Диагностика канала восприятия (визуал, аудиал, кинестетик)

Диагностика канала восприятия (визуал, аудиал, кинестетик)

В помощь родителям и учителю 

Определить ведущую модальность можно

По наблюдениям:

  • Визуалы – вспоминая, устремляют свой взгляд вверх. Это движение ярко выражено.
  • Аудиалы – вспоминая, водят глазами от уха к уху.
  • Кинестетики – смотрят прямо или куда-то вниз.

При записи домашнего задания

  • Визуалы – послушно откроют дневник и перепишут с доски то, что задано.
  • Аудиалы – переспросят у учителя или соседа по парте. Дома могут перезвонить однокласснику и уточнить, что задано.
  • Кинестетики – чаще всего долго роются у себя в портфеле, задание предпочитают отметить прямо в учебнике.

Предикаты (предпочитаемые слова)

  • Визуалы – ясный, цветной,грязный, блестящий, яркий, темно, светло, красиво.
  • Аудиалы – звук, шум, крик, стук, слушать, кричать, громкий, тихий.
  • Кинестетики – холод, жара, ласка, чувствовать, шершавый, пушистый

Многое даст наблюдение за поведением детей на перемене.

  • Визуал: чаще всего остается в классе, если большинство учеников из него выходит. Для него главное — возможность спокойно окунуться в свои зрительные образы. Но ему могут помешать шумные диалоги аудиалов или подвижные игры кинестетиков. Тогда он предпочтет выйти в коридор, где будет наблюдать за другими детьми или рассматривать информацию на стенах.
  • Аудиалы используют перемену, чтобы наговориться и пошуметь. Особенно если на предыдущем уроке пришлось «держать рот на замке».
  • Для кинестетика перемена нужна, чтобы размяться, подвигаться.

Тест на определение ведущей системы восприятия мира: 

Выберите из данных ниже словосочетаний одно, которое, по вашему мнению, является наиболее подходящим, точным для Вас к данному понятию.

Плохая погода

  1. Завывание ветра, стук капель.(*)
  2. Зябко, ощущение сырости, влажный воздух.(-)
  3. Тусклое небо, серые тучи.(+)

Мёд

  1. Сладкий запах, липкие губы, тягучий.(-)
  2. Золотистая прозрачная жидкость.(+)
  3. Хлопок открывающейся банки, звон ложек, жужжание пчёл.(*)

Море

  1. Сине-зелёная вода, большие волны с белыми гребешками.(+)
  2. Тёплая солёная вода, горячий песок.(-)
  3. Шум прибоя, шелест волн, крики чаек.(*)

Яблоко

  1. Звонкий хруст укуса.(*)
  2. Круглый плод красного, желтого или зеленого цвета на высоком дереве.(+)
  3. Кисло-сладкий , сочный вкус, запах варенья.(-)

Снег

  1. Сверкающее, искрящееся на солнце белое покрывало.(+)
  2. Холодный, мягкий, пушистый.(-)
  3. Скрипит под ногами, потрескивание наста.(*)

Ключ к тесту: Если среди ответов больше тех, что обозначены знаком “+” — это визуалы, больше со знаком “*” — аудиалы, больше ответов со знаком “-“ — кинестетики.

Можно использовать тест для родителей “Методика определения основного канала восприятия” — из книги серии “Мир вашего ребенка” — “Психология детства – азбука для родителей” О.А.Кулягинова. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Методика определения способа познания (ведущего канала восприятия) у дошкольников и младших школьников.
Инструкция. Читая материал опросника, отмечайте черты, присущие вашему ребенку. Затем суммируйте и сравните полученные результаты. Одно из определений – аудиал (слуховое восприятие), визуал (зрительное восприятие) или кинестетик (тактильное восприятие) – соберет большее количество отметок. Это определение и будет означать тот способ познания, который наиболее характерен для ребенка.

Тестовый материал.

    1. ОБЩЕНИЕ.

Если мой ребенок хочет что-нибудь сказать, то…

Визуал

— Он говорит, используя самые простые обороты речи

— Он неправильно произносит некоторые слова и звуки

— Он пропускает наречия и предлоги
Аудиал

— Он использует те же обороты речи, что и взрослые

— Он использует грамматически правильные предложения

— Он рассказывает тщательным образом продуманные истории

Кинестетик — Его речь тяжело понять

— Он говорит короткими, грамматически неправильными предложениями

— Он стремится изобразить события, вместо того, чтобы рассказать о них

2. ЛЮБИМЫЕ ИГРУШКИ И СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ.

Во время игры мой ребенок…

Визуал

— Отдает предпочтения головоломкам и настольным играм

— Наслаждается компьютерными играми или играми с калькулятором

— Узнает о новых вещах, наблюдая

Аудиал

— Любит слушать аудиозаписи

— Любит книги и игру фантазии

— Учится новому, читая инструкции

Кинестетик

— Любит играть на свежем воздухе

— Наслаждается пребыванием в бассейне, на катке или горке

— Почти каждой игрушке находит полноценное применение

3.СЛОЖНЫЕ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ.

Когда мой ребенок начинает что-то делать руками, то…

Визуал

— Он пишет старательно

— Его художественные изделия очень аккуратны и красивы

— Он легко вырезает, раскрашивает, склеивает

Аудиал

— Он пишет достаточно неплохо

— Во время работы он разговаривает сам с собой

— Его художественные изделия достаточно привлекательны

Кинестетик

— Ему очень тяжело писать

— Многие буквы и цифры у него получаются некрасивыми

–  Его художественные работы неопрятны

4. ПРОСТЫЕ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ.

Когда мой ребенок начинает двигаться…

Визуал

— Настольные игры он считает лучшими, чем игры на свежем воздухе

— Любит бадминтон, поскольку эта игра очень хорошо ему удается

— Любит игры с четко установленными правилами

Аудиал

— Он больше разговаривает, чем играет

— Отдает предпочтение играм, требующим вербального общения

— Во время какой бы то ни было деятельности, разговаривает сам с собой

Кинестетик

— Игры на свежем воздухе считает лучше настольных игр

— Имеет хорошую координацию

— Не ходит спокойно, а носится

5. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАВЫКИ.

Когда мой ребенок находится в окружении других детей, то…

Визуал

— Даже в толпе остается одиноким

— Прежде чем принять участие в игре, следит за тем, как играют другие

— Долго привыкает к новым людям

Аудиал

— Буквально расцветает в кругу друзей

— Может мешать во время занятий в классной комнате, поскольку, очень много разговаривает — Часто отвечает за других и ведет себя несколько пренебрежительно

Кинестетик

— Коллективистский, но не очень разговорчивый

— Может причинять беспокойство, поскольку во время занятий в классе мешает своим соседям — Любит пошалить

6. ЭМОЦИИ.

Когда ребенка что-то тревожит, то он…

Визуал — Вообще не очень эмоционален

— Начинает нервничать, чувствуя обеспокоенность других

Аудиал

— Свободно рассказывает о своих ощущениях

— Может пойти на конфронтацию с другими по поводу своих ощущений

Кинестетик

— Эмоционально зависим и легко обижается

— Когда его призывают к порядку, реагирует гневно, не стесняясь и не раскаиваясь

7. ПАМЯТЬ.

Когда мой ребенок занимается, он…

Визуал — Может воспроизводить буквы и цифры по памяти

— Помнит о том, что ему показывали

Аудиал

— Лучше всего учится, заучивая наизусть

— Знает звуки, соответствующие буквам алфавита

Кинестетик

— Плохо запоминает

— Легко отвлекается

8. ШКОЛЬНЫЕ НАВЫКИ.

Когда мой ребенок находится в классной комнате, он…

Визуал

— Следит за опрятностью своей одежды

— Следит за чистотой своего рабочего места

— В свободное время отдает предпочтение конструкторам, головоломкам, разным видам искусства и ремесел

— Медленно привыкает к новой ситуации

Аудиал

— Его внешний вид не очень неряшлив, но и не очень опрятен

— Ему приходится напоминать о том, чтобы он убрал свое рабочее место

— Он внимательный и послушный

— Он исполняет соло в большинстве дискуссий и часто говорит воспитателю о чьем-то неправильном поведении

Кинестетик

— Он абсолютно не заботится о своем внешнем виде и нередко бывает весьма неопрятен — Работает в окружении полнейшего беспорядка, способен переворошить свое рабочее место за несколько минут

— Проявляет большую активность во время игр

— Вынужденный сидеть на одном месте, буквально корчится и извивает

Особенности обучаемости детей с разным типом восприятия

  • Визуалы – лучше воспринимают новый материал, когда он написан в книге, на доске, представлен схематически. Визуалы лучше справляются с письменными заданиями, а не с устными. Они лучше овладевают правилами правописания и меньше делают орфографических ошибок. Для осмысления и запоминания материала визуалу нужно чертить, штриховать, рисовать, записывать с доски то, что он там увидел. Визуал любит картинки и краски, а также видеть и составлять таблицы и схемы.
  • Аудиалы – лучше воспринимают информацию на слух, с большей охотой говорят и слушают, запоминая произношение слов и интонации, читают вслух, учат стихи и готовят пересказы. Предпочитают слушать информацию, записанную на магнитофон, нежели читать её про себя. Они лучше пишут изложения, диктанты. Но аудиалы и самые отвлекаемые на любой звук ученики.
  • Кинестетики – лучше усваивают материал, когда могут его исследовать через активные движения. Кинестетикам необходимы действия: что-то подчеркнуть, обвести, соединить, переставить, наклеить, вырезать и т.д. У них хорошо развита моторная память, и они легче усваивают новую информацию, записывая её за учителем или списывая из источника. Эти дети с удовольствием пишут на доске. Любят принимать участие в разыгрывании сценок по изученному материалу.

Знание таких особенностей учащихся дает учителю возможность не только лучше понимать внешние и внутренние реакции учеников, но и предлагать задания, рассчитанные на разные особенности и потребности. А это как путь к лучшему взаимопониманию, так и способ облегчить восприятие и освоение школьного предмета. Чтобы наладить эффективное взаимодействие, учителю необходимо учиться “присоединяться” поочередно к каждой группе учеников, т.е. один и тот же материал давать 3 раза, но на разных “сенсорных языках”. Учет сенсорных особенностей учеников позволяет учителю избежать многих трудностей при обучении, помогает заложить более прочную базу знаний, и, следовательно, значительно повысить эффективность деятельности педагога.

Примеры методов и приёмов личностного подхода в обучении младших школьников с учётом их доминирующего канала восприятия.”

  • При изучении нового материала составляю опорные схемы при активном участии детей. Аудиалы, проговаривая правила, хорошо их запоминают. Схемы оформляю в разных цветах и на доске работаю мелом разного цвета. Это очень важно для визуалов. После того, как схема коллективно составлена, дети переписывают её в специальную тетрадь. Это помогает лучшему усвоению материала кинестетиками.
  • Объясняя новый материал, стараюсь говорить выразительно, важные моменты выделяю интонацией. Прошу повторить детей. Это важно для аудиалов. Прочитаем это правило в учебнике, разберём его. “Как поняли?” (Для визуалов)
  • Советую родителям детей-кинестетиков испробовать такую методику при изучении правил или стихов: проговаривать текст и одновременно наматывать нитки на клубок, а потом их разматывать. Или выполнять упражнение “Лежачая восьмёрка”
  • При работе с орфограммами подчёркиваем их ручкой зелёного цвета.
  • Ежедневно провожу “Минутку орфографического проговаривания”. Читаем слова так, как они пишутся.
  • Детям-кинестетикам очень трудно сидеть без движения, поэтому я регулярно провожу физкультминутки.
  • Ребенок-визуал, как правило, немногословен. Поэтому развитию речи нужно уделить особое внимание, так же как и коммуникабельности. Если малыш шалит, самое эффективное замечание – жест, например, пригрозить пальцем или укоризненно покачать головой. Аудиал отреагирует на устное замечание, а расшалившегося кинестетика можно успокоить, положив ему руку на плечо.

Общая характеристика детей

Визуал

Организован, наблюдателен, как правило спокойный. С трудом запоминает словесные инструкции (переспрашивает), при этом — хороший рассказчик. Хорошо помнит то, что видел. При разговоре подбородок держит вверх, голос может быть высоким. Имеет живую, образную фантазию.

Обладают хорошей зрительно-тактильной координацией.

Хорошо развита мелкая моторика (глаз — рука).

Предпочитают настольные игры, охотно рисуют, мастерят, моделируют, быстро осваивают компьютер, любят головоломки, раскраски.

Не любят прикосновений.

Аудиал

Легко отвлекается. Легко повторяет услышанное. Задумавшись, разговаривает сам с собой. Шевелит губами при чтении, проговаривая слова. Говорит ритмически. Предпочитает счет и письмо.

В группе часто бывает самым разговорчивым, любит дискуссии.

Чувствителен к интонации.

Дети любят петь, рассказывать стихи, задают бесконечное количество вопросов, правильно и хорошо говорят.

Рано проявляют интерес к чтению, охотно читают вслух и легко запоминают указания учителя.

Уверен в себе, легко общается как со сверстниками, так и со взрослыми. Эти дети главные участники всех игр, чаще занимают лидирующие роли.

Легко выполняют даже сложные указания учителя, но быстро надоедают занятия, требующие усидчивости и работа над индивидуальным заданием.

Кинестет

Отвечает на физическое поощрение. При общении стоит близко, касается людей.

Обилие движений, много жестикулирует.

Раннее физическое развитие. Лучше обучается, делая.

При чтении водит пальцами.

Подбородок держит вниз, голос может быть довольно низким.

Хорошо помнит общее впечатление о событии.Любят, чтобы до него дотрагивались во время разговора.

Им необходимо двигаться, бегать, раскручивать, трогать, пробовать и нюхать — это их способ восприятия мира, они по-другому просто не понимают (это не означает, что они подвижные люди). Даже если они читают инструкцию, им необходимо тут же попробовать то, что там написано, на практике, иначе они просто не воспримут текст.

Требуют немедленного удовлетворения желаний и не готовы бороться с трудностями.

Плохо развита мелкая моторика.

Параметры наблюдения:

Направление взгляда в момент припоминания:

  • Аудиалы — Средняя линия
  • Визуалы — Верхняя линия
  • Кинестетики — Нижняя линия

Жесты:

  • Аудиалы — На уровне груди
  • Визуалы — Выше плеч
  • Кинестетики — Ниже груди

Словарь общения:

  • Аудиалы — Характерно употребление слов, связанных со слуховым восприятием (голос, послушайте, обсуждать, молчаливый, тишина, громкий, благозвучный и т. д.).
  • Визуалы — Употребляет существительные, глаголы, прилагательные, связанные в основном со зрением (смотреть, наблюдать, картина, на первый взгляд, прозрачный, яркий, красочный, как видите и т.д.)
  • Кинестетики — В основном использует слова, описывающие чувства или движения (схватывать, мягкий, теплый, прикосновение, гибкий, хороший нюх и пр.).

Особенности внимания:

  • Аудиалы — Легко отвлекается на звуки
  • Визуалы — Шум практически не мешает, но может отвлекаться на движущиеся объекты.
  • Кинестетики — Вообще трудно концентрировать свое внимание, и его можно отвлечь чем угодно, не может работать в неудобной позе (мало места)

Отдых в свободное время:

  • Аудиалы — Используют отдых, чтобы наговориться и пошуметь, особенно после долгого молчания.
  • Визуалы — Чаще всего остается в группе, разглядывает книжки, картины на стенах.
  • Кинестетики — Отдых нужен, чтобы размяться, подвигаться.

Внешний вид:

  • Аудиалы — Шумный, громкоголосый, всегда слышно только его
  • Визуалы — Опрятный, дисциплинированный
  • Кинестетики — Отличается обилием движений, неопрятен, часто ходит с исписанными руками.

Рабочее место:

  • Аудиалы — Все принадлежности в беспорядке разбросаны по парте. Несколько рабочих мест, организованных функционально.
  • Визуалы — Рабочее место организовано и упорядочено, вещи расположены в вертикальном порядке
  • Кинестетики — Рабочее место неорганизованно, вещи расположены в горизонтальном порядке, занимает много места

Речь:

  • Аудиалы — Говорит быстро, использует визуальные указатели, смотрит поверх голов
  • Визуалы — Говорит медленно, использует манипуляции и жесты, вовлекает учеников в игры, проекты, сценарии
  • Кинестетики — Говорит монотонно, любит дискуссии в классе. Организует чтение на уроке

Почерк:

  • Аудиалы — Окончание слов или строчки уходит вверх.
  • Визуалы — Письмо ровное.
  • Кинестетики — Окончание слов или строчки уходит вниз, все буквы кривые, много грязи и обводов при письме.

Рекомендации по индивидуальной работе с детьми в зависимости от ведущего канала восприятия информации.Как распознать у человека ведущий канал восприятия и переработки информации.
А теперь мы с вами поучимся определять ведущий канал восприятия у детей при помощи наблюдения и выполнения несложных экспериментов.

Конечно же, при обучении, воспитании необходимо учитывать особенности восприятия и переработки информации. Это относится и к родителям, и к педагогам и к воспитателям. Важно работать и общаться с ребенком на «его языке».

Направления работы:

Замечания:

  • Аудиалы — сказать шепотом » ш-ш-ш», делать словесные замечания
  • Визуалы — покачать головой, сделать замечание взглядом, погрозить пальцем;
  • Кинестетики — положить руку на плечо, взять за руку и отвести, т.е. прикоснуться.

При выполнении ребенком домашнего задания:

  • Аудиалы — не делать замечания, когда он в процессе запоминания издает звуки, шевелит губами; позволить проговаривать действия.
  • Визуалы — разрешить иметь под рукой листок, на котором он в процессе работы может чертить, штриховать, рисовать и т.д.;
  • Кинестетики — не заставлять сидеть долгое время неподвижно, давать возможность моторной разрядки (сходить в другую комнату, встать и попрыгать…).

При общении:

  • Аудиалы — используйте вариации голоса (громкость, паузы, интонации);
  • Визуалы — употребляйте слова, описывающие цвет, форму, местоположение, можно выделять цветом пункты в книге, использовать таблицы, схемы, наглядные пособия;
  • Кинестетики — используйте жесты, прикосновения, довольно медленную речь, позволяйте ему «обыгрывать» информацию

Организация запоминания:

  • Аудиалы — Запоминает, слушая. Читать вслух, обеспечить тишину;
  • Визуалы — Помнит то, что видел, запоминает картинами, важно постоянно видеть объект запоминания.
  • Кинестетики — Помнит общее впечатление; при запоминании соотносить с ранее полученным опытом. Разрешить вертеть в руках предмет.

Как посадить на занятие:

  • Аудиалы — Ближе к учителю, воспитателю, т.к. должен все услышать.
  • Визуалы — Подальше от окна, чтобы не отвлекался на разглядывание.
  • Кинестетики — Желательно посадить одного, дать больше места, обеспечить удобную позу.

Так, для визуалов желательно, чтобы информация была представлена в картинках, таблицах, схемах и диаграммах. Такие учащиеся предпочитают разбирать текст произведения или читать «с листа», чем слушать устное объяснение учителя. Кинестетики же лучше воспринимают информацию во время практического выполнения задания. Аудиалы должны обучаться при использовании устных объяснений преподавателя и аудиолекций.

Рассмотрим особенности сопровождения учащихся с учетом типа репрезентативной системы (ведущей модальности восприятия).

Для визуалов необходимо хорошее освещение рабочего места, в сумерках и при плохом освещении у них снижается работоспособность. Аудиалы должны обучаться в условиях тишины, незначительный шум в классе мешает им усваивать информацию.

Кинестетикам необходим комфорт. Тесная обувь или низкая температура в классе негативно влияет на их работоспособность и результаты деятельности.

Учитель должен обладать гибким стилем преподавания, владеть приемами воздействия на зрительную, аудиальную и кинестетическую сенсорные системы. Только воздействуя на разные сенсорные системы, меняя тон голоса и модальность употребляемых слов, выражение лица, жесты, вызывая определенные эмоции и переживания, можно добиться взаимопонимания и личностного контакта с каждым учеником.

Такое многосенсорное представление информации на уроке позволяет учащимся получать ее, используя свой ведущий канал восприятия, и развивать другие модальности.

Учителю необходимо помнить:

  • работая с учеником-визуалом, нужно использовать слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение с высокой скоростью смены деятельности. Выделять цветом различные пункты или аспекты содержания. Записывать действия, использовать схемы, таблицы, наглядные пособия. Ключевые слова визуальной модальности: видеть, наблюдать, смотреть, сфокусировать, мелькать, перспектива, картина, ракурс, отчетливо, ярко, туманно и т. д.;
  • работая с учеником-кинестетиком, необходимо использовать жесты и прикосновения, помнить, что кинестетики обучаются посредством мышечной памяти. Чем больше преувеличений, тем лучше они запомнят материал. Позволяйте им «играть» роль различных частей из вашей информации.. Ключевые слова кинестетической модальности; чувствовать, ощущать, притрагиваться, хватать, гладкий, шероховатый, холодный и т. д.;
  • работая с учеником-аудиалом, необходимо использовать вариации голоса (громкость, высота, паузы). Ключевые слова аудиальной модальности: слышать, звучать, настраивать, кричать, оглушить, скрипеть, звенеть, скрежетать, согласовывать, громкий и т. д.

Виктория Спахова

Обратиться к психологу →

Related Posts

Сенкевич Л.В., Донцов Д.А., Базаркина И.Н. — Психодиагностика

Сенкевич Л.В., Донцов Д.А., Базаркина И.Н. — Психодиагностика

Трудности в обучении у младших школьников и возможные причины

Трудности в обучении у младших школьников и возможные причины

Психические расстройства и расстройства поведения (МКБ-10)

Психические расстройства и расстройства поведения (МКБ-10)

Как убедить родителей пойти с ребёнком на ПМПК. Шпаргалка для педагога-психолога (Е.Абазян)

No Comment

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Метки

БИБЛИОТЕКА ГОТОВИМСЯ К УРОКАМ ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ. КОРОНАВИРУС КАК ВЫБРАТЬ СПЕЦИАЛИСТА КАК ПЕРЕЖИТЬ НЕПРИЯТНОСТИ КОНФЛИКТЫ И РЕШЕНИЯ КПТ ЛЮБОВЬ. БРАК. ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ НАРУШЕНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ НЛП ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ О МОЗГЕ ОПТИМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ В ЧС ПМПК ПОДРОСТОК ПОЗНАЁМ СЕБЯ ПРОБЛЕМА-ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХИАТРИЯ ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ПСИХОСОМАТИКА РАБОТА С ЧУВСТВАМИ. ЭМОЦИЯМИ РАЗВОД И ДЕТИ РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЬНИКОВ РОДИТЕЛЯМ ШКОЛЬНИКОВ СКАЗКОТЕРАПИЯ СТРАХИ И ФОБИИ СУИЦИД ТЕХНИКИ ДЛЯ САМОРАЗВИТИЯ ТРУДНЫЙ РЕБЁНОК УПРАЖНЕНИЯ. ТРЕНИНГИ. ЗАНЯТИЯ УСТАНОВКИ ТРИГГЕРЫ ИСКАЖЕНИЯ ВОСПРИЯТИЯ ЦЕЛЬ УВЕРЕННОСТЬ ШКОЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ