Интеллектуализация как механизм психологической защиты

Интеллектуализация как механизм психологической защиты

Интеллектуализация: как работает этот механизм психологической защиты

Интеллектуализация в психологии – попытка бессознательно уйти от чувств, абстрагировавшись от фрустрационных факторов. Данный механизм психологической защиты считается более сложной формой изоляции. Различие заключается в том, что человек признает наличие определенных чувств, однако обесценивает их силу или влияние.

Интеллектуализация очень полезна в случае с излишним эмоциональным потенциалом. Она позволяет сохранять логику соображений и не потеряться (например, под воздействием паники).

Интеллектуализация — это естественный и здоровый способ саморегуляции. Не зря же у нас есть кора головного мозга. Однако при неправильном использовании, этот способ может сыграть злую шутку с тем, кто его использует. Мозг – сложно устроенный механизм, а хорошо развитый мозг – особенно, и может легко обхитрить своего хозяина.

(Пройти онлайн-тест на выявление своего защитного механизма вы можете по ссылке: тест на выявление психологических защит)

При интеллектуализации человек имеет доступ к своим переживаниям, может сказать про себя, что испытывает какие-то эмоции, но недооценивает их силу и значение. Используя эту защиту, человек как будто архивирует свои эмоции, сжимает их в плохо читаемый файл. Так, чувства становятся абстрактными и полноценное переживание их становится невозможным. В этом вся суть психологической защиты – спасти психику от катастрофического переживания, защитить от опасных чувств.

Эта защита чрезвычайно эффективна, и получает позитивное подкрепление, потому что поведение человека со стороны воспринимается как зрелое и надежное. Человек получает красивый образ себя, с которым потом так сложно расставаться (например, в кабинете у психотерапевта).

Плохие новости: если этой защитой злоупотреблять, обычно наступает момент, когда приходится разбираться. Связано это с тем, что не удается построить хорошие дружеские, коллегиальные и/или любовные отношения. Окружающие предпочитают держаться от таких «умных роботов» подальше.

Умение проявлять любопытство и любовь к ясности очень помогает таким людям переживать крушение своего идеального образа. Самое сложное другое — оживающие эмоции. Они выглядят как угрожающая бездна, как ящик Пандоры. Интеллектуализируйщий человек имеет доступ к эмоциям, но зачастую это лишь малая часть от переживаемых им эмоций, и обычно это сильно упрощенная картина. Как только такой человек прикасается ко всей мощи своих эмоций, он теряет опору на логику и переживает это как потерю себя. Потому что привык ассоциировать себя с образом умного, рассудительного, зрелого человека.

Чтобы устранить эмоциональные переживания, человек прибегает к помощи интеллектуальных ресурсов. Таким образом он заменяет переживание эмоции размышлением о ней и анализом (например, вместо настоящей любви – беседы о любви).

Другими словами, происходит нейтрализация чувств. Нередко человек с помощью подобного приема стремится оправдать свой «побег» от реальности.

Примеры защиты

Примеры реализации данного механизма наблюдаются в нашей жизни очень часто:

  1. в рассуждениях о достоинствах и недостатках объекта любви в момент необходимости выбора;
  2. избыточное разъяснение причин страха. При этом непосредственно чувство анализируется как бы отдельно от человека. Он может говорить вам о своих эмоциях без каких-либо интонационных и поведенческих подтверждений;
  3. услышав от собеседника «я сержусь», произнесенное совершенно спокойным тоном, или «мне страшно» от человека, который продолжает пить чай, знайте – сработала психологическая защита интеллектуализация.

По сути, и мы с вами в этот момент пользуемся интеллектуализацией – пытаемся рассказать важную информацию сдержанным языком психологических терминов

Знание сути и механизмов работы этой и другой защит может помочь сохранению душевного спокойствия человека в различных дискомфортных ситуациях. Если он допускает мысль о своем несовершенстве и недостатках, то становится на путь преодоления возникающих противоречий.

О других механизмах психологических защит вы можете прочесть здесь: Механизмы психологических защит

Виктория Спахова

Обратиться к психологу →

Related Posts

Оптимальное развитие. 13-15 лет. Кризис 13 лет.

Оптимальное развитие. 13-15 лет. Кризис 13 лет.

Оптимальное развитие. От 6(7) лет — до 12 лет. Кризис 7 лет.

Оптимальное развитие. От 6(7) лет — до 12 лет. Кризис 7 лет.

Оптимальное развитие от 1 -до 3х лет.

Оптимальное развитие от 1 -до 3х лет.

Как создать оптимальные условия для развития ребёнка до 1 года.

Как создать оптимальные условия для развития ребёнка до 1 года.

No Comment

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Метки

БИБЛИОТЕКА ГОТОВИМСЯ К УРОКАМ ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ. КОРОНАВИРУС КАК ВЫБРАТЬ СПЕЦИАЛИСТА КАК ПЕРЕЖИТЬ НЕПРИЯТНОСТИ КОНФЛИКТЫ И РЕШЕНИЯ КПТ ЛЮБОВЬ. БРАК. ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ НАРУШЕНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ НЛП ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ О МОЗГЕ ОПТИМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ В ЧС ПМПК ПОДРОСТОК ПОЗНАЁМ СЕБЯ ПРОБЛЕМА-ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХИАТРИЯ ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ПСИХОСОМАТИКА РАБОТА С ЧУВСТВАМИ. ЭМОЦИЯМИ РАЗВОД И ДЕТИ РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЬНИКОВ РОДИТЕЛЯМ ШКОЛЬНИКОВ СКАЗКОТЕРАПИЯ СТРАХИ И ФОБИИ СУИЦИД ТЕХНИКИ ДЛЯ САМОРАЗВИТИЯ ТРУДНЫЙ РЕБЁНОК УПРАЖНЕНИЯ. ТРЕНИНГИ. ЗАНЯТИЯ УСТАНОВКИ ТРИГГЕРЫ ИСКАЖЕНИЯ ВОСПРИЯТИЯ ЦЕЛЬ УВЕРЕННОСТЬ ШКОЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ