Стах — друг или враг?

Стах — друг или враг?

Страх – это состояние нервного возбуждения, которое характеризуется переживанием чувства опасности или угрозы. Он является одним из самых первых чувств, испытываемых человеком в жизни, и он сопровождает человека на протяжении всего его жизненного пути. Страх – одна из базовых эмоций, и эта эмоция призвана защищать человека в случае опасности и неизвестности.

Страх был свойственен еще первобытному человеку, и когда он сталкивался с каким-то природным явлением или свирепым животным, именно страх заставлял его убегать, искать укрытия или вступать в схватку, чтобы спасти себе жизнь.

Но мы живем в современном мире, основная функция страха в котором сама по себе отошла на второй план. Сегодня нам уже не нужно прятаться от грозы, метать копье в мамонта или спасаться от саблезубого тигра. Однако страх принимает самые разные формы, и в некоторых случаях он, конечно же, помогает, но в иных ситуациях играет нам далеко не на руку.

В чем польза страха?

Страх может служить на благо человека, но лишь когда он напрямую связан с ситуацией и соразмерен ее масштабу, т.е. не преувеличен. В таких случаях было бы намного хуже, если бы страха не было, ведь если мы чувствуем опасность, он заставляет нас задуматься, стоит ли совершать тот или иной шаг.

Функции организма мобилизуются, и в результате мы готовы к непредвиденному развитию событий. На какой-то момент мы оказываемся как бы парализованы, и это позволяет нам сориентироваться, обдумать действия, рассчитать силы и принять решение, что же делать дальше: бежать, прятаться, противостоять чему-то.

Отсюда вывод, что страх не нужно заглушать. Наоборот, к нему следует прислушиваться, чтобы справляться с экстремальными ситуациями. А другой плюс страха в том, что он напоминает нам, что жизнь проходит и когда-то закончится. Это мотивирует к более осознанному и полноценному ее проживанию, заставляет нас не откладывать на потом важные вещи.

Страх способствует и самопознанию. Он словно говорит, что мы несем ответственность за все, что с нами происходит, указывает на то, что наша жизнь хрупка, а потому мы должны рассчитывать только на себя и свои силы. Мы сами кузнецы своего счастья и самим себе обязаны принимать в своей жизни активное участие. Но что же другая сторона медали?

В чем вред страха?

Когда страх оказывается надуманным и имеет мало общего с реальностью, когда угроза оказывается воображаемой и для нее просто нет оснований, страх оказывает разрушающее воздействие на человека.

Он может наносить относительный вред – ограничивать свободу человека, делать его пассивным, искажать и даже сужать его восприятие происходящего. И если такой страх возникает снова и снова, жить полноценной жизнью становится невозможно.

А еще необоснованный страх может наносить абсолютный вред, становясь серьезной психологической помехой в жизни. Мы теряем возможность реализовывать свой потенциал, делать то, что нам нравится, хочется и важно. И вот как раз с подобными страхами (кстати, о видах страхов и фобий вы можете почитать в отдельной статье «Поговорим о страхах?»).

В чем смысл работы со страхом?

Наверняка вы уже и сами сделали вывод, что жить, не испытывая страха, конечно же, нельзя. Если бы его не было, мы перестали бы чувствовать опасности и угрозы, ничего бы не боялись, а значит, стали бы недооценивать реальный мир, который может быть очень непредсказуемым. Итогом всего этого стали бы как минимум серьезные неприятности, а как максимум – смерть.

Так зачем же нам работа со страхом? На самом деле все очень просто: если не брать в расчет страх, который спасает нас от реальной опасности и смерти, а рассматривать только те страхи и фобии, которые мешают жить (страх публичных выступлений, страх успеха, страх близости с людьми и т.п.), умение справляться с ними автоматически сделает нашу жизнь лучше.

Преодолевая себя и переставая бояться чего-то, мы становимся сильнее как личности, раскрываем внутренние резервы, расширяем зону комфорта, развиваем интеллект, получаем массу полезных знаний и навыков, а также огромное количество возможностей, которых не было раньше.

Банальный пример: вы всегда мечтали стать оратором и с детства фантазируете, как выступаете перед огромной аудиторией, рассказывая о чем-то важном и интересном для вас и публики. Но вот незадача: вас охватывает ужас и паника, когда на вас одновременно смотрят хотя бы пять человек. В результате вы не можете осуществить свою мечту, заниматься тем, к чему лежит душа.

Начните работать с этим страхом. Пусть и не сразу, но через некоторое время вы перестанете бояться быть на виду у людей и сможете понемногу начать осваивать азы ораторского искусства. И если вы будете продолжать, ваша мечта превратится в реальную цель, которую вы вполне себе можете осуществить.

И таких примеров можно привести множество. Но самое интересное то, что принципы борьбы со страхами в большинстве случаев одни и те же. Достаточно усвоить несколько правил и приемов, и ваша жизнь начнет преображаться. А первым шагом на пути к избавлению от страхов будет понимание их причин.

Откуда берутся страхи?

Чем раньше мы выясним причину того или иного страха, тем раньше мы от него избавимся. Один из наиболее авторитетных исследователей страха – американский психолог Сильван Соломон Томкинс в своих исследованиях [Tomkins, 1962-1963] в качестве причин страха называет драйвы, эмоции и когнитивные процессы.

Драйв – это инстинктивное желание, а психологическое значение оно обретает, когда до критической отметки доходит его интенсивность. Мозг человека получает сигнал об остром физиологическом дефиците, что и активирует эмоцию страха.

Страх может быть активирован и любой эмоцией – здесь вступает силу принцип эмоционального заражения. К примеру, реакция испуга и возбуждения, из-за того, что ее нейрофизиологические механизмы схожи с механизмами, на которых основывается эмоция страха, может этот страх и активизировать.

Также страх может выступать и в качестве когнитивной оценки ситуации. Например, его может вызвать какой-то мысленный образ или воспоминание. Кстати, чаще всего именно когнитивные процессы служат отражением выдуманных, а не реальных ситуаций, вследствие чего человек начинает бояться того, что никакой угрозы на самом деле не несет.

Другой известный ученый – психиатр Джон Боулби в своей работе [Bowlby, 1969] указывает на роль в активации страха биологии. Он называет его причинами такие естественные сигналы опасности как резкое приближение какого-то объекта, внезапный шум или боль. Также он говорит, что страх может появиться, если человеку вдруг что-то напомнит о прошлых переживаниях или серьезных ошибках.

Приведем еще немного научных фактов: Австрийский психиатр и психолог Зигмунд Фрейд настаивал на том, что как детские, так и взрослые страхи проистекают из не нашедшего применения либидо. Эта энергия психических влечений, если она не используется, и трансформируется в страх.

Известные ученые Я. Стреляу, Я. Рейковский, Н. Д. Левитов, П. В. Бундзен, Л. С. Выготский, В. С. Мерлин, И. П. Павлов, Б. Кэннон, К. Ланге, У. Джеймс считали, что основной причиной страха являются физиологические механизмы, рефлекторные реакции на внешние и внутренние раздражители, нарушения процессов саморегуляции функционального состояния мозга.

В их работах также можно найти упоминания о том, что предрасполагающим для появления страха фактором является слабость нервных процессов, изменения в условиях жизни, перемены в деятельности.

Многие авторы (Ф. Д. Панер, Р. Д. Лифтон, А. М. Прихожан, А. И. Захаров и другие) рассматривают техногенные факторы (к примеру, люди, пережившие тяжелую катастрофу, больше предрасположены к страху) и социальные факторы (например, конфликты, массовая паника и т.д.).

Психолог Фриц Риман особое внимание среди факторов, влияющих на появление страхов, уделяет индивидуальным особенностям человека: наследственности, предрасположенности, индивидуальным условиям жизни, истории развития и становления личности.

Причины, по которым мы испытываем те или иные страхи, зависят от индивидуальных особенностей каждого из нас: пола, возраста, характера и темперамента, социальной среды. И условно страхи, исходя из причин, можно разделить на несколько групп:

  • Врожденные страхи – это страхи, связанные с коллективным бессознательным и обусловленные инстинктом самосохранения. Причины этих страхов кроются в подсознании каждого из нас, и устранить их очень сложно.
  • Приобретенные страхи – страхи, причиной которым послужили какие-то события в прошлом, например, сильные переживания, испуг, болезненный опыт и т.д. Эти страхи вполне поддаются проработке.
  • Воображаемые страхи – страхи, связанные с тем, с чем человек никогда не сталкивался. Причины таких страхов – рассказы людей, сообщения СМИ, влияние со стороны. Подобные страхи устраняются относительно просто.

Также мы можем выделить скрытые и явные причины страхов. Явные причины человек может помнить, знать и осознавать, а значит, и устранить их проще всего. А со скрытыми причинами все обстоит сложнее, и чаще всего они проистекают из детства.

К таким причинам можно отнести усиленную родительскую опеку или болезненную привязанность к родителям, разного рода искушения, неудовлетворенные потребности, следствия психологических травм, неразрешенные проблемы, внутриличностные конфликты и т.п.

Другая категория причин – когнитивно-сконструированные. К ним относятся такие вещи как чувство одиночества, чувство отверженности, подавленность, угроза самовыражению, невозможность самореализации, ощущение собственной неполноценности или даже неадекватности, чувство приближения чего-то плохого, негативное мышление.

Все вышесказанное указывает на то, что понимание и устранение причин страхов, а также устранение самого страха – это необходимое условие для сохранения психического здоровья человека и формирования психологической устойчивости.

Бесспорно, всем нам нужен страх, но только такой страх, который служит основой нашего благополучия. Любые другие страхи и фобии крайне негативно сказываются на жизни и личности, и нет сомнений в том, что их необходимо прорабатывать.


По материалам: https://4brain.ru/blog/what-to-do-with-fear/

Виктория Спахова

Обратиться к психологу →

Related Posts

Оптимальное развитие. 13-15 лет. Кризис 13 лет.

Оптимальное развитие. 13-15 лет. Кризис 13 лет.

Оптимальное развитие. От 6(7) лет — до 12 лет. Кризис 7 лет.

Оптимальное развитие. От 6(7) лет — до 12 лет. Кризис 7 лет.

Оптимальное развитие от 1 -до 3х лет.

Оптимальное развитие от 1 -до 3х лет.

Как создать оптимальные условия для развития ребёнка до 1 года.

Как создать оптимальные условия для развития ребёнка до 1 года.

No Comment

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Метки

БИБЛИОТЕКА ГОТОВИМСЯ К УРОКАМ ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ. КОРОНАВИРУС КАК ВЫБРАТЬ СПЕЦИАЛИСТА КАК ПЕРЕЖИТЬ НЕПРИЯТНОСТИ КОНФЛИКТЫ И РЕШЕНИЯ КПТ ЛЮБОВЬ. БРАК. ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ НАРУШЕНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ НЛП ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ О МОЗГЕ ОПТИМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ В ЧС ПМПК ПОДРОСТОК ПОЗНАЁМ СЕБЯ ПРОБЛЕМА-ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХИАТРИЯ ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ПСИХОСОМАТИКА РАБОТА С ЧУВСТВАМИ. ЭМОЦИЯМИ РАЗВОД И ДЕТИ РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЬНИКОВ РОДИТЕЛЯМ ШКОЛЬНИКОВ СКАЗКОТЕРАПИЯ СТРАХИ И ФОБИИ СУИЦИД ТЕХНИКИ ДЛЯ САМОРАЗВИТИЯ ТРУДНЫЙ РЕБЁНОК УПРАЖНЕНИЯ. ТРЕНИНГИ. ЗАНЯТИЯ УСТАНОВКИ ТРИГГЕРЫ ИСКАЖЕНИЯ ВОСПРИЯТИЯ ЦЕЛЬ УВЕРЕННОСТЬ ШКОЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ