Методика определения доминирующей направленности личности И.Д.Егорычевой.

Методика определения доминирующей направленности личности И.Д.Егорычевой.

Методика определения доминирующей направленности личности И.Д. Егорычевой используется для диагностики отношения  (положительного или отрицательного) подростка к себе и к обществу.  (Диагностика школьников старших и средних классов)

Положительное отношение выражается в приятии личностью себя и другого (общества) как целого, терпимом отношении к прошлому, в осознании значимости себя и другого как субъекта деятельности, общения,  в удовлетворенности социальным статусом, внешним обликом, в вере в осуществимость целей и т.д. Именно у школьников средних и старших классов формируется качественно новая структура мотивов и интересов, которая характеризуется устойчивым доминированием в ней преобладающих мотивов поведения.

Направленность личности рассматривается И.Д. Егорычевой как причинно-следственная связь доминирующих отношений — доминирующих социальных установок — доминирующих смыслообразующих мотивов ведущей деятельности — ее личностного смысла — жизненной позиции личности — личностных ценностей.

И. Д. Егорычевой были выделены 4 направленности личности: гуманистическая, эгоцентрическая, социоцентрическая и негативистическая и 8 акцентуаций.

Инструкция.

Дорогой друг, твоему вниманию предлагается ряд высказываний, выразив свое отношение к которым, ты сможешь увидеть особенности твоих взаимоотношений со сверстниками, взрослыми и с самим собой, а если существуют сложности, то ты сможешь определить некоторые их причины. Это поможет тебе сделать первые шаги по пути улучшения отношений с окружающими.

Свое отношение к высказываниям следует выразить, пользуясь следующими обозначениями:

  1. – Да, это так.
  2. – Пожалуй, так.
  3. – Затрудняюсь ответить.
  4. – Пожалуй, не так.
  5. – Нет, это не так.

Большинство высказываний состоят из двух частей. Ты должен выразить свое отношение к высказыванию в целом, следовательно, согласиться с ним ты можешь в том случае, если согласен с обеими его частями.

Старайся долго не задумываться над ответами: как правило, то, что первым приходит в голову, наиболее адекватно отражает внутреннее состояние человека, его отношение. Чем более искренним ты будешь в ответах, тем более точную и полную информацию о себе ты можешь получить.

Желаем успеха!

Опросник.

  1. Я избегаю общения со взрослыми, так как они относятся ко мне и обращаются со мной как с маленьким, а я взрослый и уверен, что нужно считаться и с моими взглядами, и с моими интересами.
  2. Я расстраиваюсь, когда люди не могут отложить какие-то свои дела, чтобы сделать что-то важное для коллектива, для класса.
  3. Когда хвалят других, мне тоже хочется добиться каких-то успехов, чтобы отметили и меня.
  4. Я не нарушаю своих обещаний.
  5. Мне кажется бессмысленным многое из того, чем занимается большинство людей, да и то, чем занимаюсь я, тоже имеет мало смысла.
  6. Мне во многом не нравится наша компания, зато я чувствую себя там со всеми на равных, чувствую себя взрослым.
  7. Если говорить об уважении, то уважительно относятся к тому, у кого крутые  знакомые и кто классно прикинут, а у меня этого нет.
  8. Когда я буду взрослым, я хочу зарабатывать много денег, но тратить я их буду не только на себя, но и на других, например, помогать бедным.
  9. Я почти всегда делаю так, как говорят взрослые: они плохого не посоветуют.
  10. Когда нужно принять участие в каком-либо общем для класса деле, но это противоречит мои интересам (нет времени, желания и т.д.), я всегда стараюсь найти компромисс, чтобы было хорошо и ребятам и себе.
  11. Я никогда не совершаю поступков, за которые мне бывает стыдно.
  12. Мое собственное мнение? Кому оно нужно? Все решают те, кто наверху, — учителя, родители, президент. Только на их мнение мне лично тоже наплевать.
  13. Большинство моих приятелей только и делают, что стонут про тяжелую, скучную жизнь, а я сам делаю свою жизнь такой, какой хочу, — все от самого человека зависит.
  14. Мне важно, что думают обо мне ребята, и я частенько соглашаюсь с ними только затем, чтобы они не изменили отношения ко мне.
  15. Каждый человек — личность; в каждом есть то, за что его можно уважать. Я всегда стараюсь увидеть это, поэтому и ко мне большинство окружающих относятся с уважением.
  16. Я никогда не опаздываю.
  17. Мне очень важно, что думают обо мне знакомые мне взрослые, и мне очень хочется заслужить их уважение.
  18. Я всегда сначала делаю уроки, а уже потом гуляю, играю в компьютерные игры.
  19. Я часто думаю, что я никому не нужен, да и я не нуждаюсь ни в ком.
  20. Я считаю, что если ты личность — ты должен всегда иметь свое мнение и отстаивать его, несмотря ни на что.
  21. Мне кажется, что жизнь других людей интересная, яркая, а у меня как-то все серо и буднично.
  22. Когда меня несправедливо обижают мои приятели, я не сержусь и не грублю им, так как считаю это недостойным, и к тому же думаю, что они так поступают не потому, что плохие, а потому, что так складываются обстоятельства (настроение, состояние, незнание ситуации и т.д.).
  23. Я всегда говорю только правду.
  24. У меня часто возникает мысль, что ничего хорошего из меня не получится, думаю, что и из большинства моих приятелей вряд ли получится что-то путное.
  25. Я всегда выполняю просьбы родителей.
  26. Бывает, что я выполняю порученное мне дело, не задумываясь, кому и зачем это нужно; поручили и выполняю, чтобы не приставали или чтобы избежать наказаний.
  27. Часто бывает, что я плохо веду себя с окружающими не потому, что я плохой человек, а потому, что они не понимают меня, да и не хотят понять.
  28. Ребята не очень уважают и интересуются моим мнением, и, честно говоря, я думаю, что их суждения, мнения, мысли действительно более интересны.
  29. Мне и большинству моих приятелей в сегодняшней непростой жизни удается находить способы и повод для радости и надежды на хорошее будущее.
  30. Я никогда не сплетничаю.
  31. Я часто бываю безответственным, лживым, поступаю непорядочно, но для большинства людей ответственность, порядочность, честность — только красивые слова, а на деле они такие же, как и я.
  32. Для того чтобы добиться чего-то значительного в жизни, нужно думать только о себе, а все разговоры о пользе для других будут только мешать достижению цели.
  33. Вообще-то взрослые правы, когда говорят, что я плохой. Только они должны понимать, что я о них думаю так же.
  34. Я думаю, что люди, которые говорят, что для них более важными являются интересы общества, чем свои собственные, чаще всего лгут.
  35. По сравнению с другими и я сам, и мои успехи кажутся мне незначительными.
  36. Я с уважением отношусь не только к своим мнениям, убеждениям, интересам, но и к мнениям, убеждениям, интересам других.
  37. У меня никогда не возникает раздражения против моих родителей.
  38. Бывают минуты, когда мне не хочется жить, потому что я сам себе становлюсь противен и вижу, насколько отвратительны люди, которые меня окружают.
  39. Когда окружающие научатся уважать меня, тогда и я стану уважительно к ним относиться.
  40. Другим ребятам все удается гораздо легче, чем мне. Думаю, и в будущем им будет проще, чем мне, достичь каких-либо успехов.

Ключ к тесту

Всего тест содержит четыре шкалы, направленные на положитель­ное или отрицательное отношение к себе и к обществу, а также шкалу лжи. Преобладание положительного отношения к себе обозначается как Я+; отрицательного — как Я-. Преобладание положительного отношения к обществу — как О+, отрицательного — как О-. Сочетания Я+, Я-, О+, О- оказались связанными с проявлением определенного типа направлен­ности личности:

Я+, О+ — гуманистическая направленность;

Я+, О- — эгоистическая направленность;

Я-, О+ — депрессивная направленность;

Я-, О- — суицидальная направленность личности.

Порядок обработки полученных результатов:

подсчет шкал отноше­ний производится в соответствии с ключом (таблица 1).

Таблица 1

1.Я+0- 9. Я-О+ 17. Я+О+ 25. Л 33. Я-О-
2. Я- О+ 10. Я+О+ 18. Л 26. Я-О- 34. Я+О-
З.Я+О+ И. Л 19. Я-О- 27. Я+О- 35. Я-О+
4. Л 12. Я-О- 20. Я+О- 28. Я-О+ 36. Я+О+
5. Я- О- 13. Я+О- 21.Я-О+ 29. Я+ О+ 37. Л
6.Я+О- 14.Я-О+ 22. Я+О+ 30. Л 38. Я-О-
7. Я- О+ 15. Я+О+ 23. Л 31. Я- О- 39. Я+О-
8. Я+ О+ 16. Л 24. Я- О- 32. Я+ О- 40. Я-О+

Обработка, расчет данных.

Количественной обработке подлежат только ответы, выражающие согласие испытуемого, т.е. обозначенные цифрами 1 и 2.

При 5 (и более) положительных ответах в анкете по «Шкале лжи» (высказывания 4, 11, 16, 18, 23, 25, 30, 37) полученные результаты нельзя считать достоверными. Превышение по «Шкале лжи» может свидетельствовать о неадекватных представлениях личности о самой себе, об испытываемых опасениях, нежелании раскрыться; а также, возможно, о принятых личностью идеальных желаемых представлениях о себе, транслируемых как действительные.

Обработка данных

  1. Подсчитывается суммарное алгебраическое значение по шкале «Я» и по шкале «О».
  2. Полученные значения «Я» и «О» заносятся в график (см. рис. 5)
  3. Выявляется тип личностной направленности.
  4. Преобладание «крайних» ответов (1 и 5) по сравнению со «срединными» (2 и 4) может свидетельствовать об уверенной, возможно, авторитарной позиции автора, высокой личностной самооценке.
  5. Значительное количество ответов, обозначенных цифрой «3», может свидетельствовать о страхе презентировать свою позицию, конформном поведении автора анкеты, отсутствии у него устойчивой, обдуманной, самостоятельной позиции.
  6. Разброс ответов по различным типам направленности (в отличие от сконцентрированности ответов в основном в одном типе) может свидетельствовать о растерянности автора, отсутствии у него четких, продуманных и внутренне принятых представлений о себе как личности, о несформированности принципиальных позиций.
  7. Наличие ответов (более двух), относящихся к негативистской направленности, независимо от того, какой тип направленности выявлен, говорит о том, что автор нуждается в психологической помощи и поддержке.
  8. Анализ ответов «по горизонтали» — по критериям — может предоставить возможность выявления отношения личности к отдельным «объектам» (хотя и с достаточной долей условности). По тому, какое из утверждений выбирает испытуемый (относящееся к гуманистическому, эгоцентрическому, социоцентрическому или негативистическому типу направленности) позволяет предположить наличие несформированного или противоречивого отношения подростка к «объекту». Если он выбирает несколько утверждений, характеризующих один и тот же «объект», в зависимости от выбранных утверждений можно выявить наиболее «проблематичное место» в системе взаимоотношений подростка с миром.

График различных типов личностной направленности.

Уровень выраженности направленности личности определяется по формуле вычисления модуля векторных величин:

где О — количество баллов по шкале «направленность на общество»; Я — количество баллов по шкале «направленность на себя». Определение типа направленности личности вычисляется по форму­ле вычисления аргумента векторных величин:

где О — количество баллов по шкале «направленность на общество»; Я — количество баллов по шкале «направленность на себя».

Интерпретация, расшифровка полученных результатов

Я+, О+ – гуманистическая направленность личности.

При этой направленности личность не стремится к автономии, признавая право каждого на свободное самоопределение причем как индивидуально, так и в рамках группы. Главная Ценность для человека с такой направленностью – личность.

Я, Он, Она – конкретный человек и конкретное общество, состоящее из конкретных «Я», а не из абстрактных «Других». В этом типе выделяются подтипы или акцентуации: с преимущественно положительным отношением к себе – индивидуалистическая акцентуация гуманистической направленности и с преимущественно положительным отношением к другим – альтруистическая акцентуация.

Я+, О – эгоцентрическая направленность личности.

При этой направленности в центре внимания личности находится она сама, вся ее активность сосредоточена на себе, собственных интересах, проблемах; личность стремится к признанию обществом ее особой ценности. Основной ценностью для человека с такой направленностью является он сам, его мысли, его суждения, его интересы, его деятельность, результаты его труда. Человек с таким типом направленности очень требовательно подходит к оценке другого, принимая его в целом настолько, насколько он похож на него самого, насколько он согласен с его мнением, разделяет его симпатии и антипатии. В этом типе направленности выделяются две акцентуации: с преимущественно положительным отношением к себе, при отрицательном, в целом, отношении к обществу – индивидуалистическая акцентуация эгоцентрической направленности; и с преимущественно отрицательным отношением к обществу, при, в целом, положительном отношении личности к себе – эгоистическая акцентуация. Основой характеристики первого подтипа является меньшая жесткость и нетерпимость личности по отношению к обществу. Второму подтипу свойственна полная центрация на себе.

Я-, О+ – социоцентрическая (депрессивная) направленность личности

отличается прежде всего тем, что личность не приемлет себя. Человек не верит в свои силы, не верит, что ему самостоятельно удастся то, чего он желал бы достигнуть. При этом он уверен, что другие достигнут желаемого с легкостью, по крайней мере, гораздо проще, чем он. В этом типе направленности выделяются две акцентуации: с преимущественно положительным отношением к обществу, при отрицательном в целом отношении к себе – конформистская акцентуация; и с преимущественно отрицательным отношением к себе, при в целом положительном отношении личности к обществу – самоуничижительная акцентуация социоцентрической направленности.

Я-, О — негативистическая (суицидальная) направленность личности.

Человек не приемлет ни себя, ни других; он переживает свою несостоятельность как крайне дискомфортное внутреннее состояние. В этом типе направленности выделяются две акцентуации: с преимущественно отрицательным отношением к обществу, при отрицательном отношении к себе – мизантропическая акцентуация; и с преимущественно отрицательным отношением к себе, при менее отрицательном отношении к обществу – самоуничижительная акцентуация негативистической направленности.

В целом, методика дает возможность помочь в определении психологического самочувствия подростка, найти наиболее эмоционально комфортные или, наоборот, напряженные сферы взаимодействия; сделать обоснованный прогноз о причинах напряженных отношений со сверстниками, взрослыми и самим собой (если они существуют), а также определить направления работы по улучшению взаимоотношений с окружающими. Кроме того, знание реального состояния личностной направленности подростков поможет подобрать адекватные формы и методы взаимодействия с ними, что, безусловно, послужит повышению эффективности образовательной деятельности в целом.

Социально-психологическая модель личности И.Д. Егорычевой и параллели с типологиями личности других авторов.


Скачать методику можно здесь: oprosnik_egorycheva

Виктория Спахова

Обратиться к психологу →

Related Posts

Сенкевич Л.В., Донцов Д.А., Базаркина И.Н. — Психодиагностика

Сенкевич Л.В., Донцов Д.А., Базаркина И.Н. — Психодиагностика

Психические расстройства и расстройства поведения (МКБ-10)

Психические расстройства и расстройства поведения (МКБ-10)

Как убедить родителей пойти с ребёнком на ПМПК. Шпаргалка для педагога-психолога (Е.Абазян)

Диспраксия. Дислексия. Дискалькулия. Дисграфия.

No Comment

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Метки

БИБЛИОТЕКА ГОТОВИМСЯ К УРОКАМ ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ. КОРОНАВИРУС КАК ВЫБРАТЬ СПЕЦИАЛИСТА КАК ПЕРЕЖИТЬ НЕПРИЯТНОСТИ КОНФЛИКТЫ И РЕШЕНИЯ КПТ ЛЮБОВЬ. БРАК. ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ НАРУШЕНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ НЛП ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ О МОЗГЕ ОПТИМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ В ЧС ПМПК ПОДРОСТОК ПОЗНАЁМ СЕБЯ ПРОБЛЕМА-ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХИАТРИЯ ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ПСИХОСОМАТИКА РАБОТА С ЧУВСТВАМИ. ЭМОЦИЯМИ РАЗВОД И ДЕТИ РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЬНИКОВ РОДИТЕЛЯМ ШКОЛЬНИКОВ СКАЗКОТЕРАПИЯ СТРАХИ И ФОБИИ СУИЦИД ТЕХНИКИ ДЛЯ САМОРАЗВИТИЯ ТРУДНЫЙ РЕБЁНОК УПРАЖНЕНИЯ. ТРЕНИНГИ. ЗАНЯТИЯ УСТАНОВКИ ТРИГГЕРЫ ИСКАЖЕНИЯ ВОСПРИЯТИЯ ЦЕЛЬ УВЕРЕННОСТЬ ШКОЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ