Домашняя работа для школьников

Домашняя работа для школьников

Наступил новый учебный год, и тема домашней работы учеников стала наиболее актуальной. В этой статье я хотела бы выделить основные моменты, на которые предлагаю родителям обратить свое внимание и излагаю рекомендации психологов по организации системы выполнения домашней работы.

Итак, первое, с чем нам нужно согласиться — большинство детей НЕ ЛЮБЯТ домашнюю работу. Нужно принять это, как факт и перестать стараться сделать все возможное, чтобы ребенок ее полюбил. Задача родителей сфокусироваться на том, чтобы ребенок ее выполнял, помочь ему организовать ее выполнение, наладить систему.  Многие родители воспринимают домашнюю работу, как родительскую задачу. И чувствуют огромную ответственность за выполнение домашнего задания, поэтому родители используют ультиматумы, скандалы, кричат, подкупают ребенка, обещая ему что-то купить, ограничивают, наказывают, постоянно контролируют.  Большинство этих методов не работает, потому что все это говорит о том, что мы чувствуем огромную ответственность за то, чтобы ребенок сделал домашнее задание, и мы постоянно весь этот процесс  проталкиваем. Ребенок при таком поведении родителей понимает, что у него нет никакой ответственности. Он знает, что все равно вы его отловите, посадите, заставите, поможете. Наша ответственность, как родителей, помочь ребенку организовать и наладить процесс и настроить определенную систему, чтобы были определенные правила, о которых Вы с ребенком договариваетесь, и Вы начинаете железно этим правилам следовать.  Также очень важно помнить о том, что включить ребенка в работу можно, говоря с ним в позитивном ключе, с уважением и с интересом, с верой в него, без оценок, без критики, без подзатыльника.

Рабочее место ребенка

Ребенок должен чувствовать себя комфортно, ему должно быть удобно сидеть за столом, за которым он делает домашнее задание.  Ноги должны стоять на полу. Если ноги болтаются в воздухе, нужно найти подставочку, чтобы у ног была опора. Свет на тетрадку и учебник должен падать слева, чтобы не отбрасывалась тень. Если Ваш ребенок – левша, то свет должен падать справа. В квартире не должно быть громких, отвлекающих ребенка звуков. Телевизор, компьютер должны быть выключены. Телефон поставить на виброрежим. Можно поставить тихую, спокойную музыку без слов. Это может быть либо инструментальная, либо классическая музыка, например, клависинная музыка Баха, Мендельсона. Классическая музыка благотворно влияет на работу головного мозга, улучшает работоспособность и  физическое здоровье. Поинтересуйтесь у ребенка: «помогает ли ему музыка или мешает?». Место занятий ребенка должно быть обязательно одним и тем же, об этом нужно договориться с ребенком. Задача родителей – помочь ребенку организовать такое место. На столе должно быть достаточно места, чтобы разложить весь материал, учебники и тетради. Помогите ребенку содержать стол в порядке и привлекайте его к этому тоже.

Время для уроков.

Садиться за уроки сразу после прихода из школы нельзя. Вообще, если Вы дома и ребенок приходит со школы, встречайте его, не расспрашивая сразу про его оценки и успехи. Ребенок должен почувствовать, что Вы ему рады, что Вы не озабочены тем, что у него случилось в школе. Просто проявите радость, представьте, как будто бы пришел Ваш друг или подруга, которой Вы рады. У ребенка не должно сформироваться ощущение, что школа – это все, что Вас волнует. Дома ему нужно время, чтобы эмоционально психологически разгрузиться и отдохнуть от школы. Час-полтора после школы ребенок должен отдохнуть, а уже затем садиться делать уроки. Во вторую смену, ребенок приходит совсем поздно. Тогда он может делать уроки в первой половине дня до школы. В школе полного дня ребенок делает уроки на продленке и при участии учителей. Ребенку можно напомнить о том, сколько времени он может отдохнуть, потому что у Вас с ним будет договоренность, во сколько ребенок садиться за уроки. Вы можете сказать ему, что у тебя столько времени впереди, и ты можешь все это время отдыхать и заниматься чем-то, но не с телевизором и не с компьютером.

Как договариваться с ребенком о времени – спросите у ребенка, в какое время, как он считает, нужно садиться за уроки. Очень важно, чтобы ребенок принял активное участие в планировании времени начала уроков. Если то, что говорит ребенок, Вы считаете неприемлимым, вы продолжаете дальше вместе спокойно обсуждать этот вопрос.  Объясните ребенку подробно, почему нужно выбрать другое время. Когда ребенок, что-то предлагает, обязательно говорите вслух, что Вы его понимаете и слышите. Как только вы договорились с ребенком о времени, можно написать график или написать табличку на каждый день, в котором будет зафиксировано, в какое время ребенок садится за уроки. Если это будет одно и то же время из дня в день, то можно написать на листочке формата А4 жирным цветным фломастером, что «в 16.00 я сажусь за уроки». Когда у ребенка кружки и секции, расчертите на листочке пять дней либо шесть дней и напишите время. Сделайте это вместе с ребенком, не за него. Кружки и секции – это отдых, это смена деятельности, ребенок отдыхает в это время.

Когда выбирается время для ребенка, очень важно придерживаться этого времени изо дня в день, потому что детям нужна структура и предсказуемость. Сначала ребенок может сопротивляться, нужно дать время, чтобы ребенок привык и начал следовать расписанию.

Если ребенок, попадая в комнату, забывает про все, перенесите все дела на бумагу (можно использовать разные цвета): 1. Повесить форму (одним цветом). 2. Собрать портфель (другим цветом) 3. Помыть руки и т.д. Можно разрисовать смешными личиками, потому что зрительные  напоминания очень важны. Эти списки и веселые надписи помогают Вам освободить себя от необходимости ребенку что-то напоминать.

Перед началом уроков попросите ребенка написать время, когда он планирует закончить уроки. Попросите сделать это по каждому предмету либо в целом по домашнему заданию.  Предложите ребенку не просто сказать, а написать, потому что это поможет ему спланировать и собраться. Вы не критикуете ребенка, не иронизируете, не обесцениваете: «Да ладно никогда так рано не заканчивал, это какая-то нереалистичная цифра». Проявите уважением: «Да, хорошо, т.е. получается полчаса. Вот стоит будильник, время пошло».

Спросите, нужна ли ребенку ваша помощь, чтобы напомнить о том, что пришло время садиться за уроки? Или он сам в состоянии следить за часами? Это обязательно нужно спросить. Ребенок может сказать: «нет, не нужно, я сам». Или наоборот «да, напомни мне». Если ребенок просит Вас не напоминать ему, скажите ему: «Давай тогда договоримся, что завтра я не буду напоминать тебе о домашней работе, мы с тобой обсудили, ты знаешь, в какое время тебе нужно самому сесть, чтобы все успеть, и чтобы у тебя еще оставалось время. Если тебе нужна будет моя помощь, подходи ко мне. Я сама к тебе завтра подходить не буду.  Я полностью доверяю тебе и уверена, что у тебя получится.»

Если Вы договариваетесь о том, что Вы напомните ребенку. Вы можете спросить у него, как он хочет, чтобы Вы ему об этом напомнили. «Я тебе напомню с радостью, но мне не хочется тебе повторять одно и то же по много раз.  Поэтому ты мне скажи, что завтра тебе сказать, чтобы одного раза тебе хватило. Научи меня, какие слова – вот я подойду и что должна сказать или сделать? Подыграйте ему здесь немного. Вы можете придумать какой-то веселый жест, который будет понятен только Вам двоим, и который будет означать «пора садиться за уроки». Для детей 1-3 класс можно придумать свой секретный сигнал. Вы включаете ребенка в процесс, он должен подумать, как ему мама должна напомнить, что она должна сказать и как. Не говорите ребенку много раз, вы приучаете ребенка к тому, что Ваши слова ничего не значат. Вам нужно дать ему понять, что то, что Вы говорите, Вы говорите сейчас, и больше Вы говорить об этом не будете. И, действительно, не говорите больше. Обязательно нужно научиться это делать. Поэтому, когда наступило время напоминать, если ребенок попросил напомнить, Вы ему говорите: «Мы вчера с тобой договаривались об определенном времени, в которое ты хотел делать домашнее задание. Мы говорили, что я напомню тебе один раз. Я пришла и напоминаю. Больше подходить к тебе не буду. Это твоя учеба, твои оценки и твоя успеваемость».

Используйте формулировку «Когда …. Тогда»

Очень важно использовать формулировку «когда, тогда».  «Ты сможешь пойти гулять тогда, когда домашняя работа будет выполнена» или «ты сможешь посмотреть телевизор тогда, когда домашняя работа будет сделана», «ты можешь поиграть в планшет тогда, когда домашняя работа будет сделана». Это отличается от того, когда Вы говорите «если ты сделаешь то, тогда будет то».  Потому что, «если . . .то» — звучит для ребенка как торг. Формулировка «Когда . . . тогда» очень мягкая и щадящая. Она показывает ребенку последовательность событий, что одно событие наступает после другого. В этом случае Вы на ребенка не давите, вы его не наказываете, Вы не угрожаете у него ничего отнять. Вы просто объясняете, что какое-то желаемое событие наступит тогда, когда ребенок выполнит то, что он должен сделать.

Логические и естественные последствия

Родителям сложно снять с себя ответственность, но сделать это необходимо. Нужно отпустить ситуацию и посмотреть, что будет. Прежде всего родителям стыдно и неловко за то, что ребенок не выполнил домашнее задание. Мы переживаем за ребенка его эмоции и не оставляем ему никакого шанса эту ответственность почувствовать.  И для того, чтобы ребенок хоть что-то взял, мама должна хоть какую-то ответственность со своих плеч снять и отдать ребенку. Для этого нужно дать возможность ребенку ощутить естественные последствия. Возможно, ему будет стыдно, возможно, он получит замечание или двойку. Может и пронесет в первый раз. Обязательно разберите с ребенком последствия его поведения: «Смотри, ты не сделал уроки, сегодня тебе повезло, но в следующий раз может так не повезти.»

Кроме естественных последствий существуют логические последствия, которые Вы устанавливаете для ребенка – не сделал уроки, не погулял и не поиграл. Естественные последствия наступают естественно: он не сделал уроки, его спросили, он получил двойку. Логические последствия – это такие, которые родитель сам назначает в случае, если ребенок не сделает чего-то, что сделать необходимо. Применение формы логических последствий отличается от наказания тем, что наказание обычно наступает неожиданно и бывает очень обидным. Дети на наказаниях не учатся. А на логических последствиях ребенок учится. Например, когда ты сделаешь уроки, тогда ты пойдешь гулять. Если не сделал, не пошел гулять. Если ребенок начинает плакать,  важно не злорадствовать, не молчать, не игнорировать ребенка, а подойти и сказать: «Я понимаю, как тебе обидно, я тебе очень сопереживаю, мне хочется, чтобы эта ситуация больше не повторилась. Давай подумаем, как так получилось и как сделать, чтобы эта ситуация больше не повторилась. Мы с тобой договаривались, когда ты сделаешь ДЗ, тогда ты пойдешь гулять – договаривались.  Мы с тобой назначили определенное время, когда ты это сделаешь, договаривались. Мы договорились, если ты не сделаешь, не пойдешь гулять – договорились. У тебя был выбор – был». Очень важно, чтобы ребенок понимал, что у него был выбор. Со временем он начинает понимать, что не вы виноваты. Винить некого. Вы его предупредили заранее. Эта ситуация была у него в руках. Он мог сделать по-другому. И наступили определенные последствия, о которых вы его предупредили. И в следующий раз Вы можете ему напомнить: «А помнишь, в прошлый раз как ты плакал, потому что не погулял и не поиграл. Ты можешь сейчас это все исправить».

Вы не позволите сформироваться системе невыполнения ДЗ. Вы устанавливаете с ним определенные договоренности: «если у тебя будет одна двойка в неделю или несколько троек в неделю, то . . .» Вы устанавливаете правила с ребенком, где его поведение лишает его чего-то желанного, чего-то, что он ждет и любит делать в случае, если, например, он два или три раза в неделю не сделал уроки. Т.е. Вы не каждый раз над ним стоите, а Вы говорите о том, что ему будет делать нельзя. И Вы смотрите дальше, что ребенок любит делать, что он ждет с нетерпением, и Вы его заранее предупреждаете.

Позвольте ребенку один-два раза столкнуться с последствиями, чтобы ребенок увидел и понял, что Вы не шутите, что Вы не будете постоянно напоминать и заставлять и ругать, кричать. Вам постоянно нужно говорить, что «это нужно тебе, я напоминаю тебе один раз».

Когда ребенку ничего неинтересно

Если ребенок говорит, что не хочет учиться, ему это неинтересно, то Вы сначала присоединяетесь к чувствам ребенка: «Я понимаю,  что не хочется учиться, что ничего неинтересно. Как же так получилось у нас с тобой, что ничего неинтересно? Я помню тебя в детстве, тебе это было ужасно интересно, у тебя был такой огромный интерес. А есть что-то такое в жизни, что тебе было бы интересно делать, но мы это как-то не делаем? Ну хоть что-нибудь». Найдите хоть что-то, начните перебирать: а интересно ли тебе вот это или вот это? Обычно ребенку ничего неинтересно, когда он увлечен компьютерными играми или очень много смотрит телевизор. Либо когда сильно нарушен контакт с родителями, и он не хочет выходить на контакт, открываться. У ребенка должна быть какая-то увлеченность, что-то должно его восторгать, увлекать.  Попробуйте ему предложить собирать коллекцию, спичечные коробки, марки, монеты. Нужно нащупать зону интереса у ребенка. Кроме того, объясняйте ребенку: «Я понимаю, что тебе неинтересно это, бывают такие периоды в жизни, но есть вещи, которые необходимо делать. Какой у нас с тобой есть выход?  Что ты мне предлагаешь: забрать документы из школы. Давай, я забираю документы из школы, ты остаешься дома. Как  ты думаешь, на что будет похожа твоя жизнь? Ты будешь взрослеть, расти, как ты будешь писать? Кто тебя грамоте научит? Как ты будешь работать? А путешествовать? Представляешь, как это интересно. Чтобы путешествовать нужно и язык знать, и зарабатывать.» Вы можете поговорить с ребенком по-человечески, не нужно причитать или запрещать ему говорить о том, что ему неинтересно или повторять , что надо учиться. Просто порассуждайте с ребенком, покажите ему выгоды от того, что он учится.

Телевизор и компьютер

Если ребенок считает, что отдых – это телевизор или игра в планшет, он может считать все, что угодно. Пусть он так считает. Вы, как мама, должны донести до него, что Вы не считаете, что это отдых, и Вы своим родительским решением вместе с папой отменяете такой отдых. Вот и все. Глаза у ребенка не отдыхают, когда он смотрит в телевизор или играет в планшет. Он сильно напрягается, внимательно смотрит, передачи по телевизору могут сильно эмоционально разбалансировать. А вообще планшет и телевизор являются идеальными рычагами к тому, чтобы ребенок сделал быстрее то, что ему не очень хочется, но надо, чтобы у него появилось что-то приятное. Поэтому этот рычаг можно использовать: «Когда сделаешь уроки, тогда поиграешь в планшет». Помните о времени, проведенном за игрой. Играть в планшет можно не более 15-20 минут. Даже 30 мин – это много, это его просто затягивает, ему хочется все больше. Допускаются только развивающие игры и обучение языку. Остальные игры – это потеря времени. Это переходит в игровую зависимость, а это страшная вещь. Возможность ограничить время за планшетом у родителей есть всегда. Телевизор можно посмотреть по индивидуальному расписанию. 1-2 класс 30 минут не больше.  Не бойтесь ограничивать ребенка в этом занятии, у него больше времени высвободиться на что-то продуктивное и полезное.

Ваша позиция должна быть железной против компьютера. Вы можете сказать ребенку: « Я понимаю, что тебе это правило не нравится, ты можешь обижаться и сердиться на меня, но я – твоя мама, и я беспокоюсь за тебя, люблю тебя, и то, что я делаю, я делаю из состояния любви и заботы о тебе, может быть пока тебе это непонятно, тебе кажется, что я делаю тебе назло или хочу тебе причинить вред, но я очень тебя люблю и я знаю, как сильно тебя отвлекает компьютер от того, что необходимо сделать. Поэтому я устанавливаю такие правила.»

Когда ребенок хитрит, как реагировать?

Если ребенок переводит стрелки часов для того, чтобы отсрочить время начала выполнения домашнего задания, Вы можете сказать «Я знаю, что ты можешь переводить стрелки часов, это твое личное дело.  Твои уроки нужны тебе, я не мне. Ты можешь до бесконечности переводить стрелки часов, но когда за окном будет темно и на всех часах в доме будет 9 или 9.30 вечера, ты пойдешь спать».  Он должен понять, что он не Вас обманывает, а прежде всего себя. И это не Вам нужно, а ему.

Зеркало

Есть такой подход, который называется «зеркало» — дети школьного возраста достаточно сознательные, чтобы его понять. Вы говорите ребенку: «Меня очень обижает, что я прошу тебя вот это сделать, а ты совершенно не реагируешь на мои слова, мне обидно и я очень расстроена, что сложилось так. Я устала от этой ситуации и больше не хочу тебе повторять много раз. Я хочу тебе показать, каково это, когда ты меня игнорируешь (это не может быть в ситуации, когда ребенок вчера что-то не сделал, а Вы ему эти слова говорите)». У ребенка прямо сейчас должна быть какая-то актуальная задача, о которой Вы его просите, например, застелить постель, собрать портфель.  «Давай договоримся, пока ты вот так игнорируешь мои слова, я точно также будут игнорировать твои просьбы и не обращать внимание на твои потребности, потому что я устала быть доброй мамой, которая все для тебя делает, старается, а ты абсолютно меня игнорируешь. Поэтому, пжста, живи, параллельно, но когда ты будешь подходить ко мне с какими-то вопросами и просьбами, я точно также буду не обращать внимания на твои слова.» Вы ему говорите это очень спокойно и по-дружески. Некоторые дети сразу напрягаются и говорят: «Ладно, ладно, я сейчас сделаю» и идет и делает. Некоторые дети думают, что в очередной раз мама что-то там бормочет, и все равно ничего не изменится. И ребенок продолжает не делать то, о чем Вы его просите. Он быстро забывает об этих словах и подходит к маме. И здесь важно, Вы не просто игнорируете его молча, потому что ребенок ничему не научиться, это будет просто бестолковая месть. Вы ребенку говорите: «Я не буду реагировать и откликаться на твою просьбу, потому что ты не делаешь то, что я тебя прошу. Вот там лежит твоя форма, ее нужно повесить. Когда ты это сделаешь, тогда я буду реагировать на твою просьбу». Ребенку это нужно разжевать и объяснить. Ваша цель – чтобы он понял, что Вы имеете ввиду то, что Вы говорите. И если он не сделает то, о чем Вы его просите, он просто останется без маминого внимания и без помощи. Доведите эту ситуацию до конца. Он может уйти и снова к Вам подойти с каким-то вопросом или просьбой. Он даже может сказать: «Мама, извини». Вам главное, чтобы он сделал то, что Вы его просите, только после этого Вы откликаетесь на его просьбу. Но каждый раз, когда он подходит, Вы ему говорите и объясняете снова и снова. Это получается небольшой пин-понг. По опыту на третий раз ребенок напрягается и понимает, что Вы не шутите. И он понимает, что это не очень приятно, когда не делают то, что он просит. Они могут топнуть ногой, швырнуть вещь, в сердцах, но самое  важное, что он это сделал, неважно с каким чувством. Пусть проявляет злость и недовольство, но когда он это сделал, скажите: «Молодец, спасибо, ты это сделал, мне очень приятно, теперь я сделаю то, о чем ты меня просишь». Вы как в зеркало ребенку показываете, как это неприятно. В следующий раз ребенок уже будет знать, что если он не делает то, о чем Вы его просите, то и Вы не будете делать.  Этот способ равноправный, Вы показываете, что мы с тобой в этой ситуации равны, проявляете уважение. Этот метод можно применять с 4х лет не раньше.

Мотивация похвалой

Когда Вы открываете тетради ребенка, обязательно найдите то, за что ребенка можно отметить и похвалить.  Даже если работа сделана не качественно и не вся, найдите то, что сделано хорошо и найдите возможность за это похвалить. Не нужно преувеличивать: «Какой ты молодец, все так хорошо сделал!» Найдите именно то, что действительно хорошо получилось – одна буква в строчке или слово красиво написано. Вы можете сказать: «Ты сделал не все, ты сделал вот это и вот это. В этом ты — молодец! У тебя получилось». Вы все время стараетесь найти что-то, за что ребенка можно отметить. Когда дети слышат от родителей, что у них получается, и что их хвалят, у них как бы появляется второе дыхание, им хочется еще лучше, еще больше.  Им хочется стараться дальше, у них появляется мотивация. Поэтому постарайтесь справляться с Вашим раздражением. Старайтесь в позитивное русло перенаправлять ваши диалоги: «Я знаю, что у тебя получится. Ты – способный мальчик! Ты можешь, если ты захочешь. Я рядом, я тебе помогу. Давай еще чуть-чуть. Давай отдохнем.» Говорите ему о том, что у него все получается по-тихонечку. Родители, как правило, говорят «ты не стараешься, ты неаккуратно делаешь». Говорите, наоборот, «Ты стараешься, я вижу, может быть тебе непросто, но я вижу, что ты прикладываешь усилия. Молодец, вот это у тебя хорошо получилось, старайся еще чуть-чуть».  Постоянно делайте вербально описание поведения ребенка, которое Вы хотите в нем увидеть и получить по результату. Обратная связь при выполнение домашней работы помогает ребенку сформировать позитивную установку на выполнение домашнего задания. На формирование такого отношения нужно время, помните про пословицу: «Вода и камень точит»,  продолжайте это делать из дня в день, и Вы обязательно увидите положительные результаты.

С чего начать домашнее задание?

Для позитивного и приятного старта начинать нужно с простого. Это даст ребенку ощущение того, что у него получается. Подумайте, пжста, Вы бы хотели, чтобы ребенок, когда начинает делать уроки, испытывал подъем, воодушевление, приподнятое настроение, радость?  Или испытывал бы сложность и изо всех сил оттягивал? Дети откладывают тогда, когда что-то трудно и сложно сделать. Это их очень удручает и расстраивает. И им это делать не хочется. Поэтому рекомендация психологов, что с самого сложного начинать выполнять задания нельзя. У любого ребенка на выполнение трудного задания уходит много времени, он устает и начинает чувствовать себя неуспешным и ничего не знающим и не умеющим. И тогда гораздо проще вообще отмахнуться от домашнего задания, чем мучиться с ним. Поэтому воодушевите ребенка и скажите о том, что начинать лучше с простого, с самого любимого. Дайте ребенку возможность самому выбрать, с чего он хочет начать. Предложите ему начать с того, что ему больше всего нравится и лучше всего у него получается.  Сказать: «Давай выберем, что тебе проще всего, что тебе интересно, что легче всего, что ты щелкаешь, как орешки. Выбери сам, с чего ты хочешь начать, что у тебя больше всего получается, что ты хочешь сделать. И у тебя настроение сразу поднимется и тебе будет даже самому приятнее и проще.» Есть дети, которые сознательно выбирают начать со сложного. Если они выбирают сами, такая у них особенность, то не нужно их переориентировать. Но в целом, подскажите ребенку, помогите ему начать с легкого. Легкое он сделает быстрее, и у него будет ощущение, что у него получается.

Посторонние мысли

Как помочь ребенку освободить голову от посторонних мыслей и не отвлекаться во время выполнения ДЗ? Обычно бывает так, что ребенок зависает, начинаете о чем-то думать, что разглядывает, начинает о чем-то говорить, отвлекаться. У детей есть такая рассеянность. Что можно ребенку предложить? Пусть у ребенка будет блокнот, куда он записывает разные мысли, которые приходят к нему в процессе выполнения заданий. «Кому позвонить, что сказать маме, что сделать, О чем попросить, что найти и т.д.» — записывает в блокнот. Можете купить с ним вместе блокнот либо как подарок – забавный и веселый. Он лежит рядом с ребенком в процессе выполнения домашнего задания. И Вы ему должны сказать: «Давай договоримся, ты вспомнил, позвонить какому-то однокласснику или что-то не забыть  сделать или что-то найти или вспомнил, какой-то разговор».  Ты открываешь и записываешь в блокнот: «позвонить Саше или я сейчас вспомнил, как я ходил на футбол с папой и т.д. Все, ты мысль написал, голову освободил, продолжаешь». Это дает ребенку ощущение некоторого контроля над своим потоком мыслей. И ощущение того, что он может как-то с этим справится.  Вам нужно ему помочь по-началу, потому что у него нет такой привычки. И ему сначала будет делать сложно. Поэтому Вы не раздражайтесь. Видите, что он завис, отвлекся: «Ты о чем сейчас думаешь? Напиши, пжста, в этот блокнот». Открывай и пиши: «Кино, друг, линейка и т.д.»  Записал, закрыл, когда будет перерыв или ты доделаешь задание, ты сможешь открыть блокнот и вернуться к этим мыслям. И подумать и сделать. Подписать блокнот: «Блокнотик для моих мыслей во время ДЗ» и веселую улыбочку. Ребенку нужно помогать первое время и не ругаться на него, не говорить «Опять ты завис, опять ты где-то в облаках, ну сколько можно». А наоборот: «Ты о чем сейчас думаешь? Ты где? Ау». Щелчком, о чем подумал: «Вот блокнотик». Он может не написать то, о чем он думает, а нарисовать значок – детям это оченб нравится. Вы можете предложить нарисовать какой-то символ, который только он поймет, и который ему зашифрует то, о чем он сейчас думал. И старайтесь, когда он отвлекается, вместо того, чтобы говорить «не»:  «не отвлекайся, не смотри в окно», наоборот, говорите, что ему делать: «смотри сюда, поверни голову ко мне, глазки в тетрадку, возьми ручку». Вы даете ему небольшие инструкции, и ребенок начнет реагировать, потому что Вы его сразу направляете на действие. Первое время детям необходима такая помощь. И детям очень нужен вот такой внимательный и терпеливый помощник, включение в работу и контроль.

Перерывы

Перерывы нужно делать обязательно. В туалет может встать и пойти. Мы взрослые не можем работать без перерывов. Детям они тоже необходимы. Работа над ДЗ должна проходить с такими же уроками и переменами, как это происходит в школе, только такие уроки длятся меньше, чем в школе, потому что ребенок устал в школе за целый день. Поэтому Вы можете договариваться с ребенком: 15-20 мин. Делаешь уроки, а потом у тебя 5-10 минут перерыв – ставите перед ребенком будильник. И в этот перерыв ребенок может делать все, что хочет, только не сидеть. Он может пойти, поразмяться. Объясните ребенку, что когда у тебя будет перерыв, нужно обязательно подвигаться. Вы можете открывать окошко в комнате. В «переменки» ребенку обязательно нужно подвигаться, снять мышечную усталость, выпить сока или съесть яблоко. Чем старше ребенок, тем длиннее становится «урок». Во время перерывать можно повозиться с ним немножко, побороться, пощекотать, чтобы он мог переключиться с умственной деятельности на физическую: покажите несколько движений – давай с тобой вот так ручки сделаем, давай я тебе ручки помассирую. Можете помассировать ему плечики. Это создает очень теплый контакт между Вами, у него ощущение Вашей близости и тепла. Вам это поможет не сердиться и не заводиться.  Помогайте ребенку активно проводить перемену. Если он начинает рисовать, это не отдых, потому что он продолжает сидеть. А детям сложно сидеть неподвижно. Ребенок не будет бегать туда-сюда, если он знает, что у него через 15 мин будет небольшая разминка. Можно поставить веселую музыку и попрыгать, потанцевать с ребенком. Детям очень нравится, у него поднимется настроение. И уроки не будут связаны с какими-то неприятностями или конфликтами, со скукой. Он будет знать, что есть какие-то веселые перемены, когда мама меня помассирует или я с папой поборюсь или я могу попрыгать под музыку. Это может казаться странным. Но это из практики – родители, которые это применяют, говорят о том, что у ребенка повышается тонус, настроение. Он становится более игривым, позитивным, ему приятнее вернуться за уроки, потому что он чувствует, что в этих уроках есть какой-то маленький элемент радости. Если Вы знаете, что собрать ребенка будет сложно после активного отдыха, можно его просто помассировать. Чем старше ребенок, тем длиннее у него может становиться урок.  В возрасте 11 лет ребенок 30 мин работает, 10 мин перерыв. В 15 лет можно и 40 мин работать, 10-15 мин перемена, как обычно в школе. Поговорите и обсудите эти моменты с ребенком. С подростком в разговоре нужно воззвать к какой-то взрослой части. Поговорите с ним, как взрослый со взрослым, друг с другом. Начиная с 13 лет ребенка очень сложно контролировать, с ним нужно договариваться и взывать к его взрослому Я, разговаривая с позиции равных.

Дополнительные задания

Не перегружайте ребенка дополнительными заданиями.  Психологи говорят о том, что вредно давать ребенку дополнительные задания и нагрузку. Дома с ребенком нужно делать только то, что задано в школе. Перегружать ребенка не нужно. В этом не будет проку. Жизнь ребенка не может состоять только из одной умственной деятельности.

Темп ребенка

Придерживайтесь темпа ребенка. Психологи говорят, что когда ребенка поторапливаешь и подгоняешь, это создает нервозность и мешает ребенку сосредоточиться.  При постоянном повторении: «Быстрее, быстрее» — у ребенка возникает внутреннее беспокойство. И он уже не может сконцентрироваться и быть внимательным. Быстрее можно заменить на «посмотри сюда, обрати внимание на это, еще 10 мин поработаем, и будет перерыв». Часто дети отвлекаются, потому что они действительно устали. Бывает достаточно большая нагрузка. Бывает так, что ребенок просто не понимает задание и ему сложно сосредоточиться. И, может быть, Вы вспомните из своего детства, когда смотришь в книгу – видишь фигу. Смотришь, читаешь, не понимаешь. А родители рядом: «давай, давай, ну что ты не понимаешь, о чем ты думаешь?» . Есть родители, которые вообще подзатыльники детям дают, и это огромная катастрофа, ребенок начинает заранее боятся и тревожится: « а что, если я не пойму задание?». Он уже начинает заранее ждать, что на него накричат или ударят. Это формирует нервозное состояние, которое совершенно не способствует продуктивности.

Помощь в выполнении заданий

Нужно ли помогать ребенку с домашней работой? Вообще ничего страшного в помощи ребенку в домашней работе нет. Некоторые родители думают, что в этом что-то не так и что-то с ребенком не то. Если ребенок просит помочь, нужно помочь. Но есть разница между тем, чтобы помогать, быть рядом, побуждать и наводить (помогать наводящими вопросами) и разница между тем, что делать вместо него. Ребенок просто тихо сидит, а мама тащит на себе все домашнее задание. Есть правило, которое называется в психологии: «Правило уменьшающегося костыля».  Помогать с ДЗ нужно обязательно в самом начале обучения, чтобы помочь ребенку правильно организовать выполнение домашней работы, чтобы научить его, где и что положить, как глазками смотреть сюда и туда, как выбирать карандаши, как следовать заданиям и т.д. Есть дети, которым необходимо присутствие родителей всю начальную школу. Это дети, которым действительно сложно сосредоточиться, сложно себя организовать, дети, которые легко отвлекаются, быстро устают. В этом нет ничего страшного. Главное, стараться как можно больше делегировать задание ребенку. Сначала Вы ему помогаете, в чем-то подсказываете, что-то ему говорите, затем, как уменьшающийся костыль, нужно просто быть рядом и смотреть за выполнением. Не торопитесь сказать ребенку, что ты сейчас что-то сделал неправильно. Дайте ему возможность доделать, и говорите: «Теперь давай проверь внимательно глазками, посмотри.» И будет полезно, если ребенок сам увидит свою ошибку. Потому что, если ребенок пишет, и мама каждую секунду ему: «здесь неверно, здесь посмотри, здесь посмотри, тут исправь», ребенок потеряет концентрацию и веру в свои силы. Кроме того, он не научится сам проверять и видеть свои ошибки. Постарайтесь дать ему возможность исправить самому. Можно использовать черновик. Либо спросить ребенка, чтобы он рассказал, как он собирается написать, через какую букву. Вам нужно взывать к тому, чтобы ребенок сам через какое-то время посмотрел и проверил, увидел и исправил свою ошибку. Вы все время находитесь в очень конструктивном диалоге, потому что ворчание, критика и ругань со стороны родителей во время выполнения уроков хуже, чем полное отсутствие помощи. Если ребенок в начальной школе – это нормально сидеть с ним и помогать ему. Иногда дети просят просто находиться с ними в комнате. Вы можете для постепенного перехода сказать: «давай, я не рядом с тобой буду сидеть, но я могу сидеть в комнате. Я могу читать или что-то делать за компьютером. Или могу свои дела делать, например, в комнате, но я буду здесь. Тебе это поможет? Ты хочешь, чтобы я была в комнате?»  Если например, вы знаете, что ребенок просит Вас выйти из комнаты и начинает заниматься всем, чем угодно, только не уроками, Вы можете в немного авторитарном порядке сказать: «знаешь что, я буду в комнате, я вижу, что это тебе больше помогает сосредоточиться и работать. Потому что когда я выхожу, я не вижу, что ты работаешь».

Если ребенок настаивает на помощи, лучше задавать вопросы, чем сразу же объяснять. Чаще спрашивайте ребенка: « а как ты думаешь?» Когда ребенок спрашивает: «Мам, а что здесь?» — «А как ты думаешь? Сделай свое предположение, напиши в отдельном черновике, как бы ты решил.» Вы постоянно с ним находитесь в диалоге-размышлении, обращаясь к его сознательности, к его умению размышлять. Не ругайте его, если он говорит какие-то глупости, потому что тогда он будет бояться сделать эти предположения. Например, он называет проверочное слово совсем из другой области, Вы скажите: «Посмотри, как тебе кажется так или не так. А еще какие слова? А еще что похожее есть?».  Ваша задача не показать ему, как у него не получается. Ваша задача показать ему, что Вы уверенны, что он сможет. Если ребенку что-то непонятно, Вы можете его направить туда, где он может посмотреть ответ или почитать правило, инструкцию, обязательно  делайте это: «Как ты думаешь, где мы можем посмотреть ответ? Где мы можем найти правило? Подумай, есть ли в учебнике? Давай попробуем его найти.»  Нам нужно учить детей искать ту информацию, которая им нужна.

Можно ли делать ДЗ за ребенка, если он не успевает? Этого делать ни в коем случае нельзя, потому что ребенок должен понимать, что это его ответственность. Он должен это видеть реально, не только слышать с Ваших слов, но и видеть. Он должен рассчитывать на свои силы. И если ребенок не успевает закончить ДЗ вовремя, и Вы видите, что он устал, что он клюет носом, и Вы понимаете, что никакого прока от выполнения такого задания нет, то лучше все отложить, закрыть и сказать о том, что ВЫ проснетесь раньше утром. Лучше выспаться, продуктивность повысится. Поставить будильник на раннее время, чем сидеть до полуночи. А если по каким-то причинам не получилось проснуться, ребенок не встал, не сосредоточился, пусть именно ребенок столкнется с естественными последствиями  того, что он не доделал уроки. Пусть все останется, как есть. Расслабьтесь. Если в самый последний момент Вы все начнете делать за ребенка, это будет катастрофа. Ребенок будет знать, что чтобы ни случилось, есть мама , которая за меня сделает. Какой в этом смысл? Закройте глаза и представьте, что у Вас сейчас мячик в руках. Увидьте этот мячик. Этот мячик, который Вы сейчас держите в руках, это Ваша ответственность, которую Вы держите за уроки Вашего ребенка. Представьте, что Вы подходите к Вашему ребенку и передаете ему в руки этот мячик.

Дать право на ошибку

При выполнении ДЗ не нужно стремиться к идеальному результату. Поразмышляйте, пжста, а бывают ли вообще идеальные места, вещи, люди? В каждом можно найти плюсы и минусы. Пусть ребенок делает, как может, с помарками, немножко неровно. Подумайте о том, что ребенок – это не взрослый, вспомните о его возрасте. Нужно помогать  ребенку идти к аккуратному выполнению, но не заставляйте его переделывать до идеального состояния. Если ребенок говорит: «Я не знаю, как делать», предложите ему сделать так, как будто он умеет и знает. Попросите его притвориться и представить, что он знает и посмотреть, что произойдет, что из этого получится. Ребенку нужно дать право на ошибку. Кто не ошибается, тот не учится. Ничего страшного не произойдет, если ребенок допустит ошибку. Всегда есть возможность ее исправить, понять, потренироваться. Попробуйте осознать сами и донести до ребенка: «человеку свойственно ошибаться, это нормально, вся жизнь – это череда ошибок и уроков, и нужно ошибку воспринимать как урок, как возможность чему-то научиться, а не как провал и трагедию». Не ругайте ребенка за ошибки!

Эмоции, как  с ними справляться?

Родители ожидают, что ребенок должен быть спокойным, благодарным за то, что Вы с ним сидите и помогаете ему. Эти ожидания как правило не оправдываются. Позвольте ребенку позлиться и выразить эту злость. Возможно, ребенку захочется ударить кулаком по столу, позвольте ему это. Помните о том, что лучше эмоции вовне, чем внутрь и будут разрушать изнутри. Не нужно требовать от ребенка во время выполнения домашнего задания хорошего идеального поведения. Ваша задача принимать чувства ребенка. При этом Вы не вовлекаетесь и не заражаетесь его эмоциями. Эмоции ребенка не имеют к Вам никакого отношения, они относятся к выполнению ДЗ. Чтобы успокоить ребенка, возьмите его за плечико, помассируйте голову, погладьте легонько по спинке. Дети любят тактильные прикосновения. Можно сказать: «Успокойся, сынок, давай, работаем дальше». Вы можете использовать самораскрытие и сказать: «Знаешь, для меня это тоже урок, я тоже учусь вместе с тобой, я учусь терпению, учусь мягко говорить, я очень стараюсь и надеюсь, что ты постараешься. Давай друг другу помогать». Когда Вам не удается сдержать свое раздражение и злость, скажите ребенку: «Я сейчас вернусь», выйдите в другую комнату, попейте воды, помойте лицо холодной водой и скажите себе: «возможно, если я закричу на ребенка, я выпущу свой гнев, мне будет легче, я помогу себе, но ребенку я сделаю только хуже. Я еще раз создам ему негативную установку на ДЗ».

Перекус

В комнате ребенка должен стоять небольшой перекус или «вкусная тарелочка», состоящий из полезных для здоровья ребенка продуктов. Это могут быть яблоки, морковка, орешки, семечки. Дети часто хотят подкрепиться, пожевать и за этим они идут на кухню во время ДЗ. Вы создаете ассоциацию у ребенка, что ДЗ связана с чем-то приятным.  Можно спросить у ребенка: «что тебе нарезать во вкусную тарелочку?» Ему не нужно никуда бегать.  Также можно поставить стакан с чистой водой можно немного с лимоном. Соки не рекомендуется, потому что в них много сахара.

Делать уроки «за компанию»

Исследования показали, что дети быстрее и лучше делают ДЗ, если рядом есть ребенок, который делает такую же работу. Если есть возможность можно делать ДЗ с кем-то из одноклассников. Это создает чувство общности: «Мы вместе, я не один». Вы можете сказать: «давайте Вы сделаете вот это, а потом сможете немного поиграть вместе». Будьте готовы к тому, что Вам необходимо будет проконтролировать и организовать этот процесс.


Дьячкова Татьяна Геннадьевна Практикующий клинический психолог —
г. Москва

Виктория Спахова

Обратиться к психологу →

Related Posts

Вас пугают интересы вашего ребенка?

Вас пугают интересы вашего ребенка?

Оптимальное развитие. Ранняя юность 14(15) лет— до 18 лет.

Оптимальное развитие. Ранняя юность 14(15) лет— до 18 лет.

Оптимальное развитие. 13-15 лет. Кризис 13 лет.

Оптимальное развитие. 13-15 лет. Кризис 13 лет.

Оптимальное развитие. От 6(7) лет — до 12 лет. Кризис 7 лет.

Оптимальное развитие. От 6(7) лет — до 12 лет. Кризис 7 лет.

No Comment

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Метки

БИБЛИОТЕКА ГОТОВИМСЯ К УРОКАМ ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ. КОРОНАВИРУС КАК ВЫБРАТЬ СПЕЦИАЛИСТА КАК ПЕРЕЖИТЬ НЕПРИЯТНОСТИ КОНФЛИКТЫ И РЕШЕНИЯ КПТ ЛЮБОВЬ. БРАК. ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ НАРУШЕНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ НЛП ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ О МОЗГЕ ОПТИМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ В ЧС ПМПК ПОДРОСТОК ПОЗНАЁМ СЕБЯ ПРОБЛЕМА-ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХИАТРИЯ ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ПСИХОСОМАТИКА РАБОТА С ЧУВСТВАМИ. ЭМОЦИЯМИ РАЗВОД И ДЕТИ РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЬНИКОВ РОДИТЕЛЯМ ШКОЛЬНИКОВ СКАЗКОТЕРАПИЯ СТРАХИ И ФОБИИ СУИЦИД ТЕХНИКИ ДЛЯ САМОРАЗВИТИЯ ТРУДНЫЙ РЕБЁНОК УПРАЖНЕНИЯ. ТРЕНИНГИ. ЗАНЯТИЯ УСТАНОВКИ ТРИГГЕРЫ ИСКАЖЕНИЯ ВОСПРИЯТИЯ ЦЕЛЬ УВЕРЕННОСТЬ ШКОЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ