Мотивационная сфера одарённых и способных детей.

Мотивационная сфера одарённых и способных детей.

Рассматривая одаренность как феномен, характеризующий человека, проявляющего высокий уровень достижений в деятельности, мы исходим из того, что интеллектуальные и мотивационные факторы выступают в качестве их необходимых предпосылок. При этом высокий уровень развития интеллекта является необходимым условием, а мотивация – движущей силой функционирования и развития одаренности.

 

Гальперин выделял три типа мотивации: внешнюю, соревновательную и внутреннюю.

Внешняя мотивация: подлинные мотивы учения лежат в широкой социальной жизни, ребенок учится ради получения отметки, похвалы со стороны родителей и педагогов.

«Спортивная» (соревновательная) мотивация: у ребенка стремление к получению нужного ему результата, который поднимает его в собственных глазах, в глазах одноклассников, так как ему удалось добиться каких-то высоких результатов по сравнению с предыдущими своими успехами. Ребенок стремится улучшить свои показатели, но при этом сами знания его не интересуют, он направлен лишь на конечный результат. С психологической точки зрения, данный тип мотивации — внешний, но выделение его как самостоятельного объясняется тем, что он позволяет ученику стремиться к достижению высоких показателей обучения.

Внутренняя мотивация — познавательная мотивация, которую отличает, по мнению П.Я.Гальперина, бескорыстная и ненасытная страсть к знаниям. Таких учеников немного, и не обратить на них внимание нельзя. Среди них встречаются дети, которые интересуются не одним, а несколькими учебными предметами. Другие, наоборот, готовы часами выискивать информацию, касающуюся какой-то одной области, относительно которой у педагогов зачастую имеется лишь очень общее представление.

И про тех, и про других педагог должен помнить: в противном случае первые могут потеряться и в конечном счете оказаться не в состоянии сделать выбор в пользу того или иного рода профессиональных занятий, а вторые — настолько закопаться, что им будет трудно справляться с учебой по остальным предметам.

Важным является возбуждение познавательной деятельности, все большее укрепление и развитие познавательного интереса, что требует исключения других видов мотивации — наград или наказаний. Неудачи должны рассматриваться так, чтобы не обескураживать ребенка, но побуждать его к поискам новых решений».

Как отличить одаренного ребенка от очень способного обучающегося?

Одаренный ребенок стремится к новым познавательным ситуациям, они вызывают у него чувство радости. Даже если в этой новой ситуации возникают трудности, одаренный ребенок не утрачивает к ней интереса.

Способный ученик с высокой мотивацией достижений любую новую ситуацию воспринимает как угрозу самооценке, своему высокому статусу.

Одаренный ребенок получает удовольствие от самого процесса познания, тогда как просто способного значительно больше волнует результат.

Одаренный ребенок достаточно легко признается в своем не понимании, просто говорит, что он чего-то не знает.

Для способного ребенка с внешней мотивацией — это всегда стрессовая ситуация, ситуация неудачи. Отсюда и различное отношение к отметкам: одаренный отдает приоритет содержанию деятельности, для способного важен результат и его оценка.

Устойчиво высокая самооценка — есть отличительная характеристика одаренного ребенка.

Мотивированные дети — очень небольшое число учеников ориентированное на получение знания с выраженной познавательной мотивацией. Они хотят и, как правило, могут хорошо учиться. По мнению П.Я.Гальперина, таких учеников можно назвать чудаками, потому что никакой другой мотивацией нельзя заменить этого страстного стремления к знаниям.

Мотивированных детей немного, и администрация ОУ вполне обоснованно считает, что такое богатство нужно холить и лелеять. Наблюдения за мотивированными детьми показали, что они сильно отличаются друг от друга. Прежде всего, бросаются в глаза возрастные особенности.

При работе с одарёнными детьми важно делать акцент именно на внутреннюю мотивацию, поскольку она направлена на содержание учебного процесса и обладает высокой побудительной силой. В каждом возрасте следует опираться на разные мотивы обучающихся:

  • на младшей ступени — это познавательные мотивы (интерес к новым знаниям, фактам, учебным умения и навыкам),
  • на средней ступени — позиционные мотивы (стремление занять свою позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить авторитет),
  • на старшей ступени — социальные мотивы (место в обществе, профессия, семья).

Рабочая концепция одаренности рассматривает признаки одаренности, которые охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный.

Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка — отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности — может быть описан следующими мотивационными признаками:

1) Повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности (цвету, растениям и т.д.) либо определенным формам собственной активности (физической, познавательной, художественной и т.д.) сопровождающаяся переживанием чувства удовольствия.

2) Повышенная познавательная потребность, (ненасытная любознательность и готовность по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности).

3) Ярко выраженный интерес к занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, делом и как следствие — поразительное упорство и трудолюбие.

4) Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.

5) Высокая требовательность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству.

Характерная особенность мотивационной сферы одаренных детей и подростков связана с повышенной любознательностью, которую нелегко удовлетворить на занятии. В этой связи необходимо разрабатывать педагогические технологии, позволяющие одаренным учащимся самостоятельно искать и находить ответы на интересующие их вопросы.

Развитию мотивационной сферы учащихся способствует умелое сочетание различных методов, средств и организационных форм, используемых педагогами при обучении.

Приёмы, способствующие формированию мотивации, разнообразны. Они направлены на создание благоприятной психологической атмосферы, поддерживающей познавательную активность учащихся, в том числе:

— включение в коллективные формы деятельности,

— привлечение учеников к оценочной деятельности и формирование адекватной самооценки,

— сотрудничество обучающегося и педагога,

— поощрение познавательной активности учащихся, создание творческой атмосферы,

— занимательность изложения учебного материала (необычная форма преподнесения материала, эмоциональность речи учителя, познавательные игры, занимательные примеры и опыт).

Как поддержать одаренного ребенка?

Стратегия поощрения и поддержки одаренного ребенка должна быть достаточно сдержанной — нельзя постоянно его хвалить. Необходимо приучать его к мысли о возможности появления неудач, а наличие постоянных успехов сам ребенок должен воспринимать как свидетельство недостаточной трудности деятельности, за которую он берется. Поощрение одаренных детей м.б. в виде публикаций о его достижениях в СМИ; помещение фото данного ребенка на стенд «Лучшие из лучших».

Необходимо помнить, что в образовательном учреждении должно быть комфортно всем, в том числе и мотивированным детям, которым, можно давать более сложные задания, полезнее будет поддержать познавательный интерес подростка, время от времени обращаясь к его авторитетному мнению.

Полезно будет подкрепление успешного выступления такого ребенка на конференции или олимпиаде.

Действенна и поддержка со стороны взрослых, мнением которых он дорожит. Ребенку важно почувствовать, что его родители им гордятся, а педагоги уважают и видят в нем достойного собеседника. Обращение к родителям весьма желательно, так как они оказывают дезоорганизующее, демотивирующее влияние на ребенка и тогда, когда ожидают от него только высоких результатов, и когда вовсе отстраняются от участия в его делах.

Нужно заметить, что при работе с такими подростками следует обращать внимание не только на абсолютные, но и относительные показатели успешности. Внутренняя познавательная мотивация от грубого с ней обращения может легко обратиться в свою противоположность и стать внешней.

Таким образом, можно сказать, что в современном дополнительном образовании мотивация — неотъемлемая часть работы с одарёнными детьми. Учебный процесс не может проходить без искреннего интереса и желания обучающегося. Поэтому педагогам необходимо постоянно совершенствовать методы и находить новые приёмы вовлечения детей в изучение предмета. Большое внимание необходимо уделять психологической атмосфере в объединении, использовать авторитет педагога для применения их в решении проблем, достижения целей. Оценивая, указывать на положительные моменты. За ошибки не отчитывать одного отдельного ребенка, а обобщать наиболее распространённые неверные моменты и разбирать их вместе.


Литература

Бондаренко О. В. Повышение учебной мотивации учащихся. // Мастер-класс (приложение к журналу «Методист»). №2, — М., 2012.

Давиденко Н. В., Комарова Л. А. Формирование мотивов обучения – главная задача педагога. // Мастер-класс (приложение к журналу «Методист»). №2, — М., 2012.

Куприна Я. В. Развитие личности – смысл и цель современного образования. Мастер-класс (приложение к журналу «Методист»). №3, — М., 2012.

Питикина Е. Ю. Мотивация младших школьников к учению. // Мастер-класс (приложение к журналу «Методист»). №6, — М., 2012.

Самарова О. Девять рекомендаций для достижения педагогического благополучия. // Иностранные языки. №5, «Просвещение», — М, 2012.

Степанова М.А. Материалы курса «Психологические факторы школьной успешности» на 36 часов. — М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2013.

Виктория Спахова

Обратиться к психологу →

Related Posts

СПОКОЙНЫЕ. КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ СПРАВИТЬСЯ СО СТРАХАМИ И ТРЕВОГОЙ

СПОКОЙНЫЕ. КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ СПРАВИТЬСЯ СО СТРАХАМИ И ТРЕВОГОЙ

Трудности в обучении у младших школьников и возможные причины

Трудности в обучении у младших школьников и возможные причины

Как убедить родителей пойти с ребёнком на ПМПК. Шпаргалка для педагога-психолога (Е.Абазян)

СКАЗОЧНЫЕ НАМЕКИ Сказкотерапия с несовершеннолетними правонарушителями в Шекснинской спецшколе

СКАЗОЧНЫЕ НАМЕКИ Сказкотерапия с несовершеннолетними правонарушителями в Шекснинской спецшколе

No Comment

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Метки

БИБЛИОТЕКА ГОТОВИМСЯ К УРОКАМ ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ. КОРОНАВИРУС КАК ВЫБРАТЬ СПЕЦИАЛИСТА КАК ПЕРЕЖИТЬ НЕПРИЯТНОСТИ КОНФЛИКТЫ И РЕШЕНИЯ КПТ ЛЮБОВЬ. БРАК. ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ НАРУШЕНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ НЛП ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ О МОЗГЕ ОПТИМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ В ЧС ПМПК ПОДРОСТОК ПОЗНАЁМ СЕБЯ ПРОБЛЕМА-ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХИАТРИЯ ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ПСИХОСОМАТИКА РАБОТА С ЧУВСТВАМИ. ЭМОЦИЯМИ РАЗВОД И ДЕТИ РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЬНИКОВ РОДИТЕЛЯМ ШКОЛЬНИКОВ СКАЗКОТЕРАПИЯ СТРАХИ И ФОБИИ СУИЦИД ТЕХНИКИ ДЛЯ САМОРАЗВИТИЯ ТРУДНЫЙ РЕБЁНОК УПРАЖНЕНИЯ. ТРЕНИНГИ. ЗАНЯТИЯ УСТАНОВКИ ТРИГГЕРЫ ИСКАЖЕНИЯ ВОСПРИЯТИЯ ЦЕЛЬ УВЕРЕННОСТЬ ШКОЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ