Методика экспресс-диагностики невроза К. Хека и Х. Хесса

Методика экспресс-диагностики невроза К. Хека и Х. Хесса

Инструкция Ознакомившись с вопросом или суждением, ответьте на него «да» или «нет»

  1. Считаете ли Вы, что внутренне напряжены?
  2. Я часто так сильно во что-то погружен, что не могу заснуть.
  3. Я чувствую себя легко ранимым.
  4. Мне трудно заговорить с незнакомыми людьми.
  5. Часто ли без особых причин у Вас возникает чувство безучастности и усталости?
  6. У меня часто возникает чувство, что люди меня критически рассматривают.
  7. Часто ли Вас преследуют бесполезные мысли, которые не выходят из головы, хотя Вы стараетесь от них избавиться?
  8. Я довольно нервный.
  9. Мне кажется, что меня никто не понимает.
  10. Я довольно раздражительный.
  11. Если бы против меня не были настроены, мои дела шли бы более успешно.
  12. Я слишком близко и надолго принимаю к сердцу неприятности.
  13. Даже мысль о возможной неудаче меня волнует.
  14. У меня были очень странные и необычные переживания.
  15. Бывает ли Вам то радостно, то грустно без видимых причин?
  16. В течение всего дня я мечтаю и фантазирую больше, чем нужно.
  17. Легко ли изменить Ваше настроение?
  18. Я часто борюсь с собой, чтобы не показать свою застенчивость.
  19. Я хотел бы быть таким же счастливым, какими кажутся другие люди.
  20. Иногда я дрожу или испытываю приступы озноба.
  21. Часто ли меняется Ваше настроение в зависимости от серьезной причины или без нее?
  22. Испытываете ли Вы иногда чувство страха даже при отсутствии реальной опасности?
  23. Критика или выговор меня очень ранят.
  24. Временами я бываю так беспокоен, что даже не могу усидеть на одном месте.
  25. Беспокоитесь ли Вы иногда слишком сильно из-за незначительных вещей?
  26. Я часто испытываю недовольство.
  27. Мне трудно сконцентрироваться при выполнении какого-либо задания или работы.
  28. Я делаю много такого, в чем приходится раскаиваться.
  29. Большей частью я счастлив.
  30. Я недостаточно уверен в себе.
  31. Иногда я кажусь себе действительно никчемным.
  32. Часто я чувствую себя просто скверно.
  33. Я много копаюсь в себе.
  34. Я страдаю от чувства неполноценности.
  35. Иногда у меня все болит.
  36. У меня бывает гнетущее состояние.
  37. У меня что-то с нервами.
  38. Мне трудно поддерживать разговор при знакомстве.
  39. Самая тяжелая борьба для меня – это борьба с самим собой.
  40. Чувствуете ли Вы иногда, что трудности велики и непреодолимы?

Обработка результатов и интерпретация
 Внимание! Методика дает лишь предварительную и обобщенную информацию. Окончательные выводы можно делать лишь после подробного изучения личности. Методика активно используется в психотерапевтической практике.
 Подсчитывают количество утвердительных ответов.
0-23 баллов
Данное количество соответствует низкой невротизации и свидетельствует об эмоциональной устойчивости, о положительном фоне переживаний (спокойствие, оптимизм), об инициативности, о чувстве собственного достоинства, независимости, социальной смелости, о легкости в общении.
24 и более баллов
Данное количество соответствует высокой вероятности невроза (невротизации) и свидетельствует о выраженной эмоциональной возбудимости, в результате чего появляются негативные переживания (тревожность, напряженность, беспокойство, раздражительность, растерянность), о безынициативности, которая формирует переживания, связанные с неудовлетворенностью желаний, об эгоцентрической личностной направленности, что приводит к ипохондрической фиксации на соматических ощущениях и личностных недостатках, о трудностях в общении, о социальной робости и зависимости.

Различают три формы неврозов: неврастению, истерию (истерический невроз) и невроз навязчивых состояний. 
 Неврастения появляется вследствие ослабления нервной системы (причины могут быть разными), в результате перенапряжения раздражительного или тормозного процесса, либо в случае их чрезмерной подвижности. Таким образом, имеет место дефект в системе, проводящей энергию эмоций: как только энергия возникает под влиянием значимых внутренних или внешних воздействий, она «растекается» по внутренним органам и по разным подструктурам личности, побуждает их очень активно действовать. Этот невроз возникает главным образом в возрасте 20-40 лет, несколько чаще у мужчин, чем у женщин в условиях истощающих умственных и физических нагрузок, длительного переутомления, личных переживаний, конфликтов, то есть в широком смысле слова в психогенных условиях.
 Сказанное подтверждается известными симптомами неврастении:
— раздражительная слабость — несдержанность, бурные реакции, вспышки возбуждения, слезливость, неспособность ждать, действовать спокойно и осмотрительно, вялый контроль за эмоциями;
— расстройство сна: сон не освежающий, сонливость днем и ночью;
— расстройство предпосылок интеллектуальной деятельности: внимание пассивно, не способно сосредотачиваться, плохое запоминание, трудно думать; возможны потери мысли;
— снижение настроений и активности: тоскливость, вялость, безволие, сосредоточенность внимания на своих состояниях;
— заострение или появление некоммуникативных свойств характера: конфликтность, категоричность, противоречивость, робость, зависимость, конформность (внушаемость под влиянием мнений окружающих), недовольство окружающими;
— появление некоммуникабельных Форм поведения: эгоцентризм, утрированные эмоции, аутичные настроения и умозаключения, нонсинергичный и антисинергичный стиль совместной деятельности; .
— снижение нравственного уровня: мстительность, .зловредность, беспринципность, утрата нравственного контроля;
— огрубление личности: сужение сферы интересов, снижение трудоспособности, чувство неполноценности.
 Истерия (истерический невроз). На фоне ослабленной нервной системы отмечаются не, только нарушения на уровне ряда подструктур личности, но и на уровне психической организации индивида -элементарных систем жизнеобеспечения и отражения действительности. Мощные и постоянные энергетические потоки, вызванные чрезвычайно значимыми внешними или внутренними воздействиями, то есть психотравмирующими обстоятельствами, выводят из строя системы адекватного реагирования. Истерический невроз представляет собой группы двигательных, сенсорно-чувствительных и вегетативных расстройств невротического регистра, которые возникают под влиянием (различной силы) острых психических травм и менее сильных, но длительно действующих неприятных воздействий. Возникает он, в основном, в молодом возрасте и значительно чаще — у женщин, чем у мужчин. Симптоматика истерических неврозов такова:
— обостренная реактивность нервной системы: повышенная впечатлительность и чувствительность, неустойчивость настроений;
— снижение критичности ума: повышенная внушаемость и самовнушаемость, безотчетность поведения;
— эмоционально-аффективные расстройства: страхи, астения, ипохондрия, подавленное настроение;
— расстройства в ccbeve интеллекта: «выпадение», «вытеснение» из памяти всего, что связано с психотравмирующими обстоятельствами и, как следствие, нарушение логики отношений с окружающими;
— сенсорные нарушения: истерическая слепота, глухота, понижение или повышение чувствительности;
— двигательные нарушения: судорожные припадки, порезы, параличи, гиперкинезы, контрактуры.
 Невроз навязчивых состояний характеризуется тем, что на фоне указанных невротических признаков слабости нервной системы развиваются нарушения сознания в виде стереотипии отражения действительности. Психическое отражение утрачивает адекватность, гибкость, разумное начало и подчиняется безотчетным переживаниям за благополучие индивида — страхам (фобиям).
Признаки невроза навязчивых состояний:
— повышенная раздражительность: утомляемость, обостренность эмоциональных реакций, непереносимость сильных раздражителей (шум, крик, замечания, требования и т. п.);
— пониженное настроение: безнадежность, чувство неполноценности, обреченности, безысходности;
— нарушения в cфepe интеллекта: слабость внимания, трудность концентрации;
— нарушения сна:
— стереотипия отражения действительности (отдельных ее аспектов): навязчивые идеи, мысли, представления, влечения;
— стереотипные негативные ожидания (то есть страхи): кардиофобия — боязнь сердечных заболеваний, остановки сердца, повышенное внимание к его работе; канцерофобия — боязнь заболеть раком, клаустрофобия — страх замкнутого пространства и т. д. Встречаются однократные при-лупы болезни, рецидивы или формы непрерывного течения (чаще);
— стереотипные действия: в виде примитивных навязчивых физиологических действий, так называемых тиков, когда человек, например, без нужды проводит рукой по голове (как бы поправляя прическу), отбрасывает голову назад, поворачивает ее в сторону, придавая этим движениям внешнюю необходимость их совершения теперь; либо в виде сложных навязчивых действий и ритуалов.
 Неврозы не достигают грубых (психотических) нарушений отражения реальной действительности и не сопровождаются значительными изменениями поведения. Имеет значение накопительное влияние отдельных состояний и поведенческих признаков.


Источник:

Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие / под ред. Д. Я. Райгородского. – Самара: Бахрах-М, 2001. — 672 с. (c. 169-171)

Виктория Спахова

Обратиться к психологу →

Related Posts

Сенкевич Л.В., Донцов Д.А., Базаркина И.Н. — Психодиагностика

Сенкевич Л.В., Донцов Д.А., Базаркина И.Н. — Психодиагностика

Психические расстройства и расстройства поведения (МКБ-10)

Психические расстройства и расстройства поведения (МКБ-10)

Как убедить родителей пойти с ребёнком на ПМПК. Шпаргалка для педагога-психолога (Е.Абазян)

Диспраксия. Дислексия. Дискалькулия. Дисграфия.

No Comment

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Метки

БИБЛИОТЕКА ГОТОВИМСЯ К УРОКАМ ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ. КОРОНАВИРУС КАК ВЫБРАТЬ СПЕЦИАЛИСТА КАК ПЕРЕЖИТЬ НЕПРИЯТНОСТИ КОНФЛИКТЫ И РЕШЕНИЯ КПТ ЛЮБОВЬ. БРАК. ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ НАРУШЕНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ НЛП ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ О МОЗГЕ ОПТИМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ В ЧС ПМПК ПОДРОСТОК ПОЗНАЁМ СЕБЯ ПРОБЛЕМА-ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХИАТРИЯ ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ПСИХОСОМАТИКА РАБОТА С ЧУВСТВАМИ. ЭМОЦИЯМИ РАЗВОД И ДЕТИ РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЬНИКОВ РОДИТЕЛЯМ ШКОЛЬНИКОВ СКАЗКОТЕРАПИЯ СТРАХИ И ФОБИИ СУИЦИД ТЕХНИКИ ДЛЯ САМОРАЗВИТИЯ ТРУДНЫЙ РЕБЁНОК УПРАЖНЕНИЯ. ТРЕНИНГИ. ЗАНЯТИЯ УСТАНОВКИ ТРИГГЕРЫ ИСКАЖЕНИЯ ВОСПРИЯТИЯ ЦЕЛЬ УВЕРЕННОСТЬ ШКОЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ