Эмоциональное выгорание педагога. Тренинг.

Эмоциональное выгорание педагога. Тренинг.

Цель: повышение уровня психолого-педагогической компетентности в области сохранения и укрепления педагогом своего профессионального здоровья.

Слайд-1-2 (скачать презентацию можно здесь)

Картинки по запросу выгорание педагога

Задачи:

  1. Информирование педагогов о проблеме эмоционального выгорания, его факторах, признаках и способах предупреждения.
  2. Самодиагностика степени подверженности эмоциональному выгоранию.
  3. Снижение эмоционального напряжения педагогов,  обучение техникам и приемам саморегуляции.
  4. Формирование мотивации у педагогов к сохранению психологического здоровья.

Оборудование: презентация, карточки к упражнениям

Участники: педагоги.

Время проведения: 20-30 минут

Ход тренинга:

  1. Теоретическая/вводная часть (презентация)
  2. Приветствие.

Я рада вас приветствовать сегодня здесь. Надеюсь, что наше занятие пройдет в приятной дружественной обстановке. Тема занятия-тренинга «Профилактика эмоционального выгорания педагога». Тема для всех нас близкая и знакомая, но я постараюсь в своём выступлении ориентироваться не только на теоретические и уже общепринятые знания, но и на собственные наблюдения (в том числе и диагностические).

Слайд-3

Каким образом я работаю с педагогами и откуда, собственно, могу определить наличие выгорания у коллег? Я проводила диагностики:

на изучение индивидуального стиля ПД, самооценки деятельности педагога (в формате запроса работы с аттестующимися учителями, но протестировала всех) и изучение психологической атмосферы в коллективе.  А также личные наблюдения на основе знаний признаков выгорания.

И вот какой вывод сделала о том, что же наиболее способствует выгоранию:

  • Родители чаще стали перекладывать воспитательные функции на педагога:

– в школе научат – мне некогда.

  • Преобразования в системе образования, постоянные требования поднимать планку, идти в ногу с прогрессом: приветствуется творческий подход, Сложно за всем этим успеть и возникает ощущение несоответствия. Появляются многочисленные страхи: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед контролем.
  • Упала престижность профессии, а значит, чаще происходят конфликтные ситуации с детьми, с которыми учителю не всегда под силу справиться.
  • Также оказывает влияние на эмоциональное состояние психологическая атмосфера в коллективе.

Состоянию эмоционального выгорания обычно соответствуют следующие признаки (вы их видите на слайде):

  • В области Чувства: усталость от всего, подавленность, незащищенность, отсутствие желаний, страх ошибок.
  • В области Мысли: о несправедливости действий в отношении себя, недостаточной оценки окружающими собственных трудовых усилий.
  • В области Действия: стремление быть замеченным или, наоборот, незаметным, стремление все делать очень хорошо или совсем не стараться.

Слайд-4

Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Он проходит три стадии (понаблюдайте за коллегами – их не сложно заметить):

  1. «Работа и больше ничего!». Она начинается приглушением эмоций: вроде бы все пока нормально, но… скучно и пусто на душе. Появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи. Возникает состояние тревожности, неудовлетворенности. Возвращаясь, домой, всё чаще хочется сказать: «Ну, не лезьте ко мне, оставьте в покое!»
  • «Мне все – равно!». Возникают недоразумения с учащимися. Профессионал начинает в кругу коллег пренебрежительно говорить о некоторых из них. Постепенно неприязнь переходит в с трудом сдерживаемую антипатию, а затем и вспышки раздражения. (Подобное поведение профессионала специалиста – это не осознаваемое им самим проявление самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.)
  • «Зачем я здесь?» Притупляются представления о ценностях жизни. Эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни. (По привычке такой человек может еще сохранять внешнюю респектабельность, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы, то ни было.)

 Слайд-5

Личность педагога претерпевает ряд таких деформаций:

  • негибкость мышления,
  • излишняя прямолинейность,
  • поучающая манера говорить,
  • чрезмерность пояснений,
  • мыслительные стереотипы,
  • авторитарность.

 Самодиагностика

Предлагаю Вам сейчас диагностику, которую использую с учителями — самостоятельно проверить нужно ли Вам начинать бороться со стрессом.

(На сайте вы можете пройти онлайн-тест на степень выгорания)

Тест «Нужно ли вам учиться бороться со стрессом?» (по А. И. Тащевой).

Инструкция: Ответьте «да» или «нет» на десять вопросов:

1. Часто ли вы чувствуете, что слишком устали, чтобы отвечать вниманием     на внимание со стороны окружающих?
2. Бываете ли вы вспыльчивы по пустякам?
3. Случалось ли вам чувствовать, что вы устали после отпуска (выходных, каникул) больше, чем до него?
4. Случалось ли вам  испытывать по вечерам ощущение. Что шея онемела, мышцы плеч    ноют, а в спине – тупая боль?
5. Испытываете ли вы головные боли от конфликтов в семье?
6. Приводят ли конфликты к нарушению пищеварения?
7. Бываете ли иногда слишком плаксивы или близки к слезам?
8. Предрасположены ли вы к астме или кожной сыпи и дают ли о себе знать. Когда вы эмоционально расстроены?
9. Приходилось ли вам испытывать внезапные приступы болезни как раз тогда, когда нужно было собрать все силы для решающего поступка.
10. Часто ли вам кажется, что вы тратите слишком много времени, на решение чужих проблем и у вас не остается времени на себя?

Посчитали положительные результаты, если их больше 4, пора задуматься о том, что стресс отнимает у вас слишком много сил, ресурсов, а значит – здоровья.

 Слайд-6

Вашему вниманию, на слайде, предлагаю небольшой перечень соматического

проявления состояний выгорания и способов борьбы с ними:

Психологическая причина болезни В каком органе проявляется болезнь Повторяйте себе несколько раз в день
Долгая неразрешенная эмоциональная проблема Высокое давление Я с радостью отпускаю прошлое, я спокоен
Самокритика, страх Головная боль Я люблю и одобряю себя
Ощущение обреченности, тяжелые мысли, горечь Желудок Я люблю себя. Я с радостью освобождаюсь от прошлого.
Черствость, отказ от радости Сосуды Я принимаю радость и хочу замечать все хорошее. Любовь наполняет меня с каждым ударом сердца.
Хроническое нытье Печень Я ищу радость и любовь, везде ее нахожу.

Таблица – это маленькая часть примеров соматических проявлений.

Если кого-то интересует эта тема, то можно найти труды авторов (их я рекомендую и учителям):

Слайд-7

«Слушай свое тело», «Пять травм, которые мешают быть самим собою» Лиз Бурбо,  «Депрессия и тело» Доктор Александр Лоуэн, «Психосоматические заболевания» Юрий Елисеев, Кулаков С. А. «Психологический практикум — Основы психосоматики», «Исцели свою жизнь» и др. книги Луизы. Хей….

Итак, допустим, учитель понял, что подвержен выгоранию, как же мы можем помочь ему с этим справиться. На занятиях с учителями (на любую тему) я даю, учу  методам саморегуляции и включаю упражнения направленные на обучение правильному расслаблению, техникам управления своим психоэмоциональным состоянием.

Слайд – 8

В результате саморегуляции могут возникать три основных эффекта:

  • эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности);
  • эффект восстановления (ослабление проявлений утомления);
  • эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности).

Слайд – 9

Рассмотрим качества, помогающие специалисту избежать профессионального выгорания Не будем на них особо останавливаться – они есть на слайде, а остановимся на том, что нужно, чтобы не выгореть.

Слайд – 10

Рекомендации по профилактике синдрома эмоционального выгорания:

  • Мыслите позитивно. Каждая жизненная ситуация подарена нам не случайно, несет свой жизненный урок, замечайте даже в самых трудных моментах -плюсы и возможности для вашего дальнейшего пути. Следует помнить, что истинной причиной  стресса являются не люди, не  разочарования, не ошибки, а то как вы к этому относитесь. Помните: «Кто волнуется раньше, чем положено, тот волнуется больше, чем положено».
  • Будьте внимательны к себе: это поможет своевременно заметить первые симптомы усталости.
  • Заботьтесь о себе: стремитесь к равновесию и гармонии, ведите здоровый образ жизни, удовлетворяйте свои потребности в общении
  • Высыпайтесь! Если нормальный режим сна нарушен в результате стресса, есть риск оказаться в замкнутом круге: стресс провоцирует бессонницу, а бессонница еще больше усиливает стресс.
  • Любите себя, хвалите себя, делайте  маленькие радости, комплименты.
  • Подбирайте дело по себе:сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.
  • Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она — не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.
  • Перестаньте жить за других их жизнью. Живите не вместо людей, а вместе с ними.
  • Находите время для себя, выделяйте достаточно времени для сна и отдыха. “Свободное время педагога -это корень, питающий ветви педагогического творчества» (В.А.Сухомлинский).
  • Формула выживаемости профессора В.М.Шепеля: на каждые 6 часов бодрствования должен приходиться как минимум  1 час, посвященный себесвоему отдыху, здоровью. Это время восстановления физических сил организма; время релаксации (расслабления); время катарсиса (чувственной разрядки, очищения), способ переключения мыслей (вместо переживаний и попыток быстро придумать, как исправить положение).
  • Научитесь жить с юмором.
  • Многие пытаются всюду успеть, делать больше, чем в их силах. Берегите себя,снизьте темп жизни! Разумнее делать меньше, но лучше, чем много, но плохо, а потом еще и переживать из-за этого «плохо».
  • Старайтесь без ущерба для здоровья пережить неудачу. Проблемы и трудности могут коснуться каждого, это норма жизни. Помните: «Жизнь ритмична, спады чередуются с подъемами».
  • Хобби.Обязательно найдите себе занятие по душе, не связанное с профессиональной деятельностью… Тогда стресс будет «приставать» к вам реже. Любая творческая работа может исцелять от переживаний: рисуйте, танцуйте, пойте, лепите,  шейте, вышивайте, конструируйте и т. п.
  • Привнесите новые эмоции, мысли и действия в свой обыденный день. Начните «Новый день — новое в обыденном». Вы возвращаетесь домой по одной и той же дороге, совершаете обыденные стереотипные поступки — в «Новый день» попробуйте совершить 10 новых поступков (например, возвращайтесь домой по другой дороге, по-новому попросите об остановке в транспорте и др.). Разнообразьте вашу жизнь: )
  • Позволяйте себе проявлять эмоции,иногда полезно просто выговориться.  Изображайте эмоции с помощью жестов, мимики, голоса;· мните, рвите бумагу; кидайте предметы в мишень на стене; попытайтесь нарисовать свое чувство, потом раскрасьте его, сделайте смешным или порвите; поговорите с кем-нибудь, делая акцент на свои чувства («Я расстроен..», «Меня это обидело..»).
Любите жизнь, и она обязательно ответит вам тем же!

Слайд – 11

Тоже не буду останавливаться, кто заинтересуется – возьмёт себе на заметку.

Музыка является одним из компонентов улучшения настроения Рекомендуются следующие музыкальные произведения:

  • при переутомлении и нервном истощении «Утро» Грига, «Полонез» Огинского;
  • при угнетенном меланхолическом настроении-ода «К радости» Бетховена, «Аве Мария» Шуберта
  • при выраженной раздражимости, гневе — «Сентементальный вальс» Чайковского;
  • при снижении сосредоточенности внимания — «Времена года» Чайковского, «Грезы» Шумана;
  • расслабляющее действие— “Лебедь» Сен-Санса, «Баркарола» Чайковского;
  • тонизирующее воздействие— “Чардаш» Кальмана, «Кумпарсита» Родригеса, «Шербурские зонтики» Леграна.

 Основная часть.

Каким же образом лучше понять себя, свои потребности и от чего отталкиваться в работе над своим профвыгоранием? Думаю, что ответить на эти вопросы Вам помогут сегодняшние наши занятия.

Чтобы наше занятие было более продуктивным, вспомните правила работы в группе, и давайте постараемся их соблюдать до конца тренинга.

Правила:

  1. Один говорит, остальные слушают
  2. принцип искренности
  3. принцип активности
  4. принцип здесь
  5. Ритуал приветствия

Цель: сплотить участников группы, создать атмосферу группового доверия и принятия;

«НИКТО НЕ ЗНАЕТ, ЧТО Я…»

Так устроен человек, что его внимание чаще выхватывает негативные явления в жизни, чем позитивные. Поэтому важно научиться его перенаправлять и замечать то хорошее, за что можно поблагодарить сегодняшний день.

Каждый из участников (по кругу или в произвольном порядке) дополняет фразу:

«Меня зовут Виктория, я благодарю сегодняшний день, за то, что он дал мне возможность поделиться с Вами опытом и получить обратную связь…»

Разминка

Цельобеспечить психологическую разгрузку участников.

Участники встают в круг. Инструкция: Знаете ли вы что такое австралийский дождь? Нет? Тогда давайте вместе послушаем, какой он. Сейчас по кругу цепочкой вы будете передавать мои движения. Как только они вернутся ко мне, я передам следующие. Следите внимательно!

  • В Австралии поднялся ветер. (Ведущий трет ладони).
  • Начинает капать дождь. (Клацание пальцами).
  • Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди).
  • Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам).
  • А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами).
  • Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам).
  • Дождь утихает. (Хлопки ладонями по груди).
  • Редкие капли падают на землю. (Клацание пальцами).
  • Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней).
  • Солнце! (Руки вверх).

Слайд — 12Упражнение «Зоопарк»

Цель: изучение  расстановки приоритетов в профессиональной деятельности.

Предварительная работапедагогам раздаются бланки с квадратами разных размеров.

1 этап. Вводный.

— Представьте себе, что вы работаете  смотрителем или директором зоопарка. В зоопарк привезли новых животных (обратите внимание на слайд):

1 —  лев (царь природы, хищник).

2 — пингвины (нужны особые условия, очень пугливы, отлично развито стадное чувство).

3- обезьяны (очень крикливые, от них много суеты и шума).

4 — панды (красивые, забавные, спокойные, но необходимо специальное питание).

5 — попугаи — (яркие, разноцветные,  постоянно хлопают крыльями, любят много разговаривать).

2 этап. Распределение животных.

Как смотрителю зоопарка вам необходимо расселить по клеткам этих животных согласно условиям их обитания, запросов в еде и популярности среди посетителей».

3 этап. Неизвестное животное.

Одна закрытая клетка оказалась без названия животного, находящегося в ней. Придумайте сами, что это за животное и поселите его в одну из оставшихся клеток. Ну а теперь, чтобы вашим животным не было скучно, раскрасьте клетки». Самостоятельную работу по раскрашиванию клеток  педагоги могут выполнять под негромкую, расслабляющую музыку.

4 этап. Анализ упражнения.

Слова ведущего: « Каждый вид животных ассоциируется у вас с людьми, которыми вам приходится работать. Подумайте, подпишите, кто из животных, которые вы расселили, больше всего похож в вашей жизни на:

 Слайд — 13

1 - директора,
2 - педагогов,
3 - родителей,
4 - детей,
5 - семью.

В зависимости от размера клетки и животного, находящегося в ней, вы уделяете тем или иным людям большее или меньшее внимание. Данное упражнение показывает расстановку ваших приоритетов в работе и семье. Неизвестное животное — это вы сами. Если вы «сидите» в клетке к стороне, ваша работа вас угнетает; если же вы в клетке посередине, вы — человек, которые старается контролировать все сферы своей профессиональной деятельности. Если же ваше животное — хищник, то вы по своей натуре — борец и у вас еще достаточно сил работать и преодолевать все преграды.. Если вы травоядное животное — то ваша работа забирает у вас слишком много сил и энергии, поэтому вам необходимо научиться расходовать свои силы».

Ведущий может также интерпретировать цвета клеток как эмоциональное отношение участников  к той или иной сфере их  профессиональной деятельности.

 Упражнение «Ковер сотрудничества и доброты».

Педагог-психолог просит участников встать в круг на расстоянии вытянутых рук.

Известно, что давным – давно на свете жил мудрец. Однажды он отправился в путь. Мудрец обошел всю Землю и удивился, насколько разными были эти люди, их характеры, привычки, желания и стремления. «Как непросто людям уживаться друг с другом, — подумал мудрец, — что бы такого предпринять, чтобы облегчить им жизнь?» И задумал он обойти добрых сердцем людей и связать их чудесной нитью. Воистину нить эта была уникальная. Те, кому мудрец передал чудесную нить, стали добрее, спокойнее, терпеливее. Они стали более внимательнее относиться друг к другу, стремились понять мысли и чувства ближнего. У них появилась способность протягивать невидимые нити к тем, кого они считают близкими и друзьями, соратниками и партнерами.

Педагог-психолог берет в руки моток пряжи (желательно золотистого цвета).

— Сегодня мы сможем соткать общий чудесный ковер сотрудничества и добра. Намотав нить на палец, мы будем передавать моток другому. Передавая моток, нужно сказать доброе слово. Это может быть комплимент, пожелание, выражение добрых чувств.

— начали.

Около последнего участника, стоящего в кругу, педагог-психолог отрезает нить от мотка и завязывает концы.

Таким образом, нить образует замкнутый круг. Сейчас вы ощущаете в своих руках чудесную нить, подарок мудреца. Давайте проверим, что может произойти, если каждый потянет ее на себя. Она натянется и врежется в руки. Такие отношения некоторые называют «натянутыми»… А если кто-то потянет нитьна себя, а другой не станет этого делать… Что будет? Давайте попробуем. Равновесие круга нарушается. Кто-то оказывается в более устойчивом положении, а кто-то совсем в неустойчивом. О таких ситуациях говорят: «Он тянет одеяло на себя». Некоторые люди предпочитают повесить эту нить себе на шею. Хотите попробовать? Те, кто сейчас сделали это, наверняка ощутили, как больно нить режет шею. Про такие ситуации люди говорят: «Посадил себе на шею». Давайте сейчас найдем такое положение и натяжение нити, которое для всех окажется наиболее удобным. И запомним это состояние каждой клеточкой нашего тела. Именно так мудрецы ощущают взаимосвязь друг с другом. Между нами протянулись нити. Достаточно нам пошевелить пальцами, как мы можем быть услышаны. Мудрецы называют это ЧУТКОСТЬЮ. Давайте сохраним это ощущение.

 Заключительная часть тренинга:

Подведение итогов

Цель: получение обратной связи по тематике текущего тренинга

Ведущий рассказывает притчу участникам.

Жил-был один молодой человек и очень ему не нравился современный мир, и он решил сделать все возможное, чтобы его изменить. Окончил школу с золотой медалью, институт международных отношений. Стал дипломатом и в меру своих сил старался изменить мир. Лет через 15 он с горечью заметил, что мир не изменился. Тогда он решил сузить пространство своего влияния, вернулся в свой родной город, вот здесь-то он сможет реализовать свои мечты: он построит людям новые дома. Улучшит материальное положение и т.д. Работал, не покладая рук. Но прошло лет 10, и он с сожалением заметил, что жизнь в городе, какой была, такой и осталась, люди не изменились. Тогда он решил воздействовать на членов своей семьи, изменить их. Но и через 5 лет он не увидел результатов своего труда. Тогда он решил измениться сам, он пересмотрел свои взгляды. Свое отношение к людям и с удивлением заметил, что изменились люди, окружающие его, изменился мир вокруг 

Рефлексия

Упражнение Изменения

Упражнение используется для подведения итогов тренинга, взаимный контроль участников повышает вероятность того, что полученные знания внедряться ими в реальную деятельность.

Описание. Все участники тренинга называют по очереди те изменения, которые хотели бы привнести в своё отношение к работе: «Я обещаю себе любимой больше внимания уделять своему хобби», или «Я обещаю себе не расстраиваться из-за неудач»…

Вопросы для обсуждения:

  1. Что вы почувствовали после упражнения? Изменились ли ваши чувства, настроение?
  2. Как вы считаете, в чём позитивное влияние такого упражнения для педагогов и способствует ли оно профилактике эмоционального выгорания?

Виктория Спахова

Обратиться к психологу →

Related Posts

СПОКОЙНЫЕ. КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ СПРАВИТЬСЯ СО СТРАХАМИ И ТРЕВОГОЙ

СПОКОЙНЫЕ. КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ СПРАВИТЬСЯ СО СТРАХАМИ И ТРЕВОГОЙ

Трудности в обучении у младших школьников и возможные причины

Трудности в обучении у младших школьников и возможные причины

Как убедить родителей пойти с ребёнком на ПМПК. Шпаргалка для педагога-психолога (Е.Абазян)

СКАЗОЧНЫЕ НАМЕКИ Сказкотерапия с несовершеннолетними правонарушителями в Шекснинской спецшколе

СКАЗОЧНЫЕ НАМЕКИ Сказкотерапия с несовершеннолетними правонарушителями в Шекснинской спецшколе

3 комментария

  1. Cпасибо большое за предоставленный материал. Очень полезный и интересный тренинг.

  2. Спасибо Вам огромное! отличный материал, очень полезен для меня и моих коллег!

Добавить комментарий для Виктория Спахова Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Метки

БИБЛИОТЕКА ГОТОВИМСЯ К УРОКАМ ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ. КОРОНАВИРУС КАК ВЫБРАТЬ СПЕЦИАЛИСТА КАК ПЕРЕЖИТЬ НЕПРИЯТНОСТИ КОНФЛИКТЫ И РЕШЕНИЯ КПТ ЛЮБОВЬ. БРАК. ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ НАРУШЕНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ НЛП ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ О МОЗГЕ ОПТИМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ В ЧС ПМПК ПОДРОСТОК ПОЗНАЁМ СЕБЯ ПРОБЛЕМА-ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХИАТРИЯ ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ПСИХОСОМАТИКА РАБОТА С ЧУВСТВАМИ. ЭМОЦИЯМИ РАЗВОД И ДЕТИ РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЬНИКОВ РОДИТЕЛЯМ ШКОЛЬНИКОВ СКАЗКОТЕРАПИЯ СТРАХИ И ФОБИИ СУИЦИД ТЕХНИКИ ДЛЯ САМОРАЗВИТИЯ ТРУДНЫЙ РЕБЁНОК УПРАЖНЕНИЯ. ТРЕНИНГИ. ЗАНЯТИЯ УСТАНОВКИ ТРИГГЕРЫ ИСКАЖЕНИЯ ВОСПРИЯТИЯ ЦЕЛЬ УВЕРЕННОСТЬ ШКОЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ