Меняем мышление — решаем проблему

Меняем мышление — решаем проблему

Как выбраться из ловушек неправильного мышления

Ложные установки неправильного мышления

Неправильное мышление всегда опирается на следующие ложные представления.

Внутренний критик: «Я ничего не стою. Моя самооценка зависит от того, что я делаю и что обо мне думают другие. Я виноват в том, что не могу соответствовать определенному стандарту».

Картинки по запросу внутренний критик

Вы допустили оплошность в какой-нибудь вторник, но даже десять дней спустя (а то и десять лет) вы все еще корите себя за нее. Вам обязательно нужно перестать себя критиковать и наконец двигаться дальше.

В худшем случае вы ругаете себя за то, что произошло несколько лет назад. Из-за ошибочных установок вроде «Я обязан быть идеальным» или «Нельзя допускать ошибок» ваш внутренний критик может разрушить хрупкое здание вашей самооценки.

Внутренний критик появляется в нашем раннем детстве, и его подпитывают четыре фактора:

  • воспитание;
  • прошлый опыт;
  • окружение;
  • СМИ.

Внутренний критик обычно говорит такими фразами:

  • «Я обязан…»;
  • «Я должен.»;
  • «Мне следует.»;
  • «Я всегда все путаю»;
  • «Как я мог быть таким тупым?»

Иногда внутренний критик рассуждает как бы от имени другого лица. Я постоянно слышу нечто подобное :

  • «Почему ты не…?»;
  • «Это так на тебя похоже»;
  • «Ты всегда понимаешь все неправильно»;
  • «Не пытайся прыгнуть выше головы»;
  • «Ты правда думаешь, что люди захотят это услышать?»

Чем больше эмоций скрывается за словами внутреннего критика, тем сильнее его влияние: его можно сравнить в одних случаях с обычной простудой (неприятно, но не смертельно), в других — с настоящей пневмонией, гораздо более серьезным заболеванием, иногда со страшными последствиями.

Заставить молчать внутреннего критика — это не значит отказаться от желания самосовершенствоваться или от ответственности за свои ошибки. Ваша конечная цель — стать собственным наставником и не позволить прошлым ошибкам перечеркнуть ваш потенциал.

Мы все еще нуждаемся во внутреннем диалоге, но нам нужно прислушиваться к голосу не критика, а внутреннего наставника. Он ставит во главу всего ваши интересы. Он помогает вам. Внутренний критик осуждает вас. Внутренний наставник — подбадривает и вдохновляет на свершения.

Пища для размышлений

Страдаете ли вы от внутреннего критика? Какие фразы он произносит? В каких ситуациях его голос звучит громче всего? Где он чаще выступает — дома или на работе?


Заевшая пластинка: «Можно ничего не предпринимать, а просто много говорить или думать о какой-то проблеме. Это вполне адекватная замена действию».

Картинки по запросу заевшая пластинка

Мы постоянно прокручиваем в голове одни и те же фразы, когда появляются проблемы. Вы, может быть, слушаете заевшую пластинку внутреннего критика и потому беспрерывно критикуете свое поведение. Или же просто по привычке рассказываете всем, как несчастны, какая у вас ужасная работа и что вас не понимают. Вы ничего не предпринимаете для решения проблем.

Некоторые мыслят иррационально и при этом верят, что жалобы помогут им как-то улучшить ситуацию.

Нет, не помогут. Но они заставят вас чувствовать себя еще более несчастными.

Пища для размышлений

  • На что вы обычно жалуетесь? Почему?
  • Как долго вы можете говорить о какой-нибудь проблеме? Вам от этого легче?
  • Как это отражается на вас и окружающих?

Синдром мученика: «Жизнь — это то, что со мной происходит. Я не несу за это никакой ответственности. Мою судьбу определяют предначертание, удача и другие люди».

Картинки по запросу синдром мученика

Знаю, бывают мученики-герои, которые приносят себя в жертву за правое дело. Но я использую этот термин в контексте мышления, которое говорит нам следующее:

  • «Я недостоин»;
  • «Я должен жертвовать собой ради других»;
  • «Я не заслуживаю счастья»;
  • «Моя позиция менее важна, чем мнение других».

Мученики всегда отказываются от помощи, даже если постоянно жалуются на то, как несправедлива жизнь. Сложно продолжать притворяться мучеником, если вы принимаете помощь от других. Дело в том, что некоторые люди получают огромное удовольствие от того, чтобы чувствовать себя несчастным. Грустно, но это так.

Пища для размышлений

  • Когда вы изображали мученика?
  • Это обычно происходит в кругу семьи и друзей или руководителей и коллег?
  • Когда вы в последний раз просили кого-то о помощи?

Из мухи в слона: «Срочно — значит важно. Вот так и нужно определять приоритеты. А глобальная картина вовсе не важна».

Картинки по запросу из мухи в слона

Этот тип мышления человека можно еще описать как «много шума из ничего». Люди способны злиться или расстраиваться по сущим пустякам. Многие разрывают отношения и страдают из-за настоящей ерунды. Мелочи нарастают в снежный ком и полностью искажают ваш взгляд на реальность.

Эта неспособность смотреть на вещи в перспективе приводит к вспышкам реакций, которые абсолютно несоразмерны событиям. Вам это знакомо? Мне — очень.

Бывает, этот тип мышления тесно связан с остальными. У вас в голове заела пластинка внутреннего критика по совсем незначительному поводу. Кроме того, случается, что человек изображает мученика из-за пустяка.

К примеру, представим, что на работе вам не передали какую-то новость, и хоть она совсем неважная, вы начинаете думать: «Мне здесь никогда ничего не рассказывают. Я все узнаю последним». Этот момент очень важен. Так важен, что я хочу, чтобы вы дважды перечитали этот отрывок, пока не убедитесь, что поняли его значимость.

Вы переживаете из-за обычных вещей и не замечаете действительно важных жизненных проблем.

Пища для размышлений

Из-за каких пустяков вы расстраиваетесь? Каковы последствия вашей реакции? Когда вы раздуваете из мухи слона? На работе? В машине? При общении с детьми? Или с родителями?


Вот небольшое упражнение, которое поможет понять, где и как часто у вас проявляются признаки неправильного мышления. Постарайтесь отвечать максимально честно.

Ежедневно

Два-три раза в неделю

Иногда

Очень редко

Дома / На работе

Дома / На работе

Дома / На работе

Дома / На работе

Внутренний критик

□ / □

□ / □

□ / □

□ / □

Заевшая пластинка

□ / □

□ / □

□ / □

□ / □

Синдром мученика

□ / □

□ / □

□ / □

□ / □

Из мухи в слона

□ / □

□ / □

□ / □

□ / □

Скорее всего, вы сейчас просто пробежались глазами по таблице и не стали ее заполнять.

Интересно будет узнать, какие типы неправильного мышления вам присущи. Полезно также увидеть, в каких ситуациях вы к ним прибегаете. Почему бы не записать в ежедневник напоминание вернуться к этому упражнению через полгода и посмотреть, какие произошли изменения?


Подробнее о ложных установках см. здесь.

С ложными установками можно бороться с помощью плодотворного мышления. Оно начинает работать, когда мы прислушиваемся к внутреннему наставнику и осознанно фильтруем мысли.

Установки плодотворного мышления

  • Я ценен своей индивидуальностью, а не поступками.
  • Я учусь на ошибках, но не живу в прошлом. Я знаю, когда пора отпустить ситуацию и двигаться дальше.
  • Я несу ответственность. У меня всегда есть выбор. Никто так сильно не влияет на мою судьбу, как я сам.
  • Я концентрируюсь на том, что действительно важно. Я мыслю глобально и смотрю на вещи в перспективе.

Теперь ваша очередь. Пройдитесь по семи вопросам, только на этот раз соотнесите их с конкретной проблемой. После каждого вопроса есть место для ваших ответов. Я также дополнил их некоторыми комментариями.

1. Какова оценка этой проблемы по шкале от 1 до 10 (где 10 — это смерть)?

Поставьте отметку на шкале.

1 — 2 — 3 — 4 — 5 — 6 — 7 — 8 — 9 — 10

2. Какое это будет иметь значение спустя полгода?

(Если вы вернетесь к первому вопросу спустя полгода, куда передвинется отметка на шкале — вперед или назад?)

_________________

3. Насколько мое поведение уместно и эффективно?

(Какой тип мышления преобладает у вас по отношению к данной проблеме: примитивный, эмоциональный или рациональный? Сейчас ваше поведение, наверное, кажется вам адекватным, но взгляните на него сквозь призму формулы С + Р = П: поможет ли оно вам достичь хороших результатов?)

_________________

4. Как я могу улучшить ситуацию?

(Перечислите несколько вариантов действий, которые могли бы улучшить ситуацию. Кто бы мог вам помочь? Какие навыки и способности могут вам сейчас пригодиться? Что вы сделаете в первую очередь?)

_________________

Кто может помочь:

_________________

Ваши навыки и способности:

_________________

Первое действие:

_________________

5. Чему это может меня научить?

(Что нового вы узнали о себе и о других людях? Каковы три главных урока, которые вы вынесли из этого случая?)

1. _________________

2. _________________

3. _________________

6. Что я сделаю по-другому в следующий раз?

(Не зацикливайтесь на возможных неудачах, а подумайте, как вы будете вести себя в будущем, чтобы достичь более благоприятных последствий.)

7. Что хорошего я могу найти в этой ситуации?

(Запишите хотя бы три положительных момента, связанных с этой ситуацией.)

1. _________________

2.  _________________

3. _________________

Качество решения может зависеть от того, как поставлена задача

Пища для размышлений

Какие из перечисленных вопросов оказались для вас наиболее полезными при решении проблем? Выберите два вопроса, к которым будете обращаться следующие несколько недель.

Запомните

  • Измените свои мысли, и тогда жизнь станет другой. Мысли — эмоции — действия — результаты.
  • Нет — автопилоту, да — осознанности.
  • На наше мышление влияют воспитание, опыт, окружение и СМИ.
  • Нет — внутреннему критику, да — внутреннему наставнику.
  • Нет — заевшей пластинке, да — действиям.
  • Нет — синдрому мученика, да — ответственности за себя.
  • Нет — проблемам, раздутым из мухи в слона, да — правильному определению приоритетов.
  • Нет—доминированию эмоционального и примитивного мозга, да — рациональному мозгу.
  • Нет — быстрым реакциям, да — выбору поведения.
  • Нет — вопросам, которые приводят к ложным ответам, да — плодотворному мышлению.

По материалам сайта: http://psixologiya.org/uprazhneniya/2390-kak-vybratsya-iz-lovushek-nepravilnogo-myshleniya.html

Виктория Спахова

Обратиться к психологу →

Related Posts

Оптимальное развитие. 13-15 лет. Кризис 13 лет.

Оптимальное развитие. 13-15 лет. Кризис 13 лет.

Оптимальное развитие. От 6(7) лет — до 12 лет. Кризис 7 лет.

Оптимальное развитие. От 6(7) лет — до 12 лет. Кризис 7 лет.

Оптимальное развитие от 1 -до 3х лет.

Оптимальное развитие от 1 -до 3х лет.

Как создать оптимальные условия для развития ребёнка до 1 года.

Как создать оптимальные условия для развития ребёнка до 1 года.

No Comment

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Метки

БИБЛИОТЕКА ГОТОВИМСЯ К УРОКАМ ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ. КОРОНАВИРУС КАК ВЫБРАТЬ СПЕЦИАЛИСТА КАК ПЕРЕЖИТЬ НЕПРИЯТНОСТИ КОНФЛИКТЫ И РЕШЕНИЯ КПТ ЛЮБОВЬ. БРАК. ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ НАРУШЕНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ НЛП ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ О МОЗГЕ ОПТИМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ В ЧС ПМПК ПОДРОСТОК ПОЗНАЁМ СЕБЯ ПРОБЛЕМА-ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХИАТРИЯ ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ПСИХОСОМАТИКА РАБОТА С ЧУВСТВАМИ. ЭМОЦИЯМИ РАЗВОД И ДЕТИ РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЬНИКОВ РОДИТЕЛЯМ ШКОЛЬНИКОВ СКАЗКОТЕРАПИЯ СТРАХИ И ФОБИИ СУИЦИД ТЕХНИКИ ДЛЯ САМОРАЗВИТИЯ ТРУДНЫЙ РЕБЁНОК УПРАЖНЕНИЯ. ТРЕНИНГИ. ЗАНЯТИЯ УСТАНОВКИ ТРИГГЕРЫ ИСКАЖЕНИЯ ВОСПРИЯТИЯ ЦЕЛЬ УВЕРЕННОСТЬ ШКОЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ