Методики для психолого-педагогического обследования на ПМПК для детей школьного возраста для уровня основного общего образования (от 11 до 15 лет)

Методики для психолого-педагогического обследования на ПМПК для детей школьного возраста для уровня основного общего образования (от 11 до 15 лет)

Реестр диагностических методик для организации психолого-педагогического обследовании на ПМПК для детей школьного возраста для уровня основного общего образования (от 11 до 15 лет)
№;№ Наименование методики Аннотация Практика применения в России
1.  Беседа Методика направлена на выявление знаний об окружающем мире, понимание закономерностей между объектами и явлениями, уровня общего кругозора, выявление сфер интересов и пристрастий подростка Применяется в практике ПМПК во всех регионах России

 

2 Наблюдение за поведением подростка и взаимодействием в ситуации ПМПК Оценивается критичность, адекватность поведения, принятия ситуации экспертизы, особенности взаимодействия со взрослыми, аффективные реакции на трудности. Применяется в практике ПМПК во всех регионах России
3 Буквенные корректурные пробы Оценивается устойчивость внимания, возможность переключения и темпа деятельности на буквенном или цифровом материале. Возможна балльная оценка. С 50-х гг.
4 Исследование мнестической деятельности (методика 10 слов) Автор А.Р. Лурия

Оценивается скорость, динамика и объем слухоречевого завпоминания. Представляет из себя набор из 10 одно- и двухсложных, частотных слов.

С 40-х гг.
5 Методика Пиктограмма Автор А.Р. Лурия

Используется для оценки доступности опосредующих операций, анализа различных нарушений мышления и памяти, специфических нарушений мышления.

С 30-ххгг.
6 Исключение предметов (4-лишний) Методика направлена на изучение параметров формирования процессов обобщения и классификации. Оцениваются параметры: способность к обобщению, сформированность обобщающих понятий, особенности словесно-логического мышления.

Методика представляет собой набор из четырех изображений, подобранных в соответствии с возрастом ребенка (серия 4,5).

Применяется в диагностической практике с 30-х гг.
7 Стандартные прогрессивные матрицы Дж. Равена Направлена на исследование особенностей перцептивно-логического мышления, возможность распределения внимания по ряду признаков, удержания сложного алгоритма деятельности. Представляет 60 усложняющихся черно-белых матриц, организованных в 5 серий. Могут быть использованы серии С, D. Используются балльная оценка. С 80-х гг.
8 Предметная классификация (взрослый вариант от 9 лет).

 

Гольдштейн (1924) Может быть использована в укороченном варианте для выявления особенностей мыслительной деятельности (разноплановость мышления, соскальзывание и т.п.). С 30 –х гг.
9 Оценка сформированности сложных пространственных и квазипростан-ственных представлений Предложена А.Р. Лурия. Понимание и употребление в речи всех предлогов и слов, обозначающих пространственное взаиморасположение объектов

— «Немые» часы

— Географическая карта

— Узнавание и понимание инвертированных и пассивных речевых конструкций Понимание сложных речевых, причинно-следственных и пространственно-временных конструкций.

С 40-хх гг.
10 Методика «Шкала ценностей»

 

Используется для выявления ценностных установок, интересов, а также особенностей коммуникации подростка. Материал представляет 25 карточек с написанными словами, представляющими ценностные понятия. С 60-хх гг
11 «РАТ» (по Собчик) Автор Л.Н.Собчик. Оцениваются реакции подростка на проблемы в эмоциональных отношениях с окружающими его людьми, переживания отношений между ним и сверстниками. С 2000-х гг
12 Рисуночные тесты Свободный рисунок. — Рисунок человека

— Автопортрет.

— Моя семья.

Оцениваются особенности аффективно-эмоциональной сферы ребенка, его социальной адаптации, фона настроения.

С 80-х гг
13 Методики «Рука» Модификация Т.Н. Курбатовой. Оценивает наличие агрессии к окружению, выявление активной или пассивной личностной позиции, общий уровень психической активности, анализ эмоциональной сферы и межличностных отношений ребенка, по категориям:

Активность; Пассивность; Тревожность; Агрессивность; Директивность; Коммуникация; Демонстративность; Зависимость; Физическая дефицитарность (ущербность).

С середины 80-х гг.
14 Простые аналогии Методика направлена на изучение вербального мышления, уровня сформированности понятий, умения устанавливать логические зависимости между понятиями.

Представляет собой усложненные задания на установление логической связи между понятиями в первой паре слов и выбор аналогичных смысловых отношений во второй паре.

Оценивается уровень словесно-логического мышления, возможность определения логической зависимости, трудности удержания при переносе по аналогии на  вторую пару установленных отношений.

Широко применяется в психолого-педагогической диагностике
15 Подбор парных аналогий Методика направлена на изучение вербального мышления, уровня сформированности понятий, умения устанавливать логические зависимости между понятиями.

Представляет собой усложненные задания, в которых нужно подобрать слово по аналогии с предложенным примером, предварительно установив логическую связь в паре слов образца. Оценивается уровень словесно-логического мышления, возможность определения логической зависимости, наличие трудностей актуализации слова.

Широко применяется в психолого-педагогической диагностике
16 Выделение лишнего понятия Методика направлена на исследование сформированности логического действия (классификации, обобщения). Представляет собой пять слов-понятий, четыре из которых можно отнести к одной категории, а пятое является лишним. Оценивается способность к абстрагированию, умение ориентироваться на существенные признаки, обобщать понятия, обосновывать свой выбор. Применяется в практике ПМПК во всех регионах России

 

17 Восприятие серии последовательных картинок со скрытым смыслом. Методика направлена на исследование осознанности восприятия, умения устанавливать логические зависимости, сформированность логических операций. Методика представляет собой серию последовательных картинок или сюжетный рисунок, имеющие скрытый смысл (Окно, Мусор и др). Оценивается понимание содержания и смысла сюжетных картинок путем выделения существенных признаков, эмоционального отношения к событиям, изображены на них, наличие ошибок на непонимание морали, скрытого полдтекста сюжета. Применяется в практике ПМПК во всех регионах России

 

18 Сравнение пословиц и поговорок Методика направлена на изучение параметров сформированности вербально-логического мышления, способности осознавать обобщенный смысл пословиц и поговорок, понимать мораль. Представляет собой набор широкоупотребляемых пословиц и поговорок. В набор входят пары пословиц и поговорок синонимичные по смыслу, которые нужно определить. Оценивается способность выделять обобщенное значение в изречении, видеть образное сравнение, абстрагироваться от конкретики, установить логические связи, связав по смыслу синонимичные пословицы и поговорки. Применяется в практике ПМПК во всех регионах России

 

19 Отнесение фраз к пословицам По Б.В. Зейгарник, Россия

Методика направлена на изучение уровня сформированности словесно-логического мышления.

Методика представляет собой набор табличек, на которых написаны пословицы и метафоры, и значительно большее количество карточек с фразами, из которых нужно выбрать соответствующие переносному смыслу пословиц. Оценивается наличие ошибок соскальзывания на приблизительный смысл, обобщенность мышления, умение абстрагироваться от конкретики.

Применяется в практике ПМПК во всех регионах России

 

20 Вербальные обобщения

Модификация Субтеста 5. «Обобщения» Тест умственного развития младшего школьника

Авторы Е.М. Борисова, В.П. Арсланьян

Методика направлена на исследование параметров развития вербально-логического мышления, определения сформированности обобщающей функции слова, понятийности мышления. Представляет собой набор по шесть слов-понятий, которые можно связать между собой, при этом только два из них имеют категориальный признак связи. Оценивается определение характера типичных обобщений – по конкретному, функциональному или категориальному признаку.

Применяется в психолого-педагогической диагностике
21 Выделение существенных признаков Методика направлена на исследование уровня сформированности понятийного мышления.

Методика представляет собой набор слов-понятий и приложенными к ним другими словами, которые в большей или меньшей степени связаны с этим понятием. Оценивается умение видеть и выделять в понятиях существенные признаки, умение рассуждать , понятийно мыслить.

Применяется в практике ПМПК

 

22 Понимание скрытого смысла текстов, притчи По С.Д. Забрамной, Россия

Методика направлена на исследование уровня обобщенного восприятие морали текста, притчи (Галка и голуби). Представляет собой текст, имеющий подтекст, который после прочитывания анализируется с точки зрения выделения морали, обобщенного смысла. Оценивается умение сделать вывод, объяснить главную мысль рассказа, наличие ошибок на непонимание морали, ориентация на конкретные или случайные признаки при анализе содержания.

Применяется в практике ПМПК во всех регионах России

 

23 Числовые ряды Субтест 6. Школьный тест умственного развития Методика направлена на изучение уровня сформированности установления логической последовательности в числовом ряду. Представляет собой ряды чисел, расположенные по определенному правилу, которые нужно дополнить на основании установления закономерности расположения чисел в ряду. Оценивается умение устанавливать закономерности, логические операции. Широко применяется в психолого-педагогической диагностике
24 Оценка уровня представлений и знаний в предметных областях (математика) Анализ текущих и контрольных работ ребенка. Выполнение заданий учебного характера, определения УУД компетенций.

В соответствии с возрастом ребенка и годом обучения оцениваются компетенции в предметных областях математика, алгебра:

Чтение и запись натуральных чисел, сравнение (в пределах миллиона).

Выполнение вычислений с натуральными числами с установлением последовательности действий.

Решение задач на нахождение площади плоских фигур.

Решение простых уравнений на основе зависимостей между компонентами арифметических действий.

Решение текстовых задач.

 

Выполнение вычислительных действий с дробями.

Выполнение преобразований выражений

Выполнение вычислений с положительными и отрицательными числами.

Решение линейных уравнений с одной переменной.

Решение текстовых задач.

 

Упрощение выражений с переменными.

Преобразование выражений.

Решение уравнений с двумя переменными

Решение задач методом составления уравнения.

 

 

Преобразование выражений.

Действия с дробями: сокращение дробей, сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями, возведение дроби в степень, умножение и деление дробей.

Нахождение значения квадратного корня. Решение квадратных уравнений.

Решение неравенств с одной переменной.

Степень с целым показателем. Решение выражений.

Решение текстовых задач

 

Решение системы уравнений.

Решение неравенств с двумя переменными.

Преобразование выражений.

Решение текстовых задач, связанных с отношением и пропорциональностью величин.

 
25 Оценка уровня представлений и знаний в предметных областях (русский язык) Оценивается в соответствии с степенью овладения программным материала соответствующего класса основного общего образования (с 5 по 9 класс)  
  Оценка уровня представлений и знаний в предметных областях (литература) Оценивается в соответствии с степенью овладения программным материала соответствующего класса основного общего образования (с 5 по 9 класс)  

Виктория Спахова

Обратиться к психологу →

Related Posts

Сенкевич Л.В., Донцов Д.А., Базаркина И.Н. — Психодиагностика

Сенкевич Л.В., Донцов Д.А., Базаркина И.Н. — Психодиагностика

Психические расстройства и расстройства поведения (МКБ-10)

Психические расстройства и расстройства поведения (МКБ-10)

Как убедить родителей пойти с ребёнком на ПМПК. Шпаргалка для педагога-психолога (Е.Абазян)

Диспраксия. Дислексия. Дискалькулия. Дисграфия.

No Comment

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Метки

БИБЛИОТЕКА ГОТОВИМСЯ К УРОКАМ ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ. КОРОНАВИРУС КАК ВЫБРАТЬ СПЕЦИАЛИСТА КАК ПЕРЕЖИТЬ НЕПРИЯТНОСТИ КОНФЛИКТЫ И РЕШЕНИЯ КПТ ЛЮБОВЬ. БРАК. ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ НАРУШЕНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ НЛП ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ О МОЗГЕ ОПТИМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ В ЧС ПМПК ПОДРОСТОК ПОЗНАЁМ СЕБЯ ПРОБЛЕМА-ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХИАТРИЯ ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ПСИХОСОМАТИКА РАБОТА С ЧУВСТВАМИ. ЭМОЦИЯМИ РАЗВОД И ДЕТИ РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЬНИКОВ РОДИТЕЛЯМ ШКОЛЬНИКОВ СКАЗКОТЕРАПИЯ СТРАХИ И ФОБИИ СУИЦИД ТЕХНИКИ ДЛЯ САМОРАЗВИТИЯ ТРУДНЫЙ РЕБЁНОК УПРАЖНЕНИЯ. ТРЕНИНГИ. ЗАНЯТИЯ УСТАНОВКИ ТРИГГЕРЫ ИСКАЖЕНИЯ ВОСПРИЯТИЯ ЦЕЛЬ УВЕРЕННОСТЬ ШКОЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ