСТОК ПОЗНАЁМ СЕБЯ ПРОБЛЕМА-ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХИАТРИЯ ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ПСИХОСОМАТИКА РАБОТА С ЧУВСТВАМИ. ЭМОЦИЯМИ РАЗВОД И ДЕТИ РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЬНИКОВ РОДИТЕЛЯМ ШКОЛЬНИКОВ СКАЗКОТЕРАПИЯ СТРАХИ И ФОБИИ СУИЦИД ТЕХНИКИ ДЛЯ САМОРАЗВИТИЯ ТРУДНЫЙ РЕБЁНОК УПРАЖНЕНИЯ. ТРЕНИНГИ. ЗАНЯТИЯ УСТАНОВКИ ТРИГГЕРЫ ИСКАЖЕНИЯ ВОСПРИЯТИЯ ЦЕЛЬ УВЕРЕННОСТЬ ШКОЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ