Методики для психолого-педагогического обследования на ПМПК для детей школьного возраста для уровня основного общего образования (от 11 до 15 лет)
Реестр диагностических методик для организации психолого-педагогического обследовании на ПМПК для детей школьного возраста для уровня основного общего образования (от 11 до 15 лет) | |||
№;№ | Наименование методики | Аннотация | Практика применения в России |
1. | Беседа | Методика направлена на выявление знаний об окружающем мире, понимание закономерностей между объектами и явлениями, уровня общего кругозора, выявление сфер интересов и пристрастий подростка | Применяется в практике ПМПК во всех регионах России
|
2 | Наблюдение за поведением подростка и взаимодействием в ситуации ПМПК | Оценивается критичность, адекватность поведения, принятия ситуации экспертизы, особенности взаимодействия со взрослыми, аффективные реакции на трудности. | Применяется в практике ПМПК во всех регионах России |
3 | Буквенные корректурные пробы | Оценивается устойчивость внимания, возможность переключения и темпа деятельности на буквенном или цифровом материале. Возможна балльная оценка. | С 50-х гг. |
4 | Исследование мнестической деятельности (методика 10 слов) | Автор А.Р. Лурия
Оценивается скорость, динамика и объем слухоречевого завпоминания. Представляет из себя набор из 10 одно- и двухсложных, частотных слов. |
С 40-х гг. |
5 | Методика Пиктограмма | Автор А.Р. Лурия
Используется для оценки доступности опосредующих операций, анализа различных нарушений мышления и памяти, специфических нарушений мышления. |
С 30-ххгг. |
6 | Исключение предметов (4-лишний) | Методика направлена на изучение параметров формирования процессов обобщения и классификации. Оцениваются параметры: способность к обобщению, сформированность обобщающих понятий, особенности словесно-логического мышления.
Методика представляет собой набор из четырех изображений, подобранных в соответствии с возрастом ребенка (серия 4,5). |
Применяется в диагностической практике с 30-х гг. |
7 | Стандартные прогрессивные матрицы Дж. Равена | Направлена на исследование особенностей перцептивно-логического мышления, возможность распределения внимания по ряду признаков, удержания сложного алгоритма деятельности. Представляет 60 усложняющихся черно-белых матриц, организованных в 5 серий. Могут быть использованы серии С, D. Используются балльная оценка. | С 80-х гг. |
8 | Предметная классификация (взрослый вариант от 9 лет).
|
Гольдштейн (1924) Может быть использована в укороченном варианте для выявления особенностей мыслительной деятельности (разноплановость мышления, соскальзывание и т.п.). | С 30 –х гг. |
9 | Оценка сформированности сложных пространственных и квазипростан-ственных представлений | Предложена А.Р. Лурия. Понимание и употребление в речи всех предлогов и слов, обозначающих пространственное взаиморасположение объектов
— «Немые» часы — Географическая карта — Узнавание и понимание инвертированных и пассивных речевых конструкций Понимание сложных речевых, причинно-следственных и пространственно-временных конструкций. |
С 40-хх гг. |
10 | Методика «Шкала ценностей»
|
Используется для выявления ценностных установок, интересов, а также особенностей коммуникации подростка. Материал представляет 25 карточек с написанными словами, представляющими ценностные понятия. | С 60-хх гг |
11 | «РАТ» (по Собчик) | Автор Л.Н.Собчик. Оцениваются реакции подростка на проблемы в эмоциональных отношениях с окружающими его людьми, переживания отношений между ним и сверстниками. | С 2000-х гг |
12 | Рисуночные тесты | Свободный рисунок. — Рисунок человека
— Автопортрет. — Моя семья. Оцениваются особенности аффективно-эмоциональной сферы ребенка, его социальной адаптации, фона настроения. |
С 80-х гг |
13 | Методики «Рука» | Модификация Т.Н. Курбатовой. Оценивает наличие агрессии к окружению, выявление активной или пассивной личностной позиции, общий уровень психической активности, анализ эмоциональной сферы и межличностных отношений ребенка, по категориям:
Активность; Пассивность; Тревожность; Агрессивность; Директивность; Коммуникация; Демонстративность; Зависимость; Физическая дефицитарность (ущербность). |
С середины 80-х гг. |
14 | Простые аналогии | Методика направлена на изучение вербального мышления, уровня сформированности понятий, умения устанавливать логические зависимости между понятиями.
Представляет собой усложненные задания на установление логической связи между понятиями в первой паре слов и выбор аналогичных смысловых отношений во второй паре. Оценивается уровень словесно-логического мышления, возможность определения логической зависимости, трудности удержания при переносе по аналогии на вторую пару установленных отношений. |
Широко применяется в психолого-педагогической диагностике |
15 | Подбор парных аналогий | Методика направлена на изучение вербального мышления, уровня сформированности понятий, умения устанавливать логические зависимости между понятиями.
Представляет собой усложненные задания, в которых нужно подобрать слово по аналогии с предложенным примером, предварительно установив логическую связь в паре слов образца. Оценивается уровень словесно-логического мышления, возможность определения логической зависимости, наличие трудностей актуализации слова. |
Широко применяется в психолого-педагогической диагностике |
16 | Выделение лишнего понятия | Методика направлена на исследование сформированности логического действия (классификации, обобщения). Представляет собой пять слов-понятий, четыре из которых можно отнести к одной категории, а пятое является лишним. Оценивается способность к абстрагированию, умение ориентироваться на существенные признаки, обобщать понятия, обосновывать свой выбор. | Применяется в практике ПМПК во всех регионах России
|
17 | Восприятие серии последовательных картинок со скрытым смыслом. | Методика направлена на исследование осознанности восприятия, умения устанавливать логические зависимости, сформированность логических операций. Методика представляет собой серию последовательных картинок или сюжетный рисунок, имеющие скрытый смысл (Окно, Мусор и др). Оценивается понимание содержания и смысла сюжетных картинок путем выделения существенных признаков, эмоционального отношения к событиям, изображены на них, наличие ошибок на непонимание морали, скрытого полдтекста сюжета. | Применяется в практике ПМПК во всех регионах России
|
18 | Сравнение пословиц и поговорок | Методика направлена на изучение параметров сформированности вербально-логического мышления, способности осознавать обобщенный смысл пословиц и поговорок, понимать мораль. Представляет собой набор широкоупотребляемых пословиц и поговорок. В набор входят пары пословиц и поговорок синонимичные по смыслу, которые нужно определить. Оценивается способность выделять обобщенное значение в изречении, видеть образное сравнение, абстрагироваться от конкретики, установить логические связи, связав по смыслу синонимичные пословицы и поговорки. | Применяется в практике ПМПК во всех регионах России
|
19 | Отнесение фраз к пословицам | По Б.В. Зейгарник, Россия
Методика направлена на изучение уровня сформированности словесно-логического мышления. Методика представляет собой набор табличек, на которых написаны пословицы и метафоры, и значительно большее количество карточек с фразами, из которых нужно выбрать соответствующие переносному смыслу пословиц. Оценивается наличие ошибок соскальзывания на приблизительный смысл, обобщенность мышления, умение абстрагироваться от конкретики. |
Применяется в практике ПМПК во всех регионах России
|
20 | Вербальные обобщения
Модификация Субтеста 5. «Обобщения» Тест умственного развития младшего школьника |
Авторы Е.М. Борисова, В.П. Арсланьян
Методика направлена на исследование параметров развития вербально-логического мышления, определения сформированности обобщающей функции слова, понятийности мышления. Представляет собой набор по шесть слов-понятий, которые можно связать между собой, при этом только два из них имеют категориальный признак связи. Оценивается определение характера типичных обобщений – по конкретному, функциональному или категориальному признаку. |
Применяется в психолого-педагогической диагностике |
21 | Выделение существенных признаков | Методика направлена на исследование уровня сформированности понятийного мышления.
Методика представляет собой набор слов-понятий и приложенными к ним другими словами, которые в большей или меньшей степени связаны с этим понятием. Оценивается умение видеть и выделять в понятиях существенные признаки, умение рассуждать , понятийно мыслить. |
Применяется в практике ПМПК
|
22 | Понимание скрытого смысла текстов, притчи | По С.Д. Забрамной, Россия
Методика направлена на исследование уровня обобщенного восприятие морали текста, притчи (Галка и голуби). Представляет собой текст, имеющий подтекст, который после прочитывания анализируется с точки зрения выделения морали, обобщенного смысла. Оценивается умение сделать вывод, объяснить главную мысль рассказа, наличие ошибок на непонимание морали, ориентация на конкретные или случайные признаки при анализе содержания. |
Применяется в практике ПМПК во всех регионах России
|
23 | Числовые ряды Субтест 6. Школьный тест умственного развития | Методика направлена на изучение уровня сформированности установления логической последовательности в числовом ряду. Представляет собой ряды чисел, расположенные по определенному правилу, которые нужно дополнить на основании установления закономерности расположения чисел в ряду. Оценивается умение устанавливать закономерности, логические операции. | Широко применяется в психолого-педагогической диагностике |
24 | Оценка уровня представлений и знаний в предметных областях (математика) | Анализ текущих и контрольных работ ребенка. Выполнение заданий учебного характера, определения УУД компетенций.
В соответствии с возрастом ребенка и годом обучения оцениваются компетенции в предметных областях математика, алгебра: Чтение и запись натуральных чисел, сравнение (в пределах миллиона). Выполнение вычислений с натуральными числами с установлением последовательности действий. Решение задач на нахождение площади плоских фигур. Решение простых уравнений на основе зависимостей между компонентами арифметических действий. Решение текстовых задач.
Выполнение вычислительных действий с дробями. Выполнение преобразований выражений Выполнение вычислений с положительными и отрицательными числами. Решение линейных уравнений с одной переменной. Решение текстовых задач.
Упрощение выражений с переменными. Преобразование выражений. Решение уравнений с двумя переменными Решение задач методом составления уравнения.
Преобразование выражений. Действия с дробями: сокращение дробей, сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями, возведение дроби в степень, умножение и деление дробей. Нахождение значения квадратного корня. Решение квадратных уравнений. Решение неравенств с одной переменной. Степень с целым показателем. Решение выражений. Решение текстовых задач
Решение системы уравнений. Решение неравенств с двумя переменными. Преобразование выражений. Решение текстовых задач, связанных с отношением и пропорциональностью величин. |
|
25 | Оценка уровня представлений и знаний в предметных областях (русский язык) | Оценивается в соответствии с степенью овладения программным материала соответствующего класса основного общего образования (с 5 по 9 класс) | |
Оценка уровня представлений и знаний в предметных областях (литература) | Оценивается в соответствии с степенью овладения программным материала соответствующего класса основного общего образования (с 5 по 9 класс) |
No Comment