Методика «Цветовая социометрия»

Методика «Цветовая социометрия»

Цель: Исследование эмоционально-непосредственных межличностных отношений ребенка с окружающими.

Подготовка. Подготовить цветовое поле в виде шахматной доски (5×5 рядов-квадратов), состоящей из 13 цветовых и 12 белых квадратов, расположенных в следующем порядке:

  • 1-й ряд: черный, белый, синий, белый, черный квадраты;
  • 2-й: белый, зеленый, белый, зеленый, белый;
  • 3-й: синий, белый, красный, белый, синий;
  • 4-й – как второй;
  • 5-й – как первый.

Подготовить цветные фишки: красного, зеленого, желтого, синего, белого, черного, коричневого, розового, малинового, серого, оранжевого, фиолетового, сиреневого цветов, каждого – по 3.

Инструкция (дается по ходу выполнения задания)

  1. Выбери цвет, который больше всего нравится, и размести фишку на красном квадрате.
  2. Выбери цвета для людей (взрослых, сверстников), которых ты считаешь самыми близкими (ты их любишь, они любят тебя), и размести фишки на синих квадратиках.
  3. Выбери цвета для людей, с которыми ты хотел бы общаться, и положи соответствующие фишки на зеленые квадраты.
  4. Выбери цвета людей, которые тебе не нравятся (часто обижают; причиняют тебе боль; ты их боишься и т.д.), и размести фишки соответствующего цвета на черные квадраты.

Примечания:

  1. Не все квадраты могут быть заполнены.
  2. Выбор цвета может быть расширен. Например, одним и тем же цветом могут быть обозначены несколько человек.
  3. Если ребенок захочет выбрать большее количество людей (чем четверых), то это фиксируется в протоколе, а дополнительные фишки размещаются на белых квадратах.

Протокол

Фамилия, имя ребенка ______________________
Возраст ______________________

Отношение к себе Выбор цвета Имя (кто бозначен) Высказывания ребенка Результат
Явно предпочти тельное
1.
2.
3.
4.
Предпочтительное
1.
2.
3.
4.
Антипатии
1.
2.
3.
4.

Интерпретация данных к методике «Цветовая социометрия»

Выбор цвета Отношение
к себе явно предпочтительное – согласованное предпочтительное – противоречивое антипатия – конфликтное
Синий Жалеет себя, часто обижается на мелочи. Мечтатель, склонен к фантазированию. Миролюбивый, печальный Нежелание конфликта с этим человеком. Совместные игры, интересы Привлекательны интересы этого лица. Дистанция в межличностных отношениях Почтительно-негативное отношение. Внутреннее состояние беспокойства
Желтый Свободный от комплексов, оптимистичный, кокетливый. Предпочитает перемены ради перемен. Свои фантазии стремится воплотить в жизнь Значимый человек, авторитет, на которого хочется быть похожим. Стремление быть ближе к человеку. Ощущение приятного возбуждения от общения с ним Признание талантов и особенных, положительных черт характера Зависть по отношению к данному человеку и/или легко попадает под его влияние, увлекают интересные идеи
Зеленый Желание самоутвердиться, понравиться окружающим. Стремление к реальному удовлетворению потребностей. Склонность к депрессии Ощущение спокойствия, расслабленности, удовлетворенности от этого человека Мечтательный человек, переоценивающий значимость отношения к себе со стороны окружающих Наличие страха, который служит причиной частого уединения в коллективе; неоправданные ожидания. Энергичный
Серый Устойчивое стрессовое состояние,внутренний конфликт, стремление уйти из неблагоприятной ситуации. Нехватка эмоциональной отзывчивости со стороны окружающих. Самолюбив. Возможен страх одиночества Признание достоинств человека, одновременно недовольство характерными особенностями: занудливостью, мелочностью, излишней опекой Человек незаурядный, способный к плодотворной деятельности – это привлекает, но его непостоянство отталкивает. Слабость. Изворотливость Угнетающе действует на окружающих. Неискренний человек. Часто его поведение демонстративное. Тревожный. Ранимый
Черный Испытывает со стороны окружающих агрессию. В наличии множество необоснованных страхов. Свойственно упрямство. Любопытен. Нехватка тепла и ласки Контролирует и прячет свои чувства. Озабочен отношениями с окружающими. Притягивает таинственностью, недосказанностью. Часто обещает и не выполняет Часто драматизирует события, видит все в черном цвете. Если и проявляет терпимость, то за ней следует вспышка гнева Действует рассудочно, отрицает положительные стороны окружающих. Высокая степень агрессивности. Эгоистичность. Тревожность
Оранжевый Оптимист. Любит участвовать в многолюдных развлечениях. Озабоченность своим внешним видом. Приятный собеседник Удивляется на некоторые действия данного лица. Ожидание новых благоприятных отношений, партнер по играм и забавам Неопределенное отношение. Вызывают умиления некоторые свойства характера. Желание больше узнать о человеке, стать ближе Излишняя импульсивность. Несобранность. Язвительность
Фиолетовый Стремление к спокойствию, скорее к уединению; пониманию со стороны окружающих. Не защищен от неблагоприятных эмоциональных влияний. Неустойчивое настроение Состояние, близкое к игнорированию данного человека: «Терплю, потому что нуждаюсь» Болтлив. Дает множество обещаний и не выполняет их. Часть является причиной страданий ребенка Некритическое отношение к себе мешает адекватно оценить собственное поведение
Коричневый Усталость, наличие множества проблем, переживание обиды и попытка разобраться в себе. Напряженность. Стремление к комфорту. Часто непонимание со стороны окружающих Немного флегматичен, предпочитает покой. Стремится избавиться от проблем, но предпочитает пассивно ждать, чем активно действовать Стремление к четкому контролю над собой, вплоть до расписания режима, плана действия, но не доводит начатое дело до конца, активное стремление к эмоциональной разрядке Нетерпим к окружающим, предъявляет высокую требовательность к людям, часто злобу
Сиреневый Взбалмошный, с неустойчивыми интересами. Желание произвести впечатление Инертный человек, не желающий каких-либо перемен в отношениях с ребенком Нехватка психологической самостоятельности. Идеализация близких людей Чувство обиды, злости. Проявления безразличия, жестокости по отношению к окружающим
Малиновый Стремление произвести впечатление на окружающих. Авторитарность в социальных отношениях Выражает жизненную силу, активность, энергичность, эмоциональность Стремление окружить себя «идеальными людьми». Выдвигает на первый план собственные интересы Драматизирует события. Рискует быть втянутым в бессмысленные приключения
Розовый Стремление к наслаждениям, роскоши. Эгоистическая направленность. Тревога из-за неудовлетворенности какой-то значимой потребности Проявляет интерес к данному человеку. Находит удовлетворение в процессе общения с ним Любит, чтобы им восхищались. «Нарциссцизм» Болезненное раздражение мешает наладить близкие контакты с окружающими
Красный Веселый, целеустремленный, склонный к активным действиям. Некоторая неуравновешенность, но с сохранением достоинства Олицетворение человека действия, который воплощает в жизнь идеи, увлекающие и ребенка Хитрый, независимый человек. Восхищение им сочетается с состраданием к его недостаткам Агрессивный, придирчивый, не признает за собой данные свойства. Авторитарен. Хвастлив. Стремится любыми средствами сохранить лидерство
Белый Стремление к нежности, ласке, защите; к близкому отношению. Нервный, привязчивый. Проявляет чуткость, терпеливо выслушивает других Значимый человек, отношение к которому трепетное; бывают выпады в его сторону, при этом неадекватно оценивается собственное поведение. Стремление найти у него защиту и поддержку Желание самых близких личных контактов. Проявление нежности, доброжелательности к людям Временный конфликт с этим лицом. Стремление избавиться от излишней опеки, эмоционального воздействия

Виктория Спахова

Обратиться к психологу →

Related Posts

Сенкевич Л.В., Донцов Д.А., Базаркина И.Н. — Психодиагностика

Сенкевич Л.В., Донцов Д.А., Базаркина И.Н. — Психодиагностика

Вас пугают интересы вашего ребенка?

Вас пугают интересы вашего ребенка?

Оптимальное развитие. Ранняя юность 14(15) лет— до 18 лет.

Оптимальное развитие. Ранняя юность 14(15) лет— до 18 лет.

Оптимальное развитие. 13-15 лет. Кризис 13 лет.

Оптимальное развитие. 13-15 лет. Кризис 13 лет.

No Comment

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Метки

БИБЛИОТЕКА ГОТОВИМСЯ К УРОКАМ ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ. КОРОНАВИРУС КАК ВЫБРАТЬ СПЕЦИАЛИСТА КАК ПЕРЕЖИТЬ НЕПРИЯТНОСТИ КОНФЛИКТЫ И РЕШЕНИЯ КПТ ЛЮБОВЬ. БРАК. ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ НАРУШЕНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ НЛП ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ О МОЗГЕ ОПТИМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ В ЧС ПМПК ПОДРОСТОК ПОЗНАЁМ СЕБЯ ПРОБЛЕМА-ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХИАТРИЯ ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ПСИХОСОМАТИКА РАБОТА С ЧУВСТВАМИ. ЭМОЦИЯМИ РАЗВОД И ДЕТИ РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЬНИКОВ РОДИТЕЛЯМ ШКОЛЬНИКОВ СКАЗКОТЕРАПИЯ СТРАХИ И ФОБИИ СУИЦИД ТЕХНИКИ ДЛЯ САМОРАЗВИТИЯ ТРУДНЫЙ РЕБЁНОК УПРАЖНЕНИЯ. ТРЕНИНГИ. ЗАНЯТИЯ УСТАНОВКИ ТРИГГЕРЫ ИСКАЖЕНИЯ ВОСПРИЯТИЯ ЦЕЛЬ УВЕРЕННОСТЬ ШКОЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ