Искажённое восприятие искажает нашу жизнь

Искажённое восприятие искажает нашу жизнь

От автора: Людям свойственно додумывать то, что неизвестно наверняка. Поведение человека основывается на предположении о том, что его восприятие истинно (следует учитывать, что истинным оно также может быть), следовательно искажённое восприятие приводит к деструктивным действиям

  • Почему у меня не получается строить хорошие отношения с людьми?
  • Почему мне не везёт в личной жизни?
  • Почему меня не понимают?…

Эти и множество иных вопросов могут возникать при наличии такой личностной особенности, как искажённое восприятие, иными словами — иллюзии.

Искаж нное восприятие искажает нашу жизнь

Иллюзии — это такое восприятие, при котором человек не видит правду таковой, как она есть на самом деле, а додумывает её исходя из собственных убеждений и установок. 

Например, я хочу поговорить с вами о луке. Конечно же, всем известно, что такое лук, но кто-то решит, что речь пойдёт о зелёном пучке, кто-то — что о круглой луковице, а кто-то подумает, что я имею ввиду лук для стрельбы.

На чьей же стороне будет истина, если каждый из нас будет считать точным и правильным только своё восприятие? Ни на чьей! Именно так и происходит в жизненных ситуациях.

Как иллюзорное восприятие взаимодействует с миром:

  • Если, в нашем понимании, кто-то «странно» трактует явления этого мира, то мы можем причислить человека к душевно больным.
  • Если мы считаем, что неправильно отражает реальность супруг, сотрудник или друг, то мы назовём возникшую проблему в общении конфликтом.

Многие люди склонны верить, что истинным является то, что признано большинством.Помните эксперимент с детьми, когда перед ними положили белый кубик, и всех, кроме одного мальчика подговорили утверждать, что кубик чёрный? После нескольких попыток отстоять свою точку зрения ребёнок сдался на милость большинства и признал правильной искажённую реальность.

  • Нельзя сказать, что кто-то воспринимает всё без исключения правильно, а кто-то живёт только в своих фантазиях/иллюзиях — искажению в восприятии подвержены абсолютно все.

Мы склонны судить о людях на основе своих умозаключений, что не значит, что они (наши заключения) правильны, и перед нами действительно такой человек, каким мы его увидели или услышали.

Например, женщина решила, что от неё ушёл муж, и другим мужчинам она неинтересна из-за того, что набрала вес, тогда как истинной причиной был её склочный и подозрительный характер. Она сидит на диетах, худеет, но ситуация в личной жизни не меняется. Её восприятию психически легче думать, что дело в весе, чем признать своё неправильное поведение в отношении другого человека.

Влияние на восприятие стереотипов:

На восприятие человеком действительности имеют огромное влияние стереотипы, которые являются как плодами собственного опыта, так и следствием установок.

Установки — это привычный, неосознанный способ реагирования, оценивания, восприятия людей и ситуаций, т.е. наше личное субъективное восприятие действительности без анализа со всех возможных сторон.
Они формируются в следствии влияния других, значимых людей (например, родителей) или под влиянием СМИ, закрепляются и отшлифовываются к 20-30 годам, после чего их сложно изменить в себе. Также установки могут формироваться в следствии собственного опыта — многократно повторяющихся в жизни похожих ситуаций.

Установки можно разделить на три вида по их измерениям:

  • когнитивные — это убеждения человека по-поводу кого-либо или чего-либо.
  • аффективные — построенные на эмоциональном (отрицательном или положительном)  отношении к людям, событиям.
  • поведенческие — определённые заранее сформированными убеждениями, привычные поведенческие реакции.

Существует множество факторов, которые формируют то или иное восприятие индивидуумом внешнего мира:

1. Первично сформированные родителями, друзьями, учителями, социумом… установки и убеждения связанные с восприятием самого себя: «я не такой» или других людей: «они не такие».
2. Стереотипы, в связи с которыми человек причисляет себя к той или иной категории социальных рамок: «я так не позволю себя вести — это неправильно», а вот это — правильно, и я буду поступать именно так».
3. Преждевременное оценивание других людей «с первого взгляда» — до того, как узнали человека лучше.
4. Создание собственного образа в другом человеке, которому приписываются приемлемые для нас самих личностные черты, тогда как всё характерное для этого человека, но не вписывающееся в наш «образ» отбрасывается нами — «восприятие в розовых очках»
5. Первоначальная, восхитившая нас, черта личности, распространяется на весь образ человека — положительные черты переоцениваются и видятся там, где их нет, а отрицательные — оправдываются. Это явление ещё называют «эффектом ореола»
6. Другим людям приписываются такие качества и эмоциональные состояния, которые есть в нас самих, но не свойственны другим — «эффект проецирования»
Проецироваться на других могут как собственные положительные черты, так и отрицательные.
7. Суждения других о том или ином конкретном человеке берутся за основу, и в дальнейшем мнение складывается с первой услышанной от кого-то фразы. То есть мы оцениваем человека с чужих слов о нём.
А.С.Макаренко, будучи руководителем колонии для несовер­шеннолетних преступников в 20-е годы, намеренно не читал лич­ных дел поступающих к нему детей и не знакомил с этими делами педагогов колонии. 
8. Статичность в восприятии или «эффект первичности» — когда наше мнение не меняется ни под каким предлогом. Человек изменился, а мы воспринимаем его на основе своих старых о нём впечатлений.
Когда всё, что мы узнаём о человеке в процессе дальнейшего взаимодействия с ним, исключается как противоречащее уже сложившемуся в нашем сознании образу. (Например, любовь с первого взгляда)
9. Люди склонны более хорошо относиться и прощать плохие поступки или личностные недостатки тем людям, которые хорошо относятся к нам.
10. Приписывание людям, которые имеют более высокий статус, более высоких морально-личностных черт  — «фактор превосходства».

11. Влияние на видение нами человека и его качеств последней поступившей к нам информации о нём. То есть, если мы знаем человека хорошо и достаточно долго, то наиболее значимым для нас становится то, что мы узнаём последним — «эффект новизны»

Логически обоснованную для себя свою «правоту» очень сложно опровергнуть кому либо, и сложно переубедить «правого» для себя человека в неправильности его восприятия. Такая стойкость собственных убеждений доказывает то, что они (убеждения) независимы даже от доказуемости их ложности — они живут своей жизнью.

Склонность к приписыванию людям тех или иных причин его поведения, интерпретированию его поступков со своей точки зрения называют механизмом казуальной атрибуции.

Каузальная атрибуция — то или иное понимание поведения человека вследствие того, что мы о нем надумали и ему приписали.

Каузальная  (причинная) — вследствие той или иной причины.

Атрибуция  (приписывание) — приписывание характеристик себе или другому человеку.

  • Мы больше склонны к формированию ошибочного мнения о людях тогда, когда плохо их знаем.
  • Мы склонны объяснять поведение человека его личностными особенностями там, где на это самое поведение по факту повлияла ситуация, что является довольно распространённой ошибкой. Интересно то, что свои собственные успехи мы приписываем сугубо себе, своим личностным качествам, а собственные ошибки оправдываем ситуативными моментами: «Так сложилась ситуация», в то время как в отношении других людей действуем с точностью до наоборот.
П. Вацлавик «Как стать несчастным без посторонней помощи»: 
«Некто возымел желание повесить картину. У него есть гвоздь, но нет молотка. И наш герой решает одолжить молоток у соседа, но потом его одолевают сомнения: А вдруг сосед не захочет дать мне свой молоток? Он так нехотя мне ответил, когда я вчера с ним поздоровался. Конечно, может, он просто спешил. Или же нарочно притворился, будто ужасно спешит, а на самом деле хотел избежать разговора, потому что плохо ко мне относится. Интересно, почему он ко мне так плохо относится? Я всегда с ним любезен. Непонятно, что он против меня имеет, но здесь явно что-то не так. Если бы кому-нибудь понадобился мой инструмент, я бы дал его без всяких разговоров. Почему он не хочет одолжить мне свой молоток, что я его съем, что ли? Да и вообще не понимаю, как можно отказывать людям в такой пустяковой просьбе? Вот такие-то люди и отравляют нам жизнь… Может, он решил, что, раз у него есть молоток, а у меня нет, значит, я у него в руках? Ладно, сейчас я ему прочищу мозги. Наш герой вскакивает, в ярости мчится к квартире соседа и звонит в дверь. Ничего не подозревающий сосед открывает дверь, но не успевает он произнести и слово «Здравствуйте», как на него обрушивается крик нашего героя: «Подавись ты своим молотком, ты, кретин!»».

Влияние на восприятие защитных механизмов:

Психологическая защита — это неосознанные процессы, проистекающие в психике, направленные на минимизацию воздействия негативных переживаний.

Ни саму действительность, ни людей и их характеры психологическая защита не меняет, но восприятие действительности искажает. Включая защитный механизм, человек, защищаясь от страхов, стремясь снять внутреннюю напряжённость, восстанавливает гармоничное состояние искусственно, что может помочь лишь временно успокоиться, но ситуация остаётся не разрешённой и душевное равновесие вновь страдает.

Защитные механизмы могут быть полезны.

Вред их заключается в том, что они: 

1. Избавляют временно от тревоги и дискомфортного состояния, но саму проблему не решают.
2. Не позволяют адекватно оценить реальные проблемы, как например, мы защищаем или оправдываем неблаговидные поступки любимых нами людей.
3. Загоняют наши страхи в подсознание, а истинные факты вытесняют из сознания, и могут деструктивно влиять на человека долгое время
4. Мешают в человеческом сознании праведное с неправедным: вместо того, чтобы обнаружить проблему и начать её решать, человек рационализирует её — находит благовидное объяснение и вместо устранения причин, усугубляет ситуацию. (Например, неприязненное отношение к собственному ребёнку вуалирует чрезмерной опекой)

Из трёх существующих линий защит (осознаваемые стереотипы, архетипные защиты и бессознательные), именно бессознательные чаще могут иметь негативное воздействие на объективность восприятия.

Бессознательная защита — психика не искажает только нетравмирующую нас информацию, что же касается тех слов, событий, действий других о отношению к нам, которые нарушают наше душевное равновесие и вызывают тревогу, то тут начинает работать бессознательная защита: «Каждый слышит то, что хочет услышать»

Виды бессознательных защит, искажающих восприятие действительности:

1. Избегание/бегство. Человек не уверен в том, что может справиться с каким-либо делом (что не является истиной) и предпочитает вообще не прилагать никаких усилий, либо направляет все свои усилия только на тот вид деятельности, который у него получается (хобби). Последствия — неумение конструктивно для себя взаимодействовать с социумом.

2. Отрицание. «Закрывание глаз» на проблему, что гораздо проще, чем её решать. Делать вид, что всё хорошо, тогда когда плохо. Последствия — случается то, о чём не позволяли себе думать, не решали возникающие проблемы вовремя. (Например, муж не замечает эмоциональной нестабильности жены, не пытается выяснить причину и решить проблему, в результате — развод).

3. Рационализация. Нахождение благовидных оправданий своим неблаговидным поступкам. При этом человек настолько рационализирует свою правду, что сам начинает искренне в неё верить. Последствия — проблема может усугубиться. (Например, в повести А.П. Чехова «Сахалин» герой убивает человека, оправдывая себя тем, что тот громко чавкал — являлся нарушителем этических норм.)

4. Подавление — «забывание» тех событий, чувств, эмоций, людей, которые нанесли нам психическую травму.  Например, человек забывает время встречи, на которую боится идти или на которой ему пришлось бы общаться с неприятными людьми. При подавлении внимание (неприятные мысли) может переключаться на что-то иное, более приятное, в отличие от вытеснения, где мысль полностью уходит в подсознание и становится недоступной.

5. Вытеснение. Много общего с подавлением. Отличие в том, что вытесняется в подсознание не всё, а только самая травмирующая часть события. (Например, сам факт конфликта помню, а его причины — не помню)

Естественно для психики помнить хорошее, но люди с особой чувствительностью склонны больше запоминать плохое, что часто приводит к депрессиям на фоне постоянных «прорабатываний» в голове мучительных воспоминаний из прошлого.

6. Замещение. Те желания, которые неприемлемы нашим кругом общения или социумом замещаются на то, что вписывается в социальные нормы. (Например, человеку хочется отомстить обидчику, но месть неприемлема, тогда в ход идут обидные шутки, оскорбления, язвительные комментарии с последующим самооправданием: «Я же шучу».

7. Проекция. Когда «в своём глазу бревна не увидать», но у ближних человек замечает именно те черты, которые присущи ему самому. (Например, завистнику кажется. что все вокруг завистливые, а корыстолюбивому — что все вокруг стремятся «урвать».

8. Идентификация/социальная мимикрия.  Человек присваивает чьи-то нравящиеся ему в другом качества себе. Также это может быть стремление быть похожим на значимую группу людей (это часто проявляется у подростков: «быть как все»). Существует также «идентификация с агрессией» — желание быть похожими на людей, от которых мы зависимы, например человек копирует агрессивное поведение своего обидчика с целью отыграться на тех, кто слабее него.

9. Отчуждение. Человек делит своё Я в травмирующих ситуациях на части и использует эти части в определённой последовательности. Отсюда выражение: «С ним осталась часть моей души»

10. Страх перед неизвестным. Боязнь узнавать и пробовать что-то новое. Проявляется в том, что человек постоянно с кем-то советуется в тех или иных вопросах, но при этом советов не приемлют, защищаются от них либо перебивая и отвечая на свои же вопросы, либо обвиняя советчика в некомпетентности, либо обещают воспользоваться советом, но не делают этого. Такие люди боятся использовать, узнавать что-то новое, чтобы не пришлось перестраивать себя, привыкать к чему-то заново. Им страшно начать сомневаться в том, что они раньше принимали за истину.

11. Искусственные психостимуляторы. Создают иллюзию того, что человек управляет своим состоянием, при этом проблемы также не решаются. Это алкоголь, наркотики, сигареты.

Как не идти не поддаваться искажённому восприятию, научиться видеть и анализировать действительность в её истинном свете?

Одним из действенным методом для самостоятельного анализа своего восприятия, является сознательное перемещение в реальность. Очень часто люди в своих мыслительных процессах застревают в фантазиях, не переходя этой границы. 

Необходимо остановиться и задать себе вопросы:

Например Вы думаете, что некомпетентны в своей профессии, т.к. коллега часто подвергает критике Вашу деятельность.

1.»В какой сфере я нахожусь так думая?

— В «Зоне своих фантазий»

2. «Насколько реальны мои умозаключения?» 

 — Я хорошо выполняю свою работу — показателем являются отличные результаты, отсутствие нареканий со стороны начальства и т.д — критика не конструктивна. В реальности со мною всё в порядке и дело в коллеге.

— Я совершила ошибку = я знаю на что стоит обратить внимание, в следующий раз не допущу. Вот тут/ в этом вопросе у меня не хватает знаний = я займусь самообразованием и заполню пробел .

Это сознательный переход в «зону реальности», где возможно найти конструктивные решения проблемы.

Если самостоятельно отличить фантазию от реальности сложно, то следующий вопрос себе:

3. Что необходимо сделать, чтобы понять/увидеть истину?

— Задать соответствующий вопрос соответствующему человеку,

— подождать и понаблюдать,

— создать ситуацию, в которой раскроется правда…

Каждый раз возвращайте себя в «Зону реальности»!

Благодарю за внимание к статье!

Виктория Спахова

Обратиться к психологу →

Related Posts

Вас пугают интересы вашего ребенка?

Вас пугают интересы вашего ребенка?

Оптимальное развитие. Ранняя юность 14(15) лет— до 18 лет.

Оптимальное развитие. Ранняя юность 14(15) лет— до 18 лет.

Оптимальное развитие. 13-15 лет. Кризис 13 лет.

Оптимальное развитие. 13-15 лет. Кризис 13 лет.

Оптимальное развитие. От 6(7) лет — до 12 лет. Кризис 7 лет.

Оптимальное развитие. От 6(7) лет — до 12 лет. Кризис 7 лет.

2 комментария

Добавить комментарий для Виктория Спахова Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Метки

БИБЛИОТЕКА ГОТОВИМСЯ К УРОКАМ ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ. КОРОНАВИРУС КАК ВЫБРАТЬ СПЕЦИАЛИСТА КАК ПЕРЕЖИТЬ НЕПРИЯТНОСТИ КОНФЛИКТЫ И РЕШЕНИЯ КПТ ЛЮБОВЬ. БРАК. ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ НАРУШЕНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ НЛП ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ О МОЗГЕ ОПТИМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ В ЧС ПМПК ПОДРОСТОК ПОЗНАЁМ СЕБЯ ПРОБЛЕМА-ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХИАТРИЯ ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ПСИХОСОМАТИКА РАБОТА С ЧУВСТВАМИ. ЭМОЦИЯМИ РАЗВОД И ДЕТИ РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЬНИКОВ РОДИТЕЛЯМ ШКОЛЬНИКОВ СКАЗКОТЕРАПИЯ СТРАХИ И ФОБИИ СУИЦИД ТЕХНИКИ ДЛЯ САМОРАЗВИТИЯ ТРУДНЫЙ РЕБЁНОК УПРАЖНЕНИЯ. ТРЕНИНГИ. ЗАНЯТИЯ УСТАНОВКИ ТРИГГЕРЫ ИСКАЖЕНИЯ ВОСПРИЯТИЯ ЦЕЛЬ УВЕРЕННОСТЬ ШКОЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ