Острые стрессовые реакции. Работа с людьми с ОСР

Острые стрессовые реакции. Работа с людьми с ОСР

Острые стрессовые реакции. (ОСР)

ОСР – реакции организма на экстремальное событие.

У человека пережившего экстремальную ситуацию, могут проявляться следующие реакции:

  • бред, галлюцинации (вы должны обратиться за помощью к врачу – психиатру),
  • плач,
  • истерика,
  • нервная дрожь,
  • страх,
  • двигательное возбуждение,
  • агрессия,
  • ступор,
  • апатия.

Признаки ОСР

Критическая ситуация вызывает у человека мощный стресс, приводит к сильному нервному напряжению, нарушает равновесие в организме, отрицательно сказывается на здоровье в целом – не только физическом, но и на психическом. Это может обострить уже имеющееся психическое за­болевание.

Признаки  острых стрессовых расстройств:

Бред:

  • ложные представления или умозаключения, в ошибочности которых пострадавшего невоз­можно разубедить.

Галлюцинации:

  • пострадавший воспринимает объекты, которые в данный момент не воздействуют на соответ­ствующие органы чувств (слышит голоса, видит людей, чувствует запахи и проч., которых нет на самом деле).

Плачь:

  • человек уже плачет или готов разрыдаться
  • подрагивают губы
  • наблюдается ощущение подавленности
  • в отличие от истерики нет возбуждения в поведении.

Истерика:

  • сохраняется сознание
  • чрезмерное возбуждение, множество движе­ний, театральные позы
  • речь эмоционально насыщенная, быстрая
  • крики, рыдания

Нервная дрожь:

  • дрожь начинается внезапно – сразу после ин­цедента или спустя какое-то время
  • возникает сильное дрожание всего тела или от­дельных его частей (человек не может удержать в руках мелкие предметы, зажечь сигарету)
  • Реакция продолжается достаточно долгое время (до нескольких часов).

Страх:

  • напряжение мышц (особенно лицевых)
  • сильное сердцебиение
  • учащенное поверхностное дыхание
  • сниженный контроль собственного поведения
  • Панический страх, ужас может побудить к бег­ству, вызвать оцепенение или, наоборот, возбуж­дение, агрессивное поведение. При этом человек плохо контролирует себя, не осознает, что он де­лает и что происходит вокруг.
  • резкие движения, часто бесцельные и бессмыс­ленные действия ненормально громкая речь или повышенная ре­чевая активность (человек говорит без останов­ки, иногда абсолютно бессмысленно).
  • часто отсутствует реакция на окружающих (на замечания, просьбы, приказы)

Помните! Пострадавший может причинить вред себе и другим.

Агрессия:

  • раздражение, недовольство, гнев (по любому, даже незначительному поводу)
  • нанесение окружающим ударов руками или какими-либо предметами;
  • словесное оскорбление, брань;
  • мышечное напряжение;
  • повышение кровяного давления;

Помните! Если не оказать помощь разъяренному человеку, это приведет к опасным последствиям:  из-за сниженного контроля за своими действиями человек будет совершать необдуманные поступки, может нанести увечья себе и другим.

Ступор:

  • резкое снижение или отсутствие произволь­ных движений и речи;
  • отсутствие реакций на внешние раздражите­ли (шум, свет, прикосновения, щипки);
  • «застывание» в определенной позе, оцепене­ние, состояние полной неподвижности;
  • возможно напряжение отдельных групп мышц;

Апатия:

  • безразличное отношение к окружающему вялость, заторможенность
  • речь медленная, с большими паузами

Работа с пострадавшими с ОСР

1.бред, галлюцинации (вы должны обратиться за помощью к врачу – психиатру).

  • Обратитесь к медицинским работникам, вызо­вите бригаду скорой психиатрической помощи.
  • До прибытия специалистов следите за тем, что­бы пострадавший не навредил себе и окружаю­щим.
  • Уберите от него предметы, представляю­щие потенциальную опасность.
  • Переведите пострадавшего в уединенное мес­то, не оставляйте его одного.
  • Говорите с пострадавшим спокойным голосом.
  • Соглашайтесь с ним, не пытайтесь его переубе­дить.
  • Помните! В такой ситуации переубедить пострадавшего невозможно.

2. плачь.

  • Не оставляйте пострадавшего одного.
  • Установите физический контакт с пострадав­шим (возьмите за руку, положите свою руку ему на плечо или спину, погладьте его по голове). Дайте ему почувствовать, что Вы рядом.
  • Применяйте приемы «активного слушания» (они помогут пострадавшему выплеснуть свое горе): периодически произносите «ага», «да», кивай­те головой, т.е. подтверждайте, что слушаете и сочувствуете; повторяйте за пострадавшим отрывки фраз, в которых он выражает свои чувства; говорите о своих чувствах и чувствах пострадав­шего.
  • Не старайтесь успокоить пострадавшего. Дай­те ему возможность выплакаться и выгово­риться, «выплеснуть» из себя горе, страх, обиду.
  • Не задавайте вопросов, не давайте советов.

Каждый человек хоть раз в жизни плакал. И каж­дый знает, что после того, как дашь волю слезам, на душе становится немного легче. (Ребенок, проплакавшись, быстро засыпает.)

Подобная реакция обусловлена физиологическими процессами в организме.

Когда человек плачет, внутри у него выде­ляются вещества, обладающие успокаиваю­щим действием.

Хорошо, если рядом есть кто-то, с кем можно разделить горе.

Помните! Ваша задача – выслушать.

3.истерика.

  • Удалите зрителей, создайте спокойную обста­новку.
  • Останьтесь с пострадавшим наедине, если это не опасно для Вас.
  • Неожиданно совершите действие, которое мо­жет сильно удивить (можно дать пощечину, об­лить водой, с грохотом уронить предмет, резко крикнуть на пострадавшего).
  • Говорите с пострадавшим короткими фразами, уверенным тоном («Выпей воды», «Умойся»).
  • После истерики наступает упадок сил. Уложите пострадавшего спать.
  • До прибытия специали­ста наблюдайте за его состоянием.
  • Истерический припадок длится несколько минут или несколько часов.

4.нервная дрожь.

  • Нужно усилить дрожь. Возьмите пострадавшего за плечи и сильно, резко потряси­те в течение 10-15 секунд.
  • Продолжайте разговаривать с ним, иначе он может воспринять Ваши дей­ствия как нападение.
  • После завершения реакции необходимо дать пострадавшему возможность отдохнуть. Жела­тельно уложить его спать.
  • Нельзя обнимать пострадавшего или прижимать его к себе укрывать  пострадавшего чем – то теплым, успокаивать пострадавшего, говорить, что бы он взял себя в руки.

5.страх.

  • Положите руку пострадавшего себе на запястье, чтобы он ощутил Ваш спокойный пульс. Это бу­дет для него сигналом: «Я СЕЙЧАС РЯДОМ, ТЫ НЕ ОДИН».
  • Дышите глубоко и ровно.
  • Побуждайте постра­давшего дышать в одном с Вами ритме.
  • Если пострадавший говорит, слушайте его, выказывайте заинтересованность, понимание, сочувствие.
  • Сделайте пострадавшему лег­кий массаж наиболее напря­женных мышц тела.
  • Помните! Страх может быть полезным, когда помогает избегать опасности (страшно ходить ночью по темным улицам). Поэтому бороться со страхом нужно тогда, когда он мешает жить нормальной жизнью.

6.двигательное возбуждение,

  • Используйте прием «захват»: находясь сзади, просуньте свои руки пострадавшему под мышки, прижмите его к себе и слегка опрокиньте на себя.
  • Изолируйте пострадавшего от окружающих.
  • Говорите спокойным голосом о чувствах, которые он испытывает. («Тебе хочется что-то сделать, чтобы это прекратилось? Ты хочешь убежать, спрятаться от происхо­дящего?»)
  • Не спорьте с пострадавшим, не задавайте воп­росов, в разговоре избегайте фраз с частицей «не», относящихся к нежелательным действиям («Не беги», «Не размахивай руками», «Не кричи»).
  • Помните! Пострадавший может причинить вред себе и другим..
  • Двигательное возбуждение обычно длит­ся недолго и может смениться нервной дро­жью, плачем, а также агрессивным поведе­нием (см. помощь при данных состояниях).

7.агрессия.

  • Сведите к минимуму количество окружающих.
  • Дайте пострадавшему возможность «выпустить пар» (например, выговориться или «избить» подушку).
  • Демонстрируйте благожелательность. Даже если Вы не согласны с пострадавшим, не об­виняйте его самого, а высказывайтесь по поводу его действий. Иначе агрессивное по­ведение будет направлено на Вас.
  • Нельзя гово­рить: «Что же ты за человек!» Надо говорить: «Ты ужасно злишься, тебе хочется все разнести вдребезги. Давай вместе попытаемся найти выход из этой ситуации».
  • Старайтесь разрядить обстановку смешными комментариями или действиями. агрессия может быть погашена страхом наказания если нет цели получить выгоду от агрес­сивного поведения если наказание строгое и вероятность его осуществления велика.

8.ступор

  • Согните пострадавшему пальцы на обеих руках и прижмите их к основанию ладони. Большие пальцы должны быть выставлены наружу.
  • Ладонь свободной руки положи­те на грудь пострадавшего.
  • Подстройте свое дыхание под ритм его дыхания.
  • Человек, находясь в ступоре, может слышать и видеть. Поэтому говорите ему на ухо тихо, мед­ленно и четко то, что может вызвать сильные эмоции (лучше негативные).
  • Помните! Необходимо любыми средствами добиться реакции пострадавшего, вывести его из оцепенения.

9.апатия.

  • Поговорите с пострадавшим. Задайте ему не­сколько простых вопросов исходя из того, зна­ком он Вам или нет. «КАК ТЕБЯ ЗОВУТ?» «КАК ТЫ СЕБЯ ЧУВСТВУЕШЬ?» «ХОЧЕШЬ ЕСТЬ?
  • Проводите пострадавшего к месту отдыха, по­могите удобно устроиться (обязательно снять обувь).
  • Возьмите пострадавшего за руку или положите свою руку ему на лоб.
  • Дайте пострадавшему возможность поспать или просто полежать.
  • Если нет возможности отдохнуть (происше­ствие на улице, в общественном транспорте, ожидание окончания операции в больнице), то больше говорите с пострадавшим, вовлекайте его в любую совместную деятельность (прогу­ляться, сходить выпить чая или кофе, помочь ок­ружающим, нуждающимся в помощи).

Если была своевременно оказана пси­хологическая помощь, негативные реак­ции ослабевают. Возможно также самоуга­сание этих реакций.

Их проявление в первый месяц после трагического события является нормой. Но если они сохраняются далее или впервые появляются только через пол го­да, можно констатировать наличие пост­травматического стрессового расстрой­ства (ПТСР).

Случаи, когда обращение к профессионалам (психотерапевтам, психологам) необходимо:

  • Симптомы ПТСР продолжают проявляться спустя продолжительное время после психотравмирующего события и при этом не ослабевают.
  • Изменилось отношение к работе.
  • Продолжаются ночные кошмары или бессонница.
  • Трудно контролировать свои чувства. Быва­ют внезапные вспышки гнева. Многое злит, раздражает.
  • Нет человека, с которым можно бы было поделиться своими переживаниями.
  • Отношения в семье сильно ухудшились.
  • Отношения с товарищами по работе, сосе­дями, знакомыми сильно ухудшились.
  • Окружающие говорят: «Он сильно изменился».
  • Стали чаще происходить несчастные случаи.
  • Появились вредные привычки. Тянет больше курить, выпивать, принимать «успокаивающие» средства.
  • Появились проблемы со здоровьем, которых раньше не было.

Источник: https://fireman.club/conspects/tema-2-3-ostryie-stressovyie-reaktsii-rabota-s-lyudmi-s-osr/ 

 

 

Виктория Спахова

Обратиться к психологу →

Related Posts

Оптимальное развитие. 13-15 лет. Кризис 13 лет.

Оптимальное развитие. 13-15 лет. Кризис 13 лет.

Оптимальное развитие. От 6(7) лет — до 12 лет. Кризис 7 лет.

Оптимальное развитие. От 6(7) лет — до 12 лет. Кризис 7 лет.

Оптимальное развитие от 1 -до 3х лет.

Оптимальное развитие от 1 -до 3х лет.

Как создать оптимальные условия для развития ребёнка до 1 года.

Как создать оптимальные условия для развития ребёнка до 1 года.

No Comment

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Метки

БИБЛИОТЕКА ГОТОВИМСЯ К УРОКАМ ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ. КОРОНАВИРУС КАК ВЫБРАТЬ СПЕЦИАЛИСТА КАК ПЕРЕЖИТЬ НЕПРИЯТНОСТИ КОНФЛИКТЫ И РЕШЕНИЯ КПТ ЛЮБОВЬ. БРАК. ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ НАРУШЕНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ НЛП ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ О МОЗГЕ ОПТИМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ В ЧС ПМПК ПОДРОСТОК ПОЗНАЁМ СЕБЯ ПРОБЛЕМА-ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХИАТРИЯ ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ПСИХОСОМАТИКА РАБОТА С ЧУВСТВАМИ. ЭМОЦИЯМИ РАЗВОД И ДЕТИ РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЬНИКОВ РОДИТЕЛЯМ ШКОЛЬНИКОВ СКАЗКОТЕРАПИЯ СТРАХИ И ФОБИИ СУИЦИД ТЕХНИКИ ДЛЯ САМОРАЗВИТИЯ ТРУДНЫЙ РЕБЁНОК УПРАЖНЕНИЯ. ТРЕНИНГИ. ЗАНЯТИЯ УСТАНОВКИ ТРИГГЕРЫ ИСКАЖЕНИЯ ВОСПРИЯТИЯ ЦЕЛЬ УВЕРЕННОСТЬ ШКОЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ